Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Художественная культура России первой половины XIX в.» (живопись, архитектура)»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
ФИО: Слядзевская Ирина Сергеевна
Должность: учитель истории
Предмет: история
Класс: 8
Базовый учебник: Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс – М.: Просвещение, 2005.
Тема: «Художественная культура России первой половины XIX в.»
(живопись, архитектура)
Цель урока: сформировать целостное представление учащихся о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, о выдающихся деятелях русской культуры этого периода, об их произведениях, о наиболее значимых исторических памятниках.
Задачи:
- обучающие: обратить внимание учащихся на преемственность культуры, раскрыть исторические условия для ее развития; познакомить учащихся с основными наиболее выдающимися и характерными достижениями русской культуры XIX века; формировать у учащихся общие понятия о культуре как важной составной части материальной и духовной жизни общества;
- развивающие: совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, способствовать развитию коммуникативных навыков в образовательной среде;
- воспитательные: продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за великую культуру России Золотого века.
Художественная культура России первой половины XIX века
- живопись
- архитектура
Справа на доске новое понятие «Ампир» - художественный стиль первой трети XIX века, отражающий идеи политического триумфа и мощи России.
«Русско-византийский» - это стиль, возникший во второй четверти XIX века и представляющий собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества и элементов византийской культуры.
Даты:
1830-1833 – «Последний день Помпеи» (Карл Павлович Брюллов)
1837-1858 - «Явление Христа народу» (Александр Андреевич Иванов)
1812 – реконструкция Красной площади в Москве (Осип Иванович Бове)
1837-1889 – храм Христа Спасителя (Константин Андреевич Тон)
Ход урока:
Эпиграф к уроку: «Любите живопись, поэты…
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно...»
Н. Заболоцкий.
Не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова поэта. Именно живопись способна запечатлевать и раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, передавать тончайшие оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни человека и природы.
Обращение к заготовке на листке у каждого.
Обсуждение изученного на предыдущих занятиях.
Направление
Художники
Произведения
1. Классицизм
2. Сентиментализм
3. Романтизм
4. Реализм
5.Критический реализм
Рассказ учителя о живописи, просмотр презентации. Обсуждение с учащимися.
1. Что изображено на картине К.Брюллова?
2. Как ведут себя люди, застигнутые стихией?
Картина «Последний день Помпеи» напоминает зрителю о том, что основная ценность мира – человек. Его физическую красоту и духовное величие художник противопоставляет разрушительным силам природы. Картина вызвала взрыв восхищения и преклонения, как в Италии, так и в России.
К. Брюллов «Пушкин»
Художник не просто переносит на холст черты человека, с которого пишет портрет его глаза, рос, рот, волосы. Он ищет самое главное выражение его лица. Такое самое главное выражение не часто появляется на лицах людей. Художник умеет угадать его и передать на портрете. Поэтому про хороший портрет говорят, что человек на нём больше похож на себя, чем в жизни.
К. Брюллов и В. Тропинин
Итак, два портрета Пушкина. На этих портретах Александра Сергеевича изображают разные художники, в разной обстановке, но оба они понимают и показывают зрителям, что ценность человека не в знатности рода, не в богатстве, а в его нравственных побуждениях, чувстве долга, способности быть полезным народу.
В своей картине В.А. Тропинин воспевает гармонию и чувство внутреннего достоинства, присущее человеку труда и сохраняемое им на протяжении всей жизни.
П. Федотов
В своих работах П.А. Федотов стремился раскрыть бесчеловечность дворянского общества.
А. Венецианов
Художник первым осмелился сделать героем картины мужика. Раньше «зипун» и «сапоги» не были предметом искусства. Художник показал крестьян, их быт. Он как бы заявил, что счастье может быть и под соломенной крышей, что чистоту нравов можно сохранить вдали от города.
А. Иванов
Картина «Явление Христа народу» принадлежит к романтизму. Но посмотрите: как симметрично расположены фигуры людей, растения. В центре Иоанн Креститель. Группы выписаны барельефно. Такая композиция характерна для классической картины. Дело в том, что Иванов писал её целых 20 лет. Задумал в стиле классицизма, но время вносило изменения в мироощущение художника, а через него и в картину. И мы видим то, что не могло бы быть в картине классицизма; динамичность построения, глубинность пространства, психологические характеристики людей, правдивость персонажей.
Архитектура.
В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX в. являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.
Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц — Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей — ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое. В Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве — Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения — музеи, школы, библиотеки, театры.
Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806—1823 гг.); Андрей Никифорович Воронихин, построивший Казанский собор (1801 — 1811 гг.), положивший начало ансамблю Невского проспекта; Карл Иванович Росси, создавший здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади с зданием Главного штаба и аркой и т. д. Все эти архитекторы работали в основном в Петербурге.
В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Бове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим театром; Триумфальные ворота и др. В этом же стиле творил и Демьян Иванович Жилярди.
С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя (1837—1889 гг.), Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне — Ленинградский) вокзал и др.
Направление
Архитектор
Строение
1. Классицизм (ампир)
2. Русско-византийский стиль
Подведение итогов.
1. Ребята, как вы думаете, почему первая половина XIX в. вошла в историю как начало «Золотого века» русской художественной культуры?
2. Как вы думаете, все эти открытия можно считать прогрессивным развитием культуры того периода?
Рефлексия
«Художественная культура России первой половины XIX века»
мне открылись:
Три самых важных имени архитекторов: _____________________________