kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-проекта по теме "Отмена крепостного права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала с использование ученических проектов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-проекта по теме "Отмена крепостного права"»

ИСТОРИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА по теме:

«КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 Г.»

(в форме Урока-проекта с использование мультимедийной презентации)

15 НОЯБРЯ 2011 г.

ЦЕЛИ УРОКА:

- познакомить с основными положениями крестьянской реформы 1861 года;

- путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты;

- подвести к пониманию исторического значения отмены крепостного права в России.

ЗАДАЧИ УРОКА:

- сформировать представления о борьбе за крестьянскую реформу, показать ситуацию исторического выбора на примере раз­личных вариантов отмены крепостного права;

- развивать важнейшие интеллектуальные уме­ния – разрабатывать и представлять собственные проекты, анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, делать самостоятельные выводы;

- воспитывать уважение к отечественной истории, бережное отношение к земле и ее труженикам.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: за месяц до урока объявление конкурса на лучший проект крестьянской реформы, разработка алгоритма–памятки, помощь участником конкурса в разработке и оформлении проекта.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: портреты эпохи (Александр-II, Ростовцев Я.И Милютин Н.А., Самарин Ю.Ф), газета «Трудная крестьянская доля», оборудование для показа презентации, оценочные листы для каждого ученика

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: сельские обыватели, мировые посредники, временнообязанное состояние, отрезки, выкупные платежи, Уставная грамота

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ: 19 февраля 1861 года

ПЛАН УРОКА

  1. Предыстория отмены крепостного права.

  2. Причины отмены крепостного права.

  3. Подготовка крестьянской реформы.

  4. Основные положения реформы.

  5. Значение и последствия отмены крепостного права.

ХОД УРОКА

ВВЕДЕНИЕ. (Презентация)

18 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны умирает император Николай I.

Вопрос: Кто встал во главе государства после смерти Николая ?

Новым императором становится его сын Александр II

« Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» - говорил, умирая, отец Александра, Николай I.

Вопрос: Какую главную проблему оставил Александру его отец?

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС


  1. Предыстория отмены крепостного права. Беседа по вопросам


  • Кто из русских писателей привлек внимание к тяжелому положению крепостных крестьян?

  • В каком произведении?

18 век – А.Н.Радищев « Путешествие из Петербурга в Москву».

  • Кто и когда впервые ограничил барщину?

1797 г.- Указ Павла I о трёхдневной барщине.

  • Какие шаги по решению крестьянского вопроса предпринимались Александром – I ?

1803 г.- Указ о «вольных хлебопашцах».

1816-1819 гг.- Закон об отмене крепостного права в Прибалтике.

- Что было сделано Николаем I ?

1842 г.- Закон Николая I об «обязанных крестьянах»

1847 г.- право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца.

  • Кто улучшил положение государственных крестьян?

1837-1841 гг. - реформа П.Д. Киселёва

- Кто и на каких условиях предлагал освободить крестьян?

Декабристы: П.Пестель – бесплатно обеспечить крестьян достаточным количеством земли, за счет помещичьих и государственных.

Н. Муравьев – дать крестьянам по 2 десятины земли

- кто из правительственных чиновников составлял проект крестьянской реформы? В чем его суть?

Выкупать выставляемые на торги именья и освобождать крестьян, давая им по 2 десятины земли на душу

- Почему этот проект не был реализован?

Не было денег в казне

- Как долго шел бы процесс постепенного освобождения?

Около 50 лет

ВЫВОДЫ: попытки решить крестьянский вопрос предпринимались с начала ХIХ века;

Александр – I и Николай – I пытались проводить реформы по улучшению положения крестьян, НО отменить крепостное право им не удалось.


  1. Причины отмены крепостного права.

ВОПРОС: Почему вопрос об отмене крепостного права остро встал после Крымской войны? Что показала Крымская война?

- Военное и техническое отставание России;


- Поражение в Крымской войне;

- Социально – экономическая отсталость России в сравнении с Европой;

- Массовое крестьянское движение;

- Общественное мнение.


  1. Подготовка крестьянской реформы. ( Сообщения учащихся)

По ходу выступлений вывести на экран основные этапы подготовки

Январь 1857 г. – образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта крестьян».

Ноябрь 1857 г. – царский рескрипт об учреждении дворянских губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Февраль 1858 г.- Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Март 1858 г. – учреждена Редакционная комиссия (председатель Я.И.Ростовцев).

Главная задача: составить на основе поступивших материалов из губерний общий проект закона об освобождении крестьян.


Вопрос: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива исходила от дворян?

«Я выжидаю, чтобы владельцы имений сами высказались, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян…»

Большинство дворян уклонялось от каких-либо предложений.

Большинство членов «Секретного комитета» были противниками освобождения крестьян и тормозили его работу.

В октябре 1857 г. Виленский губернатор В.И.Назимов привез императору адрес с предложением освободить крестьян без земли.

ВОПРОС: Какие взгляды отражали мнения помещиков?

КОНСЕРВАТИВНЫЕ

В октябре 1857 г.в рескрипте на имя НАЗИМОВА Александр – II указал рамки реформы: освобождение крестьян с землей за выкуп, до выплаты которого они должны нести повинности в пользу помещиков.

Работу над проектом возглавил Я.И. Ростовцев, который привлек к работе либеральный чиновников и помещиков – Н.А.МИЛЮТИНА, Ю.Ф.САМАРИНА и др.

После смерти Я.И.Ростовцева на его место Александр – II назначил консерватора графа В.Н. Панина.

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Реформа готовилась в борьбе консервативных и либеральных идей


Таким образом, определилось три основных направления реформ

Освобождение крестьян без земли. (Дворяне в губернских комитетах).

Освобождение крестьян с землёй за выкуп. ( либеральные помещики).

Освобождение крестьян с землёй без выкупа. (Революционно настроенная часть общества).


4. Основные положения реформы. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

При работе над вопросом учащиеся заполняют оценочный лист (Прилагается) заостряется внимание на работе с понятиями и терминами.

Обсуждение вопросов 14 и 15 оценочного листа, подвести к выводу о половинчатости реформы, ее противоречивом характере

ВЫВОДЫ: В целом, крестьянская реформа носила половинчатый характер и была построена на компромиссах, учитывая интересы помещиков в гораздо большей степени.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, крестьяне юридически свободны, наделены гражданскими и имущественными правами.

НО! СОХРАНЯЛОСЬ:

  • Сословное деление.

  • Подать с крестьян.

  • Рекрутские наборы.

  • Зависимость от общины.


НАШИ УЧЕНИКИ тоже попробовали роль себя в роли реформаторов и представили свои проекты

Заслушиваются проекты учеников – работа с оценочными листами – сравнение проектов, выявление самого прогрессивного, самого выполнимого в условиях 19 века.


  1. Значение и последствия отмены крепостного права.

Значение

  • Было отменено постыдное явление очень похожее на рабство.

  • Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России.

  • Отмена крепостного права нанесла удар прежней системе крепостного произвола и создала условия для свободных договорных отношений (было освобождено 20 млн. крестьян).

Последствия

  • Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство.

  • Формирование рынка свободной рабочей силы и сельской буржуазии.

  • Развитие новых отраслей экономики и всероссийского рынка.

  • Консервация крепостнических порядков.

  • Рост недовольства крестьян условиями «свободы», всплеск восстаний крестьян.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

  • Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал «Манифест» от 19 февраля 1861года?

  • Чем было вызвано, что опубликование «Манифеста» произошло не 19 февраля, а 5 марта 1861года?

  • Стал ли русский крестьянин благодаря «Манифесту» собственником земли?

  • Постарайтесь объяснить слова Н.А.Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

«Порвалась цепь великая,

Порвалась – и ударила:

Одним концом по барину,

Другим – по мужику.

Рефлексия проводится в ходе работы с оценочным листом (Графа «Как бы сделал Я»

Домашнее задание § 20, вопросы, термины, документ на стр.143

Урок разработала Галахова Г.В.



ПАМЯТКА

ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ




  1. Как освободить крестьян с землей или без земли?


  1. Сколько дать земли?


  1. Чью землю дать крестьянам?


  1. На каких условиях давать землю?


  1. Безвозмездно (бесплатно) или за выкуп?


  1. Кто и кому платит выкуп?


  1. В какие сроки выплачивается выкуп и кому?


  1. Ожидаемые результаты реформы.


К уроку по теме «Отмена крепостного права» 8 класс

Оценочный лист ученика____________________________________ ______ класса


№№

пп

Вопросы для оценки

Правительственный проект

Проект 1

Проект 2

Проект 3

Проект 4

Как бы сделал Я

1

Освобождение с землей или без земли







2

Сколько дать земли







3

Чью землю дать крестьянам







4

Бесплатно или за выкуп







5

Выкупать только землю







6

Выкупать потерю труда крестьян







7

Кто и кому платит выкуп







8

На каких условиях







9

В какие сроки







10

Кто контролировал ход реформы







11

Какой проект самый прогрессивный







12

Какой проект более выполним в условиях России середины ХХ







13

Как можно оценить проекты с т.з. течений общественной мысли







14

Прогрессивные черты реформы







15

Пережитки крепостничества









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока-проекта по теме "Отмена крепостного права"

Автор: Галахова Галина Викторовна

Дата: 04.09.2016

Номер свидетельства: 342269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства