Конспект урока по теме: Истоки мастерства. Гончарство
Конспект урока по теме: Истоки мастерства. Гончарство
Цель: Сформировать представление учащихся о истории возникновения гончарства у древних славян. Познакомить учащихся с основными приемами изготовления изделий из глины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Истоки мастерства. Гончарство»
КГКСКОУ Владивостокская КШИ № 1
Интегрированный урок история и ИЗО
Учитель истории
Черепова С.Ю.
Учитель ИЗО
Гриб О.П.
г. Владивосток
Цель: Сформировать представление учащихся о истории возникновения гончарства у древних славян. Познакомить учащихся с основными приемами изготовления изделий из глины.
Корректировать мыслительную деятельность, восприятия внимания, координацию рук и моторику мелких мышц пальцев.
Воспитывать любовь к своей Родине, гордость за людей труда его прославляющих, развивать художественный вкус, творческие способности учащихся.
Оборудование: Док. фильм «Гончарство»; технологические карты по работе с глиной, глина, дощечки для работы с глиной, иллюстрации, глиняная посуда, кроссворд, вода, салфетки.
ХОД УРОКА
Оргмомент. Приветствие и регистрация в классном журнале.
Сообщение темы урока.
Учитель: Если Вы ребята отгадаете кроссворд, то сможете узнать как называется тема нашего урока.
- Как называется наука, которая изучает древности? (Археология)
- Как называется наука, которая изучает прошлое народов, прошедшие события, жизнь людей, их занятия, культуру? (История)
- Предводитель войска и правитель области Киевской Руси? (Князь)
- Как называется владения князя или боярина, которое передают по наследству от отца к сыну? (Вотчина)
- Как называется натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов? (Дань)
- Как называлось войско князя? (Дружина)
- Как назывались в старину ссоры, раздоры? (Усобицы)
- Как называлось хозяйство, когда все необходимое для жизни производилось в каждой семье крестьянина? (Натуральное хозяйство)
- Как называется народное собрание? (Вече)
- Как называется ежегодный сбор продуктов и денег с зависимых крестьян феодалами? (Оброк)
Учитель: А теперь ребята прочитаем, что получилось у нас.
Ученики читают: Гончарство.
Учитель: Правильно ребята. Гончарство. Сегодня мы с вами будем в гостях гончарной мастерской, где познакомимся с истоками мастерства древних мастеров. Истоки это начало. Начало мастерства, т.е. откуда родилось мастерство русских людей работы с глиной.
Словарная работа.
Гончарство – изготовление посуды из глины.
Гончар – человек, который делает изделия из глины.
Глина – означает скользкий, это земляная порода, которая образуется тысячелетиями.
Учитель: Давайте подумаем, почему человек выбрал именно этот природный материал?
Ученик: Люди заметили, что из глины легко можно вылепить все что угодно: посуду, игрушки, кирпичи.
Учитель: Ребята сегодня на уроке присутствуют ученый археолог, который будет давать нам исторические справки, а также мастер-гончар, который расскажет о секретах своего ремесла.
Археолог(ученик): Представим себе, что машина времени перенесла нас в далекое прошлое, где не было железных дорог, заводов и фабрик, нет магазинов и телевидения. И человек вынужден все необходимое для жизни делать сам. Как вы думаете ребята, что необходимо для жизни человека?
Ученик: Для жизни человека необходимо жилье, пища, одежда, мебель, посуда.
Археолог(ученик): Из каких природных материалов делали посуду?
Ученик: Посуду делали из дерева и глины.
Археолог(ученик): Как на Руси звали людей, которые делали посуду из глины?
Ученик: Человек который делает изделия из глины называется гончар.
Археолог(ученик): Хорошо ребята, я вижу вы знаете историю. А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок фильма о зарождении гончарства.
Просмотр отрывка фильма о гончарстве.
Археолог(ученик): И так вы видели, что глиняные сосуды сначала лепили руками. В 7-8 веках у славян появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой, позже – ногой. Гончарный круг ускорил изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах. Обжиг изделий был делом непростым. Он требовал опыта и знаний, иначе можно было одним днем зачеркнуть труд не одной недели. Посмотрите, пожалуйста, вот в таких печах обжигалась посуда.
Показ рисунков «Гончарная печь».
А сейчас давайте посмотрим фильм дальше.
Просмотр фильма о гончарстве.
Мастер(ученик): Вы правы уважаемый ученый. Гончар вкладывал много сил и души в свои изделия, они ему представлялись частью живой природы. Он сравнивал их даже с человеком. Об этом говорят названия частей сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка. (Показ рисунка сосуда). Закрепилисьэти представления и в народных поговорках: «Повадился кувшин по воду ходить, тут ему и голову сложить». Глиняные изделия славяне украшали орнаментом, содержание которого раскрывает представление наших предков о мире и природе, о труде. (Показ рисунка). Волнистые линии – это знак воды, прямыми линиями изображали землю, точечками – семена, косыми линиями – дождь.
Подмастерье(ученик): Гончарные изделия имели разное назначение. Глиняную посуду можно разделить на кухонную и столовую. К кухонной относились корчаги, горшки, кадки. Корчага – это большой сосуд с узким горлом. В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. Горшки использовались для варки пищи. Горлач – для разлива молока. В кадках – широких и глубоких глиняных тарелках – жарили-парили еду.
В качестве столовой посуды славяне использовали глиняные кувшины, миски, чаши, блюда, кубки. Общепринято, что славянские гончары были настоящими мастерами.
Учитель: Что вы знаете о глине?
Ученик: Глина бывает красная, желтая, серая, голубая.
Инструктаж по работе с глиной.
Практическая работа.
Показ учителем навыков и приемов работы с глиной.
Индивидуальный инструктаж, коррекционная работа по группам.
Карточка-схема заданий – кусок с углублением.
Карточка-схема – работа со жгутом.
Карточка-схема – работа ленточным способом.
Во время работы играет музыка.
Закрепление.
Вопрос: Когда появилась глиняная посуда?
Ответ: Глиняная посуда появилась в каменном веке.
Вопрос: Какое приспособление появилось для облегчения гончарного труда и улучшения качества изделия?
Ответ: Это приспособление называется гончарный круг.
Вопрос: В какое время появился гончарный круг у славян?
Ответ: Гончарный круг у славян появился в 7-8 веках.
Вопрос: Расскажите о последовательности изготовления глиняной посуды гончарами.
Ответ: Технологическая карта.
Вопрос: Объясни, почему глиняную посуду славяне украшали орнаментом?
Ответ: Славяне через орнамент передавали свое представление о мире и природе, о труде.
Вопрос: Кто из вас запомнил названия глиняной посуды?