kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока В поисках истины:еретики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит этапы и методы,соответствующие ФГОС,на проблемном вопросе формируются цели урока и задачи.Так же есть перечень УУД для обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока В поисках истины:еретики»

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА


Педагог: Давыдчина Наталья Георгиевна

Тема урока: В поисках истины: еретики.

Тип урока: освоение нового материала.

Класс: 6 «в» класс (специальный коррекционный класс)

Дата проведения: 27.11.2015.

Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви и причинах появления ереси.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию, причины появления ереси , как формы протеста народных масс против гнета католической церкви; знать методы борьбы католической церкви с еретиками.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания, извлекать нужную информацию из учебника, иллюстративного и раздаточного материала, анализировать некоторые аспекты исторического процесса.

Коммуникативные: читать, понимать прочитанное, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета, сотрудничать в паре и группе.

Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, продолжить работу над развитием таких качеств как человеколюбие и толерантность. Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, выражать свое мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, самостоятельная работа), методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса), методы контроля и самоконтроля (самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка), образовательные технологии (проблемного обучения, сотрудничество, здоровьесберегающая технология), информационные технологии.

Оборудование:

Мультимедийный проектор.

Учебник: М.В Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин История Средних веков 6 класс.

Раздаточный материал по теме урока (исторические источники - документы , текст из дополнительной литературы, карточки для работы в паре, планы- алгоритмы для групповой работы, иллюстрации)




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

УУД

1. Организацион

ный момент



Методы:

словесные,самооценка

Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке

Цель: подготовиться

к продуктивной работе на уроке



Регулятивные:

сохранять учебную задачу,

контролировать свою деятельность

Коммуникативные:

слушать и понимать других.


- Приветствие. Здравствуйте ребята! Приготовьте все необходимое к уроку.

Настройтесь на рабочий лад!


2. Актуализация опорных знаний

(коррекционные

упр.)








Методы:

самостоятельная работа,

информационные методы контроля (взаимопроверка, взаимооценка)

Цель: организовать работу по повторению базовых знаний, необходимых для изучения темы урока, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.


-Мы с вами уже изучили сословия средневекового общества.

-Внимание на экран!

Задание: назовите сословия по иллюстрациям.


-Какую роль играла церковь в Средневековье?


-Вы знаете, что церковь до 11 века была единой.

-Внимание на экран!

Задание: Когда произошел раскол церкви? Выберите правильный ответ

( 1006г., 1054 г.,1094г.)


-Вспомните, какая была главная причина раскола?


Задание: Определите, кто на экране папа Римский, а кто патриарх?

Работа в паре: найдите

отличия православной церкви от католической.

-Молодцы! Мы вспомнили некоторые факты из истории церкви.


Цель: активизировать ранее полученные знания при изучении темы «Духовенство»









Просмотр.

Предполагаемые ответы

-Духовенство, рыцари, крестьяне.





-Влияла на мировоззрение человека. Была посредником между Богом и человеком.


-1054 год.










-Борьба Римского папы и патриарха за господство над христианской церковью.






Работа в паре. Учащиеся выполняют задание по плану алгоритму.( один ребенок описывает католическую церковь, другой православную)



Предметные:

владеть ранее изученным материалом на тему «Духовенство»

Регулятивные: сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

Личностные:

проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

3. Формулирова-ние темы и целей урока (проблемного вопроса)






Методы:

словесные,

наглядные, эвристический, метод формирования интереса,

самооценка своих знаний по данной теме

Цель: организовать работу по обсуждению создавшегося затруднения, формулировка темы и целей урока.


-В средневековой Европе в 11-13 вв. происходят большие изменения в хозяйстве. Бурно развиваются ремесла, появляются города. В этот период достигает могущества католическая церковь.


-Кого в современном

мире вы можете назвать могущественным?


-Давайте выясним, была ли могущественна католическая церковь в Средневековье?


-Если да, то тогда

Постановка проблемного вопроса.


Почему католическая церковь боролась с еретиками?

-На этот вопрос нам и предстоит найти ответ.


Тема нашего урока звучит так: « В поисках истины: еретики».

- Что мы должны выяснить, исходя из темы урока?

План:

-Могущество католической церкви.

-Причины возникновения ереси.

-Борьба церкви с еретиками. Святая инквизиция

Задание: используя опорные слова, попытайтесь поставить для себя цели урока.


-узнать…….? (еретики)

-выяснить….? (цели, методы)

-изучить…..? (понятия)






Цель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цели.

















-Учащиеся дают ответ на вопрос,

приводя примеры из своего жизненного опыта.










-Постановка проблемного вопроса



Почему католическая церковь боролась с еретиками?
























Постановка целей урока:

-Узнать, кто такие еретики.

-выяснить какие цели они преследовали и как церковь боролась с еретиками.

- изучить новые понятия.







Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы
























4. Изучение нового материала








Методы:

диалог,

анализ ситуации,

эвристический,

информационный


Цель: создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.

Цель: иметь представления о

ереси, еретиках, инквизиции.











Предметные:

объяснять значение , новых понятий: ересь, еретики, инквизиция , понимать причины возникновения ереси.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы, выражать свое мнение.



Работа с документом

«Диктат папы».

-О чем этот документ?


-Итак, давайте выясним на какие средства существовала церковь? Почему она была могущественной?


Задание: найдите в тексте (дополнительная литература) и назовите источники дохода церкви.


-На экране появляются

все источники доходов церкви.


-На экране отрывок из стихотворения немецкого поэта Ганса Сакса.


-Ребята, выскажите свое отношение к продажам церкви. Для этого воспользуйтесь или желтыми или красными кружками (желтый - положительно, красный - отрицательно)


-Заплатил – получил отпущение грехов. Не заплатил - не получил.


-На что это похоже?


-Если мы вспомним, то изначально церковь проповедовала скромный образ жизни, обещая бедным первыми попасть в рай. Сама же церковь богатела.

-Как вы думаете, это вызывало неудовольствие у населения?


-На экране стихотворение поэта Фрейндак (о нравах Рима).

На экране текст типичной индульгенции.


-Не довольство такой церковью привело к появлению еретиков и ереси.


Задание: найдите определение новым понятиям (стр. уч. 125)






-Работа с документом

«О еретиках»




-Как относилась церковь к еретикам?






Причины возникновения ереси:

на экране:

-подъем городов, вольномыслие горожан.

-распространение грамотности, чтение Библии.


Задание: найдите в тексте учебника, кто выступал против церкви? (социальный состав еретиков) и против чего они выступали? (стр.120-121)





Физ-минутка

-Я предлагаю немного отдохнуть, отрешиться от земных проблем, от грехов священников и насладиться красотой средневековой архитектуры.


-Начиная с 11 века, еретики открыто выступают против официальной церкви.

По приказу папы организовывали крестовые походы, против еретиков, велись войны.

Пример тому альбигойские войны.


Опережающее задание: сообщение про движение альбигойцев и про «апостольских братьев»

Задание: Ребята внимательно слушайте сообщение, на его основе и, используя текст учебника (стр.121,122,123) дополните (уберите лишние картинки) опорную карту-схему, выступите с сообщением по плану.



-Итак, вы справились с этой задачей!


-В 13 веке верующим запретили самостоятельно читать Библию (только под руководством служителей церкви). А после разгрома альбигойцев папа учредил инквизицию.


Работа с новым понятием.







-Какие методы использовала инквизиция? (стр. 125)


-Изречение одного из инквизиторов: «Не беда, если мы сожжем сотню невинных, лишь бы среди них был один виновный».

Выскажите свое отношение к этому.

Можно ли говорить о гуманном человеческом отношении церкви к еретикам?


-В наше время такое допустимо?


-Кроме инквизиции у церкви были и другие методы борьбы с еретиками: отлучение от церкви, поощрялось создание монашеских орденов, которые помогали бороться с еретиками.

Опережающее задание: сообщение про монашеские ордена.

Задание: ребята, внимательно слушайте сообщение, на его основе и, используя текст учебника (стр.124) дополните (уберите лишние картинки) опорную карту-схему, выступите с сообщением по плану.


-Итак, вы справились с этой задачей!





Предполагаемые ответы.

Работа с текстом документа.

-Он свидетельствует о силе и могуществе католической церкви.






Перечисляют (работа в парах)

источники дохода церкви:

-церковная десятина,

-продажа церковных должностей,

-продажа священных реликвий,

-плата за церковные обряды,

-продажа индульгенций.







-Анализ стихотворения.



Оценочная рефлексия. Учащиеся показывают свое отношение к продажам церкви

(использование сигнальных карточек)









- На подкуп, на взятку.













-Да. Авторитет церкви падал.


-Анализ стихотворения.





-Анализ текста.






-Работа с понятиями и с текстом в учебнике (стр. 125)

- Дают определение понятиям:

-ересь - учение, отличающееся от церковного вероучения;

-еретик - приверженец ереси.



Работа с документом


-Анализ документа « О еретиках»

- Отрицательно.

-Еретики утверждали, что церковь сошла с истинного пути.














Работа в паре: анализ текста учебника (стр.120-121)


-социальный состав еретиков: горожане, крестьяне, беднота, некоторые феодалы.

-выступали против порядков в обществе;

-осуждали богатства церкви;

-призывали отказаться от собственности;

-за раннехристианскую церковь (простота, справедливость, равенство).




























Опережающее задание

Ученик представляет заранее подготовленное сообщение.


Групповая работа: 1 группа - движение альбигойцев (стр.121-122); 2 группа -« апостольские братья».(стр.123)

Составление карты-схемы, выступление по плану-алгоритму.












Работа с понятием инквизиция (стр.125)


Инквизиция - особый суд католической церкви, занимавшийся преследованием еретиков.

Работа с текстом учебника (стр.125)

Пытки, казни, сожжение на костре.







Оценочная рефлексия.

(использование сигнальных карточек)





-Нет! Это бесчеловечно!











Опережающее задание

Ученик представляет заранее подготовленное сообщение.


Групповая работа: 2 группа - орден доминиканцев (стр.124); 3 группа орден францисканцев.

Составление карты-схемы, выступление по плану-алгоритму.


5. Закрепление




Методы:

взаимоконтроль,

взаимоанализ, взаимопроверка




Цель: создать комфортные условия для успешного обучения

Цель: развивать умения анализировать, самостоятельно оценивать результаты работы, делать самоанализ.



Предметные: применять полученные знания на уроке при решении задания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

понимать вопросы задания.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение.



-Итак, мы сегодня с вами узнали, что в 11-13 веках, церковь католическая была сильна, богата, могущественна, стояла выше светской власти и боролась за укрепление своей власти.

-С кем боролась церковь?

-Кто такие еретики и за что они боролись?



-Что такое инквизиция?

Возвращение к проблемному вопросу

Почему католическая церковь боролась с еретиками?

Мы ответили на этот вопрос?

Задание на закрепление: расставьте события и явления в правильной последовательности.

-Создание инквизиции

-Католическая церковь завладела огромными богатствами

-Возникновение ереси

-Усиление церковной власти.










Подведение итогов


-С еретиками.

-Приверженцы ереси. Боролись против официальной церкви.


-Церковный суд, который боролся с еретиками.









-Да! Потому что еретики разрушали авторитет церкви.



Самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка.












6.Рефлексия




Методы:

самооценка своей деятельности,

и деятельности класса в целом

Цель: создать ситуацию, побуждающую учащихся к анализу своей деятельности и деятельности класса на уроке

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса в целом.



Предметные: понимать смысл исторической необходимости появления ереси.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные:

определять круг своего незнания.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение.


-Ребята, наш урок приближается к концу.

Я хочу сказать вам спасибо за работу, за сотрудничество!

Я предлагаю оценить свою работу на уроке!

-Внимание на экран!





-Высказывают свою точку зрения.

-Рефлексия собственной деятельности (использование сигнальных карточек)

-Обсуждение










7.Домашнее задание.



Цель: создать условия для успешного выполнения домашнего задания.

Цель: закреплять полученные знания посредством пересказа, ответов на вопросы и выполнения заданий.

Познавательные:

определять круг своего незнания.


Коммуникативные:

слушать и понимать других.


Уровень 1 («3») - П.18 читать, пересказывать.

Уровень 2 («4»)-

+ ответить на вопрос 1, 2,3.


-Рассматривают задания.

-Слушают рекомендации учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

- Задают вопросы по необходимости.


























МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

(МКОУ СОШ № 3)





Открытый урок по истории

в 6 в классе.






Тема: «В поисках истины: еретики».














Провел учитель истории и

обществознания Давыдчина Н.Г.















Волжский 27.11. 2015 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока В поисках истины:еретики

Автор: Давыдчина Наталья Георгиевна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328196


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства