kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта учителя

 Тема:  «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»

Тип урока - комбинированный

Формы работы учащихся: парная, групповая

ЦОР – презентация, распечатанные тексты

Применение педагогических технологий – проблемное обучение

Формы и виды контроля –взаимоконтроль

Метапредметные цели-результаты занятия:

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

- совместно с учителем ставить перед собой цель обучения на уроке;

- удерживать учебную задачу;

- самостоятельно контролировать свое время;

Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

-осуществлять познавательную рефлексию.

.Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

- аргументировать свою точку зрения;

- осуществлять взаимный контроль;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- владеть устной речью;

Учащийся получит возможность научиться:

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные УУД

Учащийся научится:

-анализировать исторические источники,

-устанавливать причинно – следственные связи,

 -делать выводы

         Этапы урока

1.Мотивационное начало занятия

Действия учителя

Приветствует учеников. Сообщает, что сегодня им предстоит забыть о роли ученика, все станут учеными.

Вопросы учителя

 1.Перечислите методы, которыми пользуются ученые – историки, решая загадки прошлого.     

2.    Ученые отличаются от обычных людей знанием специальных исторических терминов. А какими терминами владеете вы?

3.Настоящий историк не мыслит своей работы без карты – именно она помогает понять, где происходили те или иные события. Учитель просит показать на карте, где находилась предполагаемая прародина древних людей; территории, на которые расселился древний человек к концу ледникового периода. (Европа и Азия, Австралия, Америка)

4. Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота? Как назывался такой вид хозяйства?

Действия учеников

Отражают эмоционально в диалоге желание участвовать в игровом поле

1.Называют методы  работы ученого-историка

(исследование, выдвижение гипотезы, анализ, сравнение)

2.Перечисляют термины, с которыми уже знакомы.

3.Один ученик у доски, а остальные в атласах показывают требуемые территории.

2.Совместное целеполагание,  определение темы и планирование деятельности. 

Действия учителя

   Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет, на которой мы – историки -  можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени, на 10 т. лет назад  в Западную Азию.

    Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Совместно с учениками формулирует цель и тему урока.

Действия учеников

1.Составляют программу спасения племени (планируют)

  • Научить людей разводить скот.
  • Научить людей заниматься земледелием.
  • Объяснить людям, что такое ремесло.

2.Формулируют цель урока:

определить, от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

3.Формулируют тему урока

«Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»

3.Изучение нового материала

Действия учителя

Учитель выдает пакеты с рабочим материалом  (приложение 1,2,3)

Ставит учебную задачу.

Действия учеников

Ученики разбиваются на 6 групп и

получают пакет с рабочим материалом и планом.

Ученики работают по ранее намеченной программе спасения.

1-2 группа учит людей разводить скот.

3-4 группа учит людей заниматься земледелием

5-6 группа объясняет людям, что такое ремесло

4.Представление работ.

Действия учителя.

Корректирует выводы учащихся.

Действия учеников.

Выступление групп

5.Закрепление

Действия учителя

Ставит учебную задачу. Ребята, человек освоил земледелие и скотоводство и его жизнь изменилась коренным образом. Что изменилось?  Представьте последствия появления земледелия и скотоводства в форме схемы.

Действия учеников

Составляют схему в парах. Проверяют по образцу (слайд презентации).Корректируют.

6.Подведение итогов

Действия учителя

1.Целью нашего занятия определить от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

 2.Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т. д.)

3.Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым?

Действия учеников

Отвечают, рассуждают. Делаютвывод, что благополучие человека зависит от труда.

7.Контроль знаний

Действия учителя

Ставит учебную задачу. Выдает тесты (прил.4) По выполнению теста учитель дает образец для проверки.

Действия учеников

Решают тесты. Взаимопроверка в парах.

 8.Рефлексия

Действия учителя

Ставит учебную задачу. Организует познавательную рефлексию. Сегодня вы побывали в роли ученых – историков, рашающих сложные задачи прошлого. Запишите итог своей работы на листочках (отметить галочкой)

Учитель раздает листочки с текстом:

«В роли ученого на уроке мне было:

Ничего не понятно:

Трудно (в чем трудность)

Интересно (что именно)

Действия учеников

Осуществляют познавательную рефлексию.

 

Приложение1.Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Учебник стр.21-22

Приложение 2.Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте  мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

Учебник стр.22

Приложение 3.Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Люди научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, они поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Так появилось  ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ они научились скручивать ______________. Так  изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ они изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так они изобрели ___________________.

 

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Учебник. Стр.22-23

Приложение 4. Тест.  Возникновение земледелия и скотоводства

1.Несколько родовых общин, живших в одной местности:

  1. человеческое стадо
  2. племя
  3. соседская община

2.Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?        

1.      охота

2.      скотоводство

3.      собирательство

3.Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе? 

1.      цари

2.      жрецы

3.      старейшины

4.Первое домашнее животное, прирученное человеком           :

  1. корова
  2. лошадь
  3. собака

5.Когда человек начал заниматься земледелием?

1.      10 тысяч лет назад

2.      3 тысяч лет назад

3.      200 тысяч лет назад

6.Первое орудие труда первобытного человека:

1.      мотыга

2.      заостренный камень

3.      плуг

7.Из чего первобытные люди делали первую одежду? 

1.      из шелка

2.      из шкур диких животных

3.      из хлопка

8.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:   

1.      гарпун

2.      лук

3.      рубило

9.Племя-это…

  1. человеческое стадо
  2. союз общин
  3. соседская община

10. Производящее хозяйство – это …

  1. простейшая форма ведения хозяйственной деятельности, включающая в себя собирательство и охоту.
  2. хозяйство, основанное на производстве продукта самими людьми
  3. хозяйство, где продукты производятся на продажу

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства» »

Технологическая карта учителя

Тема: «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»


Тип урока - комбинированный

Формы работы учащихся: парная, групповая

ЦОР – презентация, распечатанные тексты

Применение педагогических технологий – проблемное обучение

Формы и виды контроля –взаимоконтроль


Метапредметные цели-результаты занятия:


Регулятивные УУД

Учащийся научится:

- совместно с учителем ставить перед собой цель обучения на уроке;

- удерживать учебную задачу;

- самостоятельно контролировать свое время;


Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

-осуществлять познавательную рефлексию.

.

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

- аргументировать свою точку зрения;

- осуществлять взаимный контроль;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- владеть устной речью;

Учащийся получит возможность научиться:

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).


Познавательные УУД

Учащийся научится:

-анализировать исторические источники,

-устанавливать причинно – следственные связи,

-делать выводы


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Мотивационное начало занятия

Приветствует учеников. Сообщает, что сегодня им предстоит забыть о роли ученика, все станут учеными.

Вопросы учителя

1.Перечислите методы, которыми пользуются ученые – историки, решая загадки прошлого.

2. Ученые отличаются от обычных людей знанием специальных исторических терминов. А какими терминами владеете вы?

3.Настоящий историк не мыслит своей работы без карты – именно она помогает понять, где происходили те или иные события. Учитель просит показать на карте, где находилась предполагаемая прародина древних людей; территории, на которые расселился древний человек к концу ледникового периода. (Европа и Азия, Австралия, Америка)

4. Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота? Как назывался такой вид хозяйства?



Отражают эмоционально в диалоге желание участвовать в игровом поле


1.Называют методы работы ученого-историка

(исследование, выдвижение гипотезы, анализ, сравнение)

2.Перечисляют термины, с которыми уже знакомы.


3.Один ученик у доски, а остальные в атласах показывают требуемые территории.

Совместное целеполагание, определение темы и планирование деятельности.

Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет, на которой мы – историки - можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени, на 10 т. лет назад в Западную Азию.

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Совместно с учениками формулирует цель и тему урока.













1.Составляют программу спасения племени (планируют)

  • Научить людей разводить скот.

  • Научить людей заниматься земледелием.

  • Объяснить людям, что такое ремесло.


2.Формулируют цель урока:

определить, от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

3.Формулируют тему урока

«Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»


Изучение нового материала




Учитель выдает пакеты с рабочим материалом (приложение 1,2,3)

Ставит учебную задачу.

Ученики разбиваются на 6 групп и

получают

пакет с рабочим материалом и планом.

Ученики работают по ранее намеченной программе спасения.

1-2 группа учит людей разводить скот.

3-4 группа учит людей заниматься земледелием

5-6 группа объясняет людям, что такое ремесло

Представление работ.

Корректирует выводы учащихся.

Выступление групп

Закрепление

Ставит учебную задачу. Ребята, человек освоил земледелие и скотоводство и его жизнь изменилась коренным образом. Что изменилось? Представьте последствия появления земледелия и скотоводства в форме схемы.

Составляют схему в парах. Проверяют по образцу (слайд презентации).Корректируют.

Подведение итогов

1.Целью нашего занятия определить от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

 2.Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т. д.)

3.Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым?


Отвечают, рассуждают. Делают

вывод, что благополучие человека зависит от труда.

2.Учение (ответы)




3.Ответы

Контроль знаний

Ставит учебную задачу. Выдает тесты(прил.4) По выполнению теста учитель дает образец для проверки.

Решают тесты. Взаимопроверка в парах.

Рефлексия

Ставит учебную задачу. Организует познавательную рефлексию. Сегодня вы побывали в роли ученых – историков, рашающих сложные задачи прошлого. Запишите итог своей работы на листочках (отметить галочкой)

Учитель раздает листочки с текстом:

«В роли ученого на уроке мне было:

Ничего не понятно:

Трудно (в чем трудность)

Интересно (что именно)


Осуществляют познавательную рефлексию.






















Приложение1.Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…


Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Учебник стр.21-22



Приложение 2.Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

Учебник стр.22


Приложение 3.Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Люди научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, они поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Так появилось ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ они научились скручивать ______________. Так изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ они изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так они изобрели ___________________.


Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Учебник. Стр.22-23


Приложение 4. ТестВозникновение земледелия и скотоводства

1.Несколько родовых общин, живших в одной местности:

  1. человеческое стадо

  2. племя

  3. соседская община

2.Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

  1. охота

  2. скотоводство

  3. собирательство

3.Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

  1. цари

  2. жрецы

  3. старейшины

4.Первое домашнее животное, прирученное человеком :

  1. корова

  2. лошадь

  3. собака

5.Когда человек начал заниматься земледелием?

  1. 10 тысяч лет назад

  2. 3 тысяч лет назад

  3. 200 тысяч лет назад

6.Первое орудие труда первобытного человека:

  1. мотыга

  2. заостренный камень

  3. плуг

7.Из чего первобытные люди делали первую одежду?

  1. из шелка

  2. из шкур диких животных

  3. из хлопка

8.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:

  1. гарпун

  2. лук

  3. рубило

9.Племя-это…

  1. человеческое стадо

  2. союз общин

  3. соседская община

10. Производящее хозяйство – это …

  1. простейшая форма ведения хозяйственной деятельности, включающая в себя собирательство и охоту.

  2. хозяйство, основанное на производстве продукта самими людьми

  3. хозяйство, где продукты производятся на продажу





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петрова Елена Михайловна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по истории Казахстана 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-istorii-kazakhstana-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180743"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425230777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства