2. Этап актуализации знаний. | Вспомнить изученное на предыдущем уроке. Сформулировать тему урока. | Вопрос: - Прежде чем мы начнем изучение новой темы, давайте вспомним какой была общая ситуация в России в начале XIII века? | Возможные ответы: - была феодальная раздробленность; - страну окружали враги, Россия платила дань Золотой Орде; - князь Даниил Александрович начал укреплять Московское княжество; - началось возвышение Москвы. | Актуализировать имеющиеся знания учащихся. Определить цели урока. Сформулировать и записать в тетради тему урока. |
3. Изучение новой темы. | Знакомство с личностью князя Ивана Калиты, с его деятельностью. Поиск информации в источнике (учебнике). Беседа с элементами исследования. | Сообщение новых знаний: - После смерти князя Даниила, Москвой стал править его сын Юрий, а затем Иван. Юрий очень хотел получить ярлык на Владимирское княжество, конкурентом ему был тверской князь Михаил. Они постоянно враждовали между собой, и оба погибли в этой борьбе. Вопрос: - Каким же человеком был новый князь Иван Данилович? Постановка проблемного вопроса: - Мы узнали об Иване много нового, но еще интереснее будет узнать, что сделал этот князь для усиления своего княжества. Можно ли назвать его «собирателем русских земель» как сделал это историк Н.Карамзин. Вопрос: - Еще один пример свидетельствует о хитрости и уме московского князя. Как он сумел уберечь Москву от набегов Орды? | Записывают в тетради схему родственных связей князей Даниила, Юрия и Ивана. Сообщение учащегося «Иван Калита. Личность и характер». Самостоятельная исследовательская работа: Читают учебник стр. 267-269 и выделяют основные мероприятия политики Ивана Калиты. Краткая запись в тетради. Сообщение учащегося «Иван Калита и Золотая Орда» | Сформировано представление о появлении Ивана Калиты на престоле. Определены основные черты характера князя Ивана. Выявлены основные реформы Ивана Калиты, началось формирование представления о нем, как о выдающемся правителе и политике. Сформировано представление о взаимоотношениях Ивана Калиты и ордынского хана. |
4. Системати -зация и обобщение знаний. | Заполнение сравнительной таблицы «Как было? Как стало?» Анализ высказывания Н.Карамзина. | Для подведения итогов нашего урока давайте вместе заполним сравнительную таблицу на доске. Скажите какие изменения появились в Московском княжестве во время правления Ивана Калиты? Какие изменения коснулись всей страны? | Возможные ответы: - присоединение к Московскому княжеству новых территорий; - уничтожение Твери как основного врага; - Москва стала центром православия на Руси; - монголо-татары на время ослабили контроль над русскими княжествами; - в Москве процветала торговля и ремесла. | Сделаны выводы о передовом характере правления Ивана Калиты. |
5. Рефлекси - вный | Все вместе обращаемся к высказыванию Н.Карамзина «Сделалось чудо. Городок, едва известный до 14 века, возвысил голову и спас все Отечество. И все началось с того, что на московский стол сел князь Иван Данилович Калита – собиратель земли русской» | Проблемный вопрос: Как вы понимаете слова историка Н.Карамзина? можно ли назвать Ивана Калиту «собирателем русских земель»? | Ответы учащихся, аргументы «за» и «против» |
|