Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Отечества:,,Северная война." (8 класс)»
8 класс
Тема урока: Северная война.
Цели:
1) Обучающая: : ознакомить обучающихся с причинами Северной войны, основными военными кампаниями, их результатами и значением для Российского государства; установить главные направления внешней политики Петра Первого;
2)Развивающая: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать исторические факты; анализировать исторические периоды, составлять историческую характеристику личности; развивать познавательный интерес к изучению истории своей Родины.
3) Воспитательная: воспитывать стремление к более глубокому знанию истории родного государства; содействовать формированию чувства патриотизма и гордости за свой народ, его историю.
Задачи:
Предметные:
- познакомить с личностью Петра Первого- человека, царя, полководца;
-развивать интерес к изучению истории Родины;
-воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, уважение к его истории.
2) Межпредметные:
- Познавательные УУД: умение анализировать и обобщать исторические факты, формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
- Личностные УУД: нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение личности.
- Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной монологической речью.
- Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель, ставить и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Технологии: технология проблемного диалога; технология продуктивного чтения; технология развития критического мышления через чтение и письмо; элементы технологии «Опережающее задание».
Метод обучения: проблемный.
Методы и формы работы с обучающимися:
- групповая работа;
-индивидуальная форма работы;
-метод сравнения и сопоставления;
-метод наглядного показа;
-иллюстративный метод объяснения нового материала.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карта, цветные иллюстрации, дополнительная литература.
2. Проверка домашнего задания. Форма работы – тестирование, фронтальный опрос.
Летом 1682 года, 18 августа, состоялось восшествие Петра Алексеевича Романова на российский престол. Этот государь вошел в историю как реформатор и преобразователь. При нем территория России значительно расширилась, изменился общественный уклад и даже облик русских людей. Петр I оставил после себя совсем другую страну, чем ту, которую принял в 1682-м году. Предлагаю вам пройти не сложный тест об одном из самых выдающихся правителей России. Что вы помните о Петре Первом кроме того, что он был очень высоким?
Давайте проверим! Каждый из вас получает листок для самооценки. В течение урока вы будет ставить себе оценки за работу на разных этапах урока. В конце подведем итоги и узнаем, насколько успешно вы сегодня работали.
Карточки с тестом
Тест: Тест «Что вы знаете о Петре Первом »
1. В каком возрасте Петр Алексеевич взошел на престол:
- 20 лет
- 15 лет
- 10 лет
2. А как называлось государство, которым Петр Первый стал править?:
- Российская Империя-
- Русское Царство-
- Московия-
3. Под каким именем отправился Петр в составе Великого посольства в Европу:
- Петр Михайлов
- Иван Петров
- Никита Панин
4.Как назывались «потешные» полки, образованные по приказу юного Петра :
- Кукуйский и Голштинский
- Семеновский и Преображенский
- Питерский и Московский
5. Как назывались отборные войска, созданные Петром в 90-х годах XVII века:
- фаланга
- инфантерия
- гвардия
Вопросы для фронтального опроса:
Какой опыт извлек Петр из Азовских походов? (недостаточно подготовленная армия, отсутствие преданных офицерских кадров, отсутствие союзников).
Для чего было организовано Великое посольство? (организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции).
Почему царь отправился в Европу инкогнито? (знакомство и с жизнью и порядками в европейских странах, с целью лично научиться строить корабли).
Каков был главный итог деятельности Великого посольства? Совпал ли он с намеченными целями? («Великое посольство» не достигло своей главной цели- заключения нового антитурецкого соглашения. Вместо союзников для войны с Турцией Петр нашел союзников для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю).
3. Изучение нового материала.
Проблема: Царь Петр был молодым, неопытным, неискушенным в политике, он взошел на трон не в «белых перчатках», а обагрив руки кровью казненных стрельцов. Почему же еще при жизни современники, причем не только в России, назвали его «Великим»? Чтобы ответить на это вопрос, давайте поближе познакомимся с деятельностью Петра.
Цель нашего урока: познакомиться с внешней политикой Петра Первого.
Вам уже известно, что Петр с детских лет проявлял большой интерес к опыту европейцев. Для наилучшего ознакомления с их достижениями Петр снарядил Великое посольство. Вернувшись из-за границы, царь твердо решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую европейскую державу. Давайте подумаем, какими личностными качества должен был обладать человек, поставивший перед собой такие глобальные задачи.
(На доске записываются в два столбика положительные и отрицательные качества Петра Первого)
В 1699 г. был заключен Северный союз для борьбы со Швецией в составе России, Дании, Саксонии. В 1700 году началась Северная война, которая длилась 21 год. ( запись в тетрадь)
Работа с картой ( стр.30)
Найдите на карте территории, которые необходимо было вернуть в состав Русского царства.
Запись в тетрадь:
Причины Северной войны ( 1700- 1721 г.г.)
Борьба за выход к Балтийскому морю, так как для развития экономики страны, ее рынка, необходимо было расширить связи с другими государствами. Отсутствие выхода к Балтийскому морю, гавани и флота грозило в будущем экспансией морских держав и потерей Россией национальной независимости.
Исторический словарик (запись в тетрадь):
Экспансия – расширение сферы влияния.
Рассказ учителя: начало Северной войны. Поражение под Нарвой. Уроки Нарвской «конфузии».
Работа с текстом учебника: «Реформа армии».
В результате военных реформ Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.
Тем временем активными военными действиями против польского короля и саксонского курфюста Августа II шведский король Карл XII вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Однако он не учел того, что, пока он вел польскую кампанию, русская армия превратилась в серьезную военную силу. Летом 1708 года шведский король выступил из Польши в сторону Смоленска. 28 сентября русские войска во главе с царем дали бой шведам у деревни Лесной, в ходе которого разбили армейский корпус противника и захватили обоз, двигающийся на помощь Карлу XII из Риги. Теперь шведы были лишены припасов.
Запись в тетрадь: 28 сентября 1708 г. – сражение у деревни Лесной - «матерь Полтавской баталии».
Полтавское сражение
Сообщение ученика- опережающее задание
Работа с картой и схемой сражения.
Запись в тетрадь: 27 июня 1709 года – Полтавская битва. Разгром шведской армии Карла XII. (Во главе русской армии были полководцы Б.П.Шереметев, А.Д.Меньшиков, Н.П.Репин. Общее руководство военными действиями осуществлял Петр Первый).
Работа с документом ( стр.33)
«Из обращения Петра Первого к войскам в день Полтавской битвы. 27 июня 1709 года».
??? Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?
Как описывает эту битву великий русских поэт А.С.Пушкин.
Зачитывание отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»( читают учащиеся).
Запись в тетрадь:
Значение Полтавской «виктории»:
Полтавская победа означала перелом в войне. Боевые действия были перенесены на территории других стран. Значительно окреп международный престиж России.
Мнение историков( работа с учебником, стр.34-35)
Прутский поход.
Сообщение ученика – опережающее задание. Работа с картой.
Итоги похода:
1. Было заключено перемирие, по которому Россия возвращала Турции Азов, соглашалась разрушить крепость Таганрог.
2.Россия обязалась не препятствовать возвращению Карла XII в Швецию, не держать своих войск в Польше, не вмешиваться в ее дела, нее иметь постоянного дипломатического представительства в Стамбуле.
Победы русского флота.
Сообщения учеников – опережающее задание. Работа с картами и схемами сражений.
Запись в тетрадь: 27 июля 1714 года – морская победа у мыса Гангут (Ханко).
27 июля 1720 года- морская победа у острова Гренгам.
Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире.
Запись в тетрадь –
Итоги Северной войны
Был подписан Ништадский мирный договор (1721 г.), по которому Россия получила Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями: Лифляндией, Эстляндией, Ингерманландией, а также города: Ригу, Ревель, Дерпт, Нарву, Выборг, Карелу, острова Эзель и Даго.
Россия получила выход к Балтийскому морю.
Россия вошла в число ведущих европейских держав и смогла активизировать свою внешнюю политику на других направлениях.
Теперь я предлагаю вам вернуться к характеристике Петра Первого. Как вы думаете, какие из перечисленных вами ранее качеств помогли Петру Первому добиться таких успехов во внешней политике. В чем он может быть образцом для поведения? И правы ли были его современники, назвав его Великим? ( дискуссия учащихся)
4.Подведение итогов урока.
Ценой значительных усилий народа по строительству флота и крепостей, оснащению армии новым оружием, созданию военной промышленности и благодаря высокому духовному настрою людей, защищавших свое Отечество, России удалось одержать победу в Северной войне и войти в состав ведущих европейских держав.
5.Выставление оценок. Рефлексия.
С помощью цветных карточек обучающиеся оценивают урок:
Я сегодня многое узнал, многому научился, получил пользу от урока.
Ничему не научился, не узнал ничего нового.
Частично не удовлетворен, необходимо доработать отдельные моменты.