kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории Казахстана 6 класс на тему : "Появление древнейшего человека в Казахстане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории Казахстана 6 класс: "Появление древнейшего человека в Казахстане"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Казахстана 6 класс на тему : "Появление древнейшего человека в Казахстане"»

История Древнего Казахстана 6 класс

Подготовила: Трофимова Валерия Петровна.

Урок 3.

Тема: Появление древнейшего человека в Казахстане.

Цели урока:

Образовательная: обеспечить усвоение учащимися материала, как древние люди появились на территории Казахстана, познакомить с их орудиями труда и стоянками;

Развивающая: создать условия для развития интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений;

Воспитательная: обеспечить воспитание личностных качеств, на-правленных на успешность выполнения ученических обязанностей — внимательности, добросовестности, деловитоти, ответственности, трудолюбия.

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: урок-экскурсия.

Методы и приемы: работа со слайд-презентацией, эввристическая беседа.

Оборудование: слайд-презентация, карта

План изучения нового материала.

1.Когда и где появились древнейшие люди на территории Казахстана?

2.Где они жили?

3.Какие орудия труда они умели изготавливать?

Мотивация познавательной деятельности

Вопросы происхождения человека, расселения людей на территории нашей страны обсуждаются в рамках научной дискуссии. Попробуем и мы принять в ней активное участие, воссоздать картину жизни древнейшего человека на территории нашей страны. Используя знания, полученные на прошлом уроке, ответьте на вопросы:

- Когда на Земле появились первые люди?

- Где зародилась жизнь человека?

- Какие версии существуют о происхождении человека?

- На какие периоды делится каменный век?

- Как происходил процесс формирования человека?

Сегодня мы узнаем, как шло расселение древнейших людей на территории Казахстана.

Осмысление

Прошлое отделено от нас толщей веков, но благодаря ученым у нас есть возможность приподнять завесу времени. В распоряжении историков археологические находки орудия труда древнейших людей, а еще ученые вооружены научной логикой.

Представим, что мы отправляемся на экскурсию в музей археологии, первые экспозиции которого посвящены жизни древнейшего населения нашей страны.

Кто-то из вас будет знакомиться с экспозицией музея, а кто-то - выполнять роль экскурсовода. По ходу экскурсии положено вести запись своих впечатлений, кратко фиксировать сведения, полученные от экскурсоводов. В конце экскурсии мы обязательно проверим эти записи.

1-й экскурсовод:

Около 2 млн лет назад люди стали расселяться по миру. Миллион лет понадобился им, чтобы заселить значительную часть Евразийского континента - от Ближнего Востока и Европы до Тихого океана. По мнению ученых, первые древние люди проникли на территорию Казахстана из Европы, Азии и из Сибири.

О том, как начиналась наша история, рассказывают вещи и предметы, пролежавшие тысячелетиями под толстым слоем земли и найденные в результате раскопок. Археология отвечает нам на вопрос: «Когда и как появился первый человек?»

Климат Казахстана в пору появления первых людей на его территории значительно отличался от нынешнего. Теплые ветры, проникавшие с океана, приносили обильную влагу, озера и реки были полноводными. Произрастала пышная растительность. На огромных просторах обитали разнообразные животные. У подножья и на северных склонах Алтайских гор паслись мамонты, носороги, пещерные медведи, гигантские бизоны и олени. В южных лесах и на лесистых равнинах жили слоны, бизоны, маралы, в пустынях обитали верблюды. В степях встречались целые стада джейранов, сайгаков и куланов, а в горах жили горные козлы и архары.

Климатические изменения на территории Казахстана привели к изменению его природной среды. С наступлением холодов стали вымирать теплолюбивые животные. Некоторые из них переселились в теплые южные края, чисть, оставшись на старых обитаемых местах, приспособились к холодному климату.

Ученым долгое время не удавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, что привело к ошибочному мнению о позднем заселении территории нашей страны человеком. Однако данные археологии установили, что на территории Казахстана древнейший человек появился около 1 миллиона — 900 тысяч лет назад. Серию стоянок первобытного человека древнекаменного века в 1958 г. обнаружил археолог Х.А. Алпысбаев.

Памятники этой эпохи были найдены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Шабакты. На них собрано свыше пяти тысяч разнообразных орудий из кремня — ручные рубила, остроконечники, нуклеусы, отщепы.

Первые люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа.

Вспомните, как еще называют питекантропов?

Проверьте себя: человек прямоходящий.

Рассмотрите картинку и вспомните, какие преимущества давало человеку прямохождение?

Слайды 9-22.

2-й экскурсовод:

Мы вспомнили, что прямохождение освобождало руки для труда. Первобытные люди умели изготавливать примитивные орудия труда. В долине реки Арыстанды в Жамбылской области и в отрогах гор Каратау были найдены древнейшие орудия труда - ручные рубила, отщепы, скребки, многие из которых были обнаружены в пещере Караунгир. Пещеры были первыми жилищами древних людей.

Как вы думаете, что давало людям укрытие в пещере?

В пещере можно было укрыться от непогоды и диких зверей. Обычно пещеры были заняты животными. Люди с помощью огня выгоняли оттуда огромных медведей и львов. В пещерах люди жили круглый год. В холодное время года вход пещеры они закрывали шкурами живот­ных. В центре пещеры находился очаг, где круглосуточно горел костер, на котором готовили пищу.

Рассмотрите орудия труда первобытных людей. Древ­нейшие люди обрабатывали орудия труда ударом камня о камень, откалывая от него куски. Так получался чоппер (ручное рубило) - орудие труда с острым зубчатым краем. Чопперы (от английского Chop - рубить, нарезать, дол­бить) - древнейшие орудия первых людей.

Как вы думаете, для чего использовался чоппер?

Чоппером древние люди затачивали палки, снимали шкуры и разделывали туши убитых животных. Жители пещер Каратау умели также изготавливать чоппинг - орудие из галечных камней, обработанное с двух сторон. Также в районе хребта Каратау на стоянках Борыказган и Танирказган были найдены каменные орудия труда первобытного человека - отщепы, остроконечники.

На полуострове Мангыстау и в горах Мугоджары ка­захстанские археологи нашли галечные орудия труда, ко­торые изготовлены 800-600 тыс. лет назад. В горах Му­годжары на одном квадратном метре поверхности можно найти десятки древних ручных рубил.

В древности животный мир нашей страны был раз­нообразным, водились мамонты и носороги. Рассмотрите скелет древнего гигантского мамонта, обитавшего на тер­ритории Казахстана (Музей археологии Гылым Ордасы РК).

Практически по всему Казахстану, большей частью в северных районах, находят кости мамонтов (датируют 70 тыс. - 1 миллион лет до н. э.). На юге останки мамонта найдены при строительных работах в Алматы, на пере­сечении улиц Достык и Богенбай батыра.

Учитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия в далекое прошлое. Спасибо нашим юным экскурсоводам за интересные и познавательные рассказы!

А остальных ребят я просила по ходу экскурсии вести запись своих впечатлений, кратко фиксировать сведения, полученные от экскурсоводов. Итак, кто хочет поделить­ся своими впечатлениями?

Учащиеся высказываются.

Рефлексия

  1. Рассмотрите карту миграции древнего человека. От­куда и в каких направлениях расселялись древние люди?

  2. Как называется это древнее орудие труда и охоты (1)? Расскажите по схеме (2) технику изготовления ка­менного орудия.

Домашнее задание:

Продолжите предложение «Я - археолог, в горах Ка­ратау нашел ...»

& 1-2. Подготовиться к тесту.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трофимова Валерия Петровна

Дата: 05.12.2016

Номер свидетельства: 365865


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства