конспект урока истории Казахстана "Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в 18 веке"
Конспект урока истории Казахстана "Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в 18 веке"
Показать предпосылки присоединения Казахстана к Росси; подвести учащихся к выводу о том, что сближение России и Казахстана было взаимовыгодно, показать негативную роль отсутствия единой позиции среди представителейжузов; раскрыть роль Абулхаира в процессе консолидации трех жузов.
Разногласия среди степной аристократии явились одной из причин, безболезненного изъятия земель у казахов Младшего жуза в пользу казаков. Изъятие земель и колониальная политика России в Младшем жузе в середине 18 века, вынудила казахов устанавливать торговые связи с Цинской империей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории Казахстана "Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в 18 веке" »
8 класс.
Тема: « Социально – экономическое и политическое развитие Казахстана в XVIII веке. Внутреннее и внешнее положение Казахских ханств в первой четверти XVIII веке».
Цель: 1. показать предпосылки присоединения Казахстана к России: подвести учащихся к выводу о том, что сближение России и Казахстана было взаимовыгодно; показать негативную роль отсутствия единой позиции среди правителей жузов; раскрыть роль Абулхаира в процессе консолидации трёх жузов;
2. начать работу над развитием системного мышления учащихся и навыков самостоятельной работы на уроке.
3.Воспитывать любовь к своей земле, родине.
Метод проведения урока: системный подход.
Материалы и оборудование: портреты ханов Абулхаира, Семеке и Кучука, Жолбарыса, карта «Казахстан в конце XVII – первой четверти XVIII в.»
План урока:
I. Знакомство учащихся с целью урока и постановка проблемных заданий.
Проблемные задания (записи на доске):
1.Какие социально – экономические и политические факторы способствовали сближению России и Казахстана?
2.Какие трудности стояли на пути сближения России и Казахстана?
3. Почему в деле консолидации (сближения) казахских земель выбор пал на хана Абулхаира?
II. Работа с таблицей. (Основные пункты таблицы заранее отпечатаны на принтере. Таблица вывешивается на магнитной доске и заполняется по отпечатанным пунктам по ходу изучения урока.
Тема
Внутреннее и внешнее положение казахских ханств в первой четверти XVIII в.
Основное содержание
Строительство военно – опорных пунктов в Верхнем Прииртышье. Заинтересованность России в природных ресурсах Казахстана. Строительство укреплённых пунктов на границах с Казахстаном. Развитие транзитной торговли России, проходящей через казахские степи.
Анализ данных
Социально – экономические и политические предпосылки присоединения казахских земель.
Внутреннее положение казахских ханств.
Роль Абулхаир хана в консолидации казахского общества.
Влияющие факторы
Стремление России к расширению границ на Востоке.
Установление и расширение экономических и дипломатических связей между Россией и среднеазиатскими странами.
Русско – шведская война 1701 – 1721 гг.
Борьба казахских ханств против ойратских завоевателей
Проблемы
Военно – колонизационные мотивы России.
Осень 1715 года – смерть Тауке – хана, обособление казахских жузов.
Вражда между влиятельными султанами, старшинами и независимыми ханами трёх жузов.
Исследования
Параграф №1, документ « О казахско – калмыцких отношениях, рефераты и доклады.
III. Работа в группах.
Задание первой группе:
Составьте таблицу (по данным страниц 5-6) «Расширение Русского государства и рост торговых и дипломатических связей с Сибирью и Средней Азией в XVI – XVII веках».
Годы и события.
Куда расширялись границы и с кем устанавливались связи
1552 год.
Падение Казанского ханства. (Волжская Татария).
1556 год.
Присоединение Астраханского ханства.( Выход в Каспийское море).
Выход к южным границам Джунгарии. Ключи к торговли с Востоком.
Задание четвёртой группе:
1.Заполните таблицу, характеризующие деятельность хана Абулхаира (по данным страниц8-9):
Положительные черты деятельности
Отрицательные черты деятельности.
Смелый воин и умелый полководец.
Создатель народного ополчения.
Личные амбиции и честолюбие. Своей деятельностью положил начало потери независимости казахского государства.
Тонкий политик и дипломат. Сплотил ханов и старшин Младшего жуза. Избирался великим ханом.
Стремился к независимости Младшего жуза от Казахского ханства. Подрывал единство казахской народности.
Задание пятой группе:
Подготовить класс к игре «Плохой – хороший». «Хан Тауке – как историческая личность».
«Хороший».
«Плохой».
Аз –Тауке. Законодатель. Принял свод законов - «Жетты Жерге».
Под старость лет плохо справлялся с функциями главного верховного хана.
Реформатор. Суд биев.Укрепил верховную власть, сохранил единство
и независимость ханства в борьбе с Джунгарией.
Обидел многих ханов, сделав их его личными врагами.
IV.Закрепление материала в обобщении сказанного учениками, в ответе на вопросы 1-3 с.9 учебника и записи опорных слов – краткий план параграфа:
Рост Российского государства, выход России к границам Казахского ханства, рост торговли с Востоком, Транзитная торговля через Камский речной путь, оживление дипломатических связей со странами Средней Азии, строительство острогов и крепостей по речным путям усиление Джунгарии, возрастание опасности нашествия джунгаро-ойратских племён, ослабление власти Тауке-хана, сепаратизм правителей
3-х жузов, возрастание политической роли султанов и старшин, сближение интересов России и Казахстана.
Дома: прочитать введение учебника с.3-5, составить исторические (письменно) портреты сподвижников и врагов Абулхаира: Семеке, Кушука, Жолбарыса, Ералы, Нуралы, Барака, Богенбая.