Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Этих дней не смолкнет слава!" (7 класс)»
Конспект урока по истории в 7 классе
«Этих дней не смолкнет слава!»
Задачи урока:
Образовательная – познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся.
Воспитательная - воспитание интереса к предмету и чувств патриотизма, гордости за свою Родину.
Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой.
Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.
Форма урока: проблемно-исследовательская.
Оборудование урока: Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»,компьютер, проектор.
Презентация «Северная война».
Раздаточный материал (карточки-задания).
Ход урока:
ПРИВЕТСТВИЕ, НАСТРОЙ НА РАБОТУ.
Доброе утро всем! Рада встречи с вами! Вижу, вы готовы отправиться в историческое путешествие. Для работы нам сегодня понадобятся учебники, тетради, знания по истории, умение высказывать свою точку зрения и хорошее настроение! Предлагаю новую интересную информацию заносить по ходу урока в рабочий лист в виде кластера. Итак, все внимание на экран!
Просмотр видеосюжета с прочтением отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Полтава».
Горит восток зарею новой. Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули;
Пехота движется за нею И тяжкой твёрдостью своею Её стремление крепит.
После просмотра учитель задает вопросы:
*Узнали ли вы, ребята, литературное произведение?
*Какому историческому событию оно посвящено?
*С именем какого российского правителя оно связано?
*А какие ассоциации возникают у вас при упоминании Петра1
Уверена, что вы используете определенный алгоритм при изучении военных конфликтов. Предлагаю вспомнить его и обозначить наиболее важные вопросы.
Как вы думаете, какая цель стоит, что важнее всего?
Учитель подводит к мысли, что самое главное понять историческое значение и место Северной войны в процессе становления Российской империи.
Чтобы обозначить основные цели внешней политики России на рубеже веков, я предлагаю вспомнить уже изученный материал и проверить свои знания.
( Текст с ошибками «Начало славных дел Петра». Время для работы - 3 минуты, 2 минуты на проверку. Работают индивидуально, проверяют в парах.)
Итак, какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией и какие цели Северной войны мы уже можем выделить? (КЛАСТЕР)
По итогам заполняется элемент кластера-цели войны.
СЛАЙД
Для реализации поставленных задач в 1699г. был заключен Северный союз в составе России, Дании , Саксонии и Речи Посполитой. Важно отметить, что в этой войне Россия не завоевывала новых территорий, а пыталась вернуть исконно русские земли, отторгнутые от нее в Смутное время. Швеция ощущала себя полноправной хозяйкой Балтийского побережья, а море так и называли- «Шведское озеро».
СЛАЙД
Молодой, 18летний король Карл 12 практически не занимался делами и казался неспособным к управлению; но, получив известие о состоявшемся против него союзе, сделался необыкновенно деятельным и поклялся – «воевать, побеждать и мстить».
И действительно, для Северного союза война началась неудачно, а первое сражение русских и шведских войск вошло в историю под названием «Нарвская конфузия».
Давайте представим, что в XVIII веке было телевидение , и корреспондент с оператором берут интервью у русских солдат после Нарвы.
(инсценировка-экспромт, три ученика читают по ролям, учитель-корреспондент)
Корр.: Скажите, о чем вы разговариваете?
1-й солдат: О чем нам говорить? Конечно, о Нарвской конфузии! Опозорились мы, нечего сказать!
Корр.: Почему же так получилось?
1-й солдат: Позиция была растянутой, обозы, осадные орудия отстали, не хватало боевых и съестных припасов, порох был скверный, не хватало ядер, пушки взрывались, бомбардиры гибли.
2-й солдат: А какая ужасная была погода! Дул сильный ветер, метель била в лицо, затрудняла стрельбу. Шведы ворвались в наш лагерь, конница бежала, командующий сдался, мост рухнул, многие попадали в воду и утонули. Как выжили в этой мясорубке, одному Богу ведомо.
3-й солдат: Да еще всю артиллерию потеряли, одни преображенцы да семеновцы выстояли, ну ничего, мы еще возьмем свое!
Учитель-корреспондент:
За границей радовались поражению Петра. Была выбита даже медаль, где изображались плачущий царь, бегущие русские войска и написано: «Исшед вон, плакася горько».
После Нарвской победы Карл 12 не считал уже Петра опасным врагом и, называя русских солдат неучами, ушел почти со всеми войсками в Польшу, где оставался шесть лет».
Петр1 , бывший в это время в Новгороде, однако, не падал духом: «Господа шведы – говорил он, - побьют нас, может быть еще не раз, но у них мы научимся и побеждать их».
Как вы думаете, что имел ввиду, говоря так, Петр1?
(Ответ: он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.)
Задание классу: используя учебник (параграф14, пункт 2-й), найдите меры, принятые Петром 1, для усиления армии и сделайте вывод: Какой стала армия после реформы? (закрепление новых терминов).
Время для работы-5 минут с учетом обсуждения в малых группах.
Результаты вывешиваются на доску.
Итак, мы пришли с вами к выводу, что армия в результате реформ стала регулярной т.е. постоянной, сильной и боеспособной. (запись в кластере) (Краткий обзор дальнейших событий по слайдам)
Усиление позиций России вызвало опасения Карла 12 и , считая себя непобедимым, он решил покончить со своим последним врагом. Началась подготовка к генеральному сражению.
Физкультминутка.
Давайте проведем разминку,
Смотрим вверх, прогнули спинку.
Покачали головой, руки в крест перед собой.
Пальцы сжали и разжали, потянулись, вы устали?
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамён,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра… СЛАЙД.
Как вы думаете, сказал Петр своим солдатам? (заслушать варианты)
Обратимся к историческому документу.
"Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу Веру и Церковь. Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, которой ложь вы доказали не раз своими победами. Имейте в сражении перед собой Правду и Бога, защитника вашего. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога. Жила бы только Россия во славе и благоденствии для благосостояния вашего".
А что же сказал король Швеции?
«Воины! Я призываю вас овладеть этой землей, ее богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!»
Как вы думаете, о чем свидетельствуют эти обращения, как характеризуют их авторов?
И грянул бой, Полтавский бой!
(просмотр флеш-ролика с комментарием учителя)
Рано утром шведы попытались нанести внезапный удар по войскам Петра, однако кавалерия Меньшикова опрокинула шведскую конницу. Пехотная атака противника тоже была безрезультатной. Затем при поддержке артиллерии русские войска выступили против шведов, а подойдя к ним, перешли в штыковую атаку. Враг не выдержал и обратился в бегство. Карл 12 едва спасся от плена, вместе с Мазепой он бежал в турецкие владения. НЕПОБЕДИМАЯ армия перестала существовать.
Вопрос классу: Какие причины победы русской армии под Полтавой вы можете назвать?
(Ответы:
* реформы Петра 1.
* боевой дух армии, в том числе и личный пример царя.
* мужество и героизм солдат
* умелое командование.
* наличие конной артиллерии.
* новшество-редуты.
* превосходство артилллерии.
В чем ее историческое значение?
Как события развивались дальше?
Просмотр видео сюжета. РАБОТА С КАРТОЙ УЧЕБНИКА!
Давайте делать выводы.
Учитель стирает цели войны. Метод чистой доски.
Возможен вариант учеников.
В чем вы видите историческое значение СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ?
Просмотр видео-2.
Как вы оцениваете свое участие, мою роль?(рассуждения по слайду)