kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." 10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." в 10 классе проводится как урок изучения нового материала. Цель урока -создание условий для осмысления новой учебной информации о русско-турецкой войне 1877 – 1878 г.г.Задачи урока: изучить причины, ход и последствия русско-турецкой войны 1877-1878гг.,узнать цели сторон и механизм развязывания войны;развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать,прививать навыки культуры речи и взаимоотношений, на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину. На уроке применялись технологии: технология совместно-распределенной деятельности(групповая работа), проблемный метод,ИКТ. Вводились элементы ФГОС: целеполагание, работа по маршрутному листу, рефлексия.При подготовке к уроку использовались интернет-ресурсы. Основные понятия:Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878г., Берлинский конгресс, Плевна, Никополь, Шипкинский перевал. В начале урока смотрим видео "Памяти героев русско-турецкой войны". Затем ученики работают по маршрутному листу, самостоятельно определяя тему урока, цель и задачи урока, намечают план изучения нового материала. В маршрутном листе отмечают, какие умения им  нужны на уроке и где можно применить знания. Актуализируя знания по внешней политике России в 19 веке, ученики выдвигают проблемный вопрос:русско-турецкая война 1877-78 гг. - победа или поражение?Этап формирования новых знаний проходит по плану урока проходит в форме совместно-распределенной деятельности(групповой работы). Учитель заранее делит обучающихся на группы. Названия групп: Историки, Хронисты, Мемуаристы, Очевидцы , Дипломаты.Учитель раздает задание группам. Каждая группа получает папку с необходимыми материалами: задания, Рабочие листы, карты, иллюстрации картин. Руководитель группы распределяет задания, назначает выступающих. Каждая группа готовит ответ на проблемный вопрос урока. На подготовку выступлений дается 20 мин. Историки определяют суть балканского кризиса, причины войны, цели России в войне.Хронисты изучают военные действия по учебнику, заполняют таблицу, составляют рассказ по картеДипломаты сравнивают условия Сан-Стефанского и Берлинского мирных договоров, показывают изменения по карте. Мемуаристы составляют мемуары - рассказ о Скобелеве М.Д., заполняют таблицу "Герои русско-турецкой войны".Очевидцы событий рассматривают иллюстрации картин художника В.В.Верещагина, изучают воспоминания журналиста В.И.Немировича-Данченко, отвечают на вопросы, готовят выступление по этим источникам.Ответы выступающих сопровождаются электронной презентацией. При ответе на проблемный вопрос ученики отмечают, что несомненно, это была победа России. Но великие державы  постарались умалить значение победы.Победа России была достигнута благодаря численному превосходству и более высокой боеспособности русских войск. Победа была достигнута дорогой ценой. Россия нанесла смертельный удар Османской империи. Россия внесла большой вклад в дело освобождения народов  Балканского полуотрова от Османской империи. Однако желанная цель гегемонии на Балканах и контроля над Константинополем и черноморскими проливами не была достигнута. В качестве рефлексии дается задание составить "секретную депешу"- донесение русскому командованию. Руководитель группы выставляет оценку за работу на уроке. Он также оценивает работу группы в целом. Учитель комментирует и, при необходимости, корректирует оценку.Домашнее задание: посмотреть фильм «Турецкий гамбит» и заполнить в маршрутном листе урока лист самооценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." 10 класс. »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26

с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ «СОШ № 26»)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 26 №-а шöр школа»

муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

(«26-öд №-а шöр школа» МАВУ)









Конспект открытого урока по теме

«Русско-турецкая война 1877-1878 гг.». 10 класс.




Учитель истории и обществознания Забоева Н.Ю.





























Сыктывкар 2014


Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации о русско-турецкой войне 1877 – 1878 г.г.

Задачи урока:

Образовательные:

- изучить причины, ход и последствия русско-турецкой войны 1877-1878гг.;

- узнать цели сторон и механизм развязывания войны,

Развивающие:

-развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать;

-развивать умения выделять главное в тексте учебника, в тексте документов, ставить и разрешать проблемы;

-прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;

-развивать умение работать с иллюстративным материлом.

Воспитательные:

-на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину;

-содействовать развитию интереса к предмету;

- повышать уверенность обучающихся в себе, мотивации учения.

Тип урока: изучение нового материала

Примененные технологии:

-технология совместно-распределенной деятельности(групповая работа); -проблемный метод;

-ИКТ

Элементы ФГОСа: целеполагание, работа по маршрутному листу, рефлексия.

Основные понятия:

-Русско-турецкая война 1877-1878гг.

- Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878г.

- Берлинский конгресс июнь 1878г.

- Плевна

- Никополь

-Шипкинский перевал

Оборудование урока.

1.Раздаточный материал: рабочие листы, иллюстрации картин В.В.Верещагина

2.Мультимедийная презентация

3.Видео "Памяти героев русско-турецкой войны 1877-1878гг."http://www.youtube.com/watch?v=l9n3xxDYffs

Учебно-методическое обеспечение:

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII-XIX век. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/под редакцией Сахарова А.Н./-М.: Просвещение 2005.§ 72, 73

Интернет-ресурсы:

1.Материалы портала Великие войны в истории России http://federacia.ru/encyclopaedia/war/turkey_9/

2.Материалы Википедии(свободной энциклопедии) https://ru.wikipedia.org/wiki/



"


Ход урока:

I. Вступление. Работа по маршрутному листу.

Смотрим видео "Памяти героев Русско-турецкой войны". Какие ключевые слова чаще всего повторялись в песне?

Турки, Шипка, Сулейман-паша, слава, стрелки.

Учитель. О каких событиях мы будем говорить? Где происходили события, о которых мы будем говорить? Кто был участниками этих событий. Интересы каких стран столкнулись на тот момент на Балканском полуострове?
Ученики. На Балканском полуострове столкнулись интересы Англии, России и Турции.
Учитель. Все верно, так вот русско-турецкая война - это одна из многочисленных страниц сложных взаимоотношений этих стран.
Итак, тема урока – русско-турецкая война 1877-78 гг.

Зная тему, какую цель вы перед собой ставите?
Ученики. Изучить русско-турецкую войну 1877-78 гг.
(Цель ставят обучающиеся, учитель при необходимости корректирует.
Учитель. Для достижения этой цели какие вопросы или задачи необходимо решить? По какому плану мы будем изучать тему?
Ученики. Мы будем изучать тему по обычному плану(алгоритму) изучения войны:

1)дата

2)причины

3) ход войны

4) итоги войны

5) значение войны

6) полководцы

7)причины победы или поражения.
Учитель. Правильно, это обычный алгоритм изучения войны в истории.
Запись в маршрутном листе плана урока.

Учитель. Как вы думаете, кто победил? Были ли войны, где эти страны воевали против России? Как закончились? Предположите, будут ли страны довольны, если Россия выиграет эту войну?

Ученики: В XIX веке остро стоял так называемый восточный вопрос- вопрос о влиянии великих держав на Балканском полуострове. Великие державы не хотели усиления России в этом регионе. В качестве примера можно привести Крымскую войну 1853-1856 гг.

Учитель: Какую проблему поставим перед собой?

Ученики: Выясним, кто победил.

Определяем проблему урока: русско-турецкая война 1877-78 гг. - победа или поражение?

Запись в маршрутном листе.

Учитель. Ребята, какие умения, навыки вам понадобятся в предстоящей работе?
Ученики. Умение систематизировать, анализировать, сравнивать. Умение работать с учебником, историческими документами, картой.

Запись в маршрутном листе.

Учитель: Ребята, вы будете работать в группах – отметьте, какие навыки вам пригодятся в ходе этой работы?
Ученики.
Умение работать в команде, умение публичного выступления, умение самостоятельно делать обобщения и выводы, для руководителей групп- лидерские качества.

Запись в маршрутном листе.

Учитель. Ребята, где мы можем применить полученные знания?

Ученики. Эти знания мы можем применить при изучении других войн. События, которые мы изучаем, находят отражение в художественных фильмах.

Запись в маршрутном листе урока.

Маршрутный лист -приложение II.

II. Актуализация знаний. Работа по маршрутному листу.

Тестовое задание .

1. Александр II заявил, что Россия не считает себя обязанной соблюдать Парижский мирный договор:

а) в 1859г.

б) в 1870г.

в) в 1873г

2. В 1876г. в состав Российской империи было включено:

а) Хивинское ханство

б) Бухарский эмират

в) Кокандское ханство

3. Русские владения в Америке были переданы США:

а) в 1864г.

б) в 1867г.

в) в 1870г.

5.Министр иностранных дел в 1856-1882 гг.:

а) К.В.Нессельроде

б) М.Н.Муравьев

в) А.М.Горчаков

2. «Союз трех императоров» действовал:

а) в 1861-1877гг.

б) в 1873-1878гг.

в) в 1857-1881гг.


Раскрыть значение терминов.

1.Восточный вопрос.

2.Парижский мир

3.Союз трех императоров

4.Кавказская война

III. Изучение нового материала.

Этап формирования новых знаний проходит по плану урока проходит в форме совместно-распределенной деятельности(групповой работы). Учитель заранее делит обучающихся на группы. Названия групп: Историки, Хронисты, Мемуаристы, Очевидцы , Дипломаты.

1.Распределение заданий. Учитель раздает задание группам. Каждая группа получает папку с необходимыми материалами: задания, Рабочие листы, карты, иллюстрации картин. Руководитель группы распределяет задания, назначает выступающих. Каждая группа готовит ответ на проблемный вопрос урока. На подготовку выступлений дается 20 мин.

Задания для групп.

Историки определяют суть балканского кризиса, причины войны, цели России в войне.

Хронисты изучают военные действия по учебнику, заполняют таблицу, составляют рассказ по карте, формулируют ответ на проблемный вопрос.

Дипломаты сравнивают условия Сан-Стефанского и Берлинского мирных договоров, показывают изменения по карте.

Мемуаристы составляют мемуары - рассказ о Скобелеве М.Д., заполняют таблицу "Герои русско-турецкой войны".

Очевидцы событий рассмативают иллюстрации картин художника В.В.Верещагина, изучают воспоминания журналиста В.И.Немировича-Данченко, отвечают на вопросы, готовят выступление по этим источникам.

Приложение I.

3.Выступления учащихся. Ответы выступающих сопровождаются электронной презентацией.


4. Ответы на проблемный вопрос.

-Согласно Сан-Стефанскому мирному договору, в Закавказье к России отходил занятый в ходе войны Карс, а также Ардаган, Батум и Баязет. Русские войска на два года оставались в Болгарии. Кроме того, в состав Российской империи возвращалась Южная Бессарабия. Болгария, а также Босния и Герцеговина получили автономию. Сербия, Черногория и Румыния объявлялись независимыми. Турция должна была выплатить России контрибуцию в 310 миллионов рублей. Однако на Берлинском конгрессе великих держав в июне-июле 1878 года достижения России были существенно урезаны. Турции возвратили Баязет и Южную Болгарию. Боснию и Герцеговину оккупировала Австро-Венгрия, а Кипр — Англия. Александр II и канцлер А.М.Горчаков считали Берлинский конгресс дипломатическим поражением.

- Победа России была достигнута благодаря численному превосходству и более высокой боеспособности русских войск.

- Победа была достигнута дорогой ценой. Потери при обороне Шипки- 9,5 тысяч человек и 6 полков болгарских ополченцев.Под Плевной погибло 32 тысячи русских солдат. В переходе через Балканы русская армия потеряла примерно 8 тысяч солдат. В ходе войны 60 тысяч человек умерло от ран, обморожений.

- Россия нанесла смертельный удар Османской империи, однако желанная цель гегемонии на Балканах и контроля над Константинополем и черноморскими проливами не была достигнута. Борьба за влияние на Балканском полуострове продолжалась.


5.Рефлексия.

Секретная депеша. Пользуясь ключевыми словами, составить донесение русскому командованию (можно в стихотворной форме).

Турки, штык, Шипка, Сулейман-паша, приклад, стрелки, гора.


IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Руководитель группы выставляет оценку за работу на уроке. Он также оценивает работу группы в целом. Учитель комментирует и, при необходимости, корректирует оценку.

Оценочный лист работы группы- приложение III.


V. Домашнее задание.

Посмотреть фильм «Турецкий гамбит». Заполнить в маршрутном листе урока лист самооценки.

Приложение I. Рабочие листы для групп с примерными ответами.

Задание для историков.

1.Пользуясь материалами Рабочего листа № 1 и учебника стр.222 раскрыть суть балканского кризиса, причины войны и цели России в войне.

2.Как в манифесте Александра II об объявлении войны объясняется повод к войне. Смотри Рабочий лист № 2.

3.Сформулировать ответ на проблемный вопрос. При ответе можно использовать данные о потерях русской армии в войне. Смотри Рабочий лист

2.

Рабочий лист № 1.

• Летом 1875 года в Боснии и Герцеговине, весной 1876 года в Болгарии вспыхнули крупные восстания против турецкого ига.

• Турки жестоко подавили восстания. Они жгли города и села, уничтожая восставших. Только в Болгарии турки вырезали более 30 тысяч человек, в их числе были женщины и дети.

• «По всей Болгарии сейчас

Одно лишь слово есть у нас,

И стон один, и клич: Россия!»

Болгарский поэт Иван Вязов. Ноябрь 1876 года.

•5 тыс. волонтеров поехали сажаться на Балканы. Общественность России стеной встала на защиту славян. Велась кампания сбора средств в помощь пострадавшим. Купец – миллионщик вносил тысячи рублей, вдовица полтинничек, гимназист – гривенник. Петербургский и Московский славянские комитеты собрали астрономическую по тем временам сумму 1,5 млн. рублей. На собранные деньги закупалось оружие, снаряжались полевые лазареты.

С.Ю Витте о русско-турецкой войне.

Как известно, русско-турецкая война началась с сербско-турецкой войны. Командующим сербской армией был наш известный генерал Черняев.В это время через Одессу из России в сербскую армию ехала масса добровольцев.В то время в Одессе было славянское общество... И так как мы очень увлекались "славянской идеей"- идеей взятия Константинополя, то очень усердно занимались отправкой туда добровольцев. Причем, я должен заметить, что жандармы и вообще администрация ко всем праспортным формальностям относилась вестма снисходительно, так как в это время все были заражены патриотическим духом, тем патриотическим напрвлением, которое в сущности говоря и вынудило императора Александра II объявить войну Турции. Тогда был общий подъем русского патриотичекого самосознания именно в смысле славянского единения.

ВОПРОСЫ 1. О каких событиях, происходящих на Балканах, вы прочли?

2. Сформулируйте одну из причин, побудившую Россию участвовать в войне.



Рабочий лист № 2.

Из манифеста Александра II об объявлении войны Турции.

,,Всем нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции. Желание улучшить и обеспечить положение его разделял с нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы, для облегчения участи христиан Балканского полуострова.

Кровь и достояние наших верноподданных были всегда нам дороги: все царствование наше свидетельствует о постоянной заботливости нашей сохранить России благословление мира. Эта заботливость оставалась нам присуща и в виду печальных событий, совершившихся в Герцеговине, Боснии и Болгарии. Мы первоначально поставили себе целью достигнуть улучшения в положении восточных христиан путем мирных переговоров и соглашения с союзными и дружественными нам великими европейскими державами. Мы не переставали стремиться, в продолжение двух лет, к тому, чтобы склонить Порту к преобразованиям, которые могли бы оградить христиан Боснии, Герцеговины и Болгарии от произвола местных властей. Совершение этих преобразований всецело вытекало из прежних обязательств, торжественно принятых Портою пред лицом всей Европы. Усилия наши, поддержанные совокупными дипломатическими настояниями других правительств, не привели, к желанной цели...


Исчерпав до конца миролюбие наше, мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости и чувство собственного нашего достоинства. Турция отказом своим поставляет нас в необходимость обратиться к силе оружия. Глубоко проникнутые убеждением в правоте нашего дела, мы, в смиренном уповании на помощь и милосердие Всевышнего, объявляем всем нашим верноподданным, что наступило время, предусмотренное в тех словах наших, на которые единодушно отозвалась вся Россия. Мы выразили намерение действовать самостоятелыю, когда мы сочтем это нужным и честь России того потребует. Ныне, призывая благословление Божие на доблестные войска наши, мы повелели им вступить в пределы Турции.

Дан в Кишиневе, апреля 12-го дня, лета от рождества Христова в 1877-е, царствования нашего в 23-е, Александр".

*Пояснение. Порта- Османская империя.

ВОПРОС: Как в манифесте Александра II об объявлении войны объясняется повод к войне.


Проанализируйте данные о потерях.

Численность действующей армии составляла 266 тысяч человек. Шипку обороняли 9, 5 тысяч русских солдат.Потери- 9,5 тысяч человек и 6 полков болгарских ополченцев, под командованием генерала Столетова.Под Плевной погибло 32 тысячи русских солдат.В переходе через Балканы русская армия потеряла примерно 8 тысяч солдат. В ходе войны 60 тысяч человек умерло от ран, обморожений.




Задание для хронистов.

1.Пользуясь атласом и материалами учебника (стр 223-225) рассказать об основных событиях войны, показать по карте места сражений.

2. Составить хронику военных действий 1877-1878 гг., заполнить таблицу в рабочем листе № 3.

3.Сформулировать ответ на проблемный вопрос.



Рабочий лист № 3.


Составьте хронику военных действий 1877-1878гг.


Дата

Событие


Россия объявляет войну Турции

15 июня 1877г.


Передовой отряд генерала И.В.Гурко захватил Шипкинский перевал

7 июля


8, 18 июля и 30 августа

"Три штурма Плевны"

28 ноября



Переход русской армии под командованием И.В.Гурко через Балканы

27—28 декабря



Русские войска под командованием И.В.Гурко вступили в Адрианополь

18 января 1878г


Подписание Сан-Стефанского мирного договора

1 июля 1878г.



Ответ. Хроника военных действий 1877-1878 гг.


Дата

Событие

12 апреля 1877г.

Россия объявляет войну Турции

15 июня 1877г.

Переправа русских войск через Дунай

5 июля

Передовой отряд генерала И.В.Гурко захватил Шипкинский превал

7 июля

Занятие турками под командованием Османа-паши крепости Плевна

август

"Три Плевны"

28 ноября

После осады гарнизон Плевны сдался

13 декабря

Переход русской армии под командованием И.В.Гурко через Балканы

27—28 декабря

Разгром турецкой армии Веселя-паши войсками М.Д.Скобелева в районе Шипки-Шейново

8 января 1878 г.

Русские войска под командованием И.В.Гурко вступили в Адрианополь

18 января 1878 г

Отряд под командованием М.Д.Скобелева занял местечко Сан-Стефано

19 февраля

Подписание Сан-Стефанского мирного договор

1 июля 1878г.

Берлинский конгресс.Подписание Берлинского мира..







Задание для дипломатов.


1.По материалам рабочего листа № 4 и учебника на стр.225-226 сравнить условия Сан-Стефанского и Берлинского мирных договоров. По атласу стр. 13 посмотреть изменения границ.

2.Подготовить выступление от группы об изменениях границ.

3.Заполнить рабочий лист №5. Используя материалы рабочего листа № 5 сформулировать ответ на проблемный вопрос.


Рабочий лист № 4.


Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19 февраля 1878г.

1.Сербия, Румыния, Черногория получили независимость, их территория увеличивалась.

2. Болгария обрела статус фактически самостоятельного княжества в составе Османской империи, со своим правительством и войском.

3. Турция обязана выплатить России контрибуцию в размере 1410 млн. руб., а счет 2/3 этой суммы уступала на Кавказе Карс, Ардаган, Баязет и Батум, а также Южную Бессарабию.

4.Босния и Герцеговина должны были образовать автономную область.


Вопрос к документу: были ли реализованы цели войны?


Берлинский трактат 13 июня 1878 года.

1.Подтверждена независимость Сербии, Румынии, Черногории. Территория Черногории уменьшена.

2.Болгария была расчленена на части, северная Болгария получила независимость, южная была обявлена автономной турецкой провинцией Восточная Румелия.

3. Турция выплачивала России 300 млн. рублей контрибуции. Россия возвращала Турции Баязет.

4.Босния и Герцеговина были переданы Австрии.

Вопросы к документам:

1.Что изменилось в содержании второго договора?2.Как вы думаете, почему Россия подписала Берлинский договор?

Рабочий лист № 5.

1.Прочитайте пункт «Значение и причины победы России в войне» (с.226 учебника), определите влияние войны на:

а) положение народов Османсой империи

б) на международный авторитет России

2.Напишите причины победы России в Русско-турецкой войне 1877-1878гг.

3.Прокомментируйте высказывания:

В одной из заметок к Александру II канцлер А.М.Горчаков написал: "Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной биографии". На что император в ответ заметил: "И в моей тоже".



Задание для мемуаристов.


1.Пользуясь материалами Рабочего листа № 6 составить мемуары -рассказ о Скобелеве М.Д. Рассказ должен состоять из 10 предложений.

2.По материалам § 28 заполнить таблицу "Герои русско-турецкой войны" в рабочем листе № 7.

3.Сформулировать ответ на проблемный вопрос.


Рабочий лист № 6.

Белый генерал М.Д.Скобелев.

СКОБЕЛЕВ Михаил Дмитриевич (1843—1882 гг.)-русский генерал, видный военный деятель, запомнившийся народу как Белый Генерал. В 1868 г Скобелев окончил академию Генерального штаба, в 1873 принял участие в походе против Хивы в Средней Азии, а в 1875-76 возглавлял карательную экспедицию против мятежа феодалов Кокандского ханства. После этого Скобелев в чине генерал-майора был назначен губернатором и командующим войсками Ферганской области, образованной на территории упразднённого Кокандского ханства.

Скобелев показал полководческий талант и личную отвагу. Он отличился при переправе русских войск через Дунай у Зимницы 15(27) июня 1877. Во время второго штурма Плевны 18 (30) июля в Болгарии Скобелев командовал казачьей бригадой. За блестящую победу при Ловче 22 авг. (3 сент.) 1877 Скобелев был произведён в генерал-лейтенанты.

Скобелев воспитывал войска в духе суворовских традиций, готовил их к трудностям горных походов и учил штурму турецких укреплений. Во время третьей атаки Плевны 30—31 августа (11— 12 сентября) Скобелев командовал отрядом из 13 батальонов, против которых действовали 14 батальонов турок. Отряд Скобелева успешно овладел редутами южной части Плевны, но 31 августа (12 сентября) отступил, т. к. не был поддержан остальными русскими войсками, штурмовавшими Плевну.

Вступив после этого в командование 16-й дивизией, Скобелев после падения Плевны провёл труднейший переход через Балканские горы и в сражении у Шейново 27-28 дек. 1877 (8-9 янв. 1878) стремительными действиями дивизии обеспечил разгром и пленение турецкой армии Вессель-паши. Много внимания Белый Генерал уделял организации и боевому воспитанию болгарского ополчения, которое оказало большую помощь русским войскам в борьбе с турками.

Всё это вместе с боевой славой создало большую популярность Скобелеву в России и особенно в Болгарии. На последнем этапе войны при преследовании отступавших турецких войск Скобелев, командуя авангардом русских войск, занял Адрианополь и в феврале 1878 местечко Сан-Стефано в окрестностях Константинополя.

В войсках его называли «Белым генералом» за появление в бою на белом коне и в белом мундире. Скобелев заботливо относился к солдатам , тщательно готовил войска к боям, личным примером увлекал их в атак. Солдаты верили в его неуязвимость, поскольку, лично участвуя в самых кровавых боях, он ни разу не был ранен. Скобелев обладал глубоким знанием военного дела и постоянно заботился о нуждах солдат. Болгарский народ считает его своим национальным героем.


Рабочий лист № 7. Заполните таблицу"Герои русско-турецкой войны".

Герой

Факты

1.

Отставной генерал, участник обороны Севастополя, в 1876 г. возглавил сербскую армию

2.

Русский генерал, создатель болгарского ополчения

3.

Войска этого генерала в тяжелейших условиях перешли Балканы и заняли Софию

4.

Его отряд вышел к местечку Сан-Стефано и был готов войти в Константинополь

5.

Герой обороны Севастополя, в этой войне руководил осадой Плевны

6.

Его войска на кавказском фронте в короткие сроки овладели крепостями Баязет,Ардаган, Карс.


Ответ. Таблица"Герои русско-турецкой войны".

Герой

Факты

1.М.Г.Черняев

Отставной генерал, участник обороны Севастополя, в 1876 г. возглавил сербскую армию

2.Н.Г.Столетов

Русский генерал, создатель болгарского ополчения

3.И.В.Гурко

Войска этого генерала в тяжелейших условиях перешли Балканы и заняли Софию

4.М.Д.Скобелев

Его отряд вышел к местечку Сан-Стефано и был готов войти в Константинополь

5.Э.И.Тотлебен

Герой обороны Севастополя, в этой войне руководил осадой Плевны

6.М.Т.Лорис-Меликов

Его войска на кавказском фронте в короткие сроки овладели крепостями Баязет,Ардаган, Карс.





Задание для очевидцев событий.

1.Какой увидел войну художник В.В.Верещагин? По вопросам составить рассказ. Рабочий лист № 8.

2.Как описал войну писатель и журналист В.И.Немирович.-Данченко? По вопросам составить рассказ. Рабочий лист № 9.


Рабочий лист № 8.

Какой увидел войну художник В. В.Верещагин? По вопросам составить рассказ.

Верещагин Василий Васильевич (14.10.1842-31.03.1904), русский живописец-баталист.

С началом войны 1877 г. В.В. Верещагин по собственной просьбе был причислен к штабу русских войск, и в апреле 1877 г. он выехал в действующую армию, где находился до окончания военных действий. В самом начале войны Верещагин был тяжело ранен. Не дождавшись выздоровления, он направляется в Плевну, где оказывается участником ее штурма. В зимние месяцы вместе с отрядом М.Д. Скобелева художник совершает переход через Балканы и участвует в решающем бою на Шипке.

"Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то".


Задание: рассмотреть картины В.В.Верещагина из «Балканской серии»:

-триптих "На Шипке все спокойно!" (1878-1879 гг.).

-"Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. (1878-1879 гг.).

-"После атаки. Перевязочный пункт под Плевной" (1881 г.).


Вопросы:1.Какую цель ставил перед собой художник В.В.Верещагин?(используйте краткую биографическую справку).

2.Какой предстает война в картинах художника?

3.Раскрыть сюжеты каждой картины. Где происходили события, изображенные в картинах.


Рабочий лист № 9.


Как описал войну писатель и журналист В.И.Немирович.-Данченко. По вопросам к документу составить рассказ.

Немирович-Данченко Василий Иванович (1844-1936 гг.), писатель. Был военным корреспондентом во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Принимал личное участие во многих военных действиях, в боях на Шипке, под Плевной, в зимнем переходе через Балканы, и получил солдатский Георгиевский крест.

Из книги В.И.Немировича-Данченко о русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

Шипка в августе

.....Утром 8 августа муллы в турецком лагере читали Коран, на котором войска поклялись, во что бы то ни стало, наконец, – взять Шипку!..
"Турецкая" (то есть в июне отбитая у турок) батарея была атакована ими шесть раз. Трупами набились все лощины – случалось, что треть колонны ляжет, не достигнув вершины, – кажется, вот-вот пойдут назад… Нет! Идут новые, свежие колонны, и бой кипит на том же месте, и слева с криком лезут целые ряды красных фесок, и справа сверкают тысячи ружей, поднимающихся сюда же… То и дело игрались ими на рожках сигналы "наступление", "сбор" и "начальник убит, убрать начальника", "нельзя убрать". Иногда, во время нашей встречной атаки, турки хватались за штык, стягивали к себе солдата – и моментально рубили его на куски.


Шипка в декабре

Генерал Радецкий все время сообщал Главной квартире, что на его боевых позициях "спокойно". Ему не хотелось тревожить общественное мнение, он знал, что помощи ему оказать пока не могут: действия против Турции Россия вела не только в Болгарии, но и в Армении.
Среди этого "спокойствия" каждый день пули и гранаты выводили из строя по десяти, пятнадцати человек…
....На центральной батарее Лысой горы, видимой со всех позиций, ежедневно, в определенное время, появлялся "некто", взмахивал руками – и со всех батарей общим залпом громилась русская часть Шипкинского перевала. Наши отвечали…

.....Здесь, на скатах гор, да и на их вершинах, постоянный туман… Сырость ложится на земляную кровлю и просачивается в землянку, так что, спите ли вы, обедаете, читаете, пишете – в лицо, в тарелку, на книгу… одна за другой падают крупные капли. Весь здесь сидишь мокрый: ложишься на мокрый тюфяк, накрываешься мокрым одеялом, пишешь на мокрой бумаге и это – зимой!

.... когда приходилось встречаться и беседовать с шипкинским солдатом, нас поражало его достоинство, гордость даже. Каждый из них прекрасно понимал, что он сделал, каждый знал, что он имеет право требовать к себе уважения.
– Мы – Радецкого! – обыкновенно говорили они, точно так же, как 16-я дивизия отвечала всем:
– Мы – Скобелевцы!
И те, и другие были по-своему правы.
– Ты смотри, – обращались они к новоприбывшим, – знай, куда поступаешь. Тут, брат, шипкинские… Смотри в оба. Строго держись. Верой и правдой!
– Нам пить нельзя! – огорошил раз меня унтер-офицер Житомирского полка. – На нас вся Россия теперь смотрит.
Вот и подите!..

........ Неугодно ли подняться вам по обледенелым, нарочно устроенным, "горам", с которых у нас скатываются по праздникам на салазках. То же самое и здесь, только еще круче. Траншеи представляли также ненадежное убежище. Достаточно было высунуть голову оттуда, чтоб моментально получить пулю в лоб. Сверх того расположение гор таково, что здесь именно были самые сильные морозы и ветру представлялся наибольший простор. Двадцать четвертая дивизия, о которой я буду говорить ниже, здесь именно потеряла большую часть солдат своих замороженными. Рассказывают такие печальные "случайности":
-Часовой, ты спишь? – спрашивает унтер-офицер у солдата, прислонившегося к брустверу.
– "Эй, проснись!.."
Расталкивает – оказывается, что бедняга уже не проснется никогда. Раз добрые три четверти гарнизона траншеи были найдены замороженными, а в одну злополучную ночь оказалось, что всю западную позицию защищали девять живых солдат. Остальные вымерзли!..

......Известно было, что турки готовятся к штурму, что они хотят загладить здесь свои неудачи под Плевной и Софией. Вести были все тревожнее и тревожнее… Четырнадцатая дивизия умерла бы, защищая свои боевые позиции, но Шипка была бы потеряна для нас.
Начиная от генерала и кончая последним кашеваром, всем здесь приходилось очень скверно. Уже шестой месяц – в царстве вьюг и морозов, на негостеприимных высотах… Ночи и дни, дни и ночи. Недели проходили за неделями, месяцы – за месяцами, а конца сидению, казалось, и не предвидится. Как кроты, люди зарывались в землю. Днем не видели света Божьего, а ночью им только светили кроткие южные звезды…


Вопросы к документу:

1.О каком эпизоде войны рассказывается в документе? Был ли В.И.Немирович-Данченко очевидцем войны(используйте биографическую справку)

2.Какие факты из документа свидетельствуют о трудностях боев на Шипкинском перевале.

3.Привести примеры стойкости русских солдат.



Приложение II. Маршрутный лист урока.

Тема:______________________________________________________________

Цель:


Знать:


Уметь:



Применять:



Проблемный вопрос:



План.

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________
3.______________________________________________________

4.______________________________________________________

5.______________________________________________________
6.______________________________________________________

7.______________________________________________________


********************************************************************

Актуализация знаний

Тестовое задание 1.

1. Александр II заявил, что Россия не считает себя обязанной соблюдать Парижский мирный договор:

а) в 1859г.

б) в 1870г.

в) в 1873г

2. В 1876г. в состав Российской империи было включено:

а) Хивинское ханство

б) Бухарский эмират

в) Кокандское ханство

3. Русские владения в Америке были переданы США:

а) в 1864г.

б) в 1867г.

в) в 1870г.

5.Министр иностранных дел в 1856-1882 гг.

а) К.В.Нессельроде

б) М.Н.Муравьев

в) А.М.Горчаков

2. «Союз трех императоров» действовал

а) в 1861-1877гг.

б) в 1873-1878гг.

в) в 1857-1881гг.


Раскрыть значение терминов.

1.Восточный вопрос.

2.Парижский мир

3.Союз трех императоров

4.Кавказская война

**************************************************************************

Самооценка.


Знания и умения

ДА

НЕТ

Могу показать по карте Балканский полуостров, места главных сражений русско-турецкой войны 1877-78 гг.



Могу рассказать о сражениях русско-турецкой войны 1877-78 гг.



Могу назвать героев русско-турецкой войны 1877-78 гг.



Знаю, где найти информацию и могу ответить на вопросы:



В чем суть балканского кризиса 1875-76 гг.?



Какие цели в войне ставила перед собой Россия?



Почему не удалось с ходу взять крепость Плевна?



Какие трудности преодолевали защитники Шипки?



Кого и почему называли "белым генералом"?



Почему Александр II запретил генералу Скобелеву идти на Стамбул?



Почему условия Сан-Стефанского мира были пресмотрены?



Знаю, где найти информацию и могу выполнить задание



Сравнить условия Сан-Стефанского мира и Берлинского трактата



Сделать вывод о значении русско-турецкой войны 1877-78 гг.





Рефлексия.

Секретная депеша. Пользуясь ключевыми словами, составить донесение русскому командованию (можно в стихотворной форме).


Турки, штык, Шипка, Сулейман-паша, приклад, стрелки, гора.


Приложение III. Оценочный лист работы группы.

Название группы______________________________________

Руководитель группы__________________________________


Фамилия, имя

ученика

Вклад в общую работу

Устный ответ

Письменный ответ

Ответ на проблемный вопрос

Дополнения

Общая оценка




































Оценка работы группы_________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." 10 класс.

Автор: Забоева Надежда Юрьевна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132507


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства