Конспект урока "Иван Грозный позора или славы достоин?"
Конспект урока "Иван Грозный позора или славы достоин?"
Данная разработка представляет собой пример применения технологии критического мышления. Урок-ролевая игра проводится в форме урока-суда над эпохой Ивана Грозного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Иван Грозный позора или славы достоин?"»
Тема урока:Иван Грозный позора или
славы достоин?
Урок – суд в 10 классе.
Время – 2 ч.
Цели урока:
1) Через оценку личности Ивана Грозного и характера правления подвести учащихся к осмыслению исторической эпохи.
2) Развитие коммуникативных и дискуссионных навыков и умений учащихся.
3) Сформировать позитивное отношение к истории
своей страны и толерантность.
Оборудование:
1) Реквизит для инсценировки судебного заседания.
2) Выставка книг об этой эпохе.
3) В классе развешаны картины: « Царь Иван Грозный», « Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и другие.
4) На стенде высказывания историков об Иване Грозном и его правлении.
5) Сочинения учащихся, раздаточные карточки для групповой работы учащихся.
6) На доске народное сказание об Иване Грозном.
Основные блоки урока:
1) Организационно – вводный.
2) Ролевая игра – суд.
3) Коллективное обсуждение – экспертиза.
4) Итоговое обобщение (судебный приговор).
5) Домашнее задание: подготовка к итоговому тесту.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя:
А) Актуализация темы.
Б) Постановка познавательных задач.
В) Разъяснение порядка работы.
2.Судебное заседание.
Судья объявляет слушанье дела, представляет участников судебного
процесса и объясняет их права и обязанности.
Выступление прокурора.
Выступление адвоката.
Выступление подсудимого.
5) Судья вызывает для дачи показаний свидетелей защиты.
6) Показания дают свидетели обвинения.
7) Последнее слово подсудимого Ивана Грозного.
8) Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.
3.Коллективное обсуждение – экспертиза
Основная форма работы - групповая деятельность учащихся.
Для этого класс делится на 4 группы.
Слова учителя:
Личность Ивана Грозного и его эпоха нашли свое отражение в трудах историков, литературе, искусстве, народных сказаниях. Сейчас они будут в роли независимых экспертов.
1) Ознакомление с выставкой книг об этой эпохе (1 группа).
2) Оживление картины Васнецова «Иван Грозный» и краткий анализ других картин (2группа).
3) Краткая история кинофильма Эйзенштейна «Иоанн Грозный».
Можно сравнить Ивана Грозного и Сталина (3 группа).
4) Сравнительный анализ главных экспертов – историков (4 группа).
Высказывания историков показывают противоречивость этой эпохи.
5) Работа над источниками об Иване Грозном.
Каждая группа получает два исторических документа.
Цель: какой документ дает более объективную оценку.
6) Анализ 2-3 сочинений «Иван 4 – кто он: тиран или…?»
7) Предварительные выводы при помощи учителя. Для этого используется народное сказание, написанное на доске.
8) Судья оглашает судебный приговор.
9) Заключительное слово учителя и подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Подготовиться к итоговому тестированию.
Приложение 1
СУДЬЯ
I. Встать суд идёт!
Прошу садиться. Судебное заседание МОРГАУШСКОГО народного суда считаю открытым. Подлежит разбирательству уголовное дело по обвинению царя России Ивана Васильевича IV Грозного.
II. Сегодня, 27 ноября 2005 г. слушается дело Ивана IV Грозного. Обвинителем выступает прокурор Москов Алексей. Защиту будет представлять адвокат Васильева Анастасия.
Народные заседатели: Анисимова Ольга и Германова Олеся.
Секретарь суда: Александров Григорий. Подсудимый, разъясняю ваши права:
Имеет право знать, в чём обвиняется.
Знакомиться со всеми материалами дела.
Иметь защитника.
Участвовать в судебном разбирательстве.
Право на последнее слово.
Слово для обвинения предоставляется прокурору.
Слово для защиты предоставляется адвокату.
V.Подсудимый, Вы вызываетесь для допроса судом. Подсудимый,Ваше имя! (Ответ Ивана IV, ударяет посохом, к нему подбегает Малюта Скуратов). Как бы не так! Четыре века прошло, времена нынче другие.
Подсудимый, что вы можете сказать по сути предъявленных вам обвинений?
VI.Для дачи свидетельских показаний вызывается:
Няня Ивана IV. - (Васильева Надя)
Врач-психолог. - (Васильев Владимир)
Путешественница - (Алексеева Анастасия)
Купец - (Петров Дмитрий)
Чувашка - (Михайлова Светлана)
Итальянский зодчий Аристотель Фиорованти - (Удиванов Денис) Предупреждаю вас об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Свидетель ... расскажите, пожалуйста, суду всё, что вам известно по делу,
VII. Для дачи свидетельских показаний вызывается:
Боярыня Шуйская - (Николаева Надежда)
Служительница церкви - (Герасимова Оксана)
Крепостная крестьянка - (Кузьмина Светлана)
Горожанка из Новгорода - (Семёнова Надежда)
Путешественница - (Иванова Мария)
6. Жёны Ивана IV — (Кузьмина Светлана)
VIII. Судебное следствие объявляется законченным. Переходим к выслушиванию судебных прений.
IX. Слово предоставляется обвинителю.
X. Слово предоставляется защитнику.
XI. Последнее слово предоставляется подсудимому.
XII. Суд удаляется на совещание для постановления приговора.
Приложение 2
Боярин И.М. Катырев-Ростовский:
«Царь Иван по своему внешнему облику был некрасив. Нос у него был длинный и помятый. Высокий, худощавый, он, вместе с тем, был широкоплечим и мускулистым. Это был человек рассудительный и многоречивый, достаточно образованный, отважный в бою и всегда готовый встать за свое отечество. С подданными своими очень жесток, неумолим и склонен к пролитию крови и убиению; во время своего царствования множество народа от мала до велика погубил, многие города разорил. Тот же царь Иван сделал много благ. Его очень любили воины, ибо он из своих сокровищ давал безотказно потребное им».
Джером Горсей.
«Записки о России ХУ1~начала XVII в.»:
« В заключении скажу о Иване Васильевиче. Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос — настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный, сам по своей воле и разумению управлял как внутренними, так и внешними делами государства. Он был пышно захоронен в церкви архангела Михаила; охраняемый днем и ночью, он все время оставался столь ужасным воспоминанием, что, проходя мимо или упомянув его имя, люди крестились и молились, чтобы он вновь не воскрес».
Приложение 3
Историки об Иване Грозном:
«Тиран умер, как жил…»(Карамзин Н.М.)
«Не произнесет историк слово оправдания такому человеку»(Соловьев С.М.)
«В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в котором было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной Рады»(Кобрин В.Б.)
«Советские историки 1930-50 годов изображали Ивана Грозного патриотом Русской земли, который в интересах народа вел беспощадную и справедливую борьбу против реакционного боярства, ставшего на путь государственной измены».
Можно ли считать достоверным образ Ивана IV Грозного, созданный в нижеследующем народном сказании?