kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории по теме "Преображение России. Реформы Петра Великого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 Общеобразовательные:  знакомятся с необходимостью петровских реформ; уясняют  смысл экономических реформ и их влияния на последующую жизнь России; прослеживают связь между экономическими реформами и социальными изменениями.   

Познавательные:   ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач,  выбирают наиболее эффективные способы их решения; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся  к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий, сопоставляют различные источники, обобщают материал и делают выводы.

Тип урока: изучение нового материала

Технология модульного обучения.

Учащиеся работают в парах, в группах, самостоятельно изучают новый материал, работая с учебником и дополнительной литературой.  Заслушиваются представители групп, делаются выводы, после чего выполняются тестовые задания. После каждого вида работы, учащиеся выставляют в оценочные листы себе оценки .

Использование данной технологии позволяет добиваться высокого качества усвоения учебного материала,  вызывает интерес к обучению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории по теме "Преображение России. Реформы Петра Великого" »

Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при исправительной колонии»

Урок истории в 10 классе

Учитель

Афанасьева Валентина Алексеевна

1 квалификационная категория.

Мариинск

2014-2015 уч.г.



Тема урока. Преображение России. Реформы Петра Великого.

Цели урока:

Общеобразовательные: знакомятся с необходимостью петровских реформ; уясняют смысл экономических реформ и их влияния на последующую жизнь России; прослеживают связь между экономическими реформами и социальными изменениями.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий, сопоставляют различные источники, обобщают материал и делают выводы.



Оборудование:

История России, конец XYII- XIXв.: Учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. А.Н. Сахарова. -4-е изд. –М.: Просвещение,1998

С.Князьков. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М., Планета 1981

Н.И. Павленко. Петр Первый и его время. М., Просвещение. 1989



План урока.

  1. Мотивационная беседа

  2. Входной контроль.

  3. Изменения в экономике.

  4. Изменения в сословиях.

  5. Реформы государственного управления.

  6. Завершающий контроль.

  7. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Мотивационная беседа: Интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития. Петр I оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Его справедливо называют реформатором и западником. Преобразования, проведенные на рубеже двух столетий, во время царствования Петра I , представляют собой - целую систему, охватывая все стороны жизни большого государства. Тема нашего сегодняшнего урока: Преображение России. Реформы Петра Великого.

На уроке вам предстоит узнать:

Были ли так необходимы эти преобразования? В каких сферах жизни российского государства они произошли? Какими методами осуществлялись? Каковы были результаты этих реформ?



На уроке мы будем сопоставлять различные источники, делать выводы на основе их анализа. Индивидуальная работа будет сочетаться с групповой. Кроме того, вам предстоит оценивать результаты своей работы и результаты работы своих товарищей.



  1. Входной контроль: (время выполнения 5 минут)

Цель: в ходе выполнения тестовых заданий учащиеся должны прийти к выводу о том, что реформы были вызваны экономическим отставанием России от передовых стран Запада.

Тест на различение

Отметьте цифрами:

  1. элементы барщинного хозяйства;

  2. новые черты в экономике России.

Хлеб становится товаром ( ), господство натурального хозяйства ( ), наличие у крестьянина надела, предоставляемого помещиком ( ), рост городов ( ), внеэкономическая зависимость крестьянина от феодала ( ), выделение новых ремесленных специальностей ( ), примитивная техника земледелия ( ), специализация районов ( ), возникновение мануфактур () развитие торговли( ).

Тест на сравнение

Что экспортировала Россия в первой четверти XYIII века:

а) краски, вина, щелк, сукно;

б) пряности, сахар, предметы роскоши;

в) лес, кожу, лен, пеньку;

г) все вышеперечисленное.

Что импортировала Россия в первой четверти XYIII века:

а) металл, станки, оружие, стекло;

б) хлеб, мясо, масло;

в) шерстяные и шелковые ткани;

г) драгоценные металлы и изделия из них.

Задание.

Прочитайте отрывок из книги ( С.Князьков. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М. Просвещение. 1991. С 329)

« Торгово – промышленная жизнь Московского государства не отличалась ни особой живостью, ни многообразием предметов своего оборота и производства. Она вся еще сосредоточивалась на разработке зоологических богатств края, леса и, конечно, на обработке земли, а по устройству и приемам едва только к середине XYII в. начинает выходить из обстановки, так называемого натурального хозяйства, которое свои несложные продукты производит для самого себя и само все их потребляет.

Вся страна обходилась собственным производством и только в редких случаях пользовались изделиями соседей. В некоторых местностях существовали промыслы, которыми занимались не отдельные лица, а целые деревни. Занятия промышленностью носило, таким образом, домашний характер».

На основании тестов и документа сделайте вывод:

  1. Россия встала на путь преобразований, потому, что так захотел Петр I;

  2. Россия нуждалась в преобразованиях, потому что все более отставала от западных стран ;

  3. Преобразования в России отвечали интересам большинства населения страны;

  4. Если вы не удовлетворены ни одним из этих вариантов, предложите свой.



Тесты проверяются самими учащимися и оцениваются.

Критерии: №1-1 б., №2 -1 б., №3 – 2 б.

Вывод:

Россия нуждалась в преобразованиях, потому что все более отставала от западных стран ;

Преобразования в России отвечали интересам большинства населения страны;

( слайд)



  1. Экономическое развитие.

Цель: работая в группах, учащиеся фиксируют свое внимание на экономических реформах и делают выводы об их значении для дальнейшего развития страны. Затем, учащиеся выслушивают ответы каждой группы.



История России, конец XYII- XIXв.: Учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. А.Н. Сахарова. -4-е изд. –М.: Просвещение,1998 . П 43. С.32-35.

Чтение текста и выполнение заданий. Время выполнения 7-8 мин.

1 группа

  1. Перечислите реформы, направленные на развитие промышленности, с/х-ва. ( максим. кол-во бал.-2)

2 группа

  1. Перечислите реформы, направленные на развитие торговли и транспорта. ( мак. кол-во бал.- 2)



После выступления представителей каждой группы выполняется контрольное задание. Оценивается учителем и учениками - экспертами, выставляются баллы в оценочные листы. ( Максимальное кол-во бал. -5)



Контрольное задание:



1.Перечислите экономические реформы.

2. Укажите отличия российских мануфактур от западных.



Материал для проверки.

I

  1. 1715г, 1718 г. указы, узаконившие продажу крестьянами полотна для городов и поощрение мелкого производителя Демидова.

  2. Создание Главного магистрата для помощи владельцам мануфактур.

  3. 1722 г указ о создании цехов для помощи ремесленникам.

  4. Указ об организации поисков руды и строительстве в этом месте предприятий.

  5. Увеличение мануфактурного производства с разделением труда.

  6. Поощрение развитию новых отраслей промышленности: сереброплавильные, оружейные, бумажные, цементные, сахарные, шпалерные и др.

  7. 1724 г- таможенный тариф. Протекционизм

  8. Введение в оборот новых посевных площадей



II

Российские мануфактуры отличались от западных тем, что на них в большинстве случаев использовали труд приписных (государственных, черносошных) и посессионных ( купленных) крестьян.

Слайд

Вывод: основные преобразования в экономике направлены на создание собственной промышленности, развитие торговли, разработку полезных ископаемых.

IY. Изменения в сословиях.

Цель: проследить связь между экономическими реформами и социальными изменениями.

Время выполнения 10 мин., максим. кол-во бал. -3.

Работая в парах, ученики обсуждают вопросы:

  1. Какие изменения произошли в сословиях, почему?

  2. Перечислите изменения, произошедшие в дворянском сословии.

  3. Какую роль в петровских преобразованиях сыграла «Табель о рангах»?



Контрольное задание.

Оценивает учитель, мак. оценка -5 бал.

  1. Перечислите новые сословия, появившиеся в России в нач. XYIIIв.

  2. Какой петровский указ укрепил положение дворянства?



Материал для проверки

I

  1. «Подлые люди, обретающиеся в наймах и в черновых работах». – не участвующие в выборах представителей городского самоуправления.

  2. Знатные граждане: 1-ая гильдия –доктора, аптекари, шкиперы, интеллигенция; 2-ая гильдия – ремесленники, торговцы; особая группа –купцы, торговавшие с заморскими странами, имеющие особые привилегии.

II

23 марта 1714 г. указ о единонаследии.

Вывод: экономические преобразование привели к изменениям в социальной жизни.

Y. Реформы государственного управления.

Цель работы: выяснить к каким изменениям в России привели реформы государственного управления.

Источники . История России, конец XYII- XIXв.: Учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. А.Н. Сахарова. -4-е изд. –М.: Просвещение,1998 . П 43. С.35-37.

Н.И. Павленко. Петр Первый и его время. М., Просвещение.1989

С.Князьков. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. Москва. 1909.

Время выполнения 10-15 мин.

Ребята работают в микрогруппах, обсуждают вопросы:

  1. Назовите новый законодательный орган, появившийся в России?

  2. Какие функции выполняли фискалы?

  3. С какой целью введена должность генерал- прокурора?

  4. Какие органы сменили Приказы?

  5. Назовите центральный орган управления церковными делами.

  6. Какие изменения в управлении произошли на местах?

После обсуждения вопросов в микрогруппах, выполняется контрольное задание, которое проверяют сами учащиеся. (Мак. кол-во бал. -5.)

Контрольное задание.

Перечислите отличия Сената от Боярской думы, коллегий от приказов.



Материал для проверки

  1. Сенат имел судебную власть, административно- управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы принимали решения коллегиально. Зависимость царя от Сената была гораздо большей.

  2. В отличии от приказов в коллегиях были строго распределены функции, поэтому управление значительно упростилось.

Слайд ( проверка работы, выставление баллов)

Слайд.

YI. Подведение итогов работы.

  1. Итак, реформы были необходимы.

  2. Основные преобразования в экономике направлены на создание собственной промышленности, разработку полезных ископаемых.

  3. Реформы в сословиях вызваны экономическими преобразованиями.

  4. Реформы государственного управления способствовали укреплению абсолютной власти императора.

YII. Завершающий контроль.

Цель работы: выявить степень усвоения материала.

Проверка идет с помощью тестовых заданий. Максимальное кол-во бал. 7 бал.

Задание 1.

В 1700 г. в России было выплавлено 150000 ( 2400 тонн) пудов чугуна, а в 1725 г – 800000 (12 800 тонн) пудов. Для чего это было необходимо? Почему стал возможным столь резкий прирост производства?

К каким последствиям должен был привести бурный рост металлургического производства в XYIII в.?



Задание 2.

В 1700 г. Россия вывозила пеньку, лен, сало, сырую кожу, смолу, мачтовый лес.

В 1725 г. к этим товарам добавились: железо, полотно.

Что можно сказать об изменениях, произошедших в России за четверть века, если основываться только на этих фактах?

Тест 3.

В 1722 г. была учреждена должность генерал – прокурора Сената. Что входило в обязанности этого чиновника, прозванного «оком государевым»?

А) руководить работой Святейшего Синода;

Б) хранить государев интерес и предупреждать должностные правонарушения;

В) быть личным охранником царя.

Тест 4.

Создание Духовной коллегии /Святейшего Синода/ свидетельствовало:

А) о подчинении церкви государственной власти;

Б) о том, что император был набожным человеком;

В) о стремлении Петра Великого преодолеть старообрядческий раскол.

Тест 5.

Табель о рангах это-:

А) законодательный акт, определявший прохождение службы чиновниками;

Б) воинский устав;

В) документ, который предоставлял возможность сделать чиновничью или военную карьеру выходцам из податных сословий.



Тест 6.

Чем больше возможность обеспечить потребность в данном товаре за счет отечественного производства, тем выше ввозные пошлины. Это принцип экономической политики, которая называется:

А) протекционизм;

Б) меркантилизм;

В) физиократия.

Тест 7.

Петровские реформы:

А) ускорили экономическое развитие России;

Б) обеспечили победу России в Северной войне;

В) предопределили экономическое отставание России от стран Запада;

Г) тяжким бременем легли на плечи народа;

Д) разрушили российскую государственность;

Е) обеспечили быстрое развитие страны;

Ж) укрепили российское государство.

YIII. Подведение итогов урока.

Слайд. ( проверка выполнения заданий, выставление баллов в оценочных листах, выставление оценок за работу на уроке).

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке по 10 –ти балльной системе.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания , усвоил весь материал -9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично -7- 8 баллов

Мало что понял, необходимо еще поработать -4-6 баллов.

Как я работал на уроке? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой -9-10 баллов.

Допустил ошибки -7-8 баллов.

Не справился -4-6 баллов.

Как работала группа, учебная пара?

Дружно, совместно разбирали задания -9-10 баллов.

Не все участвовали в обсуждении -7-8 баллов.

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок -4-6 баллов.

Сформулируйте Ваше мнение об уроке. Что понравилось? Ваши пожелания.

Спасибо за урок!

Приложения.

Дополнительный материал к уроку.

Сенат был образован указом 2 марта 1711г. Он заменил старинную Боярскую думу. Чем не устраивала Петра Боярская дума, в чем смысл и значение проведенной реформы?

В комплектовании Боярской думы сложились определенные традиции. Это было учреждение аристократическое. Именно отпрыски родовой знати, или, как тогда говорили, породных людей шаг за шагом поднимались по ступенькам карьеры, пока не достигали чина боярина. Боярский чин был пожизненным.

Сложившиеся традиции пожалования в бояре приводили к тому, что в высшем правительственном учреждении находилось немало людей, которые могли похвастаться только породой, а не умением управлять огромной страной.

Царь, однако, был лишен возможности неспособного боярина заменить другим представителем дворянства, более одаренным и подготовленным.

По-иному происходило комплектование Сената. Сенатор - не чин, а должность. Назначение в Сенат, как и освобождение от присутствия в нем, производилось царем, руководствовавшимся при этом отнюдь не породой, а способностями кандидата в сенаторы. В итоге зависимость сенатора от царя была неизмеримо больше, чем у боярина. В этом проявилась одна из черт утверждавшейся в России абсолютной, т.е. неограниченной монархии.

Н.И. Павленко. Петр Первый и его время. М. Просвещение.1989. с.91-92.



Цель проведения губернской реформы станет понятной, если мы вспомним о событиях, ей предшествовавших, - астраханском восстании, восстании на Дону, а также волнениям в Башкирии. Губернские учреждения должны были укрепить местную администрацию. Огромные права губернатора позволяли ему оперативно подавлять вспышки недовольства в самом зародыше. Учреждение губерний давало правительству еще одно преимущество – появилась возможность более эффективно взимать налоги, набирать рекрутов и мобилизовать людей на строительные работы.

Н.И. Павленко. Петр Первый и его время. М. Просвещение.1989. с.76.

Трудно теперь сказать, как и когда пришел Петр к мысли о необходимости развития в России торговли и промышленности. Вероятно, его первое заграничное путешествие, наглядно вскрывшее перед ним промышленные успехи Запада, посеяло в нем твердое желание достичь и в России таких же успехов. Желание удешевить содержание войска и флота привело к мысли, что всего дешевле было бы вырабатывать у себя все нужное для экипировки и вооружения, а так как фабрик и заводов, которые могли бы исполнить эту задачу, нет, то их надо построить.

Сознавая, что Россия не только не уступает, но и превосходит другие страны обилием природных богатств, Петр решил, что государство должно взять на себя эту разработку. По всей России были предприняты Петром розыски тех мануфактурных промыслов, которые могли бы при поддержке развиться в крупные предприятия.

Н.И. Павленко. Петр Первый и его время. М. Просвещение.1989. с.342.









Оценочный лист

Фамилия_____________

Имя_______________

Класс_________________

Входной контроль

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

Работа в парах, группах

итог












Экономическое

развитие




















Изменения в сословиях




















Реформы государственного управления




















Завершающий контроль




















Количество баллов

Оценка

30-35 б

5

20-30б

4

10-20б

3

до 10б

Требуется дополнительная подготовка по теме урока






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока истории по теме "Преображение России. Реформы Петра Великого"

Автор: Афанасьева Валентина Алексеевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства