kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Истоки мастерства. Гончарство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать представление учащихся о истории возникновения гончарства у древних славян. Познакомить учащихся с основными приемами изготовления изделий из глины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Истоки мастерства. Гончарство»







КГКСКОУ Владивостокская КШИ № 1














Интегрированный урок история и ИЗО






Учитель истории

Черепова С.Ю.

Учитель ИЗО

Гриб О.П.













г. Владивосток

Цель: Сформировать представление учащихся о истории возникновения гончарства у древних славян. Познакомить учащихся с основными приемами изготовления изделий из глины.


Корректировать мыслительную деятельность, восприятия внимания, координацию рук и моторику мелких мышц пальцев.


Воспитывать любовь к своей Родине, гордость за людей труда его прославляющих, развивать художественный вкус, творческие способности учащихся.


Оборудование: Док. фильм «Гончарство»; технологические карты по работе с глиной, глина, дощечки для работы с глиной, иллюстрации, глиняная посуда, кроссворд, вода, салфетки.



ХОД УРОКА


  1. Оргмомент. Приветствие и регистрация в классном журнале.

  2. Сообщение темы урока.

Учитель: Если Вы ребята отгадаете кроссворд, то сможете узнать как называется тема нашего урока.

- Как называется наука, которая изучает древности? (Археология)

- Как называется наука, которая изучает прошлое народов, прошедшие события, жизнь людей, их занятия, культуру? (История)

- Предводитель войска и правитель области Киевской Руси? (Князь)

- Как называется владения князя или боярина, которое передают по наследству от отца к сыну? (Вотчина)

- Как называется натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов? (Дань)

- Как называлось войско князя? (Дружина)

- Как назывались в старину ссоры, раздоры? (Усобицы)

- Как называлось хозяйство, когда все необходимое для жизни производилось в каждой семье крестьянина? (Натуральное хозяйство)

- Как называется народное собрание? (Вече)

- Как называется ежегодный сбор продуктов и денег с зависимых крестьян феодалами? (Оброк)

Учитель: А теперь ребята прочитаем, что получилось у нас.

Ученики читают: Гончарство.

Учитель: Правильно ребята. Гончарство. Сегодня мы с вами будем в гостях гончарной мастерской, где познакомимся с истоками мастерства древних мастеров. Истоки это начало. Начало мастерства, т.е. откуда родилось мастерство русских людей работы с глиной.

  1. Словарная работа.

Гончарство – изготовление посуды из глины.

Гончар – человек, который делает изделия из глины.

Глина – означает скользкий, это земляная порода, которая образуется тысячелетиями.


Учитель: Давайте подумаем, почему человек выбрал именно этот природный материал?

Ученик: Люди заметили, что из глины легко можно вылепить все что угодно: посуду, игрушки, кирпичи.

Учитель: Ребята сегодня на уроке присутствуют ученый археолог, который будет давать нам исторические справки, а также мастер-гончар, который расскажет о секретах своего ремесла.

Археолог(ученик): Представим себе, что машина времени перенесла нас в далекое прошлое, где не было железных дорог, заводов и фабрик, нет магазинов и телевидения. И человек вынужден все необходимое для жизни делать сам. Как вы думаете ребята, что необходимо для жизни человека?

Ученик: Для жизни человека необходимо жилье, пища, одежда, мебель, посуда.

Археолог(ученик): Из каких природных материалов делали посуду?

Ученик: Посуду делали из дерева и глины.

Археолог(ученик): Как на Руси звали людей, которые делали посуду из глины?

Ученик: Человек который делает изделия из глины называется гончар.

Археолог(ученик): Хорошо ребята, я вижу вы знаете историю. А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок фильма о зарождении гончарства.

Просмотр отрывка фильма о гончарстве.

Археолог(ученик): И так вы видели, что глиняные сосуды сначала лепили руками. В 7-8 веках у славян появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой, позже – ногой. Гончарный круг ускорил изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах. Обжиг изделий был делом непростым. Он требовал опыта и знаний, иначе можно было одним днем зачеркнуть труд не одной недели. Посмотрите, пожалуйста, вот в таких печах обжигалась посуда.

Показ рисунков «Гончарная печь».

А сейчас давайте посмотрим фильм дальше.

Просмотр фильма о гончарстве.

Мастер(ученик): Вы правы уважаемый ученый. Гончар вкладывал много сил и души в свои изделия, они ему представлялись частью живой природы. Он сравнивал их даже с человеком. Об этом говорят названия частей сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка. (Показ рисунка сосуда). Закрепились эти представления и в народных поговорках: «Повадился кувшин по воду ходить, тут ему и голову сложить». Глиняные изделия славяне украшали орнаментом, содержание которого раскрывает представление наших предков о мире и природе, о труде. (Показ рисунка). Волнистые линии – это знак воды, прямыми линиями изображали землю, точечками – семена, косыми линиями – дождь.

Подмастерье(ученик): Гончарные изделия имели разное назначение. Глиняную посуду можно разделить на кухонную и столовую. К кухонной относились корчаги, горшки, кадки. Корчага – это большой сосуд с узким горлом. В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. Горшки использовались для варки пищи. Горлач – для разлива молока. В кадках – широких и глубоких глиняных тарелках – жарили-парили еду.

В качестве столовой посуды славяне использовали глиняные кувшины, миски, чаши, блюда, кубки. Общепринято, что славянские гончары были настоящими мастерами.

Учитель: Что вы знаете о глине?

Ученик: Глина бывает красная, желтая, серая, голубая.

  1. Инструктаж по работе с глиной.

  2. Практическая работа.

  • Показ учителем навыков и приемов работы с глиной.

  • Индивидуальный инструктаж, коррекционная работа по группам.

  • Карточка-схема заданий – кусок с углублением.

  • Карточка-схема – работа со жгутом.

  • Карточка-схема – работа ленточным способом.

Во время работы играет музыка.

  1. Закрепление.

Вопрос: Когда появилась глиняная посуда?

Ответ: Глиняная посуда появилась в каменном веке.

Вопрос: Какое приспособление появилось для облегчения гончарного труда и улучшения качества изделия?

Ответ: Это приспособление называется гончарный круг.

Вопрос: В какое время появился гончарный круг у славян?

Ответ: Гончарный круг у славян появился в 7-8 веках.

Вопрос: Расскажите о последовательности изготовления глиняной посуды гончарами.

Ответ: Технологическая карта.

Вопрос: Объясни, почему глиняную посуду славяне украшали орнаментом?

Ответ: Славяне через орнамент передавали свое представление о мире и природе, о труде.

Вопрос: Кто из вас запомнил названия глиняной посуды?

Ответ: Корчаги, горшки, кадки, кувшины, миски, чаши, блюда.

Вопрос: Какие пословицы вы знаете?

Ответ: Рукам работа – душе праздник.

  • Знание и ремесло человека красят.

  • Уменье везде найдет примененье.

  • Не испортив дела мастером не будешь.

  • Где хотенье там и уменье.

  • Всяк мастер на свой лад.

  1. Подведение итогов. Анализ изделий выполненных учениками.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по теме: Истоки мастерства. Гончарство

Автор: Черепова Светлана Юрьевна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152229


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства