kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории Древнего мира "Города Эллады подчиняются Македонии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает определить:

-причины упадка Греции, которые повлекли подчинение  её Македонией;

 - выяснить, где находится Македония, кто ею управлял; почему  Македония решила подчинить Грецию

  - развивать умение работать с учебником, историческими источниками, рассуждать, обобщать сведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира "Города Эллады подчиняются Македонии".»

Тема: Города Эллады подчиняются Македонии.

Эпиграф урока:

Когда мы едины, мы непобедимы.

Цели:

- объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией;

-  сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию (на примере греков – патриотов);

- продолжать развивать: 1) умение работать с картой; 2) умение работать с таблицей, выделять главное; 3) проводить сравнительный анализ.

Тип урока: комбинированный.

Инструментарий:

  1. Карта «Поход Александра Македонского на Восток».

  2. Презентация.

  3. Раздаточный материал: таблица, «исторические пазлы»

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Опрос по теме: «Афинская демократия при Перикле».

  1. Фронтально, устно, решение кроссворда (см. презентацию).

  2. Проверка выполнения одного из заданий в тетради с печатной основой.

Задание № 41. Что вы знаете о Народном собрании в Древних Афинах? Один учащийся читает, остальные - проверяют, исправляют.

Почему период правления Перикла считают расцветом Афинской демократии? (перечисляют факты).

  1.  Подготовка к изучению нового материала.

Время пребывания  Перикла в должности главного стратега, историки считают золотым веком Афинской демократии, но уже при его жизни в Греции начали происходить события, которые привели к  потере Грецией независимости. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Тема нашего урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель: выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость.

План изучения нового материала: 

1. Упадок Греции.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе II.

3. Потеря Грецией независимости.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра.

Задание на урок:

Докажите, что Македония к н. IV века была более сильным государством, чем Греция.

  1. Упадок Греции в IV веке до н. э.

Учитель: Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название  - пелопонесские войны (431-404). Эти войны закончились поражением Афин. Самостоятельная учебная деятельность

Давайте выясним последствия этих войн для всей Греции: Прочитайте учебник на с. 186 и выделите последствия междоусобных войн. Сравниваем с эталоном ответа в презентации:

1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе.   Вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония.  

Работа с картой, контурной картой.    Найдите Македонию на карте (у доски один из учащихся), отметьте в своих контурных картах   с. 36. Опишите словами – где находится Македония (на севере Балканского полуострова).

В середине 4 века до н. э. царь Филипп сумел объединить под своей властью все македонские земли. Македонские цари находились под влиянием

греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший ученый Греции Аристотель.Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

Работа со схемой. Расскажите о нововведениях Филиппа по схеме (см. презентацию).

 Филипп создал большую и боеспособную армию. Об этом нам сейчас подробно расскажет (опережающее задание, сообщение)

 Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни — они шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников.

Царь с издевкой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом (Как вы понимаете эти слова?).  Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом.

 Причина поражения греков и их подчинение Филиппу кроется только в силе и многочисленности его войска?

3. Потеря Грецией независимости.

Внутренние  греческие противоречия и раздоры были выгодны…? для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Работа по группам. Задание: заполните недостающие колонки в таблице «Отношение греческого общества  к угрозе македонского завоевания».

Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор

Исократ

Демосфен

Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

«Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

«Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу».  Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

Сообщение о Демосфене (резервное задание). Какие поучительные выводы можно сделать из жизни Демосфена?  (Нужно стремиться к своей цели…). Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

Отметьте на контурной  карте год и место сражения. Дидактическая игра «Собери пазлы».

Дата

Место сражения

Участники

Результат

Последствия

338 г. до н. э.

Близ г. Херонея

Македония,

Греческие полисы

Поражение греков

Потеря Грецией независимости

Умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.  

Фрагмент фильма «Александр».

Выскажите свои первые впечатления о личности Александра. Готов ли он был продолжить дело своего отца?

Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Вернёмся к заданию урока…

Закрепление: тестовые задания в презентации.

Д/з:

1)П. 41;

2) выяснить смысл выражений: «Гордиев узел», «слава Герострата».

3) подготовить сообщение об Александре Македонском.

Рефлексия.

Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор

Исократ


Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.


«Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу».  Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.


Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор


Демосфен

Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

«Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.



Дата

Место сражения

Участники

Результат

Последствия

338 г. до н. э.

Близ г. Херонея

Македония,

Греческие полисы

Поражение греков

Потеря Грецией независимости


Дата

Место сражения

Участники

Результат

Последствия

338 г. до н. э.

Близ г. Херонея

Македония,

Греческие полисы

Поражение греков

Потеря Грецией независимости

МЕЖДОУСОБНЫЕ ВОЙНЫ

ФАЛАНГА

МОНАРХИЯ

РЕСПУБЛИКА

ПАТРИОТИЗМ

ФИЛИППИКИ

ФИЛИПП

АРИСТОТЕЛЬ

ИСОКРАТ

ДЕМОСФЕН

АЛЕКСАНДР

338 Г. ДО Н. Э. – БИТВА ПРИ ХЕРОНЕЕ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по истории Древнего мира "Города Эллады подчиняются Македонии".

Автор: Рудак Вера Петровна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306858


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства