kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Строительство Днепрогеса."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  - углубленно выучить материал темы; 

              - развивать умения ставить вопросы, делать выводы, обобщения,  

                отстаивать свое мнение; 

              - корригировать память, зрение (во время физминутки);

              - воспитывать патриотизм, уважение к труду, любовь к родному краю.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Форма урока: пресс-конференция.

Оборудование: карта «Стройки первых пятилеток».выставка книг о Днепрогэсе, таблички

                                  снадписями:   «МИД, Госплан, Трудовой коллектив,   Историки, 

                                  Статистическое управление, руководство  Днепростроя».                  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Строительство Днепрогеса."»

Урок - пресс-конференция

Тема: «Стройки первых пятилеток. Днепрогэс.»

Цель: - углубленно выучить материал темы;

- развивать умения ставить вопросы, делать выводы, обобщения,

отстаивать свое мнение;

- корригировать память, зрение (во время физминутки);

- воспитывать патриотизм, уважение к труду, любовь к родному краю.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Форма урока: пресс-конференция.

Оборудование: карта «Стройки первых пятилеток» .выставка книг о Днепрогэсе, таблички

снадписями: «МИД, Госплан, Трудовой коллектив, Историки,

Статистическое управление, руководство Днепростроя».

Эпиграф на доске:

«Где горилкой, удалью и кровью Запорожская бурлила Сечь,

проводов уздой смирив Днепровье,

Днепр заставят на турбины течь».

В.Маяковский

Ход урока:

1. Орг. Момент. Нервно-психологическая подготовка

Вступительное слово учителя: Я бы хотел прочитать несколько строк Петра Ребро: Лагідна, і любляча, і строга, слідкувала мати Батьківщина,

Як зростав, мужнів, ставав на ноги красень Дніпрогес - її хлопчина.

День і ніч до міста Запоріжжя мчали за составами состави.

Крани, рейки, ліс, машини, збіжжя йшли сюди з усіх кінців держави.

Йшли вони з Кавказу, із Уралу, з Ленінграда, з Омська, з Казахстану.

На вагонах, як пароль, палало вогнекличне слово: "Дніпрельстану".

І вставала ГЕС із хвиль Славути, як веселка із бетону й сталі.

І щодня, щоночі було чути: Двадцять мов злились в її хоралі.

Тут були монтажники із Дону, з Грузії - меткі каменотеси,

Теслі з Мінська, грабарі з Херсона й друзі - водолази із Одеси.

Імена будівників-титанів піснею звучали про звитягу:

Ібатуллін, Жукова, Урванов, Дмитрусенко, Думкін, Веселаго.

І пишались нашим Дніпробудом чесні трударі з усього світу

Й часто надсилали нашим людям щире слово шани і привіту.

Днепрогэс. То, что стало привычным, вошло в учебники истории и является визитной карточкой нашего города. Целое семилетие - от принятия проекта электростанции (1925г.) до пуска первого агрегата (10 октября 1932г.) Запорожье жило Днепростроем.

Строительство Днепрогэса было завершением более чем двухвековой борьбы открытого прямого судоходства по Днепру. 14 марта 1927 года на скале Любви появилась надпись:

" Днепрострой начат". Официальная закладка состоялась 8 ноября 1927 года. Комплекс работ включал в себя возведение плотины, строительство электростанции, шлюза и мостов через Днепр. Вся страна строила Днепрогэс. Консультанты говорили, что за два года нереально все сделать. Нужно было заложить больше миллиона кубов бетона. В западных странах рекорд за сезон составлял 300 тысяч кубометров, то есть потребуется больше трех лет. Между тем первый агрегат Днепрогэса был запущен через год и восемь месяцев.

10 октября 1932 года состоялся торжественный пуск станции. И даже западные газеты признали, что "электрификация" обернулась триумфом техники, которым могла бы гордиться каждая страна". 16 марта 1939 года Днепрогэс вышел на проектную мощность.

- Как могло такое случиться? - Что заставляло людей работать в ночные смены, месяцами вести борьбу за 500 тысяч кубометров за сезон? - Что это было - честолюбие, тщеславие, желание доказать всем и вся, что "не только боги горшки обжигают"?


2. Конференция – изучение нового материала

Сегодня на конференции мы попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с Днепрогэсом. Представьте себя журналистами от известных изданий, а я буду отвечать на ваши вопросы от лица запорожских историков будет, представителей МИДа, представителей от трудового коллектива, представителей от Статистического управления, представителей от Госплана, представителей от руководства Днепростроя И так, ваши вопросы господа журналисты!

1.Вопрос к представителю запорожских историков: (корреспондент

радиостанции « БиБиСи») - Были ли попытки решить проблему днепровских порогов до Днепростроя?

Еще Петр Первый велел белгородскому воеводе князю Якову Долгорукому "саме злые камни в порогах на Днепре выворотить, чем можно будет и корабельному ходу учинить проход во всем свободный". Белгородский воевода не справился с поручением, и царь велел обследовать днепровские пороги английскому шлюзовому мастеру капитану Джону Перри. Расчеты английского инженера ошеломили молодого русского царя: Перри обещал покончить с днепровскими порогами за двенадцать лет, если получит под свое начало тридцать тысяч рабочих. Петру Первому пришлось отложить затею до лучших времен. Казалось, эти времена для Днепра наступили при Екатерине, когда к Российской империи была присоединена Новороссия, а в Херсоне усиленно продолжалось строительство военного русского флота, начатое Петром. Брянский лес и тульские пушки для кораблей, строящихся в Херсоне, по-прежнему от Кайдака до Хортицы приходилось перегружать с барж на берег на воловью тягу и тащить посуху шестьдесят с лишком верст. Энергичный губернатор нового края Григорий Потемкин поручил расчистку порогов усеїдному своему служаке подполковнику Фалееву. Тот нанял среди местных жителей за хорошую плату около сорока смельчаков, обучил их обращению со взрывчаткой и посадил на плоты. Уничтожение множества скал, торчащих в бурной рек продвигалось медленно, и разочарованный этой медлительностью губернатор резко сократил финансирование собственной же затеи. Во время путешествия в Новороссию Екатерина лично убедилась в труднопроходимости днепровских порогов. Сто двадцать лучших местных лоцманов с большим трудом провели царскую флотилию через грозные камни. Но, глядя с берега из окна кареты на проводку судов, Екатерина должна была признать, что надежнее и дешевле пути в Черное море, чем по Днепру, не придумать, и повелела князю Потемкину найти заграничного специалиста, который бы справился с порогами. Таким специалистом оказался голландский инженер Франсуа Деволан, который, побывав на месте, предложил прорыть шлюзовые каналы в каждом пороге... Вскоре царский двор стал получать жалобы на строящийся деволановский канал от местных помещиков: дескать, Днепр мелеет... Рытье канала прекратили... Немцы-колонисты еще со времен Екатерины II владели богатыми приднепровскими землями, пользуясь значительными льготами и почти даровой наемной силой. Они-то вкупе с местными помещиками и тормозили проекты перекрытия порогов, опасаясь затопления щедрих земельных наделов. Похороненных таким образом проектов было немало. Лишь в1920 году инженером Александровым была составлена генеральная схема

Днепровской ГЭС. Она была одобрена как часть плана ГОЭЛРО. Пять лет создавался проект Днепрогэса.


2.Вопрос к представителю Госплана (корреспондент газеты «Миг»)-

Частью какого плана было строительство Днепрогэса?

В 1920 году комиссией под руководством Г. Кржижановского был утвержден план ГОЭРЛО - государственный план электрификации России. Автор проекта Днепровской станции – профессор И. Г. Александров. В 1921 году роздана изыскательская организация «Днепрострой». В 1923 году в Швеции закуплены буровые станки и алмазы для бурения. В 1926 году Совет ьТруда и Обороны СССР дал согласие начать строительство Днепрогэс. Ближе к закладке встал вопрос: кто будет строить? Только 31 января стало известно официальное решение: строить самим. Начальником Днепростроя был назначен Александр Винтер, главным инженером Гидротехнических сооружений - Борис Веденеев, главным інженером Днепрозаводстроя – Павел Роттерт.


3.Вопрос к представителю МИДа (корреспондент журнала « Бизнес»)-

Какие иностранные фирмы участвовали в строительстве Днепровской ГЭС?

- Американская фирма с большим опытом строительства подобных сооружений «Хью Купер и К », а так же немецкая фирма «Сименс— Баунион». Первые п’ять турбин первой очереди были изготовлены американской фирмой «Дженерал электрик».


4.Вопрос к представителю руководства Днепростроя. (корреспондент газеты « Миг»)- Расскажите о первом этапе строительства.

8 марта 1927 г. на строительную площадку Днепростроя прибыли первые грабари и плотники, а через неделю здесь прогремели первые скальные взрывы, возвестившие о начале штурма Днепра. Официальная закладка состоялась 8 ноября 1927 года. Комплекс работ включал в себя возведение плотины, строительство электростанции, шлюза и мостов через Днепр. Однако дело началось не с них. Начальник А. В. Винтер был непреклонен: "Пока не создадим нормальных бытовых условий, основные работы не начну". Так первыми строились дома, столовые, школы, бани, туалеты. Одновременно строились подсобные предприятия и заводы, карьер и гидрометеостанция. Вся страна строила Днепрогэс. Трудящиеся отчисляли в фонд строительства часть своего заработка, организовывали сбор добровольных взносов по подписным листам. Уже к 1 апреля 1927 г. они внесли в фонд Днепрогэса более 1 млн. руб. Место для платины выбрано удачно: островки Стрелецкий и Черней делили русло на три протока. Было на чем закрепиться и поставить перемычки, откачать воду. 1 сентября 1930 года средний проток был готов принять бетон. Консультанты говорили, что за два года нереально все сделать. Нужно было заложить больше миллиона кубов бетона. В западных странах рекорд за сезон составлял 300 тысяч кубометров, то есть потребуется больше трех лет. Между тем первый агрегат Днепрогэса был запущен через год и восемь месяцев.


5.Вопрос к представителю Статистического Управления (кореспондент газеты «Аргументы и факты») - Какие ресурсы были вложены в строительство?

Стоимость строительства оценивалась в 220 млн. рублей. За 5 лет строительства было залито 1,2 млн. кубометров бетона, выработано 3,4 млн. кубометров земляных и 1,9 млн. кубометров скальных робот; 60% строительных робот произведено под водой. Длина плотины 760 метров в виде дуги радиусом 600 метров. Мощность электростанции – 810 тыс. лошадиных сил (558 тыс. кВт) - 9 турбин по 90 тыс. лошадиных сил. Монтаж турбин был выполнен в рекордные сроки: первой за 34 дня, второй и четвертой за 29 дней, третей за 26,5 дней, пятой за 23,5 дней (для сравнения в Америке одну турбину монтировали за 45 дней). 16 марта 1939 года Днепрогэс вышел на проектную мощность. С 1932 по 1941 год было выработано около 16 млрд. киловатт-час электроэнергии, что позволило сэкономить 10 млн. тонн высокосортного топлива.


6.Вопрос к представителю МИДа (корреспондент телеканала «Интер») - Можно ли назвать стройку многонациональной?

Вся страна строила Днепрогэс. На многочисленных собраниях и митингах трудящиеся принимали решения о моральной и материальной поддержке великой стройки, отчисляя в фонд строительства часть своего заработка, организовывали сбор добровольных взносов по подписным листам. Уже к 1 апреля 1927 г. они внесли в фонд Днепрогэса более 1 млн. руб. Из Белоруссии и северных районов страны шел на стройку лес, Азербайджан обеспечивал ее нефтью, Донбасс - углем, Приднепровье – металлом, харьковские машиностроители - железными конструкциями, московский завод "Динамо" - электрооборудованием, ленинградский завод "Электросила" изготовил четыре главных генератора по 62 тыс. кВт. Стройка постоянно получала строительные механизмы.


Физминутка – упражнения для коррекции зрения.


Учитель: Мы продолжаем конференцию, у кого еще есть вопросы?

7.Вопрос к представителю Руководства Днепростроя (корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс») - Каким был самый трудный участок работ?

Самым трудным участком были работы по сооружению котлована Среднего Протока. 23 февраля 1930 года строители Днепрогэса разобрали перемычку левого берега, повернув течение Днепра. Развернулись подготовительные работы по сооружению котлована Среднего протока. Нужно было углубиться до 40 м в скалы, вынуть рыхлый грунт, чтобы начать бетонирование на твердых скальных породах. Природа диктовала свои сроки: необходимо было закончить основные подготовительные работы до весенних паводков. Средний проток был объявлен ударной стройкой. Сюда были переброшены основные строительные силы, но этого было мало. Сорокатысячная армия добровольцев за 4 месяца отработала 22224 человеко-дня. 40 тысяч молодых человек после своего трудового дня на основных участках спускались в котлован и продолжали свой ненормированным рабочий день. Здесь впервые был, выдвинут встречный план, перекрыты все мировые рекорды того времени по укладке бетона. За сезон 1930 г. забетонировали 517 тыс. м бетона – это почки 110 тыс. м в месяц против мировых показателей. Самое тяжелое время строительства – борьба за средний проток, выемка скалы и бетонирование. Острота момента заключалась в том, что надо было вложить до наступления холодов (в те годы бетон зимой не укладывали) 500 тысяч кубометров раствора. Уложив полмиллиона кубометров бетона за сезон, строители не просто перекрывали мировой рекорд американцев (рекорды ведь не самоцель), они доводили высоту плотины в среднем протоке до тридцатиметровой отметки, обезопасив, таким образом, котлован от весеннего паводка. Отпадала

надобность в монтаже гигантских перемычек, и эвакуации из котлована техники и людей, в откачивании воды сотней насосов в течение двух недель.


8.Вопрос к представителю Трудового коллектива (корреспондент газеты «Индустриальное Запорожье») - Что вы можете рассказать о лучших строителях ГЭС?

Днерострою повезло с начальником. Американский консультант Томсон вспоминает: "Винтер - фигура исключительная. Таких, как он, можно перечислить по пальцам. Он – полководец". Электростанция строилась в основном руками молодежи, составлявшей 70 процентов строителей. Самое тяжелое время строительства - борьба за средний проток, выемка скалы и бетонирование. Острота момента заключалась в том, что надо было вложить до наступления холодов. 40-тысячная армия добровольцев 4 месяца работала сверхурочно. Первую женскую бригаду бетонщиц Марии Белик, вторая женская бригада Жени Романько, показывали образцы героического труда: за смену они вкладывали 18 тыс. м бетона вместо плановых 8 тыс. м. Молодые девушки не раз выходили победителями в социалистическом соревновании с такими прославленными мужскими бригадами, как бригады Ткаченко и Макаренко, Изатуила Хаирулина. Лучший водолаз Л.И.Оров, он провел 2 тыс. часов на подводных работах, но в трудные моменты он шел на помощь своим товарищам и успешно трудился как под водой, так и на суше. Павел Оров, награжден орденом Красной Звезды за мирный труд. На своем маленьком паровозике машинистом неутомимо трудился Афанасий Афиногенович Дмитрусенко. Правительство по достоинству оценили труд строителей Днепрогэса: 73 строителя были отмечены правительственными наградами, 41 - орденом Ленина. За самоотверженный труд на строительстве была награждена орденом Ленина комсомольская организация Днепростроя.


9.Вопрос к представителю Госплана (корреспондент журнала « Бизнес»)- Какое значение имело введение в эксплуатацию Днепрогэса для экономики юга Украины и всего СССР?

Энергия Днепровской ГЭС вдохнула жизнь в предприятия Запорожья, Днепропетровска, Днепродзержинска, Кривого Рога, Никополя, Донбасса, многим сельскохозяйственным районам Приднепровья и Донбасса. Для связи с Криворожским железорудным бассейном была построена новая железнодорожная магистраль с двумя двухъярусными мостами через новое и старое русло Днепра. В черте города появилось несколько новых железно-дорожных станций - "Запорожская Сечь" на о. Хортица, ж.-д. узел Запорожье-Левое и другие. С пуском Днепрогэса открылось сквозное судоходство по Днепру. Плотина станции подняла воды Днепра на 37,5 метра, создав бассейн емкостью 3 млрд. куб. метров, который покрыл все пороги. Самый опасный из них Ненасытец - оказался на глубине 14 метров. 1 мая 1933 г. через Днепровский трехкамерный шлюз прошел первый пароход пассажирской линии Киев - Херсон. Почти одновременно с сооружением Днепровской гидроэлектростанции развернулось строительство крупного промышленного комплекса черной и цветной металлургии. Главным стало сооружение Днепровского промышленного комбината, куда первоначально входили заводы: листовых сталей (впоследствии "Запорожсталь"), коксохимический, шамотный, ферросплавов, ремонтно-механический (РМЗ), алюминиевый комбинат, завод инструментальных сталей (будущий "Днепроспец-сталь") и др. Комбинат, строительство которого развернулось в 1931 г., по своим масштабам должен был стать самым крупным в то время в Европе.22 января 1931 г. на промплощадке Днепрокомбината ударные бригады татарина 3. X. Хайруллина и украинца И. С. Цымбала уложили в котловане первые бадьи бетона. 1 мая 1932 г. было завершено строительство основных цехов ремонтно-механического завода, а 10 октября выдал первую плавку электросталеплавильный цех завода инструментальных сталей. Сооружение этого предприятия положило начало возникновению на Украине электрометаллургии как отрасли металлургической промышленности. В сентябре 1932 г. начал выпускать продукцию шамотный завод, а спустя год - заводы ферросплавов и электродный. Самый крупный во всем металлургическом комплексе металлургический завод (позднее "Запорожсталь") начал действовать 16 ноября 1933 г., когда была задута первая домна, по мощности уступавшая лишь домнам Магнитогорска. В декабре 1935 г. сдан в эксплуатацию первый в стране Днепровский магниевый завод, быстро наращивавший производственные мощности. В 1940 г. запорожсталевцы выплавили 780 тыс. тонн чугуна, почти столько же стали, прокатали 535 тыс. тонн стального листа, что составило 70 процентов его выпуска в стране. В 1940 г. количество выпущенной электростали в 7,8 раза превысило выпуск 1933 года.


10.Вопрос к представителю запорожских историков: (корреспондент газеты «Известия»)- Расскажите о судьбе ГЭС в период борьбы с фашистской Германией.

18 августа 1941 г. гитлеровцы, бросив на прорыв танки и моторизованные войска с целью внезапного захвата Днепрогэса и плотины, по которой рассчитывали ворваться в город, прорвали оборону западнее Запорожья на узком участке фронта. По мосту через старое русло Днепра врагу удалось прорваться на Хортицу, приблизиться к Днепрогэсу и начать орудийно-минометный обстрел его защитников. Обороняющие подразделения, переключив генераторы ГЭС на самосожжение, отступили на Левобережье. Были взорваны железнодорожный мост через новое русло Днепра и частично плотина. Гигантский водопад смыл несколько вражеских переправ, потопил много фашистских подразделений, укрывшихся в плавнях. За два года и 10 дней длилась оккупация Запорожья. Город наводнили представители германских промышленных фирм, названия которых появились на воротах заводов. А между тем заводы бездействовали. Гитлеровцам не удалось пустить Днепрогэс, электричества в городе не было.23-25 сентября 1943 года началось форсирование Днепра советскими войсками между Днепропетровском и Запорожьем. Гитлеровцы сосредоточили здесь 35 тыс. солдат и офицеров, около 600 орудий и минометов, 200 танков и штурмовых орудий. 10 октября 1943 г. войска левого крыла Юго-Западного фронта (командующий генерал Р. Я.Малиновский) в составе трех армий и двух корпусов перешли в наступление. В течении четырех дней шли упорные бои. Ночью 13 октябри советские войска прорвали вражескую оборону и ворвались в Запорожье. 14 октября они полностью очистили левобережную часть города. Разгромленные на левобережье, гитлеровцы укрепились на правом берегу Днепра и подвергали город артиллерийскому обстрелу. Советские воины сделали все возможное, чтобы не допустить полного уничтожения Днепрогэса. Перед частями 12-й армии была поставлена задача - взять остров Хортица, захватить плацдарм на правом берегу Днепра севернее города и помешать фашистам взорвать плотину Днепрогэса. В ночь с 25 на 26 октября 1943 г. 60-я, 203-я, 244-я гвардейские стрелковые дивизии форсировали Днепр у плотины ГЭС. Еще в октябре 1943 года фашистам удалось взорвать здание станции. Уничтожить плотину им помешали советские разведчики и саперы. В плотину немцы заложили 100 авиабомб по полтонны весом. Командование фронтом поручило спасти плотину воинам 203-й, 244-й дивизий, 19-го отдельного гвардейского батальона минеров. Обнаружить и обезвредить провод,

ведущий взрывчатке, вызвались добровольцы - гвардии младший лейтенант Н. Г. Курузов, гвардии сержант Н. X. Ямалов, гвардии рядовые П. А. Стародубов, А. Шабанов, В. Д. Алуев и др. Под командованием гвардии капитана М. А. Сошинского они, преодолевая невероятные трудности, под непрерывным прицельным огнем врага, выполнили задание командования,

спасли плотину гидростанции от полного разрушения.


11.Вопрос к представителю Трудового коллектива (корреспондент газеты « Монинг стар»)- Какими были условия труда на стройке в период восстановления ГЭС после Второй Мировой войны?

Сразу же после освобождения трудящиеся приступили к восстановлению города. С марта 1944 г. началась героическая эпопея восстановления Днепрогэса. Только в августе 1944 г. на стройку прибыло 9 тыс. человек, в том числе 1 тыс. командированных наркоматами. Здесь были сооружены бетонный и камнедробильный заводы, введены в действие механический завод и лесозавод, обслуживавшие стройку. К концу 1944 г. закончились подготовительные работы, и коллектив Днепростроя, насчитывавший 11 тыс. строителей, приступил к восстановлению плотины, шлюза и гидростанции. В 1945 г. армия строителей возросла более чем в два раза. Кроме того, на вспомогательных работах здесь в разнос время года трудилось 26 тыс. колхозников и рабочих из других городов Запорожской области. 3 марта 1947 г. первый агрегат Днепрогэса дал промышленный ток, что знаменовало большую победу восстановителей станции. В 1947 г. 8 июня был задействован шлюз корабли и баржи пошли вверх и вниз по Днепру; 23 октября принял промышленную нагрузку второй агрегат Днепрогэса, а 13 декабря - введен в эксплуатацию третий. К началу 1948 г. станция дала свыше 700 млн. кВт. час. Благодаря творческому труду советских инженеров, техников и рабочих, шесть гидротурбин, изготовленных ленинградцами и новокраматорцами, оказались более совершенными по сравнению с тремя первыми американскими, что позволило увеличить мощность Днепрогэса против довоенной на 90 тыс. кВт. Уровень воды в Днепре был поднят на 38,5 м. По 11 линиям электро-передачи станция ежегодно начала давать стране 3,5 млрд. кВт-час электроэнергии. За коренное усовершенствование методов восстановления Днепрогэса в марте 1951 г. звание лауреатов Государственной премии СССР в области гидротехники присвоено начальнику строительства Ф. Г. Логинову, главному инженеру И. И. Кандалову, главному архитектору Г. М. Орлову, главному механику А. Г. Иванову, инженерам П. А. Медведеву, К. И. Мельниченко, Б.И. Даниловичу и бригадиру электромонтажников П. И. Синявскому. За годы восстановления Днепрогэса в многотысячном коллективе выросли высококвалифицированные специалисты - гидростроители. Впоследствии многие из них сооружали еще более мощные гидроэлектростанции в Сибири, на Волге, Днепре, в т. ч. Днепрогэс-2.


3. Заключительный этап - рефлексия :

Учитель: Надеюсь, что вы были внимательные во время конференции, а сейчас я раздам листы, в которых вам нужно будет отметить правильный ответ. Каждый ученик получает лист с 10 вопросами и вариантами ответов. (5 - 7мин. на заполнение)


Мини-тест:

1. Кто первый в истории начал бороться с порогами?

- Советская власть, - царица Екатерина II, - казаки; - царь Петр I.

2. Когда началось строительство Днепрогэса?

- 1925 году, - 1927 году, - 1930 году, - 1932 году.

3. Имя руководителя проекта?

- Винтер, - Александров, - Ленин, - Веденеев.

4. Кто возглавил стройку?

- Винтер, - Александров, - Ленин, - Веденеев.

5. Сколько кубометров бетона укладывали строители плотины в сезон?

- 300 кубометров, - 400 кубометров, - 500 кубометров, - 200 кубометров.

6. Какая самая трудная часть стройки?

- начало, - средний проток, - завершение.

7. За какой срок был пущен первый ток?

- за 3 года, - за 1 год и 8 месяцев, - за 2 года, - за 2 года и 6 месяцев.

8. Когда Днепрогэс вышел на проектную мощность?

- в 1927 году, - в 1930 году, - в 1932 году, - в 1935 году.

9. Какова длина плотины?

-760 метров, -800 метров, - 850 метров, - 500 метров.

10. Назовите фамилии лучших строителей Днепрогэса.



Домашнее задание: творческие работы (рисунки) о Днепрогэсе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Строительство Днепрогеса."

Автор: Мирниченко Наталья Николаевна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275535


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства