kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему " Борьба русского народа против экспансии Запада. Александр Невский".

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомков нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги.

 Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее, - одно из самых светлых и любимых русским народом. «Он много потрудился для земли русской мечом и головой» – говорили о нем современники; вклад его в строительство Российского государства бесценен. Наверное, поэтому в 2008 году на Всероссийском историческом конкурсе "Имя России", организованном телеканалом "Россия" совместно с Институтом российской истории Российской Академии наук, а также фондом "Общественное мнение", победителем телевизионного проекта "Имя Россия" стал благоверный князь Александр Невский. Он, обойдя своих достойных конкурентов, набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему " Борьба русского народа против экспансии Запада. Александр Невский". »

Тема: «Борьба русского народа против экспансии Запада. Александр Невский».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с героической борьбой Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов.

  2. Дать представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.

  3. Раскрыть историческое значение победы русских ратей в Невской битве и Ледовом побоище.


Основные знания: даты Невской битвы и Ледового побоища, основная канва этих событий, роль Александра Невского в русской истории.

Основные понятия: Рыцарский орден, Крестовые походы, агрессия.

Работа с исторической картой: показать на карте «Русь в середине ХІІІ в.» направления завоевательных походов немецких рыцарей, шведских и датских феодалов; направления походов Александра Невского против шведских и немецких завоевателей; места сражений ратей Александра Невского с немецкими и шведскими захватчиками.

Работа с историческими источниками: чтение и комментирование отрывков из «Повести о житии Александра Невского».

Основная персоналия: Александр Невский.

Основные даты: 15 июля 1240 г. – Невская битва; 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище.

Межпредметные и внутрикурсовые связи. История Средних веков: Крестовые походы.

Оборудование урока:

1. Карта «Русь в середине ХІІІ века»

2. Учебник «История России с древнейших времен до конца XVII века»

3. Рабочий лист.

4. Схемы «Невская битва», «Ледовое побоище».

5. Аудиозапись кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

6. Видеофильм «Александр Невский. Невская битва».

7.Репродукция картины П. Корина «Александр Невский».

План изучения нового материала:

1. Экспансия с Запада.

2.Борьба с крестоносной агрессией. Невская битва.

3. Ледовое побоище.

Ход урока

Слово учителя. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомков нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги.

Слайд 1. Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее, - одно из самых светлых и любимых русским народом. «Он много потрудился для земли русской мечом и головой» – говорили о нем современники; вклад его в строительство Российского государства бесценен. Наверное, поэтому в 2008 году на Всероссийском историческом конкурсе "Имя России", организованном телеканалом "Россия" совместно с Институтом российской истории Российской Академии наук, а также фондом "Общественное мнение", победителем телевизионного проекта "Имя Россия" стал благоверный князь Александр Невский. Он, обойдя своих достойных конкурентов (слайд 2), набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

Проблемное задание. По ходу изучения темы определите:

- Что же сделал этот человек для нашего государства?

- Почему образ Александра Ярославича и его деятельность привлекали и привлекают до сих пор внимание людей разных эпох?

- Почему о нем до сих пор пишут книги, рисуют картины, создают памятники? (Слайды 3-5)

- Как проявился полководческий талант Александра Невского? (заполнение рабочих листов)

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, поговорим с вами о борьбе русского народа против экспансии Запада.

Задание: запишите тему урока. Слайд 6 – «Борьба русского народа против экспансии Запада. Александр Невский».

На сегодняшнем уроке нам предстоит выяснить, что собой представляла борьба Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии шведских и немецких феодалов, познакомиться с жизнью и деятельностью одного из величайших полководцев нашего государства – А. Невским, и, кроме того, определить историческое значение победы русских воинов в Невской битве и Ледовом побоище. В качестве эпиграфа я взяла слова (Слайд 7) « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

І. Актуализация знаний.

Вспомните:

  1. Кто ослабил внутреннее и внешнее положение Руси в XIII в.?

  2. Кто такие монголо-татары? Где проживали? Какую политику проводили в отношении соседних народов?

  3. (Слайд 8).Покажите на карте « «Русь ХIII в» территории, которые были завоеваны монголо-татарами?

  4. В каком году монголо-татары напали на Русь?

  5. Почему они были уверены в победе? Почему, несмотря на героическое сопротивление, русские войска потерпели поражение?


ІІ. Изучение нового материала.

Учитель: Монголо-татары были не единственными врагами Руси. На Западе существовал еще один опасный и коварный враг.

- Как представить себе Русь того времени? В каком облике?

Давайте образно представим ее себе в виде пахаря.

Слайд 9. «Пахарь».

Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника – с востока и запада устремились на него.

Слайд 10. «Монголо – татарин».

Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и каленой стрелой.

Слайд 11. «Рыцарь – крестоносец».

Другой – с тяжелым копьем, одетый в рыцарские доспехи. Труднейшие обстоятельства. В них решалось – быть Руси или не быть.

- Какой же враг наступал с Запада?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним материал из курса Всеобщей истории на тему «Крестовые походы».

Период с ХІ по ХІІІ вв. для Европы вошёл в историю как эпоха крестовых походов. Немцы, Французы, Англичане и Итальянцы отправлялись в Палестину для покорения арабских земель. Немецкие рыцари нередко конфликтовали с французами. В связи с этим в середине ХІІІ в. германский император Фридрих II решил направить своих рыцарей в Прибалтику для борьбы с местными язычниками. Рыцари Тевтонского ордена и ордена Меченосцев объединились в Ливонский орден.

Слайд 12. Карта «Русь в ХІІІ веке».

1. Что такое рыцарский орден? (Объединение рыцарей – монахов)

2. Кто такие крестоносцы? (Участники походов на Восток)

3.С какой целью осуществлялись эти походы? Кто в них был заинтересован?

(Заинтересованы все слои населения. Крестьяне хотели получить свободу и землю, рыцари – получить богатство, аристократы – получение новых владений и подданных. Католическая церковь мечтала расширить сферу влияния на Восток, усилить позиции католицизма).

1. Походы крестоносцев.

Учитель. На земли Великого Новгорода, через который проходил важнейший торговый путь, претендовали шведские феодалы.

Задание: Посмотрите кадр из фильма «Александр. Невская битва», подумайте, с какой целью приходили на русскую землю иноземцы?

Слайд 13 (Показ).

В конце ХІІ в. папа римский объявил поход против «язычников» - народов Прибалтики и Руси. Цель: где силой, где увещеванием навязать свою веру. Такие послы прибыли и в Новгородскую землю.

Задание: посмотрите сценку, ответьте, чье иго (или власть): крестоносцев или монголо-татар – было более опасным для Руси?

С ц е н к а .

Послы. Епископ римский Каттерляйм шлет тебе, князь, привет.

Александр. И ему привет сердешный.

Послы. Прими в дар, князь, книгу (вручает) о крестовых походах славного рыцарства. Надеется его святейшество, что распри былые позабыв, все-таки придешь ты в лоно истинной церкви, обратишься в латинскую веру и будешь примером для поданных твоих.

( Александр смотрит книгу. Звучит музыка из фильма «Александр. Невская битва»). (Слайды № 14)

Александр. Который раз вы ко мне уже с этим приходите. А чем же наша вера плоха? Доселе никто не жаловался. Мы в ваш монастырь со своим уставом не ходим. Чего же вы суетесь?

Послы. Вера наша пользу великую может дать. Будешь ты, князь, королем Новгородским, а в случае нужды папа римский против монголов силой воинской помочь может.

Александр. Монголы - враги наши, но веры своей не навязывают.

Послы. Послушай, князь, не ошибиться бы, и пример есть. Ярослав псковский нашу веру принял.

Александр. Он – предатель земли русской. Значит так, веру вашу не примем, так и передай епископу, у нас своя вера есть и другой не надо. С тем и ступайте. В Новгороде я вас больше не держу.

- Итак, ответьте на вопрос. (Иго крестоносцев, которые не только завоевывали территории, но и навязывали свою веру).

Задание. Послушайте документ в продолжение этой части урока.

Документ. Епископ Каттерляйм: «Я убедился в отваге, мужестве и непреклонности русских, называвших себя православными. Увещевать этих упрямцев кажется мне бесполезным. Только сила оружия может подчинить их римской католической церкви. Миссию покорения Новгорода разумно возложить на шведов. Честолюбивые рыцари короля Эриха – уже давно поглядывают на соседей воинствующим взглядом».

Теперь рыцари перешли к экспансии на русские северо-западные земли.

Слайд 15. Документ.

Остановить вторжение крестоносцев не удавалось, создавалась угроза Новгороду.

От середины ХII до сер. ХV вв. новгородцы:

- 26 раз воевали со шведскими рыцарями;

- 5 раз – с норвежскими;;

- 11 раз – с немецкими;

- 14 раз – с литовскими..

В этот период с 1236 по 1240 гг. в Новгороде княжил князь Александр.

Слайд 16. Александр Невский.

Задание: давайте послушаем сообщение об этом человеке. (Сообщение прилагается).

2. Невская битва.

Учитель. Александр предпринял энергичные действия по укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за устьем Невы.

Слайд 17 Карта «Русь в ХІІІ веке».

Начальником стражи был назначен в этих краях старейшина Пелгусий. Именно он летом 1240 г сообщил Александру о том, что шведы вошли в устье реки Невы. Привел их зять короля ярл Биргер Магнуссон.

Слайд 18. Биргер Магнуссон.

Он послал Александру надменный вызов: «Если можешь, то сопротивляйся, я уже здесь и пленю твою землю» Биргер был уверен, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него. Знал, что Александру не поможет и родное Владимирское княжество, оно само в бедственном положении. Ведь и трех лет не прошло после разорения княжества монголо – татарами. Александр, услышав такие слова, разгорелся сердцем и пошел в церковь святой Софии.

Работа с документом «Сказание о житии Александра Невского»

Задание: С какой целью Александр вошел в церковь святой Софии? Зачитайте отрывок. (5 абзац)

- Кто благословил Александра на битву? ( 6 абзац)

- С какими словами Александр обратился к своей дружине? (6 абзац)

Слайд 19. Новгородское вече.

Учитель: В Новгороде собралось вече, на котором новгородцев призвали к битве с рыцарями. Боярский совет одобрил решение князя – немедленно идти к Неве и, пока враги пребывают в самоуверенной беспечности, ударить на них. Александр располагал только своей небольшой дружиной и отрядом воинов – новгородцев.

Слайд 20. Войско Александра.

Недостаток сил нужно было возместить внезапным нападением на шведский лагерь.

( Звон колоколов). Из стихотворения «А. Невский»

И вскоре под звон колокольни

Войско двинулось в путь.

Вел его Александр,

Спасать родимую Русь.

Пешие плыли по Волхову,

Конница берегом шла.

А по дороге к отряду

Шел народ, чтоб разбить врага.

Учитель: «Биргер думал, что Александр в Новгороде, а русская дружина уже затаилась в лесу и ждала условного сигнала.

Из «Сказания о житии А. Невского»

И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, жил богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу. Поэтому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. . Вот о чем накануне битвы Александру поведал Пелугий.

Слайд 21. Рассказ Пелгусия.

Задание: посмотрите кадр из фильма «Александр. Невская битва». Разговор Пелугия с Александром.

- Ответьте, кто из святых пришел Александру на помощь?

- Почему Александр просил Пелгусия не рассказывать этого никому?

Задание: после изучения этой части урока ответьте:

1. Когда началась Невская битва?

2. Каково было боевое построение русских воинов?

3. Что определило победу русских?

4. Назовите героев битвы.

5. Каково, на ваш взгляд, значение Невской битвы?

Итак, на рассвете, 15 июля 1240 г протрубил рог Слайд 22., и битва началась. Александр находился в гуще боя, он распоряжался как полководец, и сражался как простой воин.

Слайд 23. Картина «Невская битва» и схема «Невская битва» .

А. Невский: 15 июля 1240 г.

Подошли мы к устью реки (показ)

Незаметно приблизились к шведам

Да силы совсем не равны.

Шведы еще нас не ждали:

Кто находился в шатре,

А кто-то на кораблях.

Надо отрезать их друг от друга

Решил тогда я.

Слайд 23. Учитель. Действительно, появление рати князя оказалось неожиданным. Они не успели подготовиться к бою, когда на их лагерь обрушились русские воины.

Слайд 24. Задание: посмотрите кадр из фильма «Александр.Невская битва»

Удальцы князя Александра стали теснить шведов, нанося им большой урон и не давая опомниться.

Шведы в замешательстве стали отступать к Неве, где стояли их суда. Но Александр предусмотрел и это. Часть его войска двинулась вдоль берега реки, преграждая дорогу к отступлению. Именно в этой битве героизм и мужество показали русские люди. Давайте послушаем их.

С ц е н к а.

Я - Гаврила Олексич – дружинник. Отряд под моим началом прошел вдоль берега и сбил сходни с кораблей, разъединив силы шведов. Мы сражались у реки, не давая врагам сойти с кораблей на землю и с суши перебраться на корабли. Когда я увидел, что шведы уводят на корабль королевича, я на коне бросился за ними на корабль, но меня столкнули в воду. Однако я выбрался на берег и сразился со шведским воеводой, а потом и с епископом. Обоих победил.

Я – конный воин, дружинник Савва. На коне пробился сквозь сечу к шатру короля и подрубил столб. На глазах у всех сражавшихся шатер с золотым куполом пал. Это оказало такое же действие, как спуск флага или захват вражеского знамени: новгородцы воодушевились, а шведы пришли в уныние.

Я - пеший воин Меша из Новгорода. Князь решил ударить по лагерю. Нас, пеших, отправил в обход, чтобы мы не пустили шведов на их замечательный флот. Со своим отрядом я потопил три корабля шведов.

- Ребята, о каких героях еще рассказывается в «Сказании о житии А. Невского»? (работа с документом)

- Зачем этот эпизод дан в повести так подробно? Ведь в повести об Александре Невском можно было бы ограничиться рассказом о его подвигах?

- Это не былина, где герой один побеждает целое войско, а правдивый рассказ. Чтобы победить врага, нужен героизм не одного человека, а многих. И заслуга полководца в том, чтобы суметь возбудить этот героизм в своих воинах.

- А проявляет ли героизм в этой битве сам Александр?

Слайд 26.«...избил их Александр бесчисленное множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьем».

Из стихотворения.

Швед Биргер, увидев русских,

Что не так велика их рать

Собрал самых храбрых воинов

И решил оттеснить назад.

Александр скрестил с ним колья.

Смог сбить с Биргера шлем,

И, обливаясь кровью,

Биргер с коня полетел.

Его подхватили солдаты,

И смогли на корабль отойти.

Поспешно отчалив от берега

Другие шнеки пошли.

Те, кто к реке не пробились

Тесно сбивались в кучу

Надежд на спасение не было.

«Оставьте!» - сказал Александр могуче.

Пусть уходят, а там будет видно.

Кто с мечом к нам придет,

От меча и погибнет».

Слайд 27. Учитель: Вражеское войско было наголову разгромлено, его остатки спешно убрались восвояси на кораблях в сторону Финского залива. А те, кто остался на берегу, были мертвы. Ими нагрузили два захваченных судна, пустили с поднятыми парусами вдогонку за живыми. Не всем хватило места на скорбных судах. Новгородцы « исконаше яму, вметаша их в ню бещисла». В войске Александра погибло около 20 воинов.

Александр Ярославович возвратился в Новгород с великою победою славя Господа Бога и пречистую Богородицу». С тех пор князь навеки получил в народе прозвание Невского.

Закрепление.

- Когда произошла Невская битва? (15 июля 1240 г.)

- Что определило победу русских воинов? (внезапность нападения, удачно выбранное место, героизм, согласованное действие пеших и конных воинов).

- В чем значение Невской битвы?

(Устранила угрозу порабощения русских земель шведскими рыцарями и сохранила для Руси выход к Балтийскому морю.

3. Ледовое побоище.

Учитель. Новгородцы любили Александра, но все-таки он не смог ужиться с ними: он хотел большей власти и не выносил вечевых беспорядков. После Невской битвы он уехал из Новгорода. А между тем Новгороду нужен был в это время такой именно князь, как Александр. Большая опасность грозила Новгородской области со стороны новых захватчиков.

Задание: прочитать 1-3 абзацы на странице 96, ответить,

  1. Кто вновь напал на Русь?

  2. Какие города в ходе нападения были захвачены?

Слайд 28. Карта «Русь в ХІІІ веке»

Новгородцы стали звать Александра выручить их из беды, сам владыка новгородский отправился просить об этом Александра. Дело касалось не одного Новгорода, а всей русской земли. Александр согласился и прибыл в Новгород. В срочном порядке стал собирать ополчение из новгородцев.

Слайд 29. По этому поводу С. Прокофьев написал кантату «Вставайте, люди русские!» Послушайте ее.

В 1241 г. А. Невский захватил крепость Копорье, а зимой 1242 г. стремительным броском освободил от крестоносцев Псков. Затем княжеская владимиро-суздальская дружина и новгородское ополчение двинулись к Чудскому озеру, на льду которого (Слайд 30). 5 апреля 1242 произошло сражение. (Слайд 31 - Ледовое побоище). Войско Александра встретило врага, выстроившегося на льду Чудского озера, «на Узмени, у Вороньего камня»

Задание: посмотрите анимационный фильм «Ледовое побоище».

  1. какова тактика ведения боя у крестоносцев?

  2. Какую тактику применил Александр Невский?

Весенний лед ломался под тяжестью борющихся, рыцари тонули в полыньях и проломах. «Немци ту падоша, а чудь даша плеща».Рыцари начали искать спасение в бегстве. Части крестоносцев удалось это. Александр приказал преследовать беглецов. До противоположного берега протоки – на многие версты – лед был усеян телами врагов. Много русских в тот великий день «кровь свою прольяша». Но враг понес потери еще большие. Только рыцарей было убито полтысячи. Полсотни рыцарей попали в плен. (Слайд 32)

Полки Александра под звуки труб вошли в Псков. Ликующие люди высыпали из домов встречать победителей. Смотрели, как ведут крестоносцев подле их коней: рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой. Терял, по правилам ордена, рыцарское достоинство.(Слайд 33.)

-Какую тактику применили крестоносцы?

- Какую тактику применил Александр Невский?

По этому поводу Константин Симонов написал стихотворение «Ледовое побоище». Давайте послушаем его.

Летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. (Слайд 34)

Скончался А. Невский в 1263 году, возвращаясь из Золотой Орды, куда ездил «отмолить людей от беды» из – за их выступления против сборщиков дани.

Тело его встречали за несколько верст от Владимира. «Стояли вопль и плач, и стон, каких никогда не было». Митрополит Кирилл, обратившись к народу, воскликнул: «Зашло солнце земли Суздальской!»

Вскоре после кончины А. Невского стали чтить как святого. (Слайды 35 -41)

ІІІ. Закрепление.

В чем проявился полководческий талант Александра Невского:

- в Невской битве; (Внезапно напал на лагерь противника, переградил противнику отход к кораблям, правильно выбрал время нападения

- в Ледовом побоище? Хорошо изучил боевые приемы противника, использовал прием обманного отступления, скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения и т. д.

Слайды 42. Вернемся к эпиграфу.

- Что означают слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»?

Документ. «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам гости. Но кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля».

- Так за что же любят и почитают А. Невского?

ІV. Итоги.

Рефлексия. Что понравилось вам на уроке сегодня?

V. Домашнее задание. П. 8







11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никишина Елена Павловна

Дата: 14.06.2015

Номер свидетельства: 219618


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства