kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории на тему "Единовластие Цезаря" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по одной из самых увлекательных тем истории Древнего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории на тему "Единовластие Цезаря" (5 класс)»

Конспект урока истории

Тема: Единовластие Цезаря (1 ч.)

Класс: 5 «а»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление о личности Юлия Цезаря и периоде его единовластия.

Задачи урока:

  • обучающие – дать характеристику особенностей развития поздней Римской республики, причинах и предпосылках падения республики в Риме, изучить понятия ветеран, диктатор;

  • развивающие – способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников, развивать навык самостоятельной работы учащихся с источниками информации (учебной литературой), развивать умения рассуждать, делать выводы;

  • воспитывающие – развитие личностных качеств: смелость, решительность и стремление к достижению поставленной цели; формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории посредством использования технических средств обучения.

Оборудование: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая ; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 303 с., ПК, проектор, иллюстративные и видеоматериалы, тетрадь, мел, доска, раздаточный материал

Записи

На доске

В тетрадях учащихся

Дата, тема: «Единовластие Цезаря»

План урока:

  1. Возвышение Цезаря;

  2. Захват Цезарем власти;

  3. Гибель Цезаря.

60 г. до н.э.

49 г. до н.э.

44 г. до н.э.

Триумвират

Ветеран

Диктатор

Д/з

  1. § 52;

  2. задание из рубрики «Подумайте»

Дата, тема: «Единовластие Цезаря»

План урока:

  1. Возвышение Цезаря;

  2. Захват Цезарем власти;

  3. Гибель Цезаря.

60 г. до н.э. – Красс, Помпей и Цезарь заключили триумвират – союз трех полководцев

49 г. до н.э. – Цезарь захватил власть в Риме

44 г. до н.э. – заговор и убийство Цезаря

Ветеран – старый солдат, завершивший службу

Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях

Д/з

  1. § 52;

  2. задание из рубрики «Подумайте»





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап, 1мин.

Взаимное приветствие

Здравствуйте, ребята

Садитесь, пожалуйста

Учащиеся встают.

Учащиеся садятся.

Проверка присутствующих

Кто сегодня отсутствует на уроке?

Староста отвечает, кто отсутствует.

Проверка готовности к уроку

Проверьте, чтобы все необходимое к уроку лежало у вас на парте

Учащиеся делают проверку

Актуализация знаний учащихся,6 мин.

Давайте вспомним материал, изученный на прошлом уроке. В прошлом раз мы говорили о восстание рабов.

Каковы были причины восстания?



Кто встал во главе восстания?

Что нам известно о Спартаке?



Какие победы удалось одержать восставшим?


Как развернулось восстание дальше?


Дома вы должны были по вариантам описать рисунок «Бой Спартака». Кто хочет выступить со своим описанием? Пожалуйста, выйдите к доске.

Давайте вспомним, в каком году в Риме была установлена республика?

Какова была территория Римского государства?



Кому принадлежала верховная власть в Риме?

Предположите, какая была обстановка в Римском государстве после подавления восстания Спартака?



Ответ: желание обрести свободу, вернуться на родину, поделить имущество богачей...

Ответ: Спартак.

Ответ: он был фракийцем, попал в плен и сделан гладиатором.

Ответ: у подножия Везувия, в долине р. По.

Ответ: восставшие попали в ловушку и были разгромлены.

Учащийся выступает с описанием рисунка.


Ответ: в 509 г. до н.э.

Ответ: территория Рима была огромна, включая Италию, Испанию, часть Галлии, Северной Африки, Греции, Малой Азии.

Ответ: сенату.

Ответ: в стране было неспокойно

Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, 5 мин.


Представьте себе такую ситуацию. Ученые-археологи обнаружили под развалинами древнеримских сооружений странное послание. Оно оказалось зашифрованным. Пользуясь выданной вам подсказкой, попытайтесь прочитать это зашифрованное послание (раздаются материалы).

Итак, какая фраза оказалось зашифрована в документе?

На каком языке, как вы думаете, она написана?

Эта фраза означает «пришел, увидел, победил». Человек, произнесший эту фразу, сам с удовольствием шифровал тексты.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых интересных личностей Древнего Рима, которая на протяжении многих веков привлекает всеобщее внимание. Об этом человеке пишут книги, снимают фильмы. Именно ему принадлежат ставшие крылатыми фразы «жребий брошен», «И ты, Брут» и выясненная нами «пришел, увидел, победил». И этот человек…

Итак, тема нашего урока – «Единовластие Цезаря». Запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и тему урока.

План сегодняшнего урока:

  1. Возвышение Цезаря;

  2. Захват Цезарем власти;

  3. Гибель Цезаря.




Учащиеся пытаются расшифровать послание.

Ответ: «veni vidi vici»

Ответ: на латыни








Ответ: Цезарь.

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Учащиеся записывают план урока.


Первичное усвоение новых знаний, 18 мин.

Итак, рост территории Римской республики, огромный приток рабов и все чаще вспыхивавшие восстания заставляли задуматься богатых римлян о замене республиканской формы правления. Сменявшиеся ежегодно консулы с трудом справлялись с управлением государством. Богачи подкупали избирателей, кормили и поили их, развлекали гладиаторскими играми и театральными представлениями. А между тем они часто не умели управлять государством. Спустя год эти люди становились наместниками провинций, попадали в сенат, где заседали пожизненно. Такой порядок управления изжил себя.

Все чаще командование войсками поручили опытным военачальникам. Успешные завоевательные войны усиливали власть полководцев. Они сами набирали войско. Легионеры подчинялись только военачальнику, так как плату они получали непосредственно от него. Поэтому многие рабовладельцы стали задумываться о том, чтобы лишить сенат власти и передать ее в руки опытного полководца, распоряжающегося сильным войском. Такими кандидатурами были полководцы Красс и Помпей, которые сыграли главную роль в подавлении восстания под предводительством Спартака. В эти же годы большим влиянием в Риме стал пользоваться еще один человек – Цезарь.

1 пункт плана – Возвышение Цезаря.

Сейчас мы с вами поближе познакомимся с этими кандидатами.

Первая кандидатура – Марк Лициний Красс (демонстрируется иллюстрация). Он был полководцев и политическим деятелем, одним из богатейших людей своего времени. Крассу не суждено было стать единоличным правителем Рима. Желая приумножить свою военную славу, он организовал поход в Междуречье против Парфянского царства (показ по карте). Алчный Красс рассчитывал на несметную добычу, но потерпел жестокое поражение. Боевые качества римской пехоты оказались бесполезными в сражении с тяжеловооруженными парфянскими всадниками. После поражения римлян парфяне заманили Красса в ловушку и убили.

В Риме не было человека, который не знал бы о Гнее Помпее по прозвищу Великий (Магн) (демонстрируется иллюстрация). Помпей подавил движение испанских племен против римского господства. В 71 г. до н.э. он принял участие в разгроме восстания Спартака. Позже Помпей разбил флотилии пиратов, разрушил их крепости и надолго покончил с разбоем на Средиземном море. На востоке Помпей присоединил к владениям Рима Сирию и другие земли, он внес в казну огромные деньги из военной добычи. Помпей трижды праздновал триумф.

Цезарь происходил из знатного рода (демонстрируется иллюстрация). Он был блестяще одаренным человеком, получил образование в лучших школах Рима и Греции. Цезарь всюду хотел быть первым, но у него не было ни богатства, ни войска для борьбы за власть. Между тем молодость его давно прошла. Цезарь жаловался друзьям: «В моем возрасте Александр Македонский уже правил столькими народами, а я до сих пор не совершил ничего замечательного!».

У кого, на ваш взгляд, было больше шансов в борьбе за власть? Обоснуйте свою точку зрения.

Действительно, больше всех шансов имел Помпей. И все-таки победил Цезарь. Как же это произошло, попытаемся определить.

Цезарь был очень хитрым политиком. Римскую бедноту Цезарь презирал, но использовал её для установления своей власти в Риме. Цезарь даже сделал долги, чтобы доставить бедноте удовольствие: осуществлял бесплатную раздачу хлеба беднякам, тратил свои деньги на театральные представления и праздники для бедноты, осуществлял раздачу земельных участков. Эти меры сделали его популярными среди народа.

Три полководца ненавидели друг друга, но решили на время объединить усилия, чтобы прийти к власти. У Красса были деньги, у Помпея слава великого полководца, у Цезаря – хитрый ум и поддержка простонародья. Давайте запишем: В 60 г. до н.э. Красс, Помпей и Цезарь заключили триумвират – союз трех полководцев.

Цезарь стал консулом 59 г., а после этого получил в управление провинцию Галлия. Чем же прославился Цезарь, будучи наместником Галлии? Об этом нам расскажет …




Вопросы к учащимся.

На какие части делилась провинция Галлия?


Какую часть Галлии сумел подчинить Цезарь?

Что принесли Цезарю войны в Галлии?



Куда еще совершил поход Цезарь?

Итак, Цезарь завоевал для Рима новые территории. Как полководец Цезарь отличался решительностью и в то же время осторожностью. Цезарь умел настроить воинов краткой и удачно построенной речью, лично знал своих центурионов и лучших солдат и пользовался среди них необычайно популярностью и авторитетом.

После гибели Красса в Парфии в 53 г. до н.э. триумвират распался. Помпей не только завидовал славе Цезаря, но и боялся его чрезмерного усиления. Помпей в своем соперничестве с Цезарем возглавил сторонников республиканского правления. Сенат, опасаясь Цезаря, отказался продлить его полномочия в Галлии. Цезарю приказали распустить войска и безоружным вернуться в Рим. В случае отказа он объявлялся «врагом отечества». Это было в 49 г. до н.э. Узнав о решении сената, Цезарь подошел в речке Рубикон (показ по карте), отделявшей провинцию Галлию от Италии. Там остановился в глубоком раздумье и наконец произнес: «Alea iacta est», что означает «жребий брошен». Эта фраза и сегодня используется в речи в смысле «выбор сделан», «принять трудное решение». По команде Цезаря войско переправилось через Рубикон и двинулось на Рим. Так началась гражданской война Цезаря против римского сената во главе с Помпеем Великим.

А сейчас прочитайте 2-5 абзацы пункта 4 и выпишите в тетрадь новые понятия, затем мы с вами обсудим прочитанное.

Что стало с Гнеем Помпеем?


Как называли старых солдат, завершивших службу?

Что сделал для них Цезарь?

Какое пожизненное звание даровал Цезарю сенат?

В чем проявилась неограниченная власть Цезаря?







В обществе, особенно в республиканских кругах, назревало недовольство, ходили слухи о стремлении Цезаря к царской власти. Все это побудило недовольных к организации заговора против диктатора. Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент о судьбе Цезаря из сериала «Империя» (демонстрируется видеофрагмент).


Итак, кто возглавил заговор?


Что стало с Цезарем?

Где приговор был исполнен?

Что перед смертью сказал Цезарь? К кому были обращены эти слова?

Так, 15 марта 44 г. до н.э. закончилась жизнь великого полководца

Учащиеся слушают.






















Учащиеся слушают учителя и смотрят иллюстрации.



























Учащиеся высказывают предположения.














Учащиеся записывают.



Ученик с индивидуальным заданием рассказывает о завоевании Цезарем Галлии и других войнах, о происхождении фразы «пришел, увидел, победил».

Ответ: на Предальпийскую и Заальпийскую.

Ответ: Заальпийскую Галлию.

Ответ: славу талантливого полководца, груды золота и и преданное войско.

Ответ: в Британию.

Учащиеся слушают.
















Учащиеся записывают: 49 г. до н.э. – Цезарь захватил власть в Риме.


Учащиеся выписывают понятия.

Ответ: Помпей был разбит и вскоре погиб.

Ответ: ветераны.

Ответ: наделил землей.

Ответ: диктатор.

Ответ: в Народном собрании на должности консулов или народных трибунов выбирали тех, кого Цезарь счет достойным и преданным себе. Изображения Цезаря чеканились на монетах, он восседал на золотом кресле.





Учащиеся смотрят видеофрагмент.

Ответ: ближайшие сподвижники Гай Кассий и Марк Брут.

Ответ: его закололи кинжалами

Ответ: в здании сената.

Ответ: «И ты, дитя мое». Слова обращены к Бруту.

Первичная проверка понимания новых знаний, 2 мин.

Проверка усвоения учащимися нового материала (фронтальный опрос):

Кто был претендентами на власть в Риме?

Кто одержал победу в гражданской войне?

Какую фразу произнес Цезарь, решившись на захват власти?

Когда Цезарь захватил власть в Риме?

Чем власть Цезаря после победы над противниками отличалась от власти консулов?



Чем завершилось правление Цезаря?




Ответ: Красс, Помпей и Цезарь.

Ответ: Юлий Цезарь.

Ответ: жребий брошен

Ответ: в 49 г. до н.э..

Ответ: власть Цезаря стала неограниченной, Цезарь не обязан был отчитываться в своих действиях.

Ответ: Цезарь был убит в результате заговора в 44 г до г.э..

Первичное закрепление, 3 мин.

Известно, что Юлий Цезарь перед выборами должностных лиц посылал в избирательные округа короткие записки следующего содержания: «Цезарь – такому-то избирательному округу. Предлагаю вашему вниманию такого-то, чтобы этот человек по вашему выбору получил такую-то должность». Что можно сказать на основании этого факта о государственных порядках при Цезаре?

Перед вами хронологическая цепочка, из которой «выпали» события. Давайте попытаемся восстановить эти события в правильной последовательности (на доске изображена цепочка)



  1. Завоевание Галлии

  2. Создание триумвирата

  3. Поход на Рим

  4. Разгром армии Помпея

  5. Заговор сенаторов против Цезаря

Варианты: Цезарь имел очень большое влияние и власть, он сам предлагал кандидатов на должности.






Ответ:

  1. Создание триумвирата

  2. Завоевание Галлии

  3. Поход на Рим

  4. Разгром армии Помпея

  5. Заговор сенаторов против Цезаря

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении, 2 мин.

Возьмите, пожалуйста, свои дневники.

Запишите домашнее задание: § 52; задание из рубрики «Подумайте»

Учащиеся берут дневники.

Учащиеся пишут задание в дневник.

Рефлексия, 3 мин.

Итак, какие вопросы мы сегодня с вами рассмотрели?




Запишите выводы по уроку: Цезарь стал единоличным правителем, но недовольные его властью организовали заговор. Юлий Цезарь был убит. С правлением Цезаря связаны последние годы римской Республики

А теперь мы оценим вашу работу на уроке (выставляются оценки).

Урок закончен. До свидания.


Ответ: сегодня мы рассмотрели вопросы: 1. Возвышение Цезаря; 2. Захват Цезарем власти; 3. Гибель Цезаря.

Учащиеся записывают выводы в тетради.



Учащиеся слушают свои оценки.

Учащиеся встают, собирают вещи и выходят из класса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока истории на тему "Единовластие Цезаря" (5 класс)

Автор: Железняк Виктория Михайловна

Дата: 09.06.2017

Номер свидетельства: 421230


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства