kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории Древнего мира "Рим - завоеватель Средиземноморья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Рим – завоеватель Средиземноморья

Тип урока: комбинированный

Цели урока: изучить историю римских завоеваний в восточной ча­сти Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.

Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.

Формы работы: групповая.

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные.

Виды учебной деятельности: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; использовать историческую карту как источник информации о расселении людей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира "Рим - завоеватель Средиземноморья" »

Дата урока ________________ класс ______________________


Тема урока: Рим – завоеватель Средиземноморья


Тип урока: комбинированный

Цели урока: изучить историю римских завоеваний в восточной ча­сти Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.

Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.

Формы работы: групповая.

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные.

Виды учебной деятельности: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; использоватьисторическую карту как источник информации о расселении людей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.


Основные этапы урока:

  1. Организационный этап (подготовка, настрой на урок, смайлики – определение настроя детей на урок).

Проверка домашнего задания (беседа по терминам, датам).

  1. Мотивации (самоопределение) к учебной деятельности:создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

  • Почему началась вторая война с Карфагеном ? Годы? (218-201 гг. до н. э.)


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по теме «Война с Ганнибалом».

1. Подготовка устного ответа по карточке № 42.

КАРТОЧКА № 42

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Расскажи о начале второй Пунической войны и переходе армии Ганнибала через Альпы».

Для этого вспомни:

  • Почему началась война между Римом и Карфагеном?

  • Почему Ганнибал решил вторгнуться в Италию? ^ Кто помог войскам Ганнибала?

  • Какими яркими чертами личности обладал Ганнибал? Сделай вывод. Почему войско Ганнибала было разбито в Италии?

Примерный ответ учащегося

Древние римляне были воинственным народом. Они покорили Италию и замахнулись на о. Сицилия. Здесь их интересы пересеклись с интересами Карфагена. Между ними началась война. Полководец Ганнибал предпринял смелый ход. Он решил переправиться через Аль­пы и ударить по римлянам. Так и получилось. Переправившись через Альпы, Ганнибал потерял половину войска, но ему помогли галлы враждовавшие с Римом. Ганнибал показал себя храбрым, умным, целе­устремленным полководцем. Но, однако, победить римлян он не смог. Его не поддержали Местные жители, на которых он рассчитывал, и ему не спешили помогать правители Карфагена.

  1. Дифференцированная работа учащихся письменно на лис­точках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.

КАРТОЧКА 1

  • Многие годы прощЛи с тех пор, как война с Ганнибалом стала далеким прошлым, однако в минуту грозной опасности римляне всегда повторяли: «Ганнибал у ворот».Объясните смысл этой поговорки.


Примерный ответ учащегося

Ганнибал в период второй Пунической войны очень напугал рим­лян, так как неожиданно появился в стране, да еще и в том месте, где его не ждали. Эта поговорка - напоминание об опасности, которая может возникнуть в любой момент.

КАРТОЧКА 2

Сохранилось предание, что еще в детстве отец заставил Ганнибала поклясться быть вечным врагом Рима. Отсюда возникло выраже­ние «Ганнибалова клятва».

  • Остался ли Ганнибал верен своей клятве? С каким великим полководцем древноСТи его можно сравнить?

Примерный ответ учащегося

Да, остался. Когда римляне окружили дом, где скрывался Ганнибал, он решил принять яд, Но не попасться в руки противника. Сравнить его можно с Александром Македонским.

  1. Работа с классом. Решение задач.

- Составьте план для Ганнибала: как организовать переход его армии из Испании в Италию? (Надо подружиться с воинст­венными варварами Южной Галлии, так же как его отец договорился с варварами Испании. Тогда можно провести свою армию через Галлию незаметно для римлян, вдали от моря, и внезапно ворваться в Италию. В Северной Италии местные галлы помогут сильным врагам Рима.)

  • Почему Ганнибал предпочел трудный путь в Италию по суше более простому - по морю? (После первой Пунической войны римский флот господствовал на море, поэтому флот Ганни­бала был бы уничтожен еще до высадки в Италии.)

  • Откуда Ганнибал брал слонов для своей армии, ведь в Се­верной Африке слоны не водятся? (Тогда слоны водились не только к югу от Сахары, но и к северу от нее - в степях южнее Атласских гор.)


  1. Первичное усвоение новых знаний

– Переход к изучению новой темы

После победы над Карфагеном Рим решил продолжить борьбу за расширение своих территорий. Сфера его интересов - восточное побережье Средиземного моря.

  • Какие государства смог подчинить себе Рим в Восточном Средиземноморье?

– Изучение новой темы

План

    1. Покорение Македонии, Сирии и Египта.

    2. Разрушение Коринфа и Карфагена.

    3. Итоги завоеваний.

На доске: тема урока, новые слова: триумф, император.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать текст § 4, запол­нить таблицу в тетрадях.

Покоренные Римом государства

Результат

1.


2.


3.


Рассказ учителя.

Итак, мы убедились в том, что территория Римской респуб­лики увеличилась в несколько раз. Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Каковы же были последствия этих завое­ваний?

  1. Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Их разграбление не могло про­должаться вечно.

  2. Завоевания привели к тому, что одни граждане очень сильно обогатились, другие - обеднели, так как добыча от ограбле­ния захваченных территорий попадала в руки нескольких десятков знатных родов.

  3. Завоевания вызвали колоссальный приток рабов в Италию.

  4. Дешевый рабский труд вытеснял труд свободных, приводил к еще большему разорению крестьян.

  5. Разорение крестьян ослабляло римскую армию, которая была ополчением граждан, способных купить себе вооружение. Разорившихся и обездоленных граждан в армию не брали. Начались восстания рабов и завоеванного населения провин­ций. Римская армия не могла с ними справиться.


5) Первичная проверка понимания

  • Что такое триумф? (Право полководца-победителя торже­ственно въехать в Рим.)

  • Кого называли императором? (Полководца в дни триумфа.)

  • Про наместников, которые управляли провинциями, рим­ляне говорили: «Они отправляются в провинции с бочками, наполненными вином, а возвращаются с теми же бочками, полными серебра и золота». Как вели себя римляне в завое­ванных странах? (Победители обогащались за счет покорен­ных народов.)


  1. Первичное закрепление


Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать мини-сочинение от име­ни римского патриция «Зачем нужны победы Риму?» (сочинение рассчитано на 15 минут, учебниками и записями ученикам разре­шено пользоваться).

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибо


  1. Информация о домашнем задании §43, вопросы и задания.

  2. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории Древнего мира "Рим - завоеватель Средиземноморья"

Автор: Пасечная Ирина Николаевна

Дата: 29.07.2015

Номер свидетельства: 223870


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства