kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории в 11 классе " НЭП - решительный поворот в аграрной политике большевиков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "НЭП-решительный поворот в аграрной политике большевиков" в 11 классе был показан в рамках районной конференции педагогического мастерства и заслужил высокой оценки. Использование технологии "дебаты" способствует расширению границ информационного пространства. С помощью этой технологии учащиеся узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, успешно овладевая способами коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных действий и расширяют свой кругозор. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории в 11 классе " НЭП - решительный поворот в аграрной политике большевиков »


Урок по истории в 11 классе

«НЭП - решительный поворот большевиков в аграрной политике

учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №176 г.о. Самара

Фокиной Ирины Борисовны

Тема урока: «НЭП – решительный поворот к крестьянству»

Тип урока: обобщение материала

Вид урока: дебаты.

Цели урока:

  1. Образовательная: обобщить изученный материал по темам «Советская страна в годы НЭПа » и «Пути большевистской модернизации»; закрепить понятия по этим темам.

  2. Развивающая: продолжить работу по развитию логики, критического мышления, умений анализировать, синтезировать, классифицировать знания; формировать системное видение проблемы; продолжить работу по формированию коммуникативных компетенций и отработке навыков публичного выступления.

  3. Воспитательная: продолжить работу по формированию активной жизненной позиции; создать условия по самореализации и социализации подростков; воспитывать толерантность и уважение к партнерам.

Метапредметные умения:

- умение извлекать информацию из разных источников;

- умение отбирать материал по заданной теме;

- умение составлять письменные тезисы;

- умение составлять план ответа;

- умение подбирать цитаты;

- умение составлять таблицы.


Основные термины и понятия: НЭП, продналог, аренда и найм, свободная торговля, иностранные инвестиции, хозрасчет, конкуренция, нэпман, рыночная экономика.

Основной вид деятельности: работа в командах, работа с историческими документами.

Технология: Дебаты.

Необходимым предварительным шагом на пути реализации технологии «Дебаты» является использование в процессе преподавания таких элементов дебатов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Этот тип задания используется в процессе работы с историческими источниками.

Оборудование: доска, раздаточный материал: таблицы аргументов команд, судейские протоколы, бланки роли спикеров.

Необходимым предварительным шагом на пути реализации технологии «Дебаты» является использование в процессе преподавания таких элементов дебатов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Этот тип задания используется в процессе работы с историческими источниками.

Рекомендуемая литература: «Документы по истории России XIX и XX веков 11 класс» под редакцией М.Н.Чернова, В.Я Румянцева (документ №139, 140), Н.Верт «История советского государства»; электронная энциклопедия, статья В.И. Ленина «О кооперации», речь В.И.Ленина на X конференции РКП (б), Рассказы М.Булгакова «Торговый ренессанс», А.Толстого «Гадюка».

Ход урока.

Предварительно учитель формирует группы с учетом поставленных целей. Из учащихся класса набираются две команды: утверждения и отрицания. Из числа присутствующих учитель отбирает по 3 спикера и двое судей. Роль ведущего (таймкипера), следящего за соблюдением регламента и правил игры, берет на себя учитель. Он напоминает правила ведения дебатов. Команда спикеров утверждения в дальнейшем будет именоваться У1, У2, У3, а команда спикеров отрицания – О1, О2, О3 (по числу игроков). Судьи должны относиться критически к выступлению спикеров и оценивать каждый раунд по ходу игры, заполняя судейские протоколы и отмечая в них сильные и слабые стороны выступлений, фиксируя ответы в протоколах по схеме.

Урок начинается с оглашения учителем темы дебатов.

Оформление доски:

  1. Тема дебатов.

  2. Списки команд спикеров.

  3. Регламент дебатов:

  • Выступление У1 (основные аргументы – 6 мин.)

  • Раунд вопросов О3 к У1( 3 мин.)

  • Выступление О1 (основные аргументы – 6 мин.)

  • Раунд вопросов У3 к О1( 3 мин.)

  • Выступление У2 (усиление аргументов – 5 мин.)

  • Раунд вопросов О1 к У2 ( 3 мин.)

  • Выступление О2 (усиление аргументов – 5 мин.)

  • Раунд вопросов У1 к О2 ( 3 мин.)

  • Выступление У3 (опровержение доводов оппонентов, подведении итогов выступления У1, У2. Обобщение – 5 мин.)

  • Выступление О3 (опровержение доводов оппонентов, подведении итогов выступления О1, О2. Обобщение – 5 мин.)

  • Тайм – аут ( 8 мин.)

Учитель приглашает команды спикеров и судей занять свои места. Остальные учащиеся составляют группу поддержки. Активным участникам группы поддержки разрешается задавать вопросы и участвовать в дискуссии не нарушая регламента при некоторых условиях. Например, при вялом или неаргументированном выступлении спикеров. Спикеры получают бланки для записи аргументов и контраргументов, где фиксируются все выступления сторон, в т.ч. и ответы на вопросы, и бланки, определяющие роли спикеров. Судьи получают судейские протоколы, в которых они фиксируют все нарушения и могут проставляться баллы. Все бланки и протоколы прилагаются.

Раунд вопросов О3 к У1:

  1. Назовите уроки Крондштадта

  2. Назовите результаты введения продналога

Раунд вопросов У3 к О1:

  1. Какую категорию крестьян в деревне поддерживало правительство и почему?

  2. Что вы можете сказать о кооперативном движении?

Раунд вопросов О1 к У2:

  1. Приведите статистические данные выхода крестьян на товарный рынок.

  2. На какую техническую базу опирались хозяйства крестьян в деревне?

Раунд вопросов У1 к О2:

  1. С чем было связано повышение цен на промтовары?

  2. Приведите статистику крестьянских выступлений

1923-1924гг.


Кейс команд формируется из выступлений участников по следующей схеме:

  1. Аргумент.

  2. Доказательство (объяснение).

  3. Поддержка (факты, цитаты).

Утверждающая сторона

Запишите аргументы вашей команды в правый столбец таблицы, а аргументы оппонентов – в левый.

Наши аргументы

Аргументы оппонентов

  1. Х съезд РКП (б) провозглашается Лениным, как решительный поворот к крестьянству, признание необходимости многообразия форм общественной собственности.

  2. Вводится продналог, который меньше продразверстки и объявляется заранее.

  3. Продналог не мог увеличиваться в течении года.

  4. Все излишки находились в распоряжении крестьян.


  1. Создание материального стимула для увеличения производства

с/х продукции.

  1. Выход с/х производителя на рынок.

  2. С/х увеличило свои объемы.

  3. 1925-1926 гг. заготовлено 89 млн. центнеров хлеба и с голодом было покончено.

  4. Восстановлены дореволюционные посевные площади.


  1. Валовый сбор зерна превысил довоенный уровень на 20,7%.

  2. Довоенный уровень был достигнут в животноводстве.

  3. Свыше 60% хозяйств на селе были средняцкими.

  4. Кооперация крестьян – шаг к социализму.

  5. НЭП – это всерьез и надолго, перспективы развития страны.



  1. Заявление было связано с уроками Кронштадта и по политическим соображениям ( голод в стране, сокращение посевных площадей).



  1. Это лишь послабление по сравнению с политикой «военного коммунизма».

  2. Однако это не привело к каким-либо особым результатам.

  3. 85% собственной продукции употреблялось самими крестьянами.

  4. Стремление выйти из под тяжелого налога привело к дроблению хозяйств.

  5. Лишь 15% крестьян вышло на рынок.

  6. Слабые единоличные хозяйства.

  7. крестьяне не могли обеспечить себя с/х техникой, урожаи были самыми низкими в Европе.

  8. Высвободились рабочие руки, занятые в годы революции и гражданской войны на фронтах.

  9. Обычный период восстановления.


  1. Обычный период восстановления.


  1. Однако, основную ставку сделали на бедняков и кооперацию.

  2. Она не оправдала себя, т.к. не было базы.

  3. Это личный подход Ленина, у него было много противников.

Отрицающая сторона

Запишите аргументы вашей команды в правый столбец таблицы, а аргументы оппонентов – в левый.

Наши аргументы

Аргументы оппонентов

  1. Большевики пошли на соглашение с крестьянством для сохранения своей власти. (т.е. это необходимость)

  2. Передел земли.



  1. Дробление крестьянских хозяйств, осреднячивание деревни.

  2. Уменьшение производства товарной продукции и отсутствие выхода средняков на рынок.

  3. Снижение объемов экспорта сельского хозяйства, следовательно и импорта необходимых товаров.

  4. Растущий промтоварный голод, нехватка товаров для деревни.

  5. Отсутствие стимула к расширению товарного производства.

  6. Искусственная ценовая политика по занижению цен на с/х продукцию и завышению цен на промтоварную.

  7. Приоритет промышленности над сельским хозяйством.

  8. Неэквивалентный обмен между городом и деревней.

  9. «Кризис сбыта» 1923г.

  10. Отказ крестьян от поставки продналога.


  1. Массовые крестьянские восстания 1923-1924гг.

  2. Бедняцкие хозяйства сдерживали развитие зажиточных крестьян и средняков.

  3. Удельный вес основных держателей товарного хлеба был всего 4%.

  4. Аграрное перенаселение.

  5. Безработица.

  6. Отсутствие правового статуса крестьян.

  1. НЭП – это комплекс мер не только в сельском хозяйстве, но и в политическом смысле.


  1. Государство поддерживало в основном малоимущих крестьян.

  2. __



  1. Ленин делал в основном ставку на кооперацию крестьян.


  1. Внутренние резервы невелики.



  1. Временная трудность.



  1. __


  1. __




  1. __


  1. __


  1. __

  2. Продналог был позже заменен денежным эквивалентом


  1. Их спровоцировали кулаки и примкнувшие к ним.

  2. Временное явление




  1. __


  1. __

  2. __

  3. __





Сравнительный анализ позиций сторон.

Кейс своей команды

Кейс оппонентов


Преимущества кейса своей команды



После выступления команд был подведен итог судейской коллегией, оглашены протоколы и сделаны следующие выводы:

  1. Команда отрицания выступала более активно, аргументы были более вескими, чем у команды утверждения.

  2. Спикеры команды отрицания не допускали фактических ошибок.

  3. Ответы команды отрицания были более глубокими и доказательными.

Итоговый вывод: победа в дебатах присуждается команде отрицания.

Учитель и зрительская аудитория поздравляет победителей и благодарит проигравшую команду за участие в игре. Отличные оценки выставляются обеим командам и судьям. Объявляется лучший спикеры обеих команд. Оценивается работа зрительской аудитории.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Противоречия и уроки НЭПа»












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фокина Ирина Борисовна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190391


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства