Конспект урока по истории Казахстана по теме "Развитие науки и образования в Казахстане в IX –XIII веках"
Конспект урока по истории Казахстана по теме "Развитие науки и образования в Казахстане в IX –XIII веках"
Ознакомить учащихся с развитием образования и научных знаний в
Казахстане в 9-13 веках, способствовать формированию представлений о
научных трудах средневековых авторов, раскрыть их историческое значение;
Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, умение применять полученные знания в жизни;
Совершенствовать навыки работы с историческими источниками,
научить делать сравнительный анализ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Казахстана по теме "Развитие науки и образования в Казахстане в IX –XIII веках" »
Цели урока:
Ознакомить учащихся с развитием образования и научных знаний в Казахстане в 9-13 веках, способствовать формированию представлений о научных трудах средневековых авторов, раскрыть их историческое значение;
Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, умение применять полученные знания в жизни;
Совершенствовать навыки работы с историческими источниками, научить делать сравнительный анализ.
Наглядность и оборудование на уроке: Компьютер, портреты, таблицы, схемы.
Тип урока: Интегрированный урок с предметом «Самопознание».
Ход урока:
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
Изучение новой темы.
Закрепление темы.
Подведение итогов урока, задание на дом.
I. Опрос домашнего задания по теме: «Религия и культура».
1. -Какие религиозные верования существовали в Казахстане до принятия ислама?
Какие элементы доисламской религии сохранились у казахского народа до сегодняшнего дня?
— Когда был принят ислам в Казахстане? Кто объявил его государственной религией?
— Из чего можно судить об укреплении позиций ислама в регионах Казахстана?
— В эпоху развития новейших технологии и науки, как вы можете объяснить веру человека в бога?
2. Заполнить левую сторону кластера:
1.Кто и когда создал ислам ? 2.В каком государстве, на территории Казахстана, впервые был принят ислам? 3.Как повлияло распространение ислама на развитие архитектуры?
II. Изучение новой темы «Развитие науки и образования»
Цитата урока:
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет:
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее...!»
Евгений Евтушенко.
A) Мотивация к уроку
Какие пословицы и поговорки о науке и образовании вы знаете?
Какие отрасли науки вы знаете?
Б) План изучения темы:
1 — Развитие науки. Исторические труды средневековых ученых Абу Насыр аль-Фараби, Абу Райхан аль-Бируни.
— Развитие языкознания. Произведения Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни.
—Литература. Ахмед Иугнеки.
— Религиозная литература. Кожа Ахмет Яссауи.
B) Работа по методу проектов (элемент) - опережающие задания:
- выступления учащихся с краткими биографическими сообщениями; - работа с таблицей по научным трудам ученых-мыслителей.(в паре)
(Прочитать текст учебника, пересказать его партнёру, заполнить таблицу.)
Г) Работа в тетрадях:
— записать названия главных трудов ученых.
III. Закрепление.
Игра: « Угадай, кто это?»
1.Он написал 150 трудов по логике, медицине, анатомии, философии, математике и другим наукам. Его называют вторым учителем после Аристотеля. (Аль-Фараби )
2. Он впервые на Среднем Востоке Высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, за 500 лет до Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона – закон всемирного тяготения. (Аль - Бируни)
3.Он преследовал одну цель- прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не хуже арабского языка. (Махмуд Кашгари)
4.Учёный написал труд «Кутадгу билик», «Благодатное знание». За создание этого труда каган присвоил ему титул «великий хасхажип» (главный везирь). (Юсуф Баласагуни)
5. Ещё при жизни поэт был назван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов».
(Ахмед Иугнеки)
6.Он был проповедником исламской религии в Казахстане и продолжателем дела своего учителя Арыстан- Баба (Ходжа Ахмед Йасауи)
Словарь:
Наука — это сфера человеческой жизни, направленная на получение и теоретическое обобщение законов природы и общества, получение новых знаний на основе изучения, описания, объяснения, предсказания.
Образование — совокупность знаний, полученных специальным обучением.
«Наука —это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне у довольствие»
А. Энштейн.
«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак»
О. Бальзак.
Б) Творческая работа «Напиши стихотворение — пятистишье».
В) Заполнить правую часть кластера
Каким образом повлияло распространение ислама на развитие науки и образования?
IV. Обобщение.
Таким образом, в X — XIIIвеках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литературные произведения, что
было шагом вперед в развитии духовной культуры.
V. Домашнее задание: §20 прочитать, ответить на вопросы в конце пара графа, прочитать дополнительную литературу о средневековых ученых Востока.