kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Быт тамбовского крестьянина".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводиться в школьном музее истории леса, созданном  в 2005 году совместно с ФГУ «Моршанский лесхоз». На уроке использованы материалы школьного музея. ·        познакомить  учащихся  с бытом тамбовского крестьянина  первой половины XIX века. 

Цель урока:.

  - познакомить  учащихся  с бытом тамбовского крестьянина  первой половины XIX века;    

-  натолкнуть на размышления о  нитях, связывающих прошлое  с  настоящим, посмотреть  на себя, как на потомков и наследников крестьянской России

 -   воспитание любви к своей Родине.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Быт тамбовского крестьянина".»


Тема: « Быт тамбовского крестьянина первой половины XIX века».

( урок проводиться в школьном музее истории леса, основанном в 2005 году совместно с ФГУ «Моршанский лесхоз»)

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с бытом тамбовского крестьянина первой половины XIX века;

  • вызвать интерес к данной теме;

  • натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим, посмотреть на себя, как на потомков и наследников крестьянской России;

  • воспитание любви к своей Родине.


Оборудование: магнитофон, аудиокассета с музыкой М.Мусоргского "Рассвет на Москва - реке.", отрывок из произведения А.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", экспонаты музея истории леса (предметы крестьянского быта, одежда), бубен, ложки, карточки-задания,

репродукции картин русских художников.

(Звучит музыка, учитель читает стихи И.Бунина.)

Стройный стан высокий, русая коса.

Весело ей в поле теплым, ясным утром!

Мил ей край родимый — степь и тишина,

Мил ей бедный север, мирный труд крестьян,

И с приветом смотрит на поля она:

На устах улыбка, а в очах раздумье....

  • Кто из людей искусства первой половины XIX века обращался к крестьянской теме? (вопрос к детям).

*М.И.Глинка, В.А.Тропинин, А.Г.Веницианов.

Рассматриваем репродукции картины А.Венецианова "На пашне», «Весна".

  • Какая деревня у него?

Русская деревня у него слишком условна и декоративна.

  • В чём?

*Крестьянка в праздничной одежде, легко и плавно ведёт по пашне двух лошадей в борону запряжённых.

  • Так ли безмятежна и радостна на самом деле была жизнь крестьян? Как мы увидели на картине Венецианова? Давайте выясним!

Чтение и анализ отрывка из "Путешествия..." ( Приложение №1)

Вывод! Тяжёлый труд, убогое жилище, бедность и нищета.

В ходе работы с отрывком формулируем тему и цель урока.


  • О чём же сегодня пойдёт речь? (ответы учащихся)

  • О быте крестьян.

  • Что входит в понятие "Крестьянский быт"? (Приложение №2)


1.Жилище (изба, предметы быта).

2.Семья.

3.Одежда.

4.Досуг.

Сообщение учителя о жилище (путешествие по русской избе).

Крестьяне жили в избах - срубных строениях- клетях. Крестьянские избы были довольно больших размеров от 18 до 25 квадратных метра. Нижняя часть избы называлась подклет, где находилась скотина, и хранились съестные припасы.

  • Из чего строили избы на Руси? (Дерево).

  • Почему? (Ответы учащихся.)

Во-первых, русская земля славилась своими лесами, поэтому стоило дёшево.

Во-вторых, дерево легко обрабатывалось, поэтому строительство шло быстро.

В-третьих, избы-клети легко можно разобрать и перевезти на другое место.

Дерево "дышит". В нём всегда сухо. Летом прохладно, зимой тепло.

Сообщение учителя.

Обязательным для русского жилища были печь, встроенные лавки вдоль стен и полати. К особенностям планировки в избе относится расположение красного угла со столом по диагонали от печи. Основная часть избы делилась на рабочую зону с печью и обрядовую, праздничную - красный или передний угол. (Сообщение о праздничной зоне).

Душой крестьянской избы была печь. Топились избы по-чёрному.

Объяснить! "по-чёрному".

Задание 1. Какие функции выполняла печь? Попробуем узнать?

Расшифровать анаграмму. (Приложение №3)

Сообщение учителя.

По диагонали от печи красный угол - почётное место. Здесь стояли на полке иконы, свешенные книги, горела лампада. Во время свадьбы это место занимали молодые, а в обычные дни - хозяин. Здесь же стоял стол, лавки, сундук.

Основу крестьянского существования составлял постоянный тяжёлый труд. Хозяйство было небольшое, но всё необходимое производилось в нем. Крестьяне изготовляли предметы быта, пряли, ткали, шили.

Задание 2. По признакам угадать, о каком предмете быта идет речь? Помогут вам в этом экспонаты, размещённые в музее.

(ухват, корзина, кувшин, гребень, коромысло, ложка и др.) (Приложение №4)

  • Объяснить назначение этих предметов.

Особым уважением пользовалась прялка. (рассмотреть репродукции, где изображены прялки, а также экспонаты, хранящиеся в музее).

Мастера украшали её резьбой и росписью.

И полотенца издавна сопровождали человека от самого рожде­ния до смерти. Они играли большую роль на многих семейных, церковных праздниках. Полотенца у крестьян делились на оби­ходные (которыми пользовались каждый день), нарядные, праз­дничные и ритуальные (их использовали при рождении, свадь­бах и т.п.).

Полотенца назывались: ширинка, рукотер, утиральник, рушник. Они составляли часть женского головного убора, укра­шали избы в праздник или по случаю семейного торжества. Их использовали для вытирания рук (рушник, утиральник, руко­тер). Длина полотенец была от 2 до 4 м, ширина 35-40 см. Шили их из холста. Холст тщательно отбеливали, а в некоторых обла­стях полотенца изготавливали из цветной ткани. Затем ткань украшали разнообразной вышивкой.

Раньше богато украшенные полотенца (например, стеновое — длиной в стену) дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана и вскоре состоится свадьба. Во время свадь­бы это полотенце украшало божницу, а при поездке к венцу его привязывали к дуге свадебной повозки. Невеста к свадьбе выши­вала полотенца (от 12 до 30 штук), которые потом дарила родне жениха. Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. Полотенцем в церкви связывали жениха и неве­сту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни.

Полотенца развешивали и в избе. Их красочные узоры ожив­ляли ее бревенчатые стены. Полотенцем окаймляли божницу, вешали на окна, зеркала, фотографии в рамках. К свадьбе в доме устраивали выставку рукоделий, по ним судили о состоятель­ности, трудолюбии невесты.

(дети рассматривают полотенца в музее)

Крестьяне не только работали, но и отдыхали. У них утвердился православный праздничный календарь с элементами обрядов, магических заклинаний, суеверий.

  • Какие из них вы знаете?

Ответы учащихся.

"Без примет ходу нет".

11апреля все православные христиане отмечали праздник — Пасха. У крестьян существовало поверье, что на пасху "солнце играет". И многие старались подкараулить это мгновение, чтобы предсказать будущий урожай (На Пасху небо ясное и солнце играет к хорошему урожаю и красному лету).

В XIX веке впервые были записаны загадки.

Задание №3 (Приложение №5)

Задание 4. Игра "Бубен" отгадаем загадки (загадки о быте).

Начиная с Покрова, молодые девушки собирались вместе прясть. Пряли по понедельникам, средам и пятницам. Девки прядут и кавалеры тут же. Парни нередко тоже приходили с работой: лапти плели, вили верёвки, а кто просто сидел, с девушкой любезничал, а посиделки приходили с балалайкой и другими инструментами, пели, плясали.

Звучит песня.


Закрепление. Учащиеся получают карточки с заданиями.(5 минут)

  1. Жилище и внутреннее убранство.

  2. Предметы быта

  3. Одежда

  4. Составить меню для крестьянской семьи.

(проверка заданий)

Заключение! На такой эмоциональной ноте мы и заканчиваем разговор о быте жителей нашего края.

Традиции продолжаем в нашей школе. (Учащиеся знакомятся с экспонатами в разделе музея «Вторая жизнь дерева»).

Домашнее задание - описать свои впечатления от урока в письме к другу или родственнику, статье в газету.
























Приложение №1.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок) - А.Радищев.

Четыре стены, до половины покрытые, так как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые щи!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ним вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча, как будто в тумане или за завесою кажется. К счастью, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучи с лаптями для выхода.

Что показал Радищев в своём произведении?















Приложение №2
















Приложение №3.






Приложение №4


Задание 1.Расшифруйте анаграмму.

Ой,ты,печка,сударыня,

Помоги нам,барыня.

Ты спаси,и*"""="=м

О=**=*-—и,освети,

П^"=~""и,и спаси,

В дом богатство неси.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова и вы узнаете, что употребляли в пищу крестьяне.


Варианты ответа: кулеш, щи, картошка, каша.

1.-------- да - еда наша.

2.-------- да - крестьянская еда.

Варианты ответа: вода, квас, хлеб, тюря.

Её толкут в ступе и носят в решете, те, кто занимается бесполезным делом.

Её не сваришь с тем, с кем трудно договориться.





















Музей истории леса.

Раздел экспозиции «Русь деревянная»
















Приложение №6



Загадки


Стоит копна

Вся в дырах

На копне гора,

из горы дым идёт. Отгадки:

коромысло,

Дарья да Марья гребень,

Друг на друга глядят. Пол, потолок,


Мать толста, изба.

Дочь красна ухват,

Сын – сокол веретено,

По небо ушёл. Печь.


Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.


У неё рот и нога,

Она совсем слепая.

Во рту всегда суп.

Поглотить не может,

А в другой рот выливает.

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдаёт.

Чем больше я верчусь,

Приложение №7

    • Жилище и внутреннее убранство.


Жилище

1./хоромы, избы, /

2.Материал

/дерево, глина, земля/



Мебель

1.Материал /дерево, лыко, железо, глина, береста/

2/ скамьи, лари, столы, кровати, полки, сундук, полати/








Освещение

/окно, лучина, свечи, факел/











Составить меню

для крестьянской семьи.

Список продуктов.


Каша, овощи (редька, репа, капуста), щи, грибы (свежие и сухие), рыба, мясо, реже молоко, в основном творог, сметана, масло, мед, вино, варенье из ягод на меду, квас, пиво, похлебка, тюря, конопляное масло.


Задание № Предметы быта.

Разгадать анаграмму.


1.Их использовали не только для хранения украшений,

но и вместо подушки клали под голову.

л

ц

р

е

а

2.Необходимая вещь в быту

для хранения яиц или сбора ягод.

а

н

и

з

р

о

к

3.Его делали из бересты.

у

к

о

з

к

о

в

4.Им чесали лен.

ь

г

н

е

р

б

е

5.Этот предмет быта сделан из дощечек,

скрепленных металлическими обручами.

б

о

н

ч

о

к

о

6.В ней очищали зерно от шелухи.

у

с

т

а

п



Одежда.

(выбрать одежду для крестьянина)





Мужская одежда



Рубаха, порты, зипун, кожух.

Материал-лен, шерсть, редко мех медведя,

шкура животных.




Женская одежда



Рубаха, понева, платок.

Материал - лен, шерсть, шкуры животных.



Обувь


Онучи, лапти.

Материал- лен, лыко, кожа, шерсть


Украшения, которые носили женщины.


Цепочки, ожерелье, серьги, браслеты, подвески.

Материал- медь, бронза, недорогие камни.

Цвет


Красный, белый, коричневый, черный, зеленый.

Украшение одежды

Вышивка нитками, бусинами.






















Крестьянский быт

жителей

нашего

края.

/первая половина 19 века/


Урок по истории краеведения

/ 8 класс/

Учитель истории

МОУ «Вяжлинская сош»

Умнова Лариса Юрьевна.









Крестьянский быт

жителей

нашего

края

/первая половина 19 века./


Урок по истории краеведения

/ 8 класс/

Учитель истории

МОУ «Вяжлинская сош»

Умнова Лариса Юрьевна.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Быт тамбовского крестьянина".

Автор: Умнова Лариса Юрьевна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства