Конспект урока по истории в 11 классе " НЭП - решительный поворот в аграрной политике большевиков
Конспект урока по истории в 11 классе " НЭП - решительный поворот в аграрной политике большевиков
Урок "НЭП-решительный поворот в аграрной политике большевиков" в 11 классе был показан в рамках районной конференции педагогического мастерства и заслужил высокой оценки. Использование технологии "дебаты" способствует расширению границ информационного пространства. С помощью этой технологии учащиеся узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, успешно овладевая способами коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных действий и расширяют свой кругозор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории в 11 классе " НЭП - решительный поворот в аграрной политике большевиков »
Урок по истории в 11 классе
«НЭП - решительный поворот большевиков в аграрной политике
учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №176 г.о. Самара
Фокиной Ирины Борисовны
Тема урока: «НЭП – решительный поворот к крестьянству»
Тип урока: обобщение материала
Вид урока: дебаты.
Цели урока:
Образовательная: обобщить изученный материал по темам «Советская страна в годы НЭПа » и «Пути большевистской модернизации»; закрепить понятия по этим темам.
Развивающая: продолжить работу по развитию логики, критического мышления, умений анализировать, синтезировать, классифицировать знания; формировать системное видение проблемы; продолжить работу по формированию коммуникативных компетенций и отработке навыков публичного выступления.
Воспитательная: продолжить работу по формированию активной жизненной позиции; создать условия по самореализации и социализации подростков; воспитывать толерантность и уважение к партнерам.
Метапредметные умения:
- умение извлекать информацию из разных источников;
- умение отбирать материал по заданной теме;
- умение составлять письменные тезисы;
- умение составлять план ответа;
- умение подбирать цитаты;
- умение составлять таблицы.
Основные термины и понятия: НЭП, продналог, аренда и найм, свободная торговля, иностранные инвестиции, хозрасчет, конкуренция, нэпман, рыночная экономика.
Основной вид деятельности: работа в командах, работа с историческими документами.
Технология: Дебаты.
Необходимым предварительным шагом на пути реализации технологии «Дебаты» является использование в процессе преподавания таких элементов дебатов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Этот тип задания используется в процессе работы с историческими источниками.
Необходимым предварительным шагом на пути реализации технологии «Дебаты» является использование в процессе преподавания таких элементов дебатов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Этот тип задания используется в процессе работы с историческими источниками.
Рекомендуемая литература: «Документы по истории России XIX и XX веков 11 класс» под редакцией М.Н.Чернова, В.Я Румянцева (документ №139, 140), Н.Верт «История советского государства»; электронная энциклопедия, статья В.И. Ленина «О кооперации», речь В.И.Ленина на X конференции РКП (б), Рассказы М.Булгакова «Торговый ренессанс», А.Толстого «Гадюка».
Ход урока.
Предварительно учитель формирует группы с учетом поставленных целей. Из учащихся класса набираются две команды: утверждения и отрицания. Из числа присутствующих учитель отбирает по 3 спикера и двое судей. Роль ведущего (таймкипера), следящего за соблюдением регламента и правил игры, берет на себя учитель. Он напоминает правила ведения дебатов. Команда спикеров утверждения в дальнейшем будет именоваться У1, У2, У3, а команда спикеров отрицания – О1, О2, О3 (по числу игроков). Судьи должны относиться критически к выступлению спикеров и оценивать каждый раунд по ходу игры, заполняя судейские протоколы и отмечая в них сильные и слабые стороны выступлений, фиксируя ответы в протоколах по схеме.
Урок начинается с оглашения учителем темы дебатов.
Оформление доски:
Тема дебатов.
Списки команд спикеров.
Регламент дебатов:
Выступление У1 (основные аргументы – 6 мин.)
Раунд вопросов О3 к У1( 3 мин.)
Выступление О1 (основные аргументы – 6 мин.)
Раунд вопросов У3 к О1( 3 мин.)
Выступление У2 (усиление аргументов – 5 мин.)
Раунд вопросов О1 к У2 ( 3 мин.)
Выступление О2 (усиление аргументов – 5 мин.)
Раунд вопросов У1 к О2 ( 3 мин.)
Выступление У3 (опровержение доводов оппонентов, подведении итогов выступления У1, У2. Обобщение – 5 мин.)
Выступление О3 (опровержение доводов оппонентов, подведении итогов выступления О1, О2. Обобщение – 5 мин.)
Тайм – аут ( 8 мин.)
Учитель приглашает команды спикеров и судей занять свои места. Остальные учащиеся составляют группу поддержки. Активным участникам группы поддержки разрешается задавать вопросы и участвовать в дискуссии не нарушая регламента при некоторых условиях. Например, при вялом или неаргументированном выступлении спикеров. Спикеры получают бланки для записи аргументов и контраргументов, где фиксируются все выступления сторон, в т.ч. и ответы на вопросы, и бланки, определяющие роли спикеров. Судьи получают судейские протоколы, в которых они фиксируют все нарушения и могут проставляться баллы. Все бланки и протоколы прилагаются.
Раунд вопросов О3 к У1:
Назовите уроки Крондштадта
Назовите результаты введения продналога
Раунд вопросов У3 к О1:
Какую категорию крестьян в деревне поддерживало правительство и почему?
Что вы можете сказать о кооперативном движении?
Раунд вопросов О1 к У2:
Приведите статистические данные выхода крестьян на товарный рынок.
На какую техническую базу опирались хозяйства крестьян в деревне?
Раунд вопросов У1 к О2:
С чем было связано повышение цен на промтовары?
Приведите статистику крестьянских выступлений
1923-1924гг.
Кейс команд формируется из выступлений участников по следующей схеме:
Аргумент.
Доказательство (объяснение).
Поддержка (факты, цитаты).
Утверждающая сторона
Запишите аргументы вашей команды в правый столбец таблицы, а аргументы оппонентов – в левый.
Наши аргументы
Аргументы оппонентов
Х съезд РКП (б) провозглашается Лениным, как решительный поворот к крестьянству, признание необходимости многообразия форм общественной собственности.
Вводится продналог, который меньше продразверстки и объявляется заранее.
Продналог не мог увеличиваться в течении года.
Все излишки находились в распоряжении крестьян.
Создание материального стимула для увеличения производства
с/х продукции.
Выход с/х производителя на рынок.
С/х увеличило свои объемы.
1925-1926 гг. заготовлено 89 млн. центнеров хлеба и с голодом было покончено.
Восстановлены дореволюционные посевные площади.
Валовый сбор зерна превысил довоенный уровень на 20,7%.
Довоенный уровень был достигнут в животноводстве.
Свыше 60% хозяйств на селе были средняцкими.
Кооперация крестьян – шаг к социализму.
НЭП – это всерьез и надолго, перспективы развития страны.
Заявление было связано с уроками Кронштадта и по политическим соображениям ( голод в стране, сокращение посевных площадей).
Это лишь послабление по сравнению с политикой «военного коммунизма».
Однако это не привело к каким-либо особым результатам.
85% собственной продукции употреблялось самими крестьянами.
Стремление выйти из под тяжелого налога привело к дроблению хозяйств.
Лишь 15% крестьян вышло на рынок.
Слабые единоличные хозяйства.
крестьяне не могли обеспечить себя с/х техникой, урожаи были самыми низкими в Европе.
Высвободились рабочие руки, занятые в годы революции и гражданской войны на фронтах.
Обычный период восстановления.
Обычный период восстановления.
Однако, основную ставку сделали на бедняков и кооперацию.
Она не оправдала себя, т.к. не было базы.
Это личный подход Ленина, у него было много противников.
Отрицающая сторона
Запишите аргументы вашей команды в правый столбец таблицы, а аргументы оппонентов – в левый.
Наши аргументы
Аргументы оппонентов
Большевики пошли на соглашение с крестьянством для сохранения своей власти. (т.е. это необходимость)
Уменьшение производства товарной продукции и отсутствие выхода средняков на рынок.
Снижение объемов экспорта сельского хозяйства, следовательно и импорта необходимых товаров.
Растущий промтоварный голод, нехватка товаров для деревни.
Отсутствие стимула к расширению товарного производства.
Искусственная ценовая политика по занижению цен на с/х продукцию и завышению цен на промтоварную.
Приоритет промышленности над сельским хозяйством.
Неэквивалентный обмен между городом и деревней.
«Кризис сбыта» 1923г.
Отказ крестьян от поставки продналога.
Массовые крестьянские восстания 1923-1924гг.
Бедняцкие хозяйства сдерживали развитие зажиточных крестьян и средняков.
Удельный вес основных держателей товарного хлеба был всего 4%.
Аграрное перенаселение.
Безработица.
Отсутствие правового статуса крестьян.
НЭП – это комплекс мер не только в сельском хозяйстве, но и в политическом смысле.
Государство поддерживало в основном малоимущих крестьян.
__
Ленин делал в основном ставку на кооперацию крестьян.
Внутренние резервы невелики.
Временная трудность.
__
__
__
__
__
Продналог был позже заменен денежным эквивалентом
Их спровоцировали кулаки и примкнувшие к ним.
Временное явление
__
__
__
__
Сравнительный анализ позиций сторон.
Кейс своей команды
Кейс оппонентов
Преимущества кейса своей команды
После выступления команд был подведен итог судейской коллегией, оглашены протоколы и сделаны следующие выводы:
Команда отрицания выступала более активно, аргументы были более вескими, чем у команды утверждения.
Спикеры команды отрицания не допускали фактических ошибок.
Ответы команды отрицания были более глубокими и доказательными.
Итоговый вывод: победа в дебатах присуждается команде отрицания.
Учитель и зрительская аудитория поздравляет победителей и благодарит проигравшую команду за участие в игре. Отличные оценки выставляются обеим командам и судьям. Объявляется лучший спикеры обеих команд. Оценивается работа зрительской аудитории.
Домашнее задание: написать эссе на тему «Противоречия и уроки НЭПа»