2. Актуализация опорных знаний (коррекционные упр.) Методы: самостоятельная работа, информационные методы контроля (взаимопроверка, взаимооценка) | Цель: организовать работу по повторению базовых знаний, необходимых для изучения темы урока, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. -Мы с вами уже изучили сословия средневекового общества. -Внимание на экран! Задание: назовите сословия по иллюстрациям. -Какую роль играла церковь в Средневековье? -Вы знаете, что церковь до 11 века была единой. -Внимание на экран! Задание: Когда произошел раскол церкви? Выберите правильный ответ ( 1006г., 1054 г.,1094г.) -Вспомните, какая была главная причина раскола? Задание: Определите, кто на экране папа Римский, а кто патриарх? Работа в паре: найдите отличия православной церкви от католической. -Молодцы! Мы вспомнили некоторые факты из истории церкви. | Цель: активизировать ранее полученные знания при изучении темы «Духовенство» Просмотр. Предполагаемые ответы -Духовенство, рыцари, крестьяне. -Влияла на мировоззрение человека. Была посредником между Богом и человеком. -1054 год. -Борьба Римского папы и патриарха за господство над христианской церковью. Работа в паре. Учащиеся выполняют задание по плану алгоритму.( один ребенок описывает католическую церковь, другой православную) | Предметные: владеть ранее изученным материалом на тему «Духовенство» Регулятивные: сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Личностные: проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. |
3. Формулирова-ние темы и целей урока (проблемного вопроса) Методы: словесные, наглядные, эвристический, метод формирования интереса, самооценка своих знаний по данной теме | Цель: организовать работу по обсуждению создавшегося затруднения, формулировка темы и целей урока. -В средневековой Европе в 11-13 вв. происходят большие изменения в хозяйстве. Бурно развиваются ремесла, появляются города. В этот период достигает могущества католическая церковь. -Кого в современном мире вы можете назвать могущественным? -Давайте выясним, была ли могущественна католическая церковь в Средневековье? -Если да, то тогда Постановка проблемного вопроса. Почему католическая церковь боролась с еретиками? -На этот вопрос нам и предстоит найти ответ. Тема нашего урока звучит так: « В поисках истины: еретики». - Что мы должны выяснить, исходя из темы урока? План: -Могущество католической церкви. -Причины возникновения ереси. -Борьба церкви с еретиками. Святая инквизиция Задание: используя опорные слова, попытайтесь поставить для себя цели урока. -узнать…….? (еретики) -выяснить….? (цели, методы) -изучить…..? (понятия) | Цель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цели. -Учащиеся дают ответ на вопрос, приводя примеры из своего жизненного опыта. -Постановка проблемного вопроса Почему католическая церковь боролась с еретиками? Постановка целей урока: -Узнать, кто такие еретики. -выяснить какие цели они преследовали и как церковь боролась с еретиками. - изучить новые понятия. | Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы |
4. Изучение нового материала Методы: диалог, анализ ситуации, эвристический, информационный | Цель: создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся. | Цель: иметь представления о ереси, еретиках, инквизиции. | Предметные: объяснять значение , новых понятий: ересь, еретики, инквизиция , понимать причины возникновения ереси. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, выражать свое мнение. |
Работа с документом «Диктат папы». -О чем этот документ? -Итак, давайте выясним на какие средства существовала церковь? Почему она была могущественной? Задание: найдите в тексте (дополнительная литература) и назовите источники дохода церкви. -На экране появляются все источники доходов церкви. -На экране отрывок из стихотворения немецкого поэта Ганса Сакса. -Ребята, выскажите свое отношение к продажам церкви. Для этого воспользуйтесь или желтыми или красными кружками (желтый - положительно, красный - отрицательно) -Заплатил – получил отпущение грехов. Не заплатил - не получил. -На что это похоже? -Если мы вспомним, то изначально церковь проповедовала скромный образ жизни, обещая бедным первыми попасть в рай. Сама же церковь богатела. -Как вы думаете, это вызывало неудовольствие у населения? -На экране стихотворение поэта Фрейндак (о нравах Рима). На экране текст типичной индульгенции. -Не довольство такой церковью привело к появлению еретиков и ереси. Задание: найдите определение новым понятиям (стр. уч. 125) -Работа с документом «О еретиках» -Как относилась церковь к еретикам? Причины возникновения ереси: на экране: -подъем городов, вольномыслие горожан. -распространение грамотности, чтение Библии. Задание: найдите в тексте учебника, кто выступал против церкви? (социальный состав еретиков) и против чего они выступали? (стр.120-121) Физ-минутка -Я предлагаю немного отдохнуть, отрешиться от земных проблем, от грехов священников и насладиться красотой средневековой архитектуры. -Начиная с 11 века, еретики открыто выступают против официальной церкви. По приказу папы организовывали крестовые походы, против еретиков, велись войны. Пример тому альбигойские войны. Опережающее задание: сообщение про движение альбигойцев и про «апостольских братьев» Задание: Ребята внимательно слушайте сообщение, на его основе и, используя текст учебника (стр.121,122,123) дополните (уберите лишние картинки) опорную карту-схему, выступите с сообщением по плану. -Итак, вы справились с этой задачей! -В 13 веке верующим запретили самостоятельно читать Библию (только под руководством служителей церкви). А после разгрома альбигойцев папа учредил инквизицию. Работа с новым понятием. -Какие методы использовала инквизиция? (стр. 125) -Изречение одного из инквизиторов: «Не беда, если мы сожжем сотню невинных, лишь бы среди них был один виновный». Выскажите свое отношение к этому. Можно ли говорить о гуманном человеческом отношении церкви к еретикам? -В наше время такое допустимо? -Кроме инквизиции у церкви были и другие методы борьбы с еретиками: отлучение от церкви, поощрялось создание монашеских орденов, которые помогали бороться с еретиками. Опережающее задание: сообщение про монашеские ордена. Задание: ребята, внимательно слушайте сообщение, на его основе и, используя текст учебника (стр.124) дополните (уберите лишние картинки) опорную карту-схему, выступите с сообщением по плану. -Итак, вы справились с этой задачей! | Предполагаемые ответы. Работа с текстом документа. -Он свидетельствует о силе и могуществе католической церкви. Перечисляют (работа в парах) источники дохода церкви: -церковная десятина, -продажа церковных должностей, -продажа священных реликвий, -плата за церковные обряды, -продажа индульгенций. -Анализ стихотворения. Оценочная рефлексия. Учащиеся показывают свое отношение к продажам церкви (использование сигнальных карточек) - На подкуп, на взятку. -Да. Авторитет церкви падал. -Анализ стихотворения. -Анализ текста. -Работа с понятиями и с текстом в учебнике (стр. 125) - Дают определение понятиям: -ересь - учение, отличающееся от церковного вероучения; -еретик - приверженец ереси. Работа с документом -Анализ документа « О еретиках» - Отрицательно. -Еретики утверждали, что церковь сошла с истинного пути. Работа в паре: анализ текста учебника (стр.120-121) -социальный состав еретиков: горожане, крестьяне, беднота, некоторые феодалы. -выступали против порядков в обществе; -осуждали богатства церкви; -призывали отказаться от собственности; -за раннехристианскую церковь (простота, справедливость, равенство). Опережающее задание Ученик представляет заранее подготовленное сообщение. Групповая работа: 1 группа - движение альбигойцев (стр.121-122); 2 группа -« апостольские братья».(стр.123) Составление карты-схемы, выступление по плану-алгоритму. Работа с понятием инквизиция (стр.125) Инквизиция - особый суд католической церкви, занимавшийся преследованием еретиков. Работа с текстом учебника (стр.125) Пытки, казни, сожжение на костре. Оценочная рефлексия. (использование сигнальных карточек) -Нет! Это бесчеловечно! Опережающее задание Ученик представляет заранее подготовленное сообщение. Групповая работа: 2 группа - орден доминиканцев (стр.124); 3 группа орден францисканцев. Составление карты-схемы, выступление по плану-алгоритму. |
5. Закрепление Методы: взаимоконтроль, взаимоанализ, взаимопроверка | Цель: создать комфортные условия для успешного обучения | Цель: развивать умения анализировать, самостоятельно оценивать результаты работы, делать самоанализ. | Предметные: применять полученные знания на уроке при решении задания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: понимать вопросы задания. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение. |
-Итак, мы сегодня с вами узнали, что в 11-13 веках, церковь католическая была сильна, богата, могущественна, стояла выше светской власти и боролась за укрепление своей власти. -С кем боролась церковь? -Кто такие еретики и за что они боролись?
-Что такое инквизиция? Возвращение к проблемному вопросу Почему католическая церковь боролась с еретиками? Мы ответили на этот вопрос? Задание на закрепление: расставьте события и явления в правильной последовательности. -Создание инквизиции -Католическая церковь завладела огромными богатствами -Возникновение ереси -Усиление церковной власти. | Подведение итогов -С еретиками. -Приверженцы ереси. Боролись против официальной церкви. -Церковный суд, который боролся с еретиками. -Да! Потому что еретики разрушали авторитет церкви. Самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка. |
6.Рефлексия Методы: самооценка своей деятельности, и деятельности класса в целом | Цель: создать ситуацию, побуждающую учащихся к анализу своей деятельности и деятельности класса на уроке | Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса в целом. | Предметные: понимать смысл исторической необходимости появления ереси. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: определять круг своего незнания. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение. |