Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Казахстана по теме: "Общественно-политическая жизнь в республике в 1950-е годы"»
План учебного занятия
Преподаватель:
Дисциплина история Казахстана
Специальность, группа
Тема занятия: «Общественно-политическая жизнь в республике в 1950-е годы»
Дата
Тип занятия, форма проведения (урок сообщения новых знаний, умений и навыков; урок закрепления новых знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; контрольный урок; урок проверки знаний; урок-конференция; урок-конкурс; урок самостоятельной работы; деловая игра; другая форма) комбинированный, урок -лекция
Цели занятия: проанализировать характеристику развития общественно-политической жизни в республике в 1950-е годы
Задачи:
Образовательные:
-проанализировать характеристику политического развития страны, связанную с «хрущевской оттепелью» и попыткой десталинизации политической системы,
- проанализировать характеристику социально-экономического развития хозяйства республики, реформу управления 1957года, , с развитием «новой» аграрной политики, проводимой Н. Хрущевым и реализуемой в Казахстане, с освоением целинных и залежных земель, ее экономическими и экологическими последствиями,
- проанализировать характеристику развития военно-промышленного комплекса в республике, историю создания и развития Семипалатинского полигона и историю его закрытия, последствия его деятельности; историю других военных полигонов на территории Казахстана,
-рассмотреть историю создания космодрома Байконура, значение Байконура для Казахстана,
Воспитательные- развивать стремление знать и любить историю своей страны, воспитать у студентов стремление к знаниям; развивать позитивное мышление(ценность «праведное поведение»)
Развивающие-развитие умения анализа текста, информации, составления опорного конспекта.
Методы: рассказ с элементами беседы, работа с текстом учебника, интерактивные методы обучения, приемы технологии развития критического мышления(«Корзинка идей», «Тонкие и толстые вопросы», «Шарики успеха», эссе)
Оснащение занятия: доска, проектор, карта, слайды
Межпредметные связи: история, обществознание
Литература основная: История Казахстана:Учебник для 11кл. обществ.-гуман. напр.
слайдовая презентация, доклады
Дополнительная: учебные пособия
Ход и хронометраж урока
№
Этапы урока
Содержание этапа
Время
1
Организационный момент
Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия.
2 минут
2
Контроль знаний (подчеркнуть) Критерии оценки знаний
Фронтальный опрос письменный опрос по вариантам, тестирование, устный опрос, опрос у доски, ситуационные задачи, графический диктант, словарный диктант, деловая игра
Письменная проверка знаний:
Тема: «Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны. Переход на мирное строительство»
20минут
3
Метод изложения нового
материала (подчеркнуть)
Перечень освещаемых вопросов:
Устный, с конспектированием
Тема: «Общественно-политическая жизнь в республике в 1950-е годы».
Здравствуйте. Сегодня на уроке мы ознакомимся с новой темой. Хочу вам привести притчу, подумаете и скажете, как она относится к вопросам нашей темы.
Притча:
Однажды преподаватель гончарного дела провёл любопытный эксперимент. Он разделил студентов на две части и дал им разные задания. Первой половине студентов гончар поручил сделать всего один горшок. Он сказал, что будет оценивать их труд по качеству этого горшка: чем лучше у них выйдет горшок, тем выше будет оценка.
Второй половине студентов гончар сказал «гнать вал»: сделать по 50 горшков на человека. Дескать, сдаёте 50 неказистых горшков, и пять баллов у вас в кармане.
Так вот. По окончании семестра внезапно выяснилось, что горшки «халтурщиков» получились гораздо качественнее, чем горшки «перфекционистов». Так как халтурщики учились на ошибках, и каждый следующий горшок получался у них лучше предыдущего.
Ответы студентов по притче:
-как соотносится тема нашего урока с содержанием притчи?
-какой вывод для себя можно сделать из содержания притчи? Как нужно относиться к неудачам согласно этой притчи? (так человек получает опыт, который нам нужен; надо действовать)
« О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель»
А.С.Пушкин
Приём «Корзина идей», портрет Н.С. Хрущева(На доске портрет, условный значок корзины с вопросом)
— Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? Какую связь с историей Казахстана вы можете провести? Ответы студентов.
Группы представляют по вопросам темы кластер и его презентацию:
1.«Хрущевская Оттепель»-1 группа «Хроники».
2.«Новый курс» в аграрной политике Н.Хрущева и его реализация в Казахской ССР. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане. Экономические, экологические последствия освоения целины-2группа «Экономисты».
3.Военно-промышленный комплекс. Семипалатинский полигон-3 группа «Военные».
4.Космодром «Байконур»- 4 группа «Экологи».
15минут
4
Самостоятельная работа
студентов
1)Прием «5минутное эссе». Темы эссе:
- «Целина в истории Казахстана», «Подвигу первоцелинников есть место быть!» (1 группа «Хроники»),
- «История и опыт прошлого-урок для нас сегодня» (2группа «Экономисты»),
- «Байконур: вчера, сегодня, завтра» (3 группа «Военные»),
-«Семипалатинский полигон - ядерная трагедия Казахстана» (4 группа «Экологи»)
2)Ответить на «тонкие и толстые» вопросы
32минут
5
Закрепление материала
Работа с «корзинкой идей»(дополнить идеи, ассоциации)
15
минут
6
Подведение итогов занятия
Выставление оценок с комментариями(выступление командиров групп).
Рефлексия «Шарики успеха». Ответить не вопросы:
Было интересно...
Сегодня на уроке я узнал, что...
Больше всего мне понравилось...
Новым для меня стало...
Возьму с собой…
Особенно мне понравилось…
Что нового я узнал?
Где мне было легко?
Что давалось с трудом?
Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?
Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь?
Что не понравилось или не понятно?
5минуты
7
Домашнее задание
Указать литературу, страницы
1минута
Роспись преподавателя __________________________
Приложение
Таблица «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы: однозначный ответ
Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Какое название получила эпоха Н.Хрущева?
Можно ли реформу управления 1957 года назвать удачной?
С какого года проходит освоение целинных и залежных земель в Казахстане? Каковы масштабы ее освоения?
По какой причине на территории Астраханской, Атырауской и Западно-Казахстанской областей были созданы ядерные испытательные полигоны?
Когда произошел первый ядерный взрыв на Семипалатинском полигоне?
Будет ли правильно сказать, что аграрная политика в этот период не могла решить вопросов обеспечения продовольствием страны?
Какие военные полигоны были в Казахстане?
Согласны ли вы с тем, что важным шагом независимого Казахстана было закрытие ядерного полигона?
Верно ли, что космодром Байконур является достижением советской науки?
Каковы причины высыхания Аральского моря?
Почему десталинизация была неполной, в чем причина?
Дайте объяснение, почему проведение освоения целинных и залежных земель является экстенсивным методом?
Поделитесь своим мнением о проблемах Арала и Балхаша. Сравните их. В чем сходство и различие этих проблем? Какие пути решения вы предложили бы?
Какую роль играет Байконур в настоящее время?
Назовите причины неэффективности народного хозяйства страны в этот период
1 группа
Какое название получила эпоха Н. Хрущева?
Можно ли реформу управления 1957 года назвать удачной?
С какого года проходит освоение целинных и залежных земель в Казахстане? Каковы масштабы ее освоения?
Какую роль играет Байконур в настоящее время?
2 группа
Когда произошел первый ядерный взрыв на Семипалатинском полигоне?
Будет ли правильно сказать, что аграрная политика в этот период не могла решить вопросов обеспечения продовольствием страны?
Какие военные полигоны были в Казахстане?
Согласны ли вы с тем, что важным шагом независимого Казахстана было закрытие ядерного полигона?
3 группа
Верно ли, что космодром Байконур является достижением советской науки?
Каковы причины высыхания Аральского моря?
Почему десталинизация была неполной, в чем причина?
Дайте объяснение, почему проведение освоения целинных и залежных земель является экстенсивным методом?
4 группа
По какой причине на территории Астраханской, Атырауской и Западно-Казахстанской областей были созданы ядерные испытательные полигоны?
Поделитесь своим мнением о проблемах Арала и Балхаша. Сравните их. В чем сходство и различие этих проблем? Какие пути решения вы предложили бы?
Назовите причины неэффективности народного хозяйства страны в этот период
С какого времени проводится создание совхозов в Казахстане, какой направленности были они?