kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории Казахстана на тему "Завоевание монголами территории Казахстана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с особенностями исторического развития, произошедшими на территории Казахстана в связи с монгольским нашествием; а также познакомить с изменениями этнических, общественных и осложнением классовых отношений на территории Казахстана. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Казахстана на тему "Завоевание монголами территории Казахстана"»

ПЛАН УРОКА № 6


Тема программы «Государства на территории Казахстана в VIXVвв.»


Тема урока Завоевание монголами территории Казахстана


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями исторического развития, произошедшими на территории Казахстана в связи с монгольским нашествием; а также познакомить с изменениями этнических, общественных и осложнением классовых отношений на территории Казахстана. 


Задачи:

а) образовательная: Сформировать у учащихся представления о процессе становления и развития империи Чингисхан; рассказать об основных направлениях и приоритетах завоевательной политики монголов. 

б) развивающая: Способствовать развитию исторического мышления, памяти, умению выделять главное и делать выводы. 

в) воспитательная: Прививать интерес к исторической науке, воспитывать любовь к истории родного края. 


Тип урока: комбинированный

Методы обучения: лекция с элементами беседы

Материальное оснащение урока: Лекция, карта, фото материал, слайды, доклад, А.Т.Толеубаев «История Казахстана»

Межпредметные связи: «Всемирная история»


Ход и содержание урока:

1. Вводно-мотивационный этап.

1.1. Проверка учащихся группы

1.2. Сообщение цели и темы урока


2. Актуализация опорных знаний по теме «Древние тюрки, Тюркский каганат. Тюргешский, Карлукский каганат, государство огузов, кимаков. Развивающиеся государства в средневековье»

Фронтальный опрос

1. Кто является основателем Тюркского каганата?

2. Назовите причины распада Тюркского каганата?

3. Какое государство было образовано в 603 году?

4. На какие группы делились тюргеши?

5. Территория Карлукского государства?

6. Время существования государства огузов?

7. Столица государства кереитов?

8. Что означает термин «Кыпчак»?

9. Основатель Кыпчакского ханства?

10. В чем основные причины распада раннесредневековых государств?


3. Изложение нового материала:

1. Образование монгольского государства

2. Ясы Чингиз- хана

3. Последствия монгольских нашествий

4. Чингисхан – великий правитель (сообщение учащегося)


    1. Образование монгольского государства

В начале 13 века в глубинных районах Азии образовалось монгольское государство, основатель которого Темучин (1155-1227) подчинил себе все племена

Монголии. Родился он в семье Есугэй-бахадура, в урочище Делигюн Болдок. В то время его отец воевал с татарами и захватил в плен главу племени татар Темучина. В

ознаменование этого успеха и был назван будущий Чингисхан Темучином. Ему

исполнилось 9 лет когда умер его отец, и в течении многих лет он бедствовал, пока не

создал свое государство.

В 1206 году у истоков р.Орхон монгольская знать собралась на курултай и торжественно провозгласила Темучина правителем всех монголов под именем Чисгисхан.

Столица – г. Каракорум

Государство основывалось на принципах военно-административной организации. Территория и население были разделены на 3 округа:

  1. Правое крыло - барунгар

  2. Левое крыло –джунгар

  3. Центр- кул

Каждый округ состоял из нескольких «туменов» -тысячники-сотники-десятники. Начальники округов и туменов были родственниками Чингиз-хана.

Со времени своего основания монгольское государство было нацелено на завоевательные походы. Основными причинами монгольских походов были :

* необходимость в расширении границ государства

* необходимость в расширении пастбищных угодий

* для монгольской знати новые завоеванные народы – это новые плательщики дани и военный резерв для ведения войн.

* для удовлетворения требований кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы.

Уже в первом десятилетии XII века монголы подчинили себе народы Южной Сибири и затем вторглись в Китай. (1211-1219)

До прямого вооруженного вторжения и завоевания Казахстана монголы уже проникали на его территорию. Например, в 1211 году, преследуя разбитых найманов во главе с Кучлуком, которые направились к карахытаям в Семиречье, здесь появилось монгольское войско во главе Хубилай-нойоном. Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан послужила так называемая "Отрарская катастрофа". Чингисхан готовился к походу долго и тщательно. Вести о победах монголов, в свою очередь, волновали правителей Средней Азии. Хорезмшах Мухаммад отправил в Монголию два посольства, а Чингисхан свое - в Хорезм. Весной 1218 года оно было принято хорезмшахом Мухаммадом. Вслед за тем монголы направили в Среднюю Азию торговый караван, который летом 1218 года прибыл в Отрар. Правитель Отрара кыпчак Гайир-хан заподозрил купцов в шпионаже и приказал убить их, а караван разграбил. Чингисхан через своих послов потребовал выдать ему Гайир-хана, но в ответ послы были убиты. Это и послужило поводом к войне.

Уже весной 1219 года монголы начали сгонять скот в долину Иртыша, где находились бескрайние пастбища сочных трав, полным ходом шла подготовка к войне, тем более, что для нее теперь был предлог.

Поход начался в сентябре 1219 года с берегов Иртыша, когда, вероятнее всего, около 150 тысяч воинов Чингисхана со своими союзниками - двинулись через Семиречье до Сырдарьи. Осень и зима были любимыми временами года для монголов, поскольку реки, болота и топи покрывались льдом и не представляли преграды для их конницы. Подойдя к Отрару, сыновья Чингисхана Чагатай и Угэдей остались, чтобы захватить его, а Джучи направился со своим отрядом к низовьям Сырдарьи — на Дженд и Янгикент, покорять эти города, сам же Чингисхан со своим сыном Тулуем двинулся на Бухару и Самарканд - столицу Мавераннахра, один из крупнейших торговых центров мира того времени.

Правитель Отрара Гайир-хан защищался отчаянно с войском от 20 до 50 тыс. человек. Но на исходе пятого месяца осады хорезмский военачальник Караджа-хаджиб с десятитысячным войском сдались монголам, впустив их в город, за что впоследствии ими же и были казнены как предатели. Отрар еще месяц оборонялся силами воинов Гайир-хана, укрепившихся в цитадели, которая все же в феврале 1220 года была взята. Гайир-хан был подвергнут жестокой казни и умерщвлен.Население изгнано из города, монголы разграбили все имущество, цитадель и стены города превратили в руины.

Героическое сопротивление оказал монголам и Сыгнак. Осада его продолжалась семь дней и ночей, а после его взятия весной 1220 года все население было перебито монголами. Также мужественно оборонялся Ашнас, множество жителей которого, тоже погибло.

В марте 1220 года за несколько дней они взяли Бухару, в апреле –Самарканд. В 1221 году Джучи, взяв Ургенч, во главе многочисленного отряда отправился в поход к северо-востоку от Арала в степи Казахстана, преодолевая сопротивление кыпчаков. Осенью 1224 года Чингисхан вернулся в Монголию. Таким образом, в результате нашествия 1219-1224 годов Казахстан и Средняя Азия вошли в состав Монгольской империи. Хотя кочевые племена оказывали монголам сопротивление, местная знать поступила на службу к монголам, а рядовые кочевники, были использованы для формирования новых «сотен», «тысячников» монгольской армии.


2. Ясы Чингиз- хана

Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Тэмуджин был провозглашён великим ханом над всеми племенами и получил титул «Чингисхан». Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство.

Вступил в силу новый закон — Яса Чингисхана. В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом — трусость и предательство.

Все население Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближенных и нукеров. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие. Вооружённые силы Чингисхана, сформированные таким образом, составляли примерно до 95 тыс. воинов.

Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. Великий хан, собственник всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своём уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным.

При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов, запрещен самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал формальное прикрепление аратов к земле нойонов — за ослушание арату грозила смертная казнь.

Вооружённый отряд личных телохранителей, называемый кешик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался для борьбы против внутренних врагов хана. Кешиктены подбирались из нойонской молодёжи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Вначале в отряде числилось 150 кешиктенов. Кроме того, был создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей.

Чингисхан создал сеть линий сообщений, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку, в том числе и экономическую.

Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого — Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников — сотников, тысяцких и темников — он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом.


3. Последствия монгольского завоевания.

Территория Казахстана вошла в состав трех улусов старших сыновей Чингиз-хана – Чагатая, Угэдэя, и Джучи.Большая , степная часть его вошла в состав улуса старшего сына – Джучи, который умер еще при жизни Чингиз-хана, поэтому здесь стал править его сын Бату. Он занимал огромную территорию от Иртыша, Северное Семиречье, весь Восточный Дешт- и – Кыпчак до нижнего Поволжья.

Улус Чагатая включал всебя Южный и юго-восточный Казахстан, Восточный Туркестан и Мавераннахр. В улус Угэдэя вошли северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия, район Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Сын Тулуй владел коренным юртом в Монголии.

Вместе выделить положительные и отрицательные моменты монгольского нашествия


В 1224 году Чингисхан возвращается в Монголию. Умер Чингисхан в возрасте 72 лет в год «таха», в год кабана (в 1227 г.), случайно упав с лошади во время охоты, он сильно ушибся и к вечеру у него начался сильный жар. Похоронен на горе Бурхан-Калдан в месте, которое избрал еще при жизни. Покорил «Сотрясатель Вселенной» 4/5 территории Старого света  с населением свыше одного миллиарда человек.

    Все родственные отношения между сыновьями были прекращены. Все чаще стали происходить междоусобные распри за власть и захват территории. После смерти в 1259 г. Великого хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.


4. Закрепление нового материала:

Работа с кроссворда по теме


5. Рефлексивно-оценочный: подведение итога урока, выставление оценок за урок


6. Задание на дом: учебник А.Т.Толеубаев «История Казахстана» пар. 13, выделите положительные и отрицательные последствия монгольских нашествий на территорию Казахстана?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Саду Асия Мухтаровна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства