Конспект урока по истории на тему: "Перестройка промышленности республики и её дальнейшее развитие"
Конспект урока по истории на тему: "Перестройка промышленности республики и её дальнейшее развитие"
Конспект урока по истории Казахстана для учащихся 9 классов. Тема урока рассказывает о развитии промышленности в послевоенное время и переход её на мирный лад. О достижениях в тяжелой, легкой, текстильной промышленности. Экономическое развитие страны было направленно на гонку вооружения в связи сначалом холодной войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Орг. момент (создание коллаборативной среды в классе). Ученики приветствуют друг друга аплодисментами и желают удачи на уроке.
2. Изучение новой темы.
Деление класса на 3 группы по принципу «Собери картинку». Используются тематические картинки (металлургия, текстиль, калькулятор)
Затем каждая группа должна составить слова из букв, лежащих у них на столах.
1 гр. – промышленность, отрасль;
2 гр. – экономика, планирование;
3 гр. – профессия, специальность.
Тем самым учитель нацеливает учащихся на тему урока. Цель учитель озвучивает сам. Определение терминам учащиеся дают самостоятельно, используя мобильные телефоны. (Модуль ИКТ)
Вступительное слово учителя: 2 сентября 1945 года - окончание второй мировой войны. Потери: Разрушено 1710 городов и ПГТ. Уничтожено 70 тыс. сел и деревень. 25 млн. человек без жилья. 2 млн. жили в землянках. Около 27 млн. погибло. Начало конверсии в советской промышленности. Но она не была закончена, так как началась холодная война. Массовая демобилизация из армии. С 1945 по 1948 гг. демобилизовали 8,5 млн. человек. Демобилизировали инженеров, учителей, агрономов и т.д. Проблемный вопрос: «Почему именно эти категории были в первую очередь уволены из армии?» Рабочая гипотеза:
- В них была первоочередная необходимость у государства в послевоенное время.
Для того чтобы ответить на данный вопрос, ученикам необходимо выяснить следующие вопросы:
- Как война повлияла на развитие Казахстана?
- Какую роль сыграл Казахстан в послевоенном строительстве?
- Что делалось в Казахстане для решения производственных вопросов?
Ученики работают в группе. Каждая группа должна самостоятельно составить схему. Результаты работы необходимо представить в виде схемы.
Примерная схема:
Почему?
Нехватка рабочих рук
Что сделали?
Казахстан
Последствия коллективизации, выезд эвакуированных, потери на войне
Демобилизация военнослужащих из армии. Создание школ и училищ трудовых резервов
Помощь
Продовольственные караваны для западных регионов. Направлено на Украину. 500 тракторов, 140 паровозов, 0,5 млн. скота
Ответом является следующее суждение:
Отсутствие рабочих рук и специалистов подтолкнуло правительство демобилизовать наиболее необходимые категории работников, так как надо было обучать специалистов, детей, восстанавливать промышленность, кормить страну и так далее.
Переход к работе с учебником. Вопрос классу: Какие достижения были достигнуты в промышленности в послевоенный период? Ответ кроется в учебнике.
1 гр. – тяжелая промышленность;
2 гр. – легкая промышленность;
3 гр. – отрицательные стороны развития промышленности.
Работы с учебником 15 минут (составление постера), раздаточный материал для групп. Защита постера у доски. Регламент 3-5 минут.
Доминанты
Понятийный аппарат
Даты
Имена и цифровые данные
Помощь Казахстана другим регионам СССР
Продовольственные караваны. Безвозмездная помощь
Помощь: 17,5 тыс. голов КРС.,
22 тыс. лошадей, 350 тыс. овец
Послевоенное строительство
Четвертый пятилетний план. Соц. соревнование. Передовые методы труда. Стальной прокат. Черная и цветная металлургия. Горнорудная и угольная промышленность и другие. Транспортная сеть
Март 1946 г. - «Закон о 5-летнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946-1950 гг.». 1947 г. - первый цинк дал Усть-Каменогорский свинцово-цинко-вый комбинат. 1950 г. - завершено строительство железной дороги Моинты-Чу. 1949 г. - АТС в Алматы. 1958 г. - Казахстан вышел на 3 место по выпуску продукции в СССР. 1958 г. - создание Казахской железной дороги
1946-1951 гг. - налажено производство стального проката, черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности. Темиртау - металлургический завод. Актюбинск - завод ферросплавов. Экибастуз - угольный разрез. На 52% увеличилось производство нефти. К нач. 50-х гг. в Казахстане 65 предприятий. 1954-1958 гг. - введено 730 пром. предприятий и цехов. Капиталовложения в транспорт и связь 5-я пятилетка -65,4 млн. рублей. В 1956-1958 годах-146,4 млн. рублей, в 1960 г. - возросла сеть железных дорог до 11,47 тысяч километров
3. Рефлексия.
Проводится в форме фронтального опроса, где ученики должны составить вопросы по своей теме по степени сложности. За каждый правильный ответ дается жетон в размере суммы. По количеству баллов, определяется победитель.
№
Сумма
Вопрос
1
100
2
200
3
500
4
1000
Спикер каждой группы оценивает работу своей команды на листе оценивания.
Критерии оценивания в группе:
№
Критерии оценивания
3
2
1
Оценка учителя
1
1. Организованность группы
2
2. Каждый выполнял свои обязанности
3
3. Все друг друга слушали внимательно
4
4. Смогли выполнить задание вовремя
5
5. Дисциплина
4. Домашнее задание: § 34, читать пересказ, знание определений терминов. Подумать, попытаться ответить на следующие вопросы: - Если бы не было холодной войны, жила бы страна лучше? Могла ли экономика развиваться как-то иначе? (Построить некую словесную модель сложившейся ситуации в промышленности и проиграть иную ситуацию.)