kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Хрущевская оттепель:реальность и противоречия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока о времени,которое историки называют "Оттепель"Здесь говориться о плюсах и минусах эпохи Н.С.Хрущева,о разных подходах к изучению этой личности,а также о периоде,в котором наша страна получила послабления не только в политической жизни,но и в культурной.Ослабла цензура,получила развитие культура:открылись новые журналы,где печатались писатели и поэты,ранее запрещенные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Хрущевская оттепель:реальность и противоречия" »

Разработка урока :«Хрущевская оттепель:реальность и противоречия»













Разработала:Учитель истории Андрющенко М.А.











«Черногорский техникум торговли и сервиса»

















Черногорск,р.Хакасия

Урок «Хрущевская оттепель: реальность и противоречия».



Эпиграф урока:

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь, что будет, все равно.

Борис Пастернак





Цель урока – оценить деятельность Н.С. Хрущева.

Задачи:

1.выяснить противоречия в духовной жизни, политике и экономике в 50-е –нач. 60-х гг.

2.установить, как складывались взаимоотношения между творческой интеллигенцией и властью в 50-60-е гг.?

3.охарактеризовать тенденции в развитии духовной жизни общества в 1953-1964; проанализировать противоречивый характер оттепели в духовной среде;



Мы поговорим о весне 50-60-х годов, которая началась в нашей стране после тяжелой сталинской зимы. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем.

План урока:

1. События хрущевской оттепели

2.Десталинизация

3 Противоречия оттепели

4. Оттепель в искусстве : писатели и художники.

5. Конец оттепели

Слово учителя:

Что вам известно из истории о периоде «оттепели»?

Что вам известно о процессе десталинизации?(десталинизация- процесс «разоблачения культа личности Сталина»)

 Это период в истории СССР после смерти И. В. Сталина (конец 1950-х — начало 1960-х гг.), характеризовавшийся ослаблением тоталитарной власти, относительной свободой слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности. Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель». И. Эренбург назвал этот период «оттепелью» , наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки,

Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году.

С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. На XX съезде КПСС в 1956 году Никита Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии. Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг.



Период хрущевской оттепели характеризуется такими событиями:

  • Начался процесс реабилитации жертв репрессий, подавалось амнистии невинно осужденное население, родственники «врагов народа» стали невиновными.

  • Республики СССР получили больше политических и правовых прав.

  • 1957 год ознаменовался возвращением чеченцев и балкарцев на свои земли, с которых они были выселены в сталинское время в связи с обвинением в предательстве. Но такое решение не касалось поволжских немцев и крымских татар.

  • Также 1957 год знаменит проведением Международного фестиваля молодежи и студентов, что в свою очередь, говорит о «приоткрытии железного занавеса», смягчении цензуры.

  • Результатом этих процессов является появление новых общественных организаций. Профсоюзные органы подаются реорганизации: сокращен штат высшего звена профсоюзной системы, расширено права первичным организациям.

  • Были выданы паспорта людям, проживающим в селе, колхозе.

  • Стремительное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства.

  • Активное строительство городов.

  • Улучшение уровня жизни населения.

  • Н.С.Хрущев –первый советский лидер,побывавший с визитом в США.

 Просмотр документального фильма о Н.С.Хрущеве (8 мин)

Одним из главных достижений политики 1953 – 1964 гг. было осуществление социальных реформ, которые включали решение вопроса пенсионного обеспечения, увеличение доходов населения, решение жилищной проблемы, введение пятидневной недели. Период хрущевской оттепели был трудным временем в истории советского государства. За столь короткое время (10 лет) было осуществлено немало преобразований и нововведений. Самым главным достижением стало разоблачение преступлений сталинской системы, население открыло для себя последствия тоталитаризма.

 Культурные ценности этого периода впервые за долгий период не поддавались жесткой цензуре. Первыми на изменение ситуации в культурной жизни страны отреагировали писатели и поэты. Советские читатели смогли снова открыть для себя произведения авторов, имена которых тщательно скрывались в тридцатых и сороковых годах.
В литературу снова вернулись Цветаева, Есенин и Ахматова. Главной культурной ценностью эпохи стала поэзия.. Эйфория от открывшихся возможностей требовала эмоционального выплеска. С 1955 в стране стал проводиться праздник День поэзии.

В то же время широкую популярность получил жанр авторской песни. Официальная культура к такой самодеятельности относилась весьма неоднозначно, поэтому такие произведения редко попадали на пластинки, нечасто появлялись по радио или телевидению. Особой популярностью среди молодежи в шестидесятых и семидесятых годах пользовались Галич, Окуждава, Высоцкий.

Однообразие и парадность сталинской прозы сменилась новыми темами и стремлением писателей отображать в своих произведениях жизнь со всеми ее сложностями. Особая культурная ценность этого времени – литература, созданная писателями-«шестидесятниками». Множество интересных произведений появилось в жанре фантастики. Многие известные писатели с особой точностью освещали в своих сочинениях тему Второй мировой, представляя героические образы на фоне тяжелых военных будней. Особую роль в культурной жизни эпохи хрущевской оттепели играли литературные журналы. Среди журналов стоит выделить издание «Новый мир» и «Юность», «Молодая гвардия» и другие

Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике. Некоторые произведения этого периода получили известность и на Западе, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, "офицерская проза", несла важное понимание правды о прошедшей войне. Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950-1960, Виктор Некрасов в повести «В окопах Сталинграда», вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии «Живые и мертвые» (1959-1979). В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова «Пядь земли» (1959) и «Мертвые сраму не имут» (1961), Юрия Бондарева «Батальоны просят огня»(1957), Константина Воробьева «Убиты под Москвой» (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью.

Но все же полной свободы культурной жизни в те времена добиться не удалось.,период оттепели продлился недолго. Периодически с «неугодными» государству культурными деятелями жестоко расправлялись, лишая их доступа к зрителю, читателю или слушателю.

Уже с подавлением Венгерского восстания 1956года проявились чёткие границы политики открытости. Хрущёвская травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры. Окончательным завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964.

С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам, таким как Самиздат.

Рефлексия:

Сформулировать итоги хрущевской оттепели :

Политика хрущевской оттепели носила поверхностный характер, не затрагивала основ тоталитарной системы. Была сохранена господствующая однопартийная система с применением идей марксизма-ленинизма. Осуществить полную десталинизацию Никита Сергеевич Хрущев не собирался, ведь она означала признание собственных преступлений. А так как, отречься от сталинского времени полностью не получилось, то и хрущевские преобразования на долго не прижились. В 1964 году назрел заговор против Хрущева, и с этого периода начинается новая эпоха в истории Советского Союза.

 Домашнее задание:

1.Подготовить доклад ожизни и творчестве А. Солженицына


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Хрущевская оттепель:реальность и противоречия"

Автор: Андрющенко Марина Алексеевна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 230961


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства