Цель урока: Сформировать представление у обучающихся о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою Родину и свободу; развивать умение работать с картой, анализировать источник, на примере героизма греков воспитывать в учащихся чувство патриотизма и любви к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: - Сформировать представление у обучающихся о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою Родину и свободу; развивать умение работать с картой, анализировать источник ;на примере героизма греков воспитывать в учащихся чувство патриотизма и любви к Родине.
1.Орг.момент: приветствие и вступительное слово учителя.
2.Изучение нового материала.
3.Закрепление.
4.Рефлексия.
5.Дом.задание.
Ход урока.
Организационный (этап мотивации).
Учитель: Внимание на экран (Показывается фрагмент к/ф «300 спартанцев»). Что вы увидели в данном фрагменте? (ответы об-ся : война, военные действия).
1 слайд: . Войны древнего мира – это Межгосударственные войны с целью захвата территорий и ограбления завоёванных стран (Википедия)
Формулирование темы, проблемы и задач урока.
-Между кем представлена война в фрагменте?
-Как греки называли свою Родину?А себя?
-А какой титул носили персидские цари?
2 слайд (карта) : -Сравните территорию Персии и Греции.Какое государство больше? На чьей стороне перевес сил?(ответы об-ся)
-Да сил и ресурсов у Персии больше. Возможно что Персия захватит Грецию, как она это сделала раннее с другими государствами. Но…маленькая Греция смогла победить Персию. Давайте ребята сформулируем тему нашего урока : Греко-персидские войны. (Об-ся пишет на доске, а все – в тетради)
-Чтобы мы хотели узнать на уроке?(формулируется проблема урока: Почему греки смогли победить персов ?)
Что нам сейчас необходимо сделать чтобы ответить на проблемный вопрос?(об-ся отвечают)
1.определить причины войны;
2.изучить основные события войны.
3. Изучение основных проблем урока
Итак приступим к решению первой задачи.
Слайд №3 – как и почему изменилась территория Греции в нач. 5 в. До н.э.?
- Почему в Малой Азии вспыхнули восстания?
-Как бы изменилась жизнь греков если бы персы победили?
-Какими были причины войны со стороны персов? (ответы об-ся: захват новых земель, рабов, обогащение )
-А со стороны греков? (отстоять свою победу и независимость)
-Теперь давайте перейдём к решению второй задачи: рассмотрим основные события войны греков с Дарием 1. (просмотр анимированной карты «Марафонская битва» в эл. учебнике )
-Какое событие в память о событиях греко-персидских войн проводится во время Олимпийских игр?(ответ: марафонский бег)
-В чём значение победы греков в марафонской битве?
-Предлагаю выполнить задание №1 и 3 в карте-врезке « Марафонская битва» в контурной карте «Греко-персидские войны».
- Предлагаю поработать с текстами(приложение 1 и 2) : проанализируйте тексты и назовите достоинства и недостатки греческой и персидской армий.
-Возвращаемся к проблеме урока: Почему греки смогли победить персов ?
3.Закрепление.
-опишите в тетради содержание урока тремя простыми предложениями
4.Рефлексия.
-нарисуйте ваши ощущения, эмоции от урока на желтом стикере в виде смайлика
5.Дом.задание.
Нарисовать рисунок на альбомном листе
или
составить устный рассказ от первого лица «Участник Марафонской битвы»
Приложение 1.Персидская армия
Ядро армии составляли телохранители монарха: 10 тысяч отборных тяжеловооруженных воинов — так называемых «бессмертных», одна тысяча алебардщиков — пехотинцев, вооруженных топориками на длинной рукоятке, и тысяча конников. В состав войска телохранителей входили боевые колесницы, часть из которых была с косами.
…войска ополчения имели «пестрый» внешний вид, самое разнообразное вооружение и различные приемы ведения боя. В походах персидскую армию сопровождал огромный обоз, масса торговцев — скупщиков военной добычи и обслуживающих рабов. Все это заметно снижало маневренность войск и не позволяло им совершать быстрые марш-броски даже при хороших дорогах.
При Дарии I армия Персии состояла в своем подавляющем большинстве из конников и лучников. Значительным было число конных стрелков из лука. Главным оружием у персов являлся лук, а метательный бой — основным видом боя. Мечи и короткие копья обычно отходили на второй план. Защитным вооружением были легкие плетеные щиты и чешуйчатые панцири. Организационно персидская армия делилась на десятки, сотни, тысячи и другие отряды. Их многотысячная пехота атаковала трудно управляемыми толпами. Не знала строя и персидская конница.
Приложение 2.Греческая армия
Основу войска составляли пешие тяжеловооруженные воины (гоплиты). Широко использовалась и легкая пехота (дротикометатели, лучники и пращники). Кавалерия, как род войск, еще не существовала.
Все гоплиты входили в одну фалангу (монолит), которая представляла собой линейный строй копейщиков; фаланга это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Фаланга это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Сильной стороной фаланги являлся ее удар, атака накоротке. И в сомкнутом строю она была сильна и в обороне. Когда воин погибал или получал ранение, его место занимал стоящий за ним.
Правое крыло фаланги было самым уязвимым местом во время атаки. В бою противник пытался атаковать фалангу противника именно справа.Каждый гоплит был частично закрыт своим щитом и щитом соседа. Крайний воин был защищен с одной сторон.
Легковооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завязывали бой, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обеспечения.
Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фаланги на основе воинской дисциплины боевой выучки.Афинскими войсками руководили стратеги