1.Орг. момент. | _ Прежде чем начать урок, выясним у кого какое настроение. Настроение –это ваш интерес к уроку. Положите соответствующий смайлик на край стола. -Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся к началу летоисчисления. -А с какого года исчисляется наше время? Почему? - Мы будем говорить о наших предках. -Кто мне скажет, что обозначает слово предки? -Мы познакомились с новым словом: предки. -Ребята, скажите откуда мы узнаём значение новых слов? -Как вы думаете, а нужно ли нам, знать, как жили наши древние предки? Зачем? -Прежде чем совершить путешествие в историю по нашей великой стране, мы проверим домашнее задание. -Вспомните: кем были наши предки? -С ними связана тема прошлого урока и домашнее задание. | Дети выбирают смайлик соответственно своему настроению. Отвечают на вопросы. Рассуждают, высказывают свое мнение Отвечают на вопросы | Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания; - ответственно относится к своей учебной деятельности. |
2.Проверка домашнего задания 3. Физминутка | 1) Работа с тестами в группах. ( Класс делится на две группы. В каждой группе выдвигается один эксперт. Группы работают с тестами. Затем подводят итоги. Эксперты оценивают работу противника. Каждый правильный ответ- 2 балла.) ӏ вариант 1. Аланы это кто: а) сарматы б) скифы в) скифы и сарматы 2. Что являлось главным занятием славян? а) рыболовство б) охота в) земледелие 3. Какой путь проходил через Аланию? а) шелковый б) хлопковый ӏӏ вариант 1. Восточные славяне это: а) поляки, чехи, словаки б) русские, украинцы, белорусы в) сербы, хорваты, болгары 2. Чем прославились Аланы? а) земледелием б) скотоводством в) воинственностью 3. Столицей Древней Руси был: а) Новгород б) Киев в) Москва 2) Вопросы для всего класса. - В каком веке восточные славяне создали свое государство? - Кто стал правителем? - Какое название получило новое государство? ( В ходе урока за каждый ответ учащиеся получают по одному баллу ) -А теперь сделаем взаимопроверку: поменяйтесь индивидуальными листами с соседом по парте и проверяем, сверяясь с доской, не забудьте про сигнальные карточки. Если вы с кем – то не согласны, то сигнальте. -Мы проверили работу своих товарищей, теперь нам надо её оценить - ответ без ошибок- на 5. - ответ с небольшими недочётами- на 4. - ответ с ошибками и мало работал - на 3. -- если не отвечал и просидел этот этап, то немедленно включаюсь в работу и получу оценку на следующем этапе. - Поставьте оценку своему товарищу. Поменяйтесь листами. Возьмите оценочный лист, который лежит у вас на столе и впишите оценку за домашнее задание, которую поставил вам ваш сосед. Покажите свою оценку. Релаксация | Делятся на группы. Выдвигают экспертов. Обсуждают, выбирают правильный ответ. Подводят итоги. Оценивают работу противника, обосновывают свое решение. Самостоятельно отвечают на вопросы. Взаимопроверка работ и оценивание. Подводят итоги за домашнее задание. Под музыку выполняют упражнения . | Личностные: -проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -вступать в учебный диалог с учителем; Регулятивные: -соблюдение культуры учебного труда; - оценивать результаты своей деятельности |
5.Работа над новым материалом. 6. Закрепление пройденногоматериала. 7. Итог урока Рефлексия. | 1) Объяснение материала. - В древности люди верили, что мир устроен по божественному плану. Такую веру называли религией. -Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря. -Каждый народ по-своему представлял высшие силы, которые создали человека и природу. Чтобы обратиться к этим высшим силам. Даже в соседних странах совершали непохожие обряды. Постепенно люди поняли, что Бог, которого они по-разному называли, един. Общая вера помогала им понимать друг друга лучше. Так возникли мировые религии. Одной из них было христианство. -Объясните значение этого слова с помощью словаря. -История этой религии началось около двух тысяч лет тому назад. Иисус Христос обратился к людям делать добро и любить друг друга. Он учил, что вера в Бога не позволяет обманывать и совершать дурные поступки. Это испугало несправедливых людей, стоящих у власти. Христа схватили и распяли на кресте. Но его ученики, которых называли апостолами, разошлись по всему миру. Они рассказывали о Христе и объясняли, что он пострадал за людей. Тех, кто принял веру Христа, называли христианами, а их религия – христианством. Один из апостолов, Андрей, сам пришел на земли аланов и славян. Он рассказал им о христианстве. Это случилось в середине ӏ века. Слайд 3 - Но спустя несколько веков, их число выросло. С Vӏӏ века вера быстро распространилась, христианами стали аланские цари. В начале X века христианство стало государственной религией Аланской державы. Началось строительство церквей. Слайд 4 -Церкви построенные в X веке в Алании – самые древние во всей Руси. Священный символ христиан – крест. Принимающие христианскую веру проходили обряд крещения. Христианина, прославившегося служением Богу или совершившего подвиг во имя веры, признавали святым. Одним из аланских святых был Христодул (Философ ). Слайд 5 - Крещение Руси состоялось в конце X века. Правивший тогда князь Владимир начал с крещения киевлян. Затем ввели христианство в других русских городах. Слайд 6 - Первыми русскими святыми стали сыновья князя Владимира- Борис и Глеб. Слайд 7 -Первой женщиной – святой была на Руси жена князя Всеволода – аланка Мария ( Ясиня ). Ясиня от слова ясы- так в Древней Руси называли алан. Слайд 8 -Христианство уравнивало людей перед Богом и законом. Объединило Русь и Аланию с другими христианскими странами. Особенно с Византией. Византийцы учили славян строить, учиться. Появилась письменность. Русь укреплялась и развивалась. 2) Работа с учебником Читают текст в учебнике. - О чем из прочитанного мы не сказали на уроке? - Что же дало христианство Руси? - Сравните свои ответы с таблицей. Слайд 9 - А сейчас посчитайте свои баллы в оценочных листах и скажите, как вы сегодня работали на уроке. - Посмотрите на смайлики на партах и подумайте, изменилось ли ваше настроение. Если- да, то поменяйте смайлик. | Находят в толковом словаре значение слова религия и дают объяснение. Находят в словаре значение слова христианство и объясняют.
.
Читают текст в учебнике по абзацам, отвечают на вопросы.
Дети дают свои варианты ответов: укрепление государства, объединение с другими странами, развитие культуры, образования, архитектуры, появление письменности. Сравнивают свои ответы с записями на слайде.
Оценивают свою деятельность на уроке. Рассуждают, делают выводы.
Дети объясняют свое эмоциональное состояние и причину.
| Личностные: -проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -вступать в учебный диалог с учителем; Регулятивные: - формулирование познавательной цели; -планирование своих действий; -выдвижение гипотезы. Познавательные: -добывать новые знания. Познавательные: -добывать новые знания. Регулятивные: - формулирование познавательной цели; -планирование своих действий; -выдвижение гипотезы. Оценивание своего труда, желание повышения уровня знаний. |