kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории на тему "Сталинская послевоенная модернизация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: раскрыть процесс формирования модели сталинской модернизации, определить особенность данного политического режима в СССР, дать оценку курса на построение социализма в одной стране. В процессе урока учащиеся познакомятся с такими понятиями как индустриализация и коллективизация, о причинах их проведения и основных итогов этих процессов для нашей страны. В целях закрепления проводится блиц-опрос среди учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему "Сталинская послевоенная модернизация"»

Тема урока Сталинская послевоенная модернизация


Цель урока: раскрыть процесс формирования модели сталинской модернизации; определить особенность данного политического режима в СССР; дать оценку курса на построение социализма в одной стране.


Задачи:

а) образовательная: создать условиям для формирования представлений об эпохе, основных явлениях, связанных с процессом модернизации 30-х гг.,

б) развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.

в) воспитательная: воспитывать чувство сопричастности к истории, патриотические чувства и гордость за героические прошлое, а так же критический взгляд на отрицательные явления в истории.


Тип урока: сообщение новых знаний

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Материальное оснащение урока: Учебник «История Отечества» В.П.Островский, реферат

Меж предметные связи: «История Казахстана», «История России»


Ход и содержание урока:

1. Вводно-мотивационный этап.

1.1. Проверка учащихся группы

1.2. Сообщение цели и темы урока


2. Изложение нового материала

1. Понятие индустриализация.

2. Индустриализация в СССР (Причины, Первая пятилетка, Вторая пятилетка, Стахановское движение, Итоги индустриализации)

3. Понятие коллективизация

4. Коллективизация в СССР (Причины коллективизации, Раскулачивание, Итоги коллективизации)


1. Понятие индустриализация.

Индустриализация (или промышленный переворот) (отлат. Industria[2]) — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике.

Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения, меняется его мировосприятие.

Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В результате образуется все более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.

Сроки и темпы индустриализации в разных странах могут быть неодинаковыми. Первой страной, где произошла промышленная революция, стала Великобритания (в середине XIX в.)[3]. Франция стала индустриальной в начале 20-х годов XX в. В Российской империи индустриализация началась с конца XIX — до начала XX в. К концу ХХ века одним из наиболее экономически успешных регионов стала Восточная Азия, в особенности Гонконг


ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.


2. Индустриализация в СССР (Причины, Первая пятилетка, Вторая пятилетка, Стахановское движение, Итоги индустриализации)

В СССР осуществление индустриализации в 1930-е годы подразумевало ликвидацию отсталости экономики страны по сравнению с развитыми странами за сравнительно короткий временной период за счёт крайнего напряжения материальных и людских ресурсов, а также создание милитаризованной экономики, с преобладанием отраслей тяжелой промышленности. В результате коллективизации, голода и чисток между 1927 и 1939 гг. сопровождавших индустриализацию, смертность сверх «нормального» уровня (людские потери) составила, по различным оценкам, от 7 до 13 млн человек

Цели модернизации:

Обеспечение экономической независимости от других государств мира.

Задачи:
- боеспособность армии
- преодоление технико-экономической отсталости
- развитие тяжёлой и оборонной промышленности ( милитаризация)
- решение социальных проблем, улучшение качества жизни населения.

- решение проблемы аграрной революции, обеспечение населения необходимыми продуктами


Индустриализация в любой стране сложна и тяжела для населения из-за сокращения средств на нужды людей. Особенность индустриализации в СССР – отсутствие внешних резервов (нет притока внешних капиталов, внешних займов) и расчёт только на внутренние; Главный источник -- коллективизация с/х.


Социалистическая индустриализация СССР (Сталинская индустриализация) - процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Хотя основной промышленный потенциал страны был создан позднее, в годы семилеток, под индустриализацией обычно подразумеваются именно первые пятилетки. 
Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928-1932). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства. 
В ходе довоенных пятилеток в СССР был обеспечен стремительный рост производственных мощностей и объёмов производства тяжёлой промышленности, что в дальнейшем позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне. Наращивание индустриальной мощи в 1930-е считалось в рамках советской идеологии одним из важнейших достижений СССР. С конца 1980-х, однако, вопрос о действительных масштабах и историческом значении индустриализации стал предметом дискуссий, касающихся подлинных целей индустриализации, выбора средств для её осуществления, взаимосвязи индустриализации с коллективизацией и массовыми репрессиями, а также её результатов и долгосрочных последствий для советской экономики и общества. 


Причины индустриализации

В сер.20-х гг.проблема индустриализации вышла на 1-й план. Это объяснялось необходимостью: создания МТБ социализма, достижения экономической независимости страны, укрепления ее обороноспособности. Сталин воспользовавшись очередным кризисом НЭПа объявил о «наступлении социализма по всему фронту».На первый план вышло ускоренное развитие базовых отраслей промышленности (топливно-сырьевая, металлургия, машиностроение и др.) от которых зависело общее состояние экономики.

На Западе индустриализация проводилась за счет средств полученных от развития сельского хозяйства и легкой промышленности. Но в СССР не было времени на осуществление данного подхода. Поэтому индустриализация осуществлялась за счет ограбления села и продажи за границу сырья, хлеба, культурных ценностей. В условиях ограниченности ресурсов руководство перешло к их централизованному распределению и к плановости всей экономики.

Первая пятилетка

В 1927 г.началась разработка 1 пятилетнего плана. В 1929 г.он был утвержден. Предусматривалось увеличить промышленное производство на 180%,сельскохозяйственное-на 55%.Тяжелая промышленность должна была развиваться опережающими темпами-230% за 5 лет. Сталин в это время выдвинул идею «Великого скачка»-чтобы за 5-10 лет догнать Запад, ушедший вперед в своем индустриальном развитии на 50-100 лет.

На призыв Сталина с энтузиазмом откликнулись миллионы людей. Выполнить пятилетний план не удалось, но в индустриализации страны был сделан огромный шаг вперед. Продукция тяжелой промышленности выросла в 2,8 раза, были возведены индустриальные гиганты- Днепрогэс, Магнитка, Сталинградский и Харьковский трак торные заводы, Турксиб появились авиационная, химическая электротехническая отрасли промышленности и др. СССР сократил ввоз иностранного оборудования

Огромный масштаб экономических преобразований потребовал огромного количества рабочей силы. В 1930 г. В СССР была закрыта последняя биржа труда. Но основная масса рабочих была неквалифицированна. Для решения этой проблемы в СССР открываются высшие и средние специальные учебные заведения, открываются вечерние факультеты и заводы ВТУЗы. За 5 лет было подготовлено 130 тыс специалистов, в основном из рабочих

В тоже время наблюдались недостатки в социальной сфере - и без того низкая заработная плата съедалась налогами, ростом цен и инфляцией. Репрессии начатые Сталиным против своих оппонентов привели к созданию в 1930 г.Главного управления лагерей (ГУЛАГ). Дешевая рабочая сила заключенных позволила осуществить такие грандиозные проекты как строительство Беломорканала и канала Москва-Волга.

Вторая пятилетка

В 1932 г.объявив об успехе 1-й пятилетки, Сталин за метил, что теперь нет необходимости «подхлестывать страну» и 2-й пятилетний план предусматривал снижение темпов прироста промышленной продукции с 30 до 16 %,при этом рост легкой промышленности должен был быть выше ,чем рост тяжелой. План предусматривал создание опорных индустриальных баз на Урале, в Сибири, Средней Азии.

Выполнение заданий 2-й пятилетки привело к превращению СССР из аграрной страны в мощную индустриальную державу. Рост промышленности составил 2,2 раза. 80% прироста было достигнуто за счет вновь по строенных предприятий. Намеченный Сталиным 10-летний срок страна смогла преодолеть путем неимоверных усилий и СССР вышел на 1 место в Европе по объему промышленного производства.

Стахановское движение

2 пятилетка не привела к повышению уровня жизни населения . Отменялись карточки на продовольствие, но общий уровень цен повысился. Рабочие вынуждены были подписываться на государственные займы. Жилищные условия не улучшались, т.к.число жителей в городах росло.

В это время возникло стахановское движение. В 1935 г. А.Стаханов превысил норму добычи угля в 14 раз. Его почин распространился и на другие отрасли. Стахановцы получали до 2000 руб в месяц получали награды.

Это привело к расслоению в обществе. Вскоре нормы выработки были повышены на 20% и упала зарплата основной массы рабочих. Они часто меняли место работы нарушали трудовую дисциплину. В ответ были введены трудовые книжки, необходимые при приеме на работу, объем социальных благ ставился в зависимость от непрерывного стажа работы на одном месте. В к. 30-х гг. Эти меры были еще более ужесточены.

Итоги индустриализации

По темпам роста промышленности СССР обогнал царскую Россию почти в 3 раза. Он вышел на 2-е место в мире по общим показателям и лидировал по темпам прироста промышленного производства. СССР стал экономически независим от Запада, который в тот период так же как и наша страна находился на стадии индустриального общества. Но эти успехи были достигнуты за счет перенапряжения экономики и не пропорционального ее развития, в ущерб легкой промышленности и сельского хозяйства.


3. Понятие коллективизация

Коллективизация — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в 1928—1937 годах; основной этап 1930—1933 гг. — сплошная коллективизация. В западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве коллективизация проводилась после присоединения их к СССР и была завершена в 1949—1950 гг.

Цель коллективизации — установление социалистических производственных отношений в деревне, преобразование мелкотоварных индивидуальных хозяйств в крупные высокопроизводительные общественные кооперативные производства. В результате сплошной коллективизации была создана целостная система массированной перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. Это послужило основой для последующего быстрого индустриального роста, который позволил преодолеть качественное отставание промышленности СССР от ведущих мировых держав.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ сельского хозяйства в СССР, массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), осуществленное в кон. 1920-х — нач. 1930-х гг., сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств.

4. Коллективизация в СССР (Причины коллективизации, Раскулачивание, Итоги коллективизации)

Причины коллективизации

Причины коллективизации состояли в том, что аграрная революция и индустриализация в СССР проходили одновременно. Деревня рассматривалась как источник получения средств для развития промышленности. Сделать это было легче контролируя несколько сотен колхозов. Кроме того колхозы укрепляли социальную опору Советской власти в деревне, превращая крестьян-единоличников в класс социалистического общества.

В 1929 г. В газете «Правда» появилась статья Сталина «Год великого перелома» и был взят курс на создание колхозов и ликвидацию кулака как класса. В январе 1930 г.постановление ЦК устанавливало предельные сроки коллективизации для регионов. В целом по стране эта задача должна была быть решена к концу первой пятилетки. Но о средствах коллективизации и о судьбе кулаков ни чего не говорилось. Поэтому местные власти стали прибегать к насилию.

Раскулачивание

Ликвидация кулачества имела своей целью обеспечение колхозов материальной базой. В 1-й половине 1930 г. было раскулачено 320 тыс крестьянских хозяйств. Их имущество отошло к колхозам. Все кулаки делились на 3 категории-те кто боролся с Советской властью подлежали расстрелу, наиболее богатые выселялись в отдаленные территории СССР, а остальные расселялись на участках за пределами колхозных земель.

Точного определения кулака не было дано, поэтому очень часто к ним относили середняков имевших несколько коров, или лошадей и т.д. Все районы получили планы по раскулачиванию. Власти использовали эту компанию для того, что расправляться и с неугодными бедняками. Для них придумали специальный термин-«подкулачники». В итоге был уничтожен слой наиболее предприимчивых крестьян, составлявших основу производительных сил деревни .

Итоги коллективизации

Политика сплошной коллективизации привела к провалу. Производство зерна снизилось на 10%,поголо-вье скота уменьшилось в 2 раза. В итоге в 1932-33 г. страну охватил страшный голод от которого погибло ок. 25-30 млн человек. Власти запретили упоминать о голодающих в газетах, не оказали им ни какой помощи и не только не прекратили продажу зерна за границу, но и довели ее до рекордного уровня.

Но Сталин торжествовал - несмотря на сокращение производства зерна, его поставки государству увеличились в 2 раза. Коллективизация создала условия для проведения индустриализации. В город ринулась масса крестьян пополнившая ряды рабочего класса. Кроме того была создана система снабжения населения продовольствием и уничтожены остатки рыночной экономики.

Колхозное крестьянство

В жизни сельского населения прошли серьезные социальные изменения. Исчезли кулаки, середняки, бедняки, появились колхозники. Деревня рассматривалась как поставщик дешевого продовольствия, и источник рабочей силы. При этом закупка зерна осуществлялась по твердым ценам, а стоимость промтоваров выросла в 10 раз. Оплата труда колхозников осуществлялась на основе трудодней и не превышала прожиточного минимума

В процессе проведения индустриализации в деревне были созданы МТС, стала использоваться техника, появились кадры – агрономы, механизаторы, ветеринары и т.д., подготовку которых начали вести специализированные ВУЗы. В сер 30-х положение в деревне стабилизировалось. Крестьянам разрешили иметь приусадебный участок, определенное количество скота и птицы. Но с юридической точки зрения колхозники оказались бесправны, т.к. они в отличие от горожан не получили паспорта и оказались «прикрепленными» к земле.


3. Закрепление материала:

Блиц опрос

1. Что такое индустриализация?

2. Причины индустриализации в СССР?

3. Цели индустриализации?

4. Что такое коллективизация?

5. Причины коллективизации?

6. Итоги индустриализации и коллективизации в СССР?

4. Рефлексивно-оценочный: подведение итога урока, выставление оценок за урок

5. Задание на дом: Определить положительные и отрицательные последствия сталинской послевоенной модернизации


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории на тему "Сталинская послевоенная модернизация"

Автор: Саду Асия Мухтаровна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254418


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства