kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Социально-экономическое развитие России в 20-50 года XIX века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся смогут:

Образовательная цель:  определять причины кризиса феодально-крепостнической системы, нарастающее влияние промышленного переворота, развития капиталистических отношений в промышленности и торговле.

Развивающая цель:  развивать умения работы с текстом, заполнения пропущенных слов в тексте, анализировать, выделять главное, сравнивать.

Воспитательная цель: содействовать формированию ответственности, исполнительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Социально-экономическое развитие России в 20-50 года XIX века". »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по истории в 8 классе «Экономическое развитие России в 20 – 50-е гг. XIX века».

Тема и номер урока в теме

«Экономическое развитие России в 20 – 50-е гг. XIX века».

Урок 11

Класс

8

Предмет

история

Оборудование

Данилов А.А. Косулина Л.Г.История России: учебник для 8 класса/ общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010; портрет Николая I, Приложение 1.

Цели урока

Обучающиеся смогут:

Образовательная цель: определять причины кризиса феодально-крепостнической системы, нарастающее влияние промышленного переворота, развития капиталистических отношений в промышленности и торговле.

Развивающая цель: развивать умения работы с текстом, заполнения пропущенных слов в тексте, анализировать, выделять главное, сравнивать.

Воспитательная цель: содействовать формированию ответственности, исполнительности.


Тип урока

Комбинированный

Метод обучения

Иллюстративно-словесный

Форма работы

Фронтальная



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в минутах)

1

Организационный момент.

Повторение пройденного материала. Самостоятельная работа

- приветствие учащихся;

- проверка их явки и готовности к уроку;

- положительный настрой на работу на уроке.


- приветствие учителя;

- положительный настрой на работу на уроке.

Учащиеся заполняют текст, содержащий пропуски, для повторения материала, пройденного в ходе урока 1.

Приложение 1.

2

2

Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Первая половина XIX в. – это время и перемен, и одновременного медленного развития страны.

Больше всего тормозило прогресс промышленности и сельского хозяйства крепостное право.

Перед классом ставиться проблемный вопрос, на который учащиеся должны дать ответ в конце урока.

Почему развитие экономики России в первой половине XIX в. носило противоречивый характер?


3

3

Изучение нового материала

Объявляет тему урока.

Знакомит с планом урока.

План:

1. Противоречия хозяйственного развития.

2. Промышленный переворот в России.

3. Помещичье и крестьянское хозяйство.

4. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.

5. Торговля. Города. Железные дороги.

6. Итоги социально-экономического развития.


Объяснение первого пункта.

Экономическое развитие России при Николае I свидетельствовало о дальнейшем кризисе феодально-крепостнической системы. Прочитайте 1й пункт параграфа и ответьте на вопросы 1, 2 после п.11.


Объяснение второго пункта.

Зародившиеся на рубеже XVIII-XIX вв. капиталистические отношения получили свое дальнейшее развитие в первой половине XIX в. и привели к началу промышленного переворота в России.


Промышленный переворот начинается в России в 30-40 гг. XIX в. Это переход от мануфактуры, основанной на ручном труде, к машинному производству (фабрикам и заводам). Промышленный переворот завершился в России только после отмены крепостного права

Промышленный переворот в России до отмены крепостного права проявлялся в основном лишь в технической стороне – переходе к машинному производству, а появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права. Своеобразие формирования пролетариата в 1-ой половине XIX в. заключается в том, что наемный рабочий из оброчных крестьян был в двойственном положении. Он сохранял свою крепостную и феодальную зависимость от помещиков или государства, но в то же время вступал в капиталистические отношения (отношения найма).


Работа с документом. В 1840-е гг. московские фабриканты писали в ходатайстве правительству: «…в условиях замены ручной потребности автоматическим действием механики от рабочего требуется не одна ручная ловкость, но и умственная способность, которые не проявляют обычные рабочие…»


Объяснение 3 пункта.

Прочитайте 3 пункт параграфа «Помещичье и крестьянское хозяйство» и ответьте на вопрос.



Рассмотрение 4 пункта.

Назначенный Николаем I министр финансов Е.Ф. Канкрин проводил политику поощрения развития отечественной промышленности и торговли, а также экономии средств казны. Подготовленная им финансовая реформа была проведена в 1839-1843 гг. Суть реформы: были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублем. Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные, что значительно повысило устойчивость и доверие к новым деньгам. Вследствие этого уменьшилась инфляция, бюджет стал бездефицитным (доходы его превышали расходы). Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться. Сильным ударом по неокрепшей российской финансовой системе стали огромные затраты на Крымскую войну.


Объяснение 5 пункта.

Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. Крупнейшими городами были Санкт-Петербург и Москва.

Транспорт и система путей сообщения в России были слаборазвиты и к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой – санный.



С конца XVIII –начала XIX в. начинается рост постоянной магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок (но не в хлебных районах). В середине XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок. Широкое распространение получила торговля в разнос. Во внешней торговле вывоз преобладал над ввозом. В основном это объяснялось протекционистской политикой государства. В экспорте большую роль играл вывоз хлеба; снижался ввоз промышленных товаров.

Почему развитие экономики России в первой половине XIX в. носило противоречивый характер?

С одной стороны, сохранение натурально-патриархального уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники. С другой стороны, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности. Применительно к новым условиям происходит и формирование социальной структуры общества.

Записывают название темы в тетрадь.









Учащиеся изучают1-й пункт параграфа и отвечают на вопросы 1, 2 после п.11




Учащиеся вспоминают, что такое промышленный переворот, где и когда он начался впервые.


Работа в тетради: записывают определение и хронологические рамки промышленного переворота в России. Отмечают особенности промышленного переворота в России.



Учащиеся вспоминают кто такие пролетарии и буржуазия.






Отвечают на вопрос: «Имело ли отмеченное фабрикантами обстоятельство какое-либо отношение к проблеме крепостничества? Какое?



Читают и отвечают на вопрос: «Какие новые черты появились в ведении помещичьего и крестьянского хозяйств?»





Работа в тетради: записывают дату проведения финансовой реформы.















Читают документ на стр. 77 «Описание современником Царскосельской железной дороги» и отвечают на 4-й вопрос после документа.



25

4

Закрепление изученного материала

Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой тонкий. Напишите на одном из них слово «промышленность», на другом – «сельское хозяйство». Устно объясните, какое слово и почему вы записали на одном и другом «стволе».

На «дереве» выросли листочки. Они символизируют отдельные черты развития сельского хозяйства и промышленности. Каждый лист пронумерован:

1. Применение сельскохозяйственных машин.

2. Использование удобрений.

3 Натуральных характер крестьянских хозяйств.

4. Расслоение крестьян (появление капиталистых крестьян).

5. Барщина.

6. Оброк.

7. Отходничество.

8. Крайне примитивная сельскохозяйственная техника.

9. Районная специализация.

10. Посессионные мануфактуры (с применением крепостного труда).

11.Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.

12. Мануфактуры с применением наемного труда.

13.Появление российского пролетариата.

14. Производство крестьянами продукции на рынок.

15. Покупка богатыми крестьянами земли.

16. Начало промышленного переворота.

На стволе «промышленном» расставьте цифры так, чтобы на «ветке», смотрящей вверх, появились «листочки» капиталистические, а на смотрящей вниз – «листочки» феодальные, так же и на «сельскохозяйственном стволе» дерева: расставьте цифры на «ветке» капиталистической (смотрящей вверх) и на феодальной (смотрящей вниз).


- О чем говорит ваш рисунок? Россия в первой половине XIX в. была индустриальной или аграрной страной?

- Почему одни «ветки» смотрят вверх, другие вниз?

- Почему «ветвь» аграрная толще «ветви» промышленной?

- Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России первой половины XIX в.

Изображают дерево в тетради и выполняют задание.






























Отвечают на вопросы.

6

5

Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся.

Итоги социально-экономического развития:

- всплеск стихийного протеста крестьян;

- упадок существующей системы;

- усиливание необходимости отмены крепостного права.


3

6

Домашнее задание

П. 14, вопросы

Записывают домашнее задание.

1












Приложение 1





Социально-экономическое развитие России в начале XIX века.


Российская империя была ___________ страной, так как большую часть населения составляли ________. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись ________, а работали ________ крестьяне, находившиеся в полной собственности _________. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили - ________ и отрабатывали ________.

В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне - _________, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в _________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _______.



Ответы: сельскохозяйственной, крестьяне, помещики, крепостные, помещиков, оброк, барщину, отходники, нечерноземных, оброк.

























5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Социально-экономическое развитие России в 20-50 года XIX века".

Автор: Аскольская Светлана Александровна

Дата: 06.08.2014

Номер свидетельства: 111294


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства