kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории Оренбургской области "Культурная жизнь в Оренбургской области в 1920-1927гг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе учащиеся знакомятся с культурой,образованием в Оренбургской области в 1920-1927 гг.;сформируют понятия о идеологическом влияние на культуру;сформируют умения и навыки работат с историческим материалом;воспитывают толерантность и гуманизм к прошлому своей малой Родины.

Развитие образования и культуры в Оренбургской губернии в период НЭПа представляет особый интерес.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Оренбургской области "Культурная жизнь в Оренбургской области в 1920-1927гг" »

История Оренбургской области 9 класс

Тема урока: Образование и культура в 1921—1927 годы

Цель урока: познакомить с культурой в 20 – е годы в Оренбуржье

Задачи урока:

  • сформировать у учащихся представление о причинах идеологического наступления на культуру.

  • Формировать умения и навыки работы учащихся сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.

  • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип урока: лекция

Опрос домашнего задания

1.Назовите причины, тормозившие развитие сельского хозяйства Оренбуржья после окончания гражданской войны и в начале 1921 г.?
2.Докажите, что нэп оказал благотворное влияние на развитие сельского хозяйства края. 3.Почему с введением нэпа происходит резкое временное сокращение сельскохозяйственной кооперации?

4.Объясните, почему в казачьих районах восстановление сельского хозяйства шло медленнее, чем в среде остального крестьянства?





  Изучение нового материала

Вступительное слово.Развитие культуры Оренбургской губернии в период нэпа представляет особый интерес. Это было сложное время, полное противоречий и творческих поисков. Переход к нэпу, означавший хозяйственный расчет, привел к временному сокращению ассигнований на культуру и образование.
   Образование.

Система образования, сложившаяся к 1921 г., состояла из школ I ступени (3-4 года обучения), в которые были преобразованы ведомственные учебные заведения (земские, церковно-приходские и др.); школ-семилеток (бывшие городские, уездные училища, высшие начальные и т. д.); школ II ступени, появившихся после революции и дававших право поступления в высшие учебные заведения.
   К началу нэпа в Оренбургской губернии действовало 537 школ. Однако голод в 1921 г. и смена экономической политики сильно ударили по системе образования, подвергнув ее резкому сокращению. Газета «Степная правда» в 1922 г. писала: «Следует бить тревогу, ибо школы, сады, профессиональное образование на грани ликвидации». В этих условиях содержание школ в значительной степени легло на местное население. Была введена плата за обучение, но это давало незначительные результаты, так как 61% детей освобождался от нее (дети красноармейцев, инвалидов труда), а средств, предоставляемых на образование центром и местным бюджетом, катастрофически не хватало.
   Учителя, особенно сельские, оказались в критическом положении. В губернии известны случаи найма учителей к зажиточным крестьянам в батраки и пастухи. Возникли частные или «договорные» школы, в которых по договору учитель получал за учебный год 20-50 пудов зерна. Часто эти условия не соблюдались и, проработав год, учитель не получал ничего. Финансируя образование, население определяло его содержание. Так, в одном из сел Орского уезда крестьяне изгнали учителя и пригласили батюшку учить детей закону божьему. В Уральской волости Оренбургского уезда замена учителей стала делом обычным. Хотя договорная школа появилась как вынужденная временная мера, она сыграла положительную роль, так как позволила в тяжелое для страны время обучить тысячи детей. 
   Нелегко приходилось и национальной школе. Состояние образования у национальных меньшинств в губернии не было на одном уровне. У татар, немцев оно было относительно благополучно, у мордвы, киргизов, чувашей поистине плачевным. Это объясняется различием экономического уровня, местопроживанием, а также традициями этих народов. Тем не менее, за годы нэпа было сделано немало, и в 1927 г. в губернии насчитывалась 131 национальная школа, 5 из них - II ступени.
Сокращение школьной сети продолжалось до середины периода нэпа. В 1925 г. благодаря высокому урожаю бюджет губернии возрос, что позволило увеличить расходы на образование. Из 93 договорных школ 56 было включено в местный бюджет, впервые выделены средства на отопление и их капитальный ремонт. В 1927 г. в Оренбургской губернии действовало 588 школ, из которых 17 - II ступени.
Одной из основных проблем школьного развития была нехватка учительских кадров. Учителей готовили Татарский, Киргизский и Практический институты народного образования, а также педагогический техникум, созданный в 1921 г. на базе трехгодичных учительских курсов. Эти учебные заведения выпускали учителей не только для губернии, но и для республики в целом. В 1921 г. для подготовки в вузы в Оренбурге был создан первый рабфак. Из 125 слушателей выпуск 1-го года составил 35 человек.
   Для повышения уровня образования учителей (только 34,9% из них имели высшее и специальное образование) и оказания методической помощи с 1925 г. начала работать сеть повышения квалификации. Открылись губернские и уездные курсы, проводились конференции, однако зачастую вместо реальной помощи на них прорабатывались только вопросы марксизма-ленинизма, усиливалось идеологическое воздействие со стороны партийных органов. Политический облик учителя, особенно преподавателя обществоведения и заведующего учебным заведением, становился все более важным.
   Ликвидация неграмотности, активно начавшаяся после революции, в период нэпа сбавила темпы. Голод, эпидемия, бегство работников просвещения сделали невозможной работу среди населения. В 1921—1922 гг. ликвидация неграмотности в основном проводилась лишь среди красноармейцев и милиции. В губернии работала 31 школа, 20 из которых - в Оренбурге.
   В 1925 г. был проведен учет неграмотного населения Оренбуржья, к которому причислялись лица, не умеющие читать и писать. Их численность составляла 47872 человека, из которых 80% — женщины. Практиковались индивидуально-групповые методы обучения, проводились агитационные кампании, однако результаты были скромными. Ввиду недостатка средств пропускная способность ликпунктов была чрезвычайно мала. Так, в Каширинском уезде, где грамотных было 20543 человека, таких пунктов было всего 9, они могли охватить лишь 2,4% от числа неграмотных.
   Ликвидацию неграмотности в Оренбургской губернии планировали закончить к 10-летию Октябрьской революции, но к 1927 г. 42038 человек еще не умели ни читать, ни писать. В основном с неграмотностью было покончено к началу 30-х годов.
  

Культурная жизнь.

Театральная и художественная жизнь периода нэпа очень интересна. Для первых послереволюционных лет характерны массовые агитационные постановки, проходившие под открытым небом с участием нескольких сот чёловек («Сцены из жизни крестьянского казака Еме-льяна Пугачева» на Форштадской площади в Оренбурге). К 1921 г. эти тенденции стали исчезать и встала проблема репертуара. Хороших пьес нового содержания практически не было, поэтому на оренбургской сцене ставились пьесы классиков Н. А. Островского «Бесприданница», «Гроза», Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», А. М. Горького «На дне», а также местного драматурга Макаровского.
   Однако нэп оказал свое влияние и на такую далекую от экономики сферу, как театр. В 1921 г. все театры были сняты с государственного бюджета. Но необходимы были средства на афиши, реквизит, уплату многочисленных налогов и заработную плату актерам. Поэтому многие театры передали в частные руки (в 1922— 1923 гг. треть театров на Урале находилась в руках частных предпринимателей).
   Театры Оренбурга и Орска оставались государственными, хотя и им приходилось нелегко. В таких условиях надо было ставить то, что пользовалось наибольшим успехом. На сцене появились комедии Бара «Солдатик», Арцыбашева «Ревность». Эти постановки помогли театру продержаться и стать доступными широким массам. Бесплатные места, система скидок на билеты позволяли рабочим и красноармейцам быть в числе зрителей, хотя цены были высокими.
   С 1925 г. появились детские постановки «Степка— Растрепка», «Мороз — красный нос». В 1926 г. впервые на Урале на оренбургской сцене был спектакль «Шторм» Билль - Белоцерковского. В литературе эта пьеса трактуется как этапное произведение советской драматургии. В 1927 г. зрители увидели «Любовь Яровую» с А. Я. Садовской в главной роли.
   Выбор репертуара был не случаен, им руководило созданное в 1924 г. Оренбургское губернское управление по делам печати и зрелищ, которое осуществляло политическую и идеологическую цензуру. Из Москвы присылались списки разрешенных к постановке пьес, а репертуарный комитет, созданный при управлении, утверждал готовую постановку. Контроль сводился к методу личного просмотра и часто руководствовался вкусом проверяющего. Можно представить, какой вред наносили подобные контролеры театру и зрителю.
   Большим успехом пользовались опера и оперетта. Это были гастролирующие труппы, которые обычно приглашались на сезон. Во время гастролей в Оренбурге побывало много известных артистов. Яркими событиями культурной жизни стали приезд народного артиста республики Давыдова, Л. В. Ростроповича с «Концертом Восточной музыки», Айседоры Дункан, итальянского тенора Витторио Дориани, пианиста Барера и др.
  

Искусство.

В жизни оренбургских художников большую роль сыграло творчество С. М. Карпова. В местном музее изобразительного искусства хранятся его работы, в том числе «Автопортрет» (1923). По его инициативе в 1918 г. был создан Союз художников и живописцев, объединивший художников Оренбуржья. С. М. Карпов и его жена — художница Рянгина, были в числе организаторов воссозданного краеведческого музея в Оренбурге.
   В 1921 г. в городе была открыта студия изобразительного искусства под руководством художника Н. М. Ледяева, в следующем году состоялась выставка, представляющая художников различных направлений.
   В 1921—1922 гг. в мастерской Главполитпросвета Киргизской республики работал в качестве художника-декоратора талантливый график Н. Д. Прохоров. Вернувшись в 1935 г. в Оренбург, он написал серию работ, посвященных пребыванию в этих местах А. С. Пушкина и В. Даля. В 1926 г. в Оренбурге был организован филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР) под председательством К. В. Николаева. Творческая жизнь периода нэпа была представлена художниками различных направлений.
   К 1927 г. в губернии действовало семь кинотеатров, работали кинопередвижки.
   Несмотря на объективные трудности, образованию и культуре в период нэпа уделялось большое внимание, но их развитие имело противоречивый характер. Наряду с демократическими проявлениями — поиском разнообразных форм обучения, одновременной постановкой на сцене противоположных по духу и направленности пьес, возможностью сосуществования различных художественных стилей — прослеживаются задатки будущего тоталитаризма: появление в 1924 г. органа цензуры, постепенная политизация школьных программ.
   Как достижение, следует отметить стремление к образованию, массовость культуры, создание условий для ее активных преобразований.
Все это говорит о важности периода нэпа для развития образования и культуры как в целом по стране, так и по Оренбургской губернии.

 Закрепление 
-Каким образом аграрный характер губернии повлиял на развитие образования и ход ликвидации неграмотности?

- Объясните, почему количество детей рабочих и служащих при переходе в школы II ступени уменьшалось?

-Чем объяснить различия культурного уровня проживающих в .и губернии национальных меньшинств?

-Верно ли, что ликвидация неграмотности служила только политическим целям?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Шварц Наталия Анатольевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238557


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства