Создание ситуации успеха (5 мин) 2.Создание ситуации разрыва (10 мин) 2.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем (20 мин) Рефлексия (5 мин) | Итак, нам уже известно, что империя Карла Великого просуществовала относительно не долгий срок с 768 по 814 гг. вспомним почему, каковы причины распада? - Действительно империя созданная силой оружия, не смогла просуществовать длительный срок. И потому многие покоренные народы, после распада империи начали завоёвывать новые территории. Так, например, племена англов и саксов, в ходе ожесточенных боев сумели покорить бриттов (жителей о-ва Британии) и на их территории образовали 7 королевств. Давайте перенесемся в ту эпоху и познакомимся с одним документом (у вас он исторический источник под №1), в котором хронист описывает необычное явление….случившееся с жителями Британии. Ребята, анализируя содержание документа, расскажите, что же произошло с жителями Британии? Работа со словарной доской: проговаривание- Норманны, Судя по этому историческому документу, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? П! - Значит тема нашего урока? «Норманны: их занятия и ……» Посмотрите на эту историческую карту «…., что вы видите? (Читаем легенду карты) П! Значит тема нашего урока «Норманны: их занятия и завоевания» Территорию Британии захватили англы и саксы, а приплыли норманны и покорили их. Какой возникает у вас вопрос? Это и будет являться задачей урока. План урока: - Кто такие норманы? - Какие у них были занятия? - Почему они стали совершать нападения? Итак поработаем по пунктам плана. 1.Попытаемся выяснить, кто такие норманны? Для этого обратимся к учебнику: стр 41 пункт второй абзац 2, прочитаем и найдём ответ на вопрос Запишем в тетрадь: П!: Норманны- это северные германцы: норвежцы, шведы, датчане Давайте посмотрим на карту: показываю территории Скандинавского полуострова, о-вов Северного моря и западной Балтики. Это родина проживания норманнов. 2.Как вы думаете, какие занятия существовали у норманнов? Запишем в тетрадь: П!: -Норманны занимались скотоводством, рыболовством, земледелием и охотой на диких животных 3. А теперь попытаемся выяснить, что заставляло норманнов покидать свои родные земли? Для этого обратимся к учебнику: стр 41 пункт второй, абзац 4, прочитаем и найдём ответ на вопрос Как себя называли участники походов? Работа со словарной доской: проговаривание- Викинги. Рассказ учителя: - Слово «викинг» означает «пират и воин, искатель добычи и славы». И добычей их вскоре стала не только Англия, но и ряд других гос-в. Выясним это, проследив их маршрут движения описанный в документе. Одновременно будем отражать данный маршрут на схеме. П! - Рисуем схему Анализируем документ. Проверяем - что у вас получилось. Взаимопроверка результатов по образцу ответа ученика. На полях в тетради проставим сумму получившихся баллов - Как вы считает, возвращаясь снова к задаче урока: Почему же норманны не встретили должного сопротивления, не в Англии не в ряде других европейских государств, чем вызван был их успех? Итак, мы решили поставленную задачу? Давайте закрепим. Учащимся предлагаются в устной форме решить тестовые задания (все вопросы с вариантами ответов представлены в презентации) Взаимопроверка результатов по образцу ответа ученика. Итак, как вы считаете какое может быть сегодня Д/з. Читать параграф 5, подготовить пересказ по плану в тетради. И выполнить творческое задание № 2 стр.45 А теперь посчитаем сумму полученных вами баллов и разделим их на три. Результат и будет вашей оценкой за урок. Благодарю вас за работу. Урок окончен. | Карточка №1 Вставь пропущенные слова: Причины распада империи: Между частями империи не существовало экономических отношении. франская знать, получив новые земли, не хотела больше поддерживать императора, а стремилась самостоятельно управлять своими землями. Народы, которые покорил Карл 1, продолжали жить по своим обычаям и говорили на разных языках. Они боялись только армии императора, которая в любой момент могла подавить их сопротивление. Наследники императора стремились к тому, чтобы у каждого из них была территория как можно больше. Поэтому они непрерывно воевали друг с другом. Взаимопроверка результатов по образцу ответов учителя. На полях в тетради проставим сумму получившихся баллов Исторический документ №2 В один из июльских дней 793 году обитатели северо – Восточной Англий увидели в море паруса незнакомых кораблей «длинные беспалубные, вмещавшие до сотни человек, под четырехугольным шерстяным красным или полосатым парусом, с устрашавшими резными головами драконов или змеей, но носах». С корабля сошли «пришельцы» с моря (норманны) и напали на жителей: «Никогда ещё Британия не была свидетелем подобных ужасов. Они набрасывались на мирное население, как волки или рой разъяренных пчел. Обнажив мечи, издавая леденящие душу вопли, убивая и калеча ни в чем неповинных людей и уводя уцелевших в рабство. А имущество их присваивали себе». | Учащиеся объясняют (на них напали норманны) Учащиеся:- (мы будем говорить о норманнах) Учащиеся: - Норманны: общественный строй, ……» Большая часть Англии стала завоёванной норманнами. П- ? Почему норманнам удалось покорить англо-саксов? Нет, недостаточно. - Кто такие норманны? - Какие у них были занятия? - Почему они стали совершать нападения? Учащиеся: -это северные германцы: норвежцы, шведы, датчане Ответы учащихся: - они занимались скотоводством; (разводили коров свиней, кур, коз);рыболовством; земледелием (выращивали зерно, овощи) и охота на диких животных П!-Норманны покидали свои родные земли ради захвата добычи или плодородных земель. Ответы учащихся: -Викинги. Учащиеся слушают рассказ учителя П! Рисуем схему Анализ документа. Потому что норманны были великолепными мореходами и воинами; на тот период времени в странах Европы были постоянные междоусобные войны и взаимная борьба. Да. Учащиеся решают тестовые задания Выставляем оценки в дневники и записываем д/з. |