Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-проекта по теме "Отмена крепостного права"»
ИСТОРИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА по теме:
«КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 Г.»
(в форме Урока-проекта с использование мультимедийной презентации)
15 НОЯБРЯ 2011 г.
ЦЕЛИ УРОКА:
- познакомить с основными положениями крестьянской реформы 1861 года;
- путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты;
- подвести к пониманию исторического значения отмены крепостного права в России.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- сформировать представления о борьбе за крестьянскую реформу, показать ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права;
- развивать важнейшие интеллектуальные умения – разрабатывать и представлять собственные проекты, анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, делать самостоятельные выводы;
- воспитывать уважение к отечественной истории, бережное отношение к земле и ее труженикам.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: за месяц до урока объявление конкурса на лучший проект крестьянской реформы, разработка алгоритма–памятки, помощь участником конкурса в разработке и оформлении проекта.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: портреты эпохи (Александр-II, Ростовцев Я.И Милютин Н.А., Самарин Ю.Ф), газета «Трудная крестьянская доля», оборудование для показа презентации, оценочные листы для каждого ученика
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: сельские обыватели, мировые посредники, временнообязанное состояние, отрезки, выкупные платежи, Уставная грамота
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ: 19 февраля 1861 года
ПЛАН УРОКА
Предыстория отмены крепостного права.
Причины отмены крепостного права.
Подготовка крестьянской реформы.
Основные положения реформы.
Значение и последствия отмены крепостного права.
ХОД УРОКА
ВВЕДЕНИЕ. (Презентация)
18 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны умирает император Николай I.
Вопрос: Кто встал во главе государства после смерти Николая ?
Новым императором становится его сын Александр II
« Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» - говорил, умирая, отец Александра, Николай I.
Вопрос: Какую главную проблему оставил Александру его отец?
КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС
Предыстория отмены крепостного права. Беседа по вопросам
Кто из русских писателей привлек внимание к тяжелому положению крепостных крестьян?
В каком произведении?
18 век – А.Н.Радищев « Путешествие из Петербурга в Москву».
Кто и когда впервые ограничил барщину?
1797 г.- Указ Павла I о трёхдневной барщине.
Какие шаги по решению крестьянского вопроса предпринимались Александром – I ?
1803 г.- Указ о «вольных хлебопашцах».
1816-1819 гг.- Закон об отмене крепостного права в Прибалтике.
- Что было сделано Николаем I ?
1842 г.- Закон Николая I об «обязанных крестьянах»
1847 г.- право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца.
Кто улучшил положение государственных крестьян?
1837-1841 гг. - реформа П.Д. Киселёва
- Кто и на каких условиях предлагал освободить крестьян?
Декабристы: П.Пестель – бесплатно обеспечить крестьян достаточным количеством земли, за счет помещичьих и государственных.
Н. Муравьев – дать крестьянам по 2 десятины земли
- кто из правительственных чиновников составлял проект крестьянской реформы? В чем его суть?
Выкупать выставляемые на торги именья и освобождать крестьян, давая им по 2 десятины земли на душу
- Почему этот проект не был реализован?
Не было денег в казне
- Как долго шел бы процесс постепенного освобождения?
Около 50 лет
ВЫВОДЫ: попытки решить крестьянский вопрос предпринимались с начала ХIХ века;
Александр – I и Николай – I пытались проводить реформы по улучшению положения крестьян, НО отменить крепостное право им не удалось.
Причины отмены крепостного права.
ВОПРОС: Почему вопрос об отмене крепостного права остро встал после Крымской войны? Что показала Крымская война?
- Военное и техническое отставание России;
- Поражение в Крымской войне;
- Социально – экономическая отсталость России в сравнении с Европой;
- Массовое крестьянское движение;
- Общественное мнение.
Подготовка крестьянской реформы. ( Сообщения учащихся)
По ходу выступлений вывести на экран основные этапы подготовки
Январь 1857 г. – образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта крестьян».
Ноябрь 1857 г. – царский рескрипт об учреждении дворянских губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.
Февраль 1858 г.- Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.
Март 1858 г. – учреждена Редакционная комиссия (председатель Я.И.Ростовцев).
Главная задача: составить на основе поступивших материалов из губерний общий проект закона об освобождении крестьян.
Вопрос: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива исходила от дворян?
«Я выжидаю, чтобы владельцы имений сами высказались, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян…»
Большинство дворян уклонялось от каких-либо предложений.
Большинство членов «Секретного комитета» были противниками освобождения крестьян и тормозили его работу.
В октябре 1857 г. Виленский губернатор В.И.Назимов привез императору адрес с предложением освободить крестьян без земли.
ВОПРОС: Какие взгляды отражали мнения помещиков?
КОНСЕРВАТИВНЫЕ
В октябре 1857 г.в рескрипте на имя НАЗИМОВА Александр – II указал рамки реформы: освобождение крестьян с землей за выкуп, до выплаты которого они должны нести повинности в пользу помещиков.
Работу над проектом возглавил Я.И. Ростовцев, который привлек к работе либеральный чиновников и помещиков – Н.А.МИЛЮТИНА, Ю.Ф.САМАРИНА и др.
После смерти Я.И.Ростовцева на его место Александр – II назначил консерватора графа В.Н. Панина.
Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?
Реформа готовилась в борьбе консервативных и либеральных идей
Таким образом, определилось три основных направления реформ
Освобождение крестьян без земли. (Дворяне в губернских комитетах).
Освобождение крестьян с землёй за выкуп. ( либеральные помещики).
Освобождение крестьян с землёй без выкупа. (Революционно настроенная часть общества).
4. Основные положения реформы. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
При работе над вопросом учащиеся заполняют оценочный лист (Прилагается) заостряется внимание на работе с понятиями и терминами.
Обсуждение вопросов 14 и 15 оценочного листа, подвести к выводу о половинчатости реформы, ее противоречивом характере
ВЫВОДЫ: В целом, крестьянская реформа носила половинчатый характер и была построена на компромиссах, учитывая интересы помещиков в гораздо большей степени.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, крестьяне юридически свободны, наделены гражданскими и имущественными правами.
НО! СОХРАНЯЛОСЬ:
Сословное деление.
Подать с крестьян.
Рекрутские наборы.
Зависимость от общины.
НАШИ УЧЕНИКИ тоже попробовали роль себя в роли реформаторов и представили свои проекты
Заслушиваются проекты учеников – работа с оценочными листами – сравнение проектов, выявление самого прогрессивного, самого выполнимого в условиях 19 века.
Значение и последствия отмены крепостного права.
Значение
Было отменено постыдное явление очень похожее на рабство.
Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России.
Отмена крепостного права нанесла удар прежней системе крепостного произвола и создала условия для свободных договорных отношений (было освобождено 20 млн. крестьян).
Последствия
Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство.
Формирование рынка свободной рабочей силы и сельской буржуазии.
Развитие новых отраслей экономики и всероссийского рынка.
Консервация крепостнических порядков.
Рост недовольства крестьян условиями «свободы», всплеск восстаний крестьян.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал «Манифест» от 19 февраля 1861года?
Чем было вызвано, что опубликование «Манифеста» произошло не 19 февраля, а 5 марта 1861года?
Стал ли русский крестьянин благодаря «Манифесту» собственником земли?
Постарайтесь объяснить слова Н.А.Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
«Порвалась цепь великая,
Порвалась – и ударила:
Одним концом по барину,
Другим – по мужику.
Рефлексия проводится в ходе работы с оценочным листом (Графа «Как бы сделал Я»
Домашнее задание § 20, вопросы, термины, документ на стр.143
Урок разработала Галахова Г.В.
ПАМЯТКА
ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ
Как освободить крестьян с землей или без земли?
Сколько дать земли?
Чью землю дать крестьянам?
На каких условиях давать землю?
Безвозмездно (бесплатно) или за выкуп?
Кто и кому платит выкуп?
В какие сроки выплачивается выкуп и кому?
Ожидаемые результаты реформы.
К уроку по теме «Отмена крепостного права» 8 класс
Оценочный лист ученика____________________________________ ______ класса
№№
пп
Вопросы для оценки
Правительственный проект
Проект 1
Проект 2
Проект 3
Проект 4
Как бы сделал Я
1
Освобождение с землей или без земли
2
Сколько дать земли
3
Чью землю дать крестьянам
4
Бесплатно или за выкуп
5
Выкупать только землю
6
Выкупать потерю труда крестьян
7
Кто и кому платит выкуп
8
На каких условиях
9
В какие сроки
10
Кто контролировал ход реформы
11
Какой проект самый прогрессивный
12
Какой проект более выполним в условиях России середины ХХ
13
Как можно оценить проекты с т.з. течений общественной мысли