Конспект урока по теме "Быт тамбовского крестьянина".
Конспект урока по теме "Быт тамбовского крестьянина".
Урок проводиться в школьном музее истории леса, созданном в 2005 году совместно с ФГУ «Моршанский лесхоз». На уроке использованы материалы школьного музея. · познакомить учащихся с бытом тамбовского крестьянина первой половины XIX века.
Цель урока:.
- познакомить учащихся с бытом тамбовского крестьянина первой половины XIX века;
- натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим, посмотреть на себя, как на потомков и наследников крестьянской России
- воспитание любви к своей Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Быт тамбовского крестьянина".»
Тема: « Быт тамбовского крестьянина первой половины XIX века».
( урок проводиться в школьном музее истории леса, основанном в 2005 году совместно с ФГУ «Моршанский лесхоз»)
Задачи урока:
познакомить учащихся с бытом тамбовского крестьянина первой половины XIX века;
вызвать интерес к данной теме;
натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим, посмотреть на себя, как на потомков и наследников крестьянской России;
воспитание любви к своей Родине.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с музыкой М.Мусоргского "Рассвет на Москва - реке.", отрывок из произведения А.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", экспонаты музея истории леса (предметы крестьянского быта, одежда), бубен, ложки, карточки-задания,
репродукции картин русских художников.
(Звучит музыка, учитель читает стихи И.Бунина.)
Стройный стан высокий, русая коса.
Весело ей в поле теплым, ясным утром!
Мил ей край родимый — степь и тишина,
Мил ей бедный север, мирный труд крестьян,
И с приветом смотрит на поля она:
На устах улыбка, а в очах раздумье....
Кто из людей искусства первой половины XIX века обращался к крестьянской теме? (вопрос к детям).
*М.И.Глинка, В.А.Тропинин, А.Г.Веницианов.
Рассматриваем репродукции картины А.Венецианова "На пашне», «Весна".
Какая деревня у него?
Русская деревня у него слишком условна и декоративна.
В чём?
*Крестьянка в праздничной одежде, легко и плавно ведёт по пашне двух лошадей в борону запряжённых.
Так ли безмятежна и радостна на самом деле была жизнь крестьян? Как мы увидели на картине Венецианова? Давайте выясним!
Чтение и анализ отрывка из "Путешествия..." ( Приложение №1)
Вывод! Тяжёлый труд, убогое жилище, бедность и нищета.
В ходе работы с отрывком формулируем тему и цель урока.
О чём же сегодня пойдёт речь? (ответы учащихся)
О быте крестьян.
Что входит в понятие "Крестьянский быт"? (Приложение №2)
1.Жилище (изба, предметы быта).
2.Семья.
3.Одежда.
4.Досуг.
Сообщение учителя о жилище (путешествие по русской избе).
Крестьяне жили в избах - срубных строениях- клетях. Крестьянские избы были довольно больших размеров от 18 до 25 квадратных метра. Нижняя часть избы называлась подклет, где находилась скотина, и хранились съестные припасы.
Из чего строили избы на Руси? (Дерево).
Почему? (Ответы учащихся.)
Во-первых, русская земля славилась своими лесами, поэтому стоило дёшево.
Во-вторых, дерево легко обрабатывалось, поэтому строительство шло быстро.
В-третьих, избы-клети легко можно разобрать и перевезти на другое место.
Дерево "дышит". В нём всегда сухо. Летом прохладно, зимой тепло.
Сообщение учителя.
Обязательным для русского жилища были печь, встроенные лавки вдоль стен и полати. К особенностям планировки в избе относится расположение красного угла со столом по диагонали от печи. Основная часть избы делилась на рабочую зону с печью и обрядовую, праздничную - красный или передний угол. (Сообщение о праздничной зоне).
Душой крестьянской избы была печь. Топились избы по-чёрному.
Объяснить! "по-чёрному".
Задание 1. Какие функции выполняла печь? Попробуем узнать?
Расшифровать анаграмму. (Приложение №3)
Сообщение учителя.
По диагонали от печи красный угол - почётное место. Здесь стояли на полке иконы, свешенные книги, горела лампада. Во время свадьбы это место занимали молодые, а в обычные дни - хозяин. Здесь же стоял стол, лавки, сундук.
Основу крестьянского существования составлял постоянный тяжёлый труд. Хозяйство было небольшое, но всё необходимое производилось в нем. Крестьяне изготовляли предметы быта, пряли, ткали, шили.
Задание 2.По признакам угадать, о каком предмете быта идет речь? Помогут вам в этом экспонаты, размещённые в музее.
(ухват, корзина, кувшин, гребень, коромысло, ложка и др.) (Приложение №4)
Объяснить назначение этих предметов.
Особым уважением пользовалась прялка. (рассмотреть репродукции, где изображены прялки, а также экспонаты, хранящиеся в музее).
Мастера украшали её резьбой и росписью.
И полотенца издавна сопровождали человека от самого рождения до смерти. Они играли большую роль на многих семейных, церковных праздниках. Полотенца у крестьян делились на обиходные (которыми пользовались каждый день), нарядные, праздничные и ритуальные (их использовали при рождении, свадьбах и т.п.).
Полотенца назывались: ширинка, рукотер, утиральник, рушник. Они составляли часть женского головного убора, украшали избы в праздник или по случаю семейного торжества. Их использовали для вытирания рук (рушник, утиральник, рукотер). Длина полотенец была от 2 до 4 м, ширина 35-40 см. Шили их из холста. Холст тщательно отбеливали, а в некоторых областях полотенца изготавливали из цветной ткани. Затем ткань украшали разнообразной вышивкой.
Раньше богато украшенные полотенца (например, стеновое — длиной в стену) дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана и вскоре состоится свадьба. Во время свадьбы это полотенце украшало божницу, а при поездке к венцу его привязывали к дуге свадебной повозки. Невеста к свадьбе вышивала полотенца (от 12 до 30 штук), которые потом дарила родне жениха. Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. Полотенцем в церкви связывали жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни.
Полотенца развешивали и в избе. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены. Полотенцем окаймляли божницу, вешали на окна, зеркала, фотографии в рамках. К свадьбе в доме устраивали выставку рукоделий, по ним судили о состоятельности, трудолюбии невесты.
(дети рассматривают полотенца в музее)
Крестьяне не только работали, но и отдыхали. У них утвердился православный праздничный календарь с элементами обрядов, магических заклинаний, суеверий.
Какие из них вы знаете?
Ответы учащихся.
"Без примет ходу нет".
11апреля все православные христиане отмечали праздник — Пасха. У крестьян существовало поверье, что на пасху "солнце играет". И многие старались подкараулить это мгновение, чтобы предсказать будущий урожай (На Пасху небо ясное и солнце играет к хорошему урожаю и красному лету).
В XIX веке впервые были записаны загадки.
Задание №3 (Приложение №5)
Задание 4. Игра "Бубен" отгадаем загадки (загадки о быте).
Начиная с Покрова, молодые девушки собирались вместе прясть. Пряли по понедельникам, средам и пятницам. Девки прядут и кавалеры тут же. Парни нередко тоже приходили с работой: лапти плели, вили верёвки, а кто просто сидел, с девушкой любезничал, а посиделки приходили с балалайкой и другими инструментами, пели, плясали.
Звучит песня.
Закрепление. Учащиеся получают карточки с заданиями.(5 минут)
Жилище и внутреннее убранство.
Предметы быта
Одежда
Составить меню для крестьянской семьи.
(проверка заданий)
Заключение!На такой эмоциональной ноте мы и заканчиваем разговор о быте жителей нашего края.
Традиции продолжаем в нашей школе. (Учащиеся знакомятся с экспонатами в разделе музея «Вторая жизнь дерева»).
Домашнее задание- описать свои впечатления от урока в письме к другу или родственнику, статье в газету.
Приложение №1.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок) - А.Радищев.
Четыре стены, до половины покрытые, так как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые щи!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ним вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча, как будто в тумане или за завесою кажется. К счастью, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучи с лаптями для выхода.
Что показал Радищев в своём произведении?
Приложение №2
Приложение №3.
Приложение №4
Задание 1.Расшифруйте анаграмму.
Ой,ты,печка,сударыня,
Помоги нам,барыня.
Ты спаси,и*"""="=м
О=**=*-—и,освети,
П^"=~""и,и спаси,
В дом богатство неси.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова и вы узнаете, что употребляли в пищу крестьяне.
Варианты ответа: кулеш, щи, картошка, каша.
1.-------- да - еда наша.
2.-------- да - крестьянская еда.
Варианты ответа: вода, квас, хлеб, тюря.
Её толкут в ступе и носят в решете, те, кто занимается бесполезным делом.