Конспект урока по истории Казахстана на тему " Участие казахов в Крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева""
Конспект урока по истории Казахстана на тему " Участие казахов в Крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева""
Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности школьника в изучении истории.
Для современного человека очень важно знать историю. Почему бы не использовать опыт предков для ориентировки в своей жизни. Так можно уберечь себя от неправильных шагов в будущем. Человек изначально, являясь существом любопытным, интересовался историей. И не важно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться ошибкам предков, получить уроки неудач и падений, проанализировать ситуацию в настоящем — ох как бывает необходимо. Где еще брать совет, как не у истории. Прошлое не изменить, как не старайся, а вот настоящее и, тем более, будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.
"Нам, потомкам великих народов древности, нельзя пользоваться чужими суррогатами, настало время непредвзято взглянуть на свое прошлое, настоящее и будущее”. Н.А. Назарбаев «В потоке истории». Данному требованию времени отвечает элективный курс «Национально-освободительная борьба казахов на пути к независимости».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Казахстана на тему " Участие казахов в Крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева"" »
Тема: «Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева» цель: изучить крестьянскую войну 1773-1775 гг., познакомить учащихся с личностью Пугачева, проанализировать причины участия казахов в этой войне. Задачи: • Образовательная – создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях и последствиях. Познакомить с личностью Е.И.Пугачева, узнать о причинах участия казахов в этой войне • Развивающая – продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией, интерактивной доской, Интернетом. Развивать критическое мышление, через установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Активизировать развитие познавательного интереса, через использование ярких видео - образов, позволяющих погружение в эпоху. • Воспитательная – способствовать формированию культуры межличностного общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, задавать вопросы, работать в паре, группе. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников, формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории. Тип урока: комбинированный Метод: словесный ,групповой Приёмы: фишбоун Ход урока I Организационный момент. II Постановка цели урока Учитель: Сегодня мы изучаем новую тему: участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачёва. Историки по-разному называют это событие. Одни называют «восстание», другие – «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы будем придерживаться понятия «крестьянская война». Какие цели и задачи мы определим на урок? -Учащиеся предлагают свои варианты… III Изучение нового материала. Учащиеся заранее сели по группам. Учитель. Емельян Пугачев жил в эпоху так называемого золотого XVIII века Екатерины. Это был век блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Но это еще и время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из печальных страниц в истории России является выступление крестьян под руководством Емельяна Пугачева. Историки именуют события 1773–1775 гг. пугачевщиной. Оценки Крестьянской войны неоднозначны. Какие существуют точки зрения об этом событии? А) в дореволюционной России Е. Пугачев – разбойник, злодей. Единственный человек, по-новому взглянувший на человека – А. С. Пушкин. Б) В революционной России и СССР Е. Пугачев – народный заступник, герой. В) В перестроечный период Емельян Пугачев – разбойник. Крестьянская война – разбойное предприятие, особенно подчеркивалась жестокость восставших. Г) В настоящее время более лояльная точка зрения: - Крестьянская война 1773-1775 годов – народное движение мы попробуем определить: кто он народный герой, заступник крестьян или разбойник, злодей. Ставится проблема. Просмотр видеоролика «Начало восстания» Учитель: кто же такой Емельян Пугачев. Краткая биография Сообщение ученика: Пугачев Емельян Иванович (1740/или 1742/ – 1775), донской казак, хорунжий, предводитель восстания 1773–1775, ранее участник Семилетней (1756–1763) и русско-турецкой (1768–1774) войн. Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 40-х годов на на Дону. В годы Семилетней войны и русско – турецкой войн он храбро сражался и за успехи в службе получил чин хорунжего. В 1771 году Пугачёв дезертировал из армии, несколько раз был пойман, бежал. В августе 1773 года он направился на Яик и объявил себя «Чудесно спасшимся» императором : Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» /филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат – Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску был шрам. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт. Характеристики Е.И.Пугачева. "Сам наперед, нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример храбрости. По свидетельству очевидцев, он был очень сведущ в военном деле: он лучше всех знал, как "в порядке артиллерию содержать” и как "правильно палить из пушек”. Он был живым и общительным человеком, любил шутку, песню. Он хорошо говорил: ярко, убедительно, пересыпая речь поговорками, пословицами. Был удивительно находчив. Его соратники склоняли голову перед его отвагой, поражались его смелости и проворству. В нем сильно представлен беспокойный, бродяжий, пылкий дух и, сверх того, артистический дар, склонность к игре, авантюре. Его называли "извергом, кровопийцей, разбойником”. В церквях и монастырях попы проклинали его, грозили муками в аду, благословляли жестокую расправу с ним и его соратниками. "Его армия все, что на пути своем ни встречала, убивала, грабила и расхищала, подобно саранче; селения по тракту нашему были пусты, и в оных мы находили ничего более, кроме престарелых людей”. Учитель. Почему народ ему поверил? Народ, встретив с радостью императора Петра III, присягает ему на верность. Пугачев обращается к своим поданным с Указом. Текст этого документа у вас на столах. Создается ситуация погружения в историю. МАНИФЕСТ Е.И. ПУГАЧЕВА ЯИЦКОМУ ВОЙСКУ О ПОЖАЛОВАНИИ ЕГО РЕКОЮ, ЗЕМЛЕЮ, ДЕНЕЖНЫМ ЖАЛОВАНЬЕМ И ХЛЕБНЫМ ПРОВИАНТОМ, Самодержавного императора, нашего великого государя Петра Федоровича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая. Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вошы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будите мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и землею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтьтам. Я, великий государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь. Учащиеся читают обращение Е. Пугачева народу, так называемые «прелестные письма.» Учитель: Почему эти письма называются «прелестными». Какова цель этих писем? Под влиянием этих писем крестьяне поднимают восстание. Вспомним, с чего мы начинаем разбирать восстание. Рассмотрим причины: учащиеся рассматривают в группах причины цели и движущие силы восстания, заполняют таблицу Причины 1. Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян 2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах 3. Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья, Казахстана. Цели 1. Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов 2. Объявление всех участников восстания свободными казаками 3. Равенство народов и вер 4. Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III» 5. (Е. Пугачева) Движущие силы 1. Казаки 2. Крестьяне 3. Работные люди Учитель: восстание проходило в 3 этапа. 1этап.17.09.73-апрель1774 г. 5октября Пугачев подошел к Оренбургу и осадил его вскоре к нему подошли башкиры во главе с С. Юлаевым. Вскоре повстанцы разбили отряд генерала Кара. В марте 1774 г. к Оренбургу подошел ген.А.Бибиков. После 6-часового сражения восставшие были разбиты и Пугачев с небольшим отрядом бежал на Урал. 2 этап. Апрель-июль 1774 г. На Урале армия Пугачева пополнилась за счет местных рабочих. Они привезли с собой пушки. Пугачев двинулся в Поволжье, где к нему начали примыкать отряды местных народов. В июле восставшие овладели посадом Казани и осадили ее Кремль. Екатерина II направила под Казань армию ген. Михельсона. Он разбил пугачевцев и остатки их отрядов переправились через Волгу. 3 этап. Июль-сентябрь 1774 г. 31 июля Пугачев в своем указе объявил об освобождении крестьян и уничтожении дворян и чиновников. К нему примкнули тысячи крестьян. Восставшие подошли к Царицину, но взять город не смогли и вскоре у Черного Яра они потерпели сокрушительное поражение. Пугачев попытался скрыться на Яике, но 12 сентября был арестован старшиной и выдан властям. Но восстание продолжалось еще в течение почти целого года. Работа со схемой, ход восстания. Задания для групп: Работа с учебником читаем и находим причины участия казахов в восстании Е.Пугачева Ответы: 1. Нехватка пастбищных угодий. 2. Протест против строительства военных укрепленных линий. 3. Грабеж казахских аулов. 4. Постоянные приграничные конфликты. Учитель :основываясь на текст учебника определите положительные и отрицательные стороны данного восстания. Ответы учащихся.обсуждение IV.закрепление Приём фишбоун. Д.з прочитать параграф ,выучить даты 1. Годы восстания Е.Пугачева: A) 1772-1775 гг. В) 1773-1775 гг. C) 1773-1776 г. D) 1774-1776 гг. E) 1775-1778 гг. 2. Казахи каких жузов принимали участие в восстании Пугачева? A) Старший и Средний жузы. В) Старший и Младший жузы. C) Младший и Средний жузы. D) Весь Казахстан. E) Нет правильного ответа. 3. Найдите ошибку в перечне причин участия казахов в восстании Пугачева? A) Обострение земельного вопроса. В) Нападение и насильственный грабеж Яицких казаков казахских аулов. C) Строительство казачьих крепостей. D) Введение новых военных налогов.* E) Изъятие плодородных кочевий казахов 4. Где находилась ставка Е.Пугачева? A) На берегу р. Урал. В) На берегу р. Эмба. C) На берегу Каспийского моря. D) На берегу р. Усиха.* E) Нигде на встречался. 5. Кто был ханом Младшего жуза в годы восстания Пугачева? A) Абылай. В) Нуралы.* C) Ералы. D) Досалы. E) Есим 6. Когда было распространен Манифест Пугачева по казахским аулам, с обращением утолить «земельный голод»? A) 1773 году 18 ноября.* В) 1772 году 15 октября. C) 1773 году 20 сентября. D) 1773 году 17 ноября. E) 1773 году 10 октября. 7. Сколько казахских джигитов приняло участие в осаде Оренбурга? A) 1000. В) 2000.* C) 3000. D) 500. E) 10000. 8. При взятии какой крепости казахские отряды были основной ударной силой Пугачева? A) Пресногорьковской. В) Троицкой. C) Гагарьевской. D) Кулагинской.* E) Оренбургской.