Конспект урока по всемирной истории в 5 классе "Рабовладение в Риме"
Конспект урока по всемирной истории в 5 классе "Рабовладение в Риме"
При отборе содержания, форм и методов я ориентировалась на технологию развивающего обучения, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение, субъект-субъектные отношения в учебном процессе. Предусмотрела связь с современностью. Определяя безнравственный характер рабства, опиралась на социальный опыт уч-ся, формируя их гражданскую позицию.
Структура урока отражает следующие ступени обучения:
Воспроизведение и актуализация опорных знаний учащихся;
Изучение нового материала с элементами проектной технологии;
Выявление уровня освоения учащимися основных понятий урока через выполнение заданий проектного характера и создание обучающих коллизий;
Закрепление учебных навыков учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по всемирной истории в 5 классе "Рабовладение в Риме" »
Тема: «Рабовладение в Риме»
Цель урока: познакомить учащихся с причинами появления в Риме большого числа рабов, особенностями рабовладения.
Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованномиз восстаний рабов в Древнем Риме, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение.
Развивать логическое мышление, умения и навыки работать с историческими документами и анализировать их.
Воспитывать отрицательное отношение к рабскому положению людей, гуманизм и человеколюбие.
1. Что принесла римлянам победа в Пунических воинах?
2. В каком году Тиберий Гракх стал народным трибуном?
3. Тиберий Гракх предложил отнять у богатых граждан часть земель и …
4. В 123 году до н.э. народным трибуном был выбран …
5. Что приказал продавать по низким ценам бедным горожанам Гай Гракх?
6. Создание чего на завоеванных территориях укрепляло власть Рима?
7. Были ли решена проблема безземелья в ходе проведения земельной реформы?
8. Какую реформу провёл Гай Марий?
9. Что было разрешено всем гражданам вне зависимости от их богатства и владения землей?
10. Что полководец раздавал ветеранам после завершения службы?
11. Нужны ли были реформы римскому государству? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Подведение итогов.
4. Пояснение темы и целей урока.
5. Переход к новой теме.
- Как относился к рабству греческий поэт Еврипид? (выступал против рабства, по его мнению, люди становятся рабами не по происхождению, а в силу обстоятельства. Он говорил о несправедливости рабской доли)
6. Изучение новой темы. Мотивация урока.
Цирк вокруг бойца плывет, он умирает –
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.
Он слышит, но не внемлет. Взор его
С душою вместе далеко витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Перед ним – шалаш на берегу Дуная:
И детворы его играет стая.
И там их мать… И вот
Отец зарезан, римлян забавляя!
(Байрон)
Вопрос к классу:
О каком зрелище пишет Байрон?
- Самыми бесправными в Риме были рабы. Они находились в полном распоряжении своих хозяев. Раба можно было продать, купить, подарить. Рабский труд являлся одним из источников богатства и благополучия римских граждан.
Источники рабства. (рассказ учителя)
Стр. 77 Положение рабов (работа с учебным пособием, чтение 2-х абзацев)
Обсуждение вопроса «Каким было положение рабов?»
«Оживи картину»
(Материал для инсценирования)
- Представьте себе, что картина «ожила» и наполнилась звуками. Слышите рыдания стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Прислушаемся, о чем он говорят между собой управляющий и владелец имения. А надо сказать, что управляющий тоже раб, но живётся ему лучше, чем остальным невольникам. Боясь потерять свое место, он угодничает перед хозяином:
- Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в твоем имении. Он выполнял самую тяжелую работу, был лучшим рабом на прессе. А теперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.
- Он лодырь, - замечает рабовладелец, - накажи его.
- Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.
- Попробуй продать его, - говорит рабовладелец – лишний нахлебник нам не нужен.
- Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром-то никто не возьмет;
- Пожалуй, ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре,- отвечает рабовладелец. – Туда возят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней.
Учитель: Так бесцеремонно и безжалостно говорят эти двое о человеке, который им обоим по возрасту годится в отцы.
Рабовладелец говорил: «Заставляй их работать и в праздники, когда даже скот отдыхает. Быков жалей – они стоят дорого. А рабов теперь на невольничьих рынках сколько угодно».
Каждых из рабов, изображенный на картинке, многое мог бы рассказать о тяжелой участи невольника. Один из них рассказал о себе следующее:
Выступление ученика.
- Я родом из Сирии, и имя мое Деметрий. Я защищал свою страну от жестоких завоевателей – римлян. Многие из сирийцев, таких, как и я, попали в плен. Я стал рабом и потерял здесь даже имя. Надсмотрщики называют меня Сириец. В прошлом месяц я бежал в горы вместе с двумя рабами. Легионеры преследовали нас. Мои друзья скрылись, а меня ранили камнем, пущенным из пращи, и связали. По приказу хозяина надсмотрщики исполосовали мне спину. Мы все ненавидим нашего господина и, как, можем, вредим ему!
Положение гладиаторов (рассказ учителя)
Гладиатор – воин – раб, сражавшийся на потеху публике. (запись в рабочую тетрадь)
Восстание Спартака (74 -71 гг. до н.э.) (дата записывается в рабочую тетрадь) Рассказ учителя. Работа с атласом и исторической картой.
Причины поражения восстания:
- разногласие между рабами;
- отсутствие единого плана ведения войны с Римом;
7. Закрепление новой темы.
Работа с документом: Содержание рабов.
Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой – по 4 модия (8,75 л) пшеницы, а летом – по 4,5.
Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274л) на день.
Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых – таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547л), модия соли хватит каждому на год.
Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…
Вопросы к документу:
Где применялся труд рабов?
Как содержались рабы?
Когда произошло восстание под предводительством Спартака? Назовите главную причину восстания.
Итог восстания.
8. Рефлексия: Личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия
- Что я узнал для себя на уроке?
- Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?