Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории 6 класс «Русское государство при Ярославе Мудром»»
Конспект урока истории
6 класс
«Русское государство при Ярославе Мудром»
Тип урока - комбинированный Цель – изучение особенностей исторического развития Руси в период правления Ярослава Мудрого. Образовательные задачи – изучить проблему усобиц после смерти Владимира Святославовича, сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; Развивающие задачи – продолжить развитие навыков устного ответа, работы с учебником, письменными источниками, историческими терминами и схемами, развивать умение характеризовать историческую личность и давать оценку её деятельности; Воспитательные задачи - привитие уважения к историческому прошлому страны, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого Дидактическое обеспечение: Учебник «История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева— М. : Просвещение, 2016. — 128 с. Историческая анимированная карта «Русь в конце X — XI в.» Фрагмент «Сказания о Борисе и Глебе»
Планируемые результаты урока: Личностные: формулирование ценностных суждений по изучаемой проблеме; оценивание человеческих качеств и поступков на основе осмысления деятельности Ярослава Мудрого
Предметные: Шестиклассники смогут: назвать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого; сформулировать и аргументировать свое мнение по вопросу общественных отношений при Ярославе; использовать сведения из исторической карты как источника информации; правильно использовать исторические термины (усобицы, закон, «Русская правда»).
Метапредметные: Регулятивные УУД: шестиклассники научатся: соотносить свои действия с планируемыми результатами; самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности в процессе учебной деятельности; оценивать правильность решения учебных задач; Познавательные УУД: шестиклассники научатся: анализировать текстовую информацию; формулировать и аргументировать свое мнение по проблеме, логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием Коммуникативные УУД: шестиклассники примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе. смогут задуматься о важности для себя лично ответственного поведения в семье, в учебе, в обществе; выскажут собственное мнение о личности Ярослава;
Литература и интернет-ресурсы: 1. «История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева— М. : Просвещение, 2016. — 128 с. 2. Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2015. — 192 с. 3. М.В.Короткова. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. – М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.- 132 с.
Ход урока
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, оценивает их готовность к уроку. Самоконтроль готовности учащихся к уроку 2. Вводно-мотивационный Учитель: «Сегодня мы узнаем ещё об одном выдающемся русском князе -Ярославе, сыне Владимира, которого народ назвал Мудрым. Нам предстоит ответить на вопрос: «Почему Ярослава прозвали Мудрым, и чему мы, современные люди, можем научиться у него?» 3. Актуализация знаний Учитель: «Ребята, вспомните первых русских князей. Какие задачи по укреплению государства, на ваш взгляд, стояли перед ними? Что могло препятствовать их решению? О каких сводах законов вы узнали при изучении курсов Древнего мира и Средних веков?» В ходе беседы учащиеся называют первых князей, определяют существенные черты государственного устройства Руси и задачи, стоявшие перед потомками Владимира. 4. Изучение нового материала План урока: I. Борьба за власть сыновей Владимира I. II. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. III. Управление государством при Ярославе. IV. Отношения Руси с другими государствами
Используется метод комментированного чтения: Прочитайте п.1 и отрывок из «Сказания о Борисе и Глебе» и ответьте на вопросы: 1. Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича? 2. Какие методы в борьбе друг против друга использовали его сыновья? 3. Почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми? 4. Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему? 5. Какие изменения в управлении государством произошли при Ярославе Мудром? 6. Каков был итог усобиц? Прочитайте фрагмент из Правды Ярослава (рубрика «Изучаем документ»). Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси. Интересы каких жителей Руси защищались в первую очередь? Как вы думаете, почему принятие единого свода законов способствовало объединению и укреплению Древнерусского государства? Внешняя политика (Отношения Руси с другими государствами)– работа с исторической картой (стр.60): 1) Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром. 2) Покажите государства, с правителями которых Ярослав установил родственные связи. Сделайте выводы. На этом этапе учащиеся: 1) Оценивают поступки людей, дают им оценку с гуманистических позиций; 2) Используют приемы характеристики исторических явлений; 3) Объясняют смысл используемых терминов и понятий; 4) С помощью учителя излагают выводы и аргументируют их 5) Определяют по карте исторические объекты и делают обобщающие выводы; 6) Подтверждают примерами значение деятельности князя для укрепления государства на Руси.
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала Учащиеся отвечают на вопрос «Какое значение вы вкладываете в понятие «мудрый правитель»? Самостоятельно излагают свои позиции и аргументируют их 6. Подведение итогов урока Используется метод постановки проблемного вопроса: 1) Почему Ярослава прозвали Мудрым и чему мы можем поучиться у него? 2) Что вы считаете наиболее важным из его преобразований и почему? Учащиеся на этом этапе 1) Самостоятельно излагают свои позиции и аргументируют их; 2) Отмечают успешные ответы одноклассников (взаимооценка) 7. Организация изучения домашнего задания Выразите свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого в сообщении «Почему князь Ярослав считается мудрым правителем»