Этапы игры: 1 этап. Ребята рассаживаются «мастерскими» под заранее приготовленными вывесками, сообщающими об их ремесле. После общего приветствия горожане – мастеровые знакомятся друг с другом, называя свой адрес и объясняя по вывеске профиль мастерской. 2этап. «Профессиональный экзамен горожанина» «Профессиональный экзамен» должен подтвердить причастность присутствующих к жизни средневекового города. Задание 1. Укажите, как называется (команды по очереди): А) как называлось управление делами города самими горожанами (самоуправление) Б) глава городского совета (бургомистр) В) производство изделий на продажу и заказ (ремесло) Г) здание, где заседал городской совет (ратуша) Д) владелец города, покровительствовавший ему и управлявший им (сеньор) Е) город, избавившийся от власти и покровительства сеньора (коммуна) Ж) городской богач, знатный человек (патриций) З) укрепленное поселение, жители которого занимаются ремеслом и торговлей (город) Задание 2. Решить задачу: Задача 1. В начале средних веков кузнецы ценились особенно высоко; позднее самыми почитаемыми и богатыми мастерами стали ювелиры. Чем объяснить такое отношение к кузнецам в начале средних веков? Почему позднее первое место заняли ювелиры? Задача 2. В документах сообщается, что первые сеньоры ряда новых городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства в эти города от пошлин и уплаты налогов на городскую землю. Эти и другие льготы они давали всем жителям новых городов, несмотря на то, что там были и крепостные, бежавшие от своих феодалов. Объясните эти факты? Задача 3. Граф Корнуэльский (Англия) в апреле 1183 г. подал жалобу в суд на горожан Ральфа, Жильберта, Журдена и др., обвинив их в том, что они, его крепостные, бежали из своих деревень в октябре прошлого года. Поэтому он требует, чтобы им не давали прав свободных граждан. Жильберт напомнил, что он бежал не в октябре, а в феврале прошлого года. Какое решение должен принять суд в отношении этих беглых крестьян? Задача 4. В правилах городского совета Парижа в 12 веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел бредущий по середине мог ухватить мотая головой, по клоку травы с низких оград с каждой из сторон. Как этот факт характеризует средневековый город, чем было вызвано это предписание? 3 этап. «Ремесленная мастерская» Задание 1. Вопросы командам (по очереди): А) какие были размеры мастерской? Б) какие были орудия труда в мастерской, охарактеризуйте их? В) кто работал в ремесленной мастерской? Г) какие две роли выполнял мастер в мастерской? Д) кто был его правой рукой основным помощником? Е) был ли подмастерье полностью свободным? Ж) при каких условиях подмастерье мог стать мастером? З) кто такие личные подмастерье? Задание 2. «Договор о найме» В мастерской работали и ученики. С их родителями мастер заключал договор. Послушаем, какие договоры заключили ваши мастера (слушаем по очереди команды уточняем: - Почему ученикам устанавливали долгий срок обучения? - В договор нередко вносился пункт о последствиях в случае бегства ученика. О чем это свидетельствует? - Каково было положение ученика в доме мастера и мастерской? Чем он занимался?) 4 этап. «Строги цеховые правила» Мы с вами присутствуем на общем собрании мастеров цеха. Мы должны принять Устав цеха – правила, обязательные для всех членов цеха. Старшина цеха, избранный нами составил их и предлагает нам их обсудить. Какие пункты устава вы принимаете, какие нет, почему? Объясните, исходя из позиции средневеково ремесленника. Каждой команде выдается текст Устава, 2-3 минуты на обсуждение. «Цеховой устав» Работу во всех мастерских начинать строго по удару колокола 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола. Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя одновременно не более 4 учеников, не считая собственных детей. Каждому мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами (весы, линейки и т.д.), а также в качестве них использовать предметы домашнего обихода (ведра, веревки и т.д.), или части собственного тела (локти, ступни, пригоршни и т.д.). В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока каждый претендент на звание мастера изготавливает свой шедевр и представляет его цеховым старейшинам. Если для ремесленников какой – либо специальности требуется сырье (шерсть, кожа, метал и т.д.), а подобное производится в нашем городе, то им запрещается приобретать такое же сырье в других местах, даже лучшего качества. Мастер, который изобретает новый станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично. Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин. Вопросы к тексту устава: Что такое устав? Какую цель преследовали цеховые правила? Что грозило нарушителям устава? Могли ли в городе торговать ремесленники, не входившие в цехи города? Цех не только устанавливал рабочие правила он регламентировал всю жизнь мастера, так ли это? Какие пункты устава вы принимаете, какие – нет, почему? 5этап. Разреши противоречие. Объясните, как два этих утверждения могут быть одновременно справедливыми и противоречивыми: Цехи способствовали развитию ремесла Цехи сдерживали рост промышленного производства в городах (каждая команда должна привести не менее двух доказательств) |