№№ пп | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Действия с оборудованием |
1 | Организационный. Целеполагание | Мотивация. На предыдущих уроках мы изучили состав средневекового общества. Назовите его составные части. Как они назывались? Поясните термин "Сословие" О каких сословиях вы уже знаете и можете рассказать? Предложите цель урока.
В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одно событие. Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни. Надо помнить, что люди средневековья были очень религиозны. Главной целью своей земной жизни они считали спасение души для будущей жизни вечной. Без веры в Бога, без надежды на Его милосердие все остальные занятия не имели смысла. Достичь же спасения можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного, посвящения себя Богу. Далеко не всякий был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых или ратных забот. Поэтому и сложилось особое сословие, члены которого были как бы посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за “тех, кто сражался”, и за “тех, кто работал”, спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное. Ребята вспомните, что вы знаете о церкви?
А что бы вы хотели узнать еще о церкви?
В 11-12 вв католическая церковь достигла большого могущества, даже встала выше королей. | Первое- духовенство, 2- рыцарство, 3- горожане и крестьяне. Это сословия. Сословия- группы людей, наделённые определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству. О рыцарстве и крестьянах с горожанами. Выяснить, какую роль в средневековом обществе играла церковь, те, кто молится. Первым подчинил своим интересам церковь франкский король Хлодвиг. За службу церковь получала от него земли. 1. Изменилась ли роль церкви в дальнейшем? 2. Почему духовенство считалось первым сословием? 3. Как и почему церковь стала могущественнее королей? | Презентация Слайд 1,2 Слайд 3. Слайд 4. |
2 | Задание на урок | - Задание на урок: Выяснить причины усиления могущества церкви в средние века. Нам предстоит освоить довольно большой объём материала. Посмотрите, сколько страниц занимает параграф? Нам надо не только усвоить материал урока, но и запомнить его. Для этого необходимо сохранить информацию. Предложите, как, в какой форме проще сохранить большой объём информации? | Информацию можно сохранить в форме таблиц, схем, словаря. | Слайд 4. |
3 | Изучение нового материала Работа с текстом параграфа, заполнение таблицы | 1054 г.- христианская церковь разделилась на западную (католическую) и восточную (православную). Эту информацию лучше зафиксировать в каком виде? Заполним табл., опираясь на учебник, с. 126, п 3. | Приложение, табл. 1 | Слайд 5. Слайд 6. Проверка заполнения - слайд 7. |
4 | Организация аналитической работы с учебником, Составление схемы. | К чему призывала церковь верующих? - Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу раскаянием и исповедью, то есть искренним рассказом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника. Образцом для подражания священники объявляли святого человека, который отрекся от земных забот и соблазнов. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь имущество отвлекает от забот о спасении души, оно связано с жадностью и враждой. «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные». Погоню за богатством официальная христианская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай». Давайте проверим, выполняла ли сама церковь эти правила? В какой форме можно зафиксировать эту информацию? | Слушают, смотрят презентацию. Читают с.125, п.2 учебника. Делают вывод : церковь отовсюду пыталась получить доход. Источники её доходов лучше зафиксировать в схеме. Заполняют схему. (приложение, 2) | Слайд 8 Слайд 8 Слайд 9, проверка - слайд 10. |
5 | Организация исследования. Работа с документом. | Всё ли вам понятно в составленной схеме? Надо ли уточнить ваши записи? Как можно зафиксировать новые для вас термины? Церковная десятина - особый налог на содержание духовенства. Индульгенция - грамота о прощении грехов. Часть полученных богатств церковь тратила : на помощь нищим, бедным и больным: раздавала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных. Но это была мАлая часть того, что церковь получала. Сделаем вывод. Вспомните, как вели себя разбогатевшие феодалы? Проверим, не изменилось ли поведение духовенства. - Прослушав и прочитав цитату из документа "Диктат папы", написанного одним из пап, выразите суть документа. Надо ли пояснить некоторые положения Диктата?Какие пункты оказались вам непонятны? п. 3. Отлучение от церкви - Для верующего человека отлучение от церкви – лишение всяких надежд на спасение в загробном мире. Не связанный с церковью человек теряет все связи с обществом. Его вассалы и подданные не обязаны ему подчиняться. Кроме того, если от церкви отлучают правителя, храмы на его земле закрываются, а значит нельзя крестить детей, отпевать покойников. Все главные жизненные события оказываются вне закона Как вы думаете, можно ли считать отлучение способом подчинения людей воле церкви? | Называют новые слова: десятина, индульгенция. Записывают их в тетрадь, объясняют. Католическая церковь стала крупнейшим феодалом, богатела с каждым днём. Отказывались подчиняться королю. Читают документ (приложение, 3). Определяют, что церковь, став богатейшим феодалом, тоже не желает подчиняться королям. Отлучение от церкви? Слушают пояснение учителя. Говорят о том, как опасно было отлучение. | Слайд 11 Слайд 12. Слайд 13. |
6 | Организация обсуждения после пояснения учителя. | Между церковью и королями (властью) начинается затяжной конфликт, борьба за главенство в обществе. Власть папы стала выше власти короля. Иллюстрацией к сказанному может послужить история борьбы между папой Григорием 7 и германским королём Генрихом 4. Король, чтобы заслужить прощение папы, трижды вынужден был молить его, приходя как кающийся грешник - в рубище и босиком, к стенам замка Каносса, где укрылся папа. С тех пор выражение "идти в Каноссу " приобрело особый смысл. Можете ли вы пояснить его?
- Предположите, что заставило короля так унизиться?
- Как могло случиться, что власть церкви стала выше королевской власти? БОРЬБА ПАП С ИМПЕРАТОРАМИ С ПЕРЕМЕННЫМ УСПЕХОМ ПРОДОЛЖАЛАСЬ БОЛЕЕ 200 ЛЕТ. Наивысшего успеха власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. | Смотрят слайды презентации, слушают учителя. Оно означает идти на унижение, поступиться чем-то, чтобы сохранить власть. Король боялся быть отлучённым, он мог потерять не только власть, но и жизнь. Церковь влияла на сознание людей, запугивала. Слушают учителя, смотрят слайды презентации. | Слайд 14. Слайд 15. Слайд 16. |
| | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко | | |
6 | Организация обсуждения проблемы и работы в парах. Словарная работа. | - Изменится ли отношение простых людей к церкви, которая с каждым днём становилась богаче?
- Что в жизни церкви будет подвергаться критике со стороны народа? Приведу только небольшую часть утверждений. 1) утверждали, что церковь испорчена. 2) отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. 3) требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. -Предположите, как церковь будет относиться к критике и к тем, из уст кого она исходила? -Объясните, почему реакция должна быть именно такой? Как можно кратко записать эту информацию? еретики – люди, которые открыто критиковали недостатки церкви. Работа в парах. Заполните таблицы, определив, какие высказывания принадлежат церкви, а какие еретикам. Проверка. | Народ увидит расхождение того, к чему призывала церковь, с тем, что делала сама.
Церковь будет ненавидеть критикующих, так как будет бояться остаться без нажитых богатств.
Словарная работа. Еретик.
Работают парами с текстом таблицы, выделяя высказывания еретиков. (приложение, 4) | Слайд 17. |
7 | Организация обсуждения вопроса, изложенного учителем. Словарная работа. | Как вы думаете, будет ли духовенство терпеть критику в свой адрес? Будет ли бороться с обидчиками? Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование»). Чтобы устранить критиков, церковь использовала грязные методы - доносы и пытки. Обвинённым в еретичестве мог быть любой. В церкви людям объясняли, что еретик- это тот же колдун, наводящий порчу на жителей. - Почему именно такие объяснения давала церковь? - Как относились к еретикам жители? Почему? | Церковь будет стараться, чтобы критики в её адрес не было, тк это подрывало её авторитет. Поэтому она должна начать борьбу с еретиками. Неграмотные люди верили всему, что говорили священники. Поэтому еретиков действительно считали колдунами и ведьмами и желали им смерти. | Слайды 18-22 |
8 | Обобщение. | Давайте подведём итоги нашей работы. Удалось ли вам понять, какую роль играла церковь в жизни средневекового общества? Почему папа имел власть выше власти короля? Почему духовенство считалось первым сословием? Смогли ли мы выполнить поставленные задачи, а если не смогли то почему? Проверьте, все ли термины зафиксированы в ваших тетрадях. Скажите, помогут ли составленные вами схемы и таблицы запомнить большой объём информации с урока? | Отвечают на вопросы, проверяют записи в тетрадях, информацию в схеме и таблицах. | Слайд 23. |
9 | Рефлексия. Подведение итогов работы на уроке. | Переверните все карточки. Проверьте себя, помните ли вы информацию, записанную на них. Проверьте соседа, если уверены в своих знаниях. Если вы считаете, что работали на уроке в полную силу, поднимите руку. Если вы считаете, что в течение урока давали верные ответы на большинство вопросов, поднимите руку. ПолучИте свои картинки за активную работу и верные ответы. (приложение, 5) Всем спасибо! | Выполняют самопроверку. При наличии времени проверяют друг друга в парах. Заполняют лист саморефлексии. Оценивают свою работу. Получают картинки- оценки. | |
10 | Домашнее задание | Параграф 15. | Записывают в дневники. | Слайд 24. |
2. Заполните схему.
3. Прочитайте документ, сделайте вывод о силе власти папы. Отметьте непонятные вами пункты
Римская церковь создана единым Богом.
4. В таблице проставьте крестики напротив взглядов, принадлежавших духовенству (в 1 столбике), еретикам (во 2 столбике).
Расхождение во взглядах еретиков и духовенства.
5. Картинки- оценки активности на уроке.
6. Лист саморефлексии.
1. Как я усвоил материал?
а) Получил прочные знания, усвоил все вопросы.
б) Усвоил материал частично.
в) Необходимо еще поработать.
2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
а) Везде справился сам, удовлетворен своей работой.
3. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось?