Конспект урока по истории Древнего мира "Рим - завоеватель Средиземноморья"
Конспект урока по истории Древнего мира "Рим - завоеватель Средиземноморья"
Тема урока: Рим – завоеватель Средиземноморья
Тип урока: комбинированный
Цели урока: изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.
Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.
Формы работы: групповая.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные.
Виды учебной деятельности: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; использовать историческую карту как источник информации о расселении людей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира "Рим - завоеватель Средиземноморья" »
Дата урока ________________ класс ______________________
Тема урока: Рим – завоеватель Средиземноморья
Тип урока: комбинированный
Цели урока: изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.
Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.
Формы работы: групповая.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные.
Виды учебной деятельности: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; использоватьисторическую карту как источник информации о расселении людей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.
Основные этапы урока:
Организационный этап (подготовка, настрой на урок, смайлики – определение настроя детей на урок).
Проверка домашнего задания (беседа по терминам, датам).
Мотивации (самоопределение) к учебной деятельности:создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Почему началась вторая война с Карфагеном ? Годы? (218-201 гг. до н. э.)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по теме «Война с Ганнибалом».
1. Подготовка устного ответа по карточке № 42.
КАРТОЧКА № 42
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Расскажи о начале второй Пунической войны и переходе армии Ганнибала через Альпы».
Для этого вспомни:
Почему началась война между Римом и Карфагеном?
Почему Ганнибал решил вторгнуться в Италию? ^ Кто помог войскам Ганнибала?
Какими яркими чертами личности обладал Ганнибал? Сделай вывод. Почему войско Ганнибала было разбито в Италии?
Примерный ответ учащегося
Древние римляне были воинственным народом. Они покорили Италию и замахнулись на о. Сицилия. Здесь их интересы пересеклись с интересами Карфагена. Между ними началась война. Полководец Ганнибал предпринял смелый ход. Он решил переправиться через Альпы и ударить по римлянам. Так и получилось. Переправившись через Альпы, Ганнибал потерял половину войска, но ему помогли галлы враждовавшие с Римом. Ганнибал показал себя храбрым, умным, целеустремленным полководцем. Но, однако, победить римлян он не смог. Его не поддержали Местные жители, на которых он рассчитывал, и ему не спешили помогать правители Карфагена.
Дифференцированная работа учащихся письменно на листочках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.
КАРТОЧКА 1
Многие годы прощЛи с тех пор, как война с Ганнибалом стала далеким прошлым, однако в минуту грозной опасности римляне всегда повторяли: «Ганнибал у ворот».Объясните смысл этой поговорки.
Примерный ответ учащегося
Ганнибал в период второй Пунической войны очень напугал римлян, так как неожиданно появился в стране, да еще и в том месте, где его не ждали. Эта поговорка - напоминание об опасности, которая может возникнуть в любой момент.
КАРТОЧКА 2
Сохранилось предание, что еще в детстве отец заставил Ганнибала поклясться быть вечным врагом Рима. Отсюда возникло выражение «Ганнибалова клятва».
Остался ли Ганнибал верен своей клятве? С каким великим полководцем древноСТи его можно сравнить?
Примерный ответ учащегося
Да, остался. Когда римляне окружили дом, где скрывался Ганнибал, он решил принять яд, Но не попасться в руки противника. Сравнить его можно с Александром Македонским.
Работа с классом. Решение задач.
- Составьте план для Ганнибала: как организовать переход его армии из Испании в Италию? (Надо подружиться с воинственными варварами Южной Галлии, так же как его отец договорился с варварами Испании. Тогда можно провести свою армию через Галлию незаметно для римлян, вдали от моря, и внезапно ворваться в Италию. В Северной Италии местные галлы помогут сильным врагам Рима.)
Почему Ганнибал предпочел трудный путь в Италию по суше более простому - по морю? (После первой Пунической войны римский флот господствовал на море, поэтому флот Ганнибала был бы уничтожен еще до высадки в Италии.)
Откуда Ганнибал брал слонов для своей армии, ведь в Северной Африке слоны не водятся? (Тогда слоны водились не только к югу от Сахары, но и к северу от нее - в степях южнее Атласских гор.)
Первичное усвоение новых знаний
– Переход к изучению новой темы
После победы над Карфагеном Рим решил продолжить борьбу за расширение своих территорий. Сфера его интересов - восточное побережье Средиземного моря.
Какие государства смог подчинить себе Рим в Восточном Средиземноморье?
– Изучение новой темы
План
Покорение Македонии, Сирии и Египта.
Разрушение Коринфа и Карфагена.
Итоги завоеваний.
На доске: тема урока, новые слова: триумф, император.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать текст § 4, заполнить таблицу в тетрадях.
Покоренные Римом государства
Результат
1.
2.
3.
Рассказ учителя.
Итак, мы убедились в том, что территория Римской республики увеличилась в несколько раз. Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Каковы же были последствия этих завоеваний?
Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Их разграбление не могло продолжаться вечно.
Завоевания привели к тому, что одни граждане очень сильно обогатились, другие - обеднели, так как добыча от ограбления захваченных территорий попадала в руки нескольких десятков знатных родов.
Завоевания вызвали колоссальный приток рабов в Италию.
Дешевый рабский труд вытеснял труд свободных, приводил к еще большему разорению крестьян.
Разорение крестьян ослабляло римскую армию, которая была ополчением граждан, способных купить себе вооружение. Разорившихся и обездоленных граждан в армию не брали. Начались восстания рабов и завоеванного населения провинций. Римская армия не могла с ними справиться.
5) Первичная проверка понимания
Что такое триумф? (Право полководца-победителя торжественно въехать в Рим.)
Кого называли императором? (Полководца в дни триумфа.)
Про наместников, которые управляли провинциями, римляне говорили: «Они отправляются в провинции с бочками, наполненными вином, а возвращаются с теми же бочками, полными серебра и золота». Как вели себя римляне в завоеванных странах? (Победители обогащались за счет покоренных народов.)
Первичное закрепление
Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать мини-сочинение от имени римского патриция «Зачем нужны победы Риму?» (сочинение рассчитано на 15 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибо
Информация о домашнем задании §43, вопросы и задания.