kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-лекции «Советская социальная политика и современность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект лекции

«Советская социальная политика и современность»

План:

1. Предмет, объект и субъекты социальной политики

2. Советская социальная политика

3. Российская модель социальной политики и ее основные приоритеты

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-лекции «Советская социальная политика и современность»»

Выполнили студенты гр. МПИз-16

Алази И., Баталова С., Огурцова А., Петаева П.


Конспект лекции

«Советская социальная политика и современность»

План:

1. Предмет, объект и субъекты социальной политики

2. Советская социальная политика

3. Российская модель социальной политики и ее основные приоритеты


1. Предмет, объект и субъекты социальной политики.

Цель соци­альной политики - создание в обществе благоприятного соци­ального климата и социального согласия, условий, обеспечива­ющих удовлетворение основных жизненных потребностей на­селения. Социальную политику государства можно рассматри­вать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при по­стоянном выявлении и учете социальных последствий эконо­мических, политических, мировоззренческих преобразований.

Предметом социальной политики как науки являются свойст­ва, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво­димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ­ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об­щественного положения.

Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации - важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправле­ния, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населе­ния, улучшением качества его жизни, обеспечением социаль­но-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

С позиции субъект-объектных отношений термин «социаль­ная политика» многовариантен:

- это деятельность государства в социальной сфере;

- это взаимодействие всех субъ­ектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленче­ских структур в рамках декларируемых или законодательно ут­вержденных целей и задач.

В системе объект-субъектных отношений объектом социаль­ной политики выступает все самодеятельное население, отдель­ные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполни­тельные, судебные органы власти, определяющие при общест­венном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-право­вую базу социальной политики государства и проводящие не­посредственную практическую работу по ее реализации.

Некоторые исследователи считают, что объект - это подчи­ненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обла­дающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представ­лен социальной сферой общества, а также их показателями - благосо­стояние, образование, здоровье населения, социальная стабиль­ность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.

В формировании и реализации социальной политики участ­вует множество субъектов. Их деятельность определяется кон­кретными социальными интересами и осуществляется на осно­ве нормативно-правовой базы.


2. Советская социальная политика

Социалистическая революция принесла женщинам и мужчинам широкие формальные права, включая право на труд, которое устанавливало равные права женщин и мужчин на страхование в случае болезни и признавало право женщин на отпуск по беременности и родам с финансовой поддержкой в полную зарплату на 8 недель до и после родов. При этом минимальная зарплата устанавливалась равной для женщин и мужчин, как и право на оплачиваемый отпуск раз в году.

В соответствии с законодательством 1918 года о гражданской регистрации смертей, рождений и браков, брак рассматривался как гражданский, а не религиозный союз, который не следовало заключать в отсутствие обоюдного согласия вступающих в него. Легитимная простота развода, очевидно, была реакцией на строгие правила дореволюционного законодательства и атакой на православную церковь, которой надлежало противопоставить большевистскую идеологию и культуру.

Политические права для женщин стали очевидны из первой конституции 1918 года, которая уравнивала мужчин и женщин вправе голосовать и быть избранными депутатами советов. Декларировались и равные права на образование. Законодательство, легитимирующее гендерное равноправие, было несвободно от противоречий, и успешность советского социального проекта по раскрепощению женщины не может оцениваться однозначно. Например, в первые годы советской власти право на социальное обеспечение, как и равноправие мужчин и женщин, в целом носило классовый характер. Кроме того, с точки зрения принятия всего пакета революционных правовых реформ, отменяющих угнетение женщин, трудность состояла в том, что мужское доминирование по-прежнему поддерживалось женским страхом и неуверенностью в изменениях, привнесенных революцией. Недостаток образования, высокий уровень неграмотности среди женщин не позволяли им наниматься на высококвалифицированную работу, тогда как социальные ожидания, традиционные взгляды, страх, нестабильность и безработица делали сложным для женщин получение всех преимуществ от нового законодательства. Понятие женской работы, подчинение женщин мужчинам и зависимость от них были глубоко укоренены в сознании и культурных практиках людей. Общественный труд рассматривался как основа эмансипации женщины, хотя привлечение женщин в общественное производство диктовалось не столько идеалами освобождения, сколько потребностями индустриализации. Начиная с 1920-х гг., удельный вес женщин в составе наемной рабочей силы все время повышался, хотя участие женщин в производстве зависело от приоритетов государственной экономики и политической линии руководства. При этом оплата труда женщин существенно отличалась в меньшую сторону от зарплаты мужчин; советская семья оставалась асимметричной, функция матери в ней постоянно усложнялась, включая ответственность за рождение и воспитание детей, за быт семьи, весь домашний труд и, помимо этого, материальную поддержку семьи своей зарплатой.

В 1936 г. пресловутая сталинская Конституция провозгласила: «В СССР решена задача огромной исторической важности - впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». Между государством и женщиной укрепляется сформировавшийся с первых дней советской власти гендерный контракт «работающей матери», продолжает развиваться система институциональной поддержки сочетания материнства с оплачиваемой занятостью женщин на рынке труда. Пропаганда новых бытовых технологий, облегчающих женщине домашний труд, мистифицирует реальное неравенство в распределении домашних обязанностей, а существующий в реальности гендерный дисбаланс ретушируется риторикой «решенного женского вопроса». С середины 1930-х гг. государство все более ограничивает свободу частной жизни, применяя жесткие методы контроля (законодательство о запрете абортов 1936 г., усложнение процедуры развода в 1944 г.). Идеология антиабортного законодательства подкрепляется пропагандой счастливого советского материнства на фоне доказательств развивающейся системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Материнство понимается как высшая привилегия женщины при социализме и социальное обязательство женщин перед государством. Необходимость дальнейшей институционализации советской семьи становится первоочередной в условиях военного времени. В 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР принимает указ, согласно которому лишь зарегистрированный брак теперь считается легитимным и порождает права и обязанности супругов. Фактически этот указ перекладывал всю ответственность за внебрачную близость, всю тяжесть ее последствий целиком и полностью на женщину и рикошетом - на рожденных ею детей. В дополнение к этой мере, государство усложнило процедуру развода, который теперь полагался признаком «моральной неустойчивости» гражданина и влек за собой серьезные административные и партийные взыскания.

С конца 1950-х гг. в риторику социальной политики входит моральное клише «прочной социалистической семьи». В обмен на свободу женщина должна была совмещать работу вне дома с рождением и воспитанием детей, отвечать за домашний очаг, крепкие семейные узы и стабильность бюджета домохозяйства. Задача социальной политики - совместить принцип свободы и равенства граждан того и другого пола с принципом защиты и укрепления социалистической семьи как базовой ячейки общества. В годы «оттепели» реформа образования (1954 г.) восстановила смешанное образование, в 1955 г. был вновь легализован аборт, в 1965 г. - значительно облегчена процедура развода, в 1967 г. - отрегулировано положение с алиментными обязательствами. В законодательстве 1968 г. о браке и семье речь впервые шла не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их «правах», здесь делался акцент на понятиях «счастливое материнство и детство», «поощрение материнства». Спад рождаемости, уменьшение размеров семьи, постарение населения вследствие урбанизации, индустриализации и людских потерь в 1970-е гг. вызывают к жизни дискуссию о том, как поощрить многодетную семью. При этом роль мужчины как отца семейства, как воспитателя детей не проблематизируется. Именно к 1970-м гг. относится зарождение отрицательного отношения к «буржуазному» феминизму. Итог законодательных поисков в направлении равенства мужчин и женщин - Конституция 1977 г., одна из тем которой - равномерное распределение семейных обязанностей между супругами. Советская семья перестала быть чисто патриархатной, хотя еще не стала эгалитарной, партнерской. Официальная идеология по-прежнему не может признать в мужчине полноценного члена семьи, отца, имеющего те же, что и женщина, права, связанные с рождением и воспитанием детей. Она также базируется на классическом советском понятии «женщина-мать», а не на понятии полноценной гражданки, для общественного признания которой не нужны никакие дополнительно обозначенные функции.

Появление в конце 1980-х гг. новой идеологии в отношении женщин связано с политикой М. Горбачева, который внес в общественную дискуссию женского вопроса «идеологический диссонанс», предлагая наряду с продвижением женщин по службе и улучшением их условий труда «вернуть женщине ее истинное призвание» (Горбачев). Утверждение о необходимости реструктурирования рабочей силы за счет возврата женщин домой поддерживалось экономической логикой эффективности рынка труда, демографическими аргументами о депопуляции, но вступало в конфронтацию с эмансипирующей риторикой советского марксизма.


3. Российская модель социальной политики и ее основные приоритеты

Советская социальная модель характеризовалась главенствующей ролью государства в социальной сфере. В стране существовала система государственного бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания. В системе производственных отношений партийно-государственный аппарат осуществлял централизованный контроль над работодателями и профсоюзами. Социальная защита основывалась не на институте социального страхования, как в большинстве развитых стран, а па государственном социальном обеспечении. Считалось, что в плановой экономике социальные риски отсутствуют, а социальное страхование относится к атрибутам исключительно рыночной экономики. Некоторые услуги недофинансировались (например, здравоохранение), а некоторые, наоборот, имели сверхсубсидирование (например, жилье).

Перемены в экономике, произошедшие после распада СССР, проявились и в социальной политике. Главное - системы государственных бесплатных социальных услуг распались, а условия для создания новой системы, к сожалению, не созданы. Это объясняется тем, что социальная сфера в России в прошедший период реформ не была приоритетной в плане преобразований. При отсутствии целенаправленного воздействия объектами социальной политики становилась то одна социальная группа, то другая. Однако предпринимаемые меры (выплаты пособий по безработице и компенсации роста цен, а также другие) к желаемым результатам не привели. Сегодня вполне очевидно, что социальные ресурсы в обществе постепенно истощились. Незначительное увеличение трудовой активности населения на начальном этапе реформ за счет возникновения новых сфер и видов деятельности, а также появления новых источников дохода, к предполагаемому росту уровня жизни в России не привело. Напротив, в обществе обострился социальный кризис ввиду резкого снижения качества жизни населения, что заставило правительство начать корректировку курса реформ и рассматривать социальную политику как существенное и приоритетное направление деятельности государства.

Переход к новой социальной политике сегодня предполагает отказ от патернализма, где государство жестко детерминирует поведение человека в социальной сфере. Вместо этого предполагается:

- формирование рынка социальных услуг с реально возникающей конкуренцией их производителей;

- повышение качества данных услуг;

- снижение издержек на их производство;

- изменение модели социальной защиты от превалирующей социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов.

Необходимым условием системного изменения модели социальной политики является также перераспределение роли государства и местного самоуправления.

Государство определяет приоритетные направления социальной политики.

Приоритетно такое направление социальной политики, которое в определенное время имеет преобладающее, первостепенное значение в ее реализации. Инновационное развитие российской экономики проходит в два этана. Первый этап - 2008-2012 гг., второй - 2013-2020 гг. Основные приоритеты социальной политики на первом этапе включали:

- выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;

- решение основных социальных проблем военнослужащих;

- преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 г. на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016-2020 гг.);

- структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

- создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

- возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;

- создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке.

Основные приоритеты социальной политики на втором этапе включают:

- распространение стандартов здорового образа жизни;

- переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

- внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;

- выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;

- распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;

- создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;

- установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2-2,2 раза).

Приоритеты социальной политики в период ноете 2020 г. включают:

- улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;

- ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран;

- переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения;

- снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран.

К важнейшим направлениям модернизационной политики Правительства РФ па ближайшие годы относятся два направления, непосредственно связанные с социальной политикой и социальной сферой. Это сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва между уровнем жизни работающего и нетрудоспособного населения, последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьбы с бедностью, формирования и реализации эффективной политики занятости. Другим направлением является развитие государственной системы здравоохранения. Предполагается не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения, в том числе из-за роста стоимости медицинских и лекарственных препаратов, снижения доступности качественной медицинской помощи. Полностью должны быть обеспечены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи и приняты меры по повышению эффективности использования ресурсов, включая структурные преобразования в здравоохранении. Система обязательного медицинского страхования должна стать основным источником средств по оплате медицинской помощи.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока-лекции «Советская социальная политика и современность»

Автор: Огурцова Анна Владимировна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406591

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства