kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сюжетно - ролевая ретроспективная игра по истории средних веков «Город мастеров XI- XIII в.в. »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи  урока:

1. Научатся определять термины: шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу» в период расцвета ремесла и торговли, называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство

2. Самостоятельно  под руководством учителя создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач ролевой игры (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

3. Воспитают чувство ответственности при деятельности в группе, стремления к сотрудничеству, умения высказывать своё мнение, давать аргументированный ответ. Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

 

Средства обучения:

  • Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2013
  •  картины «Средневековый город», «В мастерской ремесленника» и др.
  •  карта  «Европа в 11-13 вв.»
  • раздаточный материал: карточки с заданиями

 

Опережающее задание:

  • прочитать параграф 13 «Ремесло в средневековом городе», Книга для чтения статья «Средневековый город», любую дополнительную литературу.
  • Разбиться на 3-4 команды, распределить следующие роли: мастер, подмастерья, ученики.
  • Подготовить вывеску мастерской, приветствие, текст договора о найме ученика на работу.

Особенность урока:

  • на всех этапах игры задания оцениваются и их результаты фиксируются в сводной ведомости:

 Мастерские

   Конкурсы

Ткачи

Ювелиры

Кузнецы

Булочники

1. приветствие

 

 

 

 

2. профессиональный экзамен

 

 

 

 

3. ремесленная мастерская

 

 

 

 

4. «строги цеховые правила»

 

 

 

 

5. обобщение

 

 

 

 

 

План проведения урока-игры:

  1. Организационный.
  2. Профессиональный экзамен  горожанина.
  3. Ремесленная мастерская.
  4. Цеховой Устав.
  5. Разреши противоречие.
  6. Подведение итогов.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сюжетно - ролевая ретроспективная игра по истории средних веков «Город мастеров XI- XIII в.в. » »

ХОД УРОКА.

Этап

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Организационный

Приветствие.

Сосредоточенность и внимание.

Актуализация знаний

Этапы игры:

1 этап. Ребята рассаживаются «мастерскими» под заранее приготовленными вывесками, сообщающими об их ремесле. После общего приветствия горожане – мастеровые знакомятся друг с другом, называя свой адрес и объясняя по вывеске профиль мастерской.


2этап. «Профессиональный экзамен горожанина»

«Профессиональный экзамен» должен подтвердить причастность присутствующих к жизни средневекового города.


Задание 1. Укажите, как называется (команды по очереди):

А) как называлось управление делами города самими горожанами (самоуправление)

Б) глава городского совета (бургомистр)

В) производство изделий на продажу и заказ (ремесло)

Г) здание, где заседал городской совет (ратуша)

Д) владелец города, покровительствовавший ему и управлявший им (сеньор)

Е) город, избавившийся от власти и покровительства сеньора (коммуна)

Ж) городской богач, знатный человек (патриций)

З) укрепленное поселение, жители которого занимаются ремеслом и торговлей (город)


Задание 2. Решить задачу:

Задача 1.

В начале средних веков кузнецы ценились особенно высоко; позднее самыми почитаемыми и богатыми мастерами стали ювелиры.

Чем объяснить такое отношение к кузнецам в начале средних веков? Почему позднее первое место заняли ювелиры?


Задача 2.

В документах сообщается, что первые сеньоры ряда новых городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства в эти города от пошлин и уплаты налогов на городскую землю. Эти и другие льготы они давали всем жителям новых городов, несмотря на то, что там были и крепостные, бежавшие от своих феодалов.

Объясните эти факты?

Задача 3.

Граф Корнуэльский (Англия) в апреле 1183 г. подал жалобу в суд на горожан Ральфа, Жильберта, Журдена и др., обвинив их в том, что они, его крепостные, бежали из своих деревень в октябре прошлого года. Поэтому он требует, чтобы им не давали прав свободных граждан. Жильберт напомнил, что он бежал не в октябре, а в феврале прошлого года.

Какое решение должен принять суд в отношении этих беглых крестьян?

Задача 4.

В правилах городского совета Парижа в 12 веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел бредущий по середине мог ухватить мотая головой, по клоку травы с низких оград с каждой из сторон.

Как этот факт характеризует средневековый город, чем было вызвано это предписание?

3 этап. «Ремесленная мастерская»

Задание 1. Вопросы командам (по очереди):

А) какие были размеры мастерской?

Б) какие были орудия труда в мастерской, охарактеризуйте их?

В) кто работал в ремесленной мастерской?

Г) какие две роли выполнял мастер в мастерской?

Д) кто был его правой рукой основным помощником?

Е) был ли подмастерье полностью свободным?

Ж) при каких условиях подмастерье мог стать мастером?

З) кто такие личные подмастерье?


Задание 2. «Договор о найме»

В мастерской работали и ученики. С их родителями мастер заключал договор. Послушаем, какие договоры заключили ваши мастера (слушаем по очереди команды уточняем:

- Почему ученикам устанавливали долгий срок обучения?

- В договор нередко вносился пункт о последствиях в случае бегства ученика. О чем это свидетельствует?

- Каково было положение ученика в доме мастера и мастерской? Чем он занимался?)




4 этап. «Строги цеховые правила»

Мы с вами присутствуем на общем собрании мастеров цеха. Мы должны принять Устав цеха – правила, обязательные для всех членов цеха. Старшина цеха, избранный нами составил их и предлагает нам их обсудить. Какие пункты устава вы принимаете, какие нет, почему? Объясните, исходя из позиции средневеково ремесленника. Каждой команде выдается текст Устава, 2-3 минуты на обсуждение.



«Цеховой устав»

  1. Работу во всех мастерских начинать строго по удару колокола 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.

  2. Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя одновременно не более 4 учеников, не считая собственных детей.

  3. Каждому мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами (весы, линейки и т.д.), а также в качестве них использовать предметы домашнего обихода (ведра, веревки и т.д.), или части собственного тела (локти, ступни, пригоршни и т.д.).

  4. В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока каждый претендент на звание мастера изготавливает свой шедевр и представляет его цеховым старейшинам.

  5. Если для ремесленников какой – либо специальности требуется сырье (шерсть, кожа, метал и т.д.), а подобное производится в нашем городе, то им запрещается приобретать такое же сырье в других местах, даже лучшего качества.

  6. Мастер, который изобретает новый станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.

  7. Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.


Вопросы к тексту устава:

Что такое устав?

Какую цель преследовали цеховые правила?

Что грозило нарушителям устава?

Могли ли в городе торговать ремесленники, не входившие в цехи города?

Цех не только устанавливал рабочие правила он регламентировал всю жизнь мастера, так ли это?

Какие пункты устава вы принимаете, какие – нет, почему?


5этап. Разреши противоречие.

Объясните, как два этих утверждения могут быть одновременно справедливыми и противоречивыми:

  1. Цехи способствовали развитию ремесла

  2. Цехи сдерживали рост промышленного производства в городах (каждая команда должна привести не менее двух доказательств)


Отвечают, решают коллективно задачи, обсуждают и находят решение проблем

Первичное закрепление изученного материала.


Рефлексия


Озвучивают свои ответы, дополняют друг друга.

Информация о домашнем задании.

параграф 13, составить план рассказа «Путешествие по средневековому городу»

Записывают домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Львова Наталья Алексеевна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119380


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства