kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация «Жизнь, отданная борьбе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-конференция : «Жизнь, отданная борьбе»

Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем значительнее предстаёт в нашем сознании подвиг народа, спасшего мир от фашизма. К таким относится подвиг татарского поэта и воина Мусы Джалиля.

 Жизнь поэта была подвигом. Подвигом было его творчество, навеки сохранившее живой огонь борьбы. Имя Мусы Джалиля стало символом героизма, стойкости, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу.  Когда-то Джалиль сказал: “Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать”. Его стихи живы и будут жить вечно. Данный урок - память о поэте и о тех, кто отдал жизнь за нас.

    Цель нашей конференции -   расширить и углубить знания  о жизни и творчестве  М. Джалиля во время Великой Отечественной войны,  рассказать  в каких условиях появились на  свет «Моабитские тетради» и познакомить с некоторыми стихами из этого сборника, показать жестокость фашизма.

  Мы все в долгу перед теми, кто не вернулся с войны, кто отдал жизнь за то, чтобы жила Родина. Чем  можно отплатить  этот долг? Только памятью о тех, кто остался на полях сражений. Наш долг - передать память и уважение к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству следующим поколениям.  …   Джалиль ушел  из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за  пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Джалиль писал, что надо "жить, так, чтобы и после смерти не умирать". Жить не ради жизненного соблазна, славы или богатства, а ради правды и свободы, ради справедливости. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК»

Урок-конференция : «Жизнь, отданная борьбе»

(по типу: урок овладения новыми знаниями;

по форме: урок-конференция)

Цели урока:


Обучающие:

- познакомить учащихся с трагической судьбой и творчеством татарского поэта М.Джалиля;

- расширить и углубить знания учащихся о жизни М. Джалиля;

- изучая творчество Мусы Джалиля, обратить внимание на мужество и героизм поэта-узника;

- помочь услышать страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи;

- формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской работы;

- рассказать и показать жестокость фашизма, ужасы концлагерей.


Развивающие:развивать у учащихся

- аналитическое мышление;

- умения творчески выполнять домашнее задание;

- умения воспринимать и слышать информацию при её устном изложении;

- самостоятельно работать с информацией, выделять главное.


Воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества;

- воспитывать тактичность и чувства коллективизма (в ходе групповой работы).



Работа над понятиями: патриотизм, чувство долга


Средства обучения: компьютерная презентация, портрет М.Джалиля, фонохрестоматия “Реквием и Победа”, результаты исследований учащихся по творчеству М. Джалиля.

Литература к уроку:

Рафаэль Мустафин «По следам поэта-героя» Москва, Детская литература;

Воздвиженский В.Г., «Моабитские тетради» Мусы Джалиля. Москва;

Бикмухаметов Р., Муса Джалиль. Критико-биографический очерк. Москва.


Подготовка к уроку:

Заранее учащиеся были поделены на группы для исследовательской работы.

Парты расставляются так, чтобы учащиеся могли работать вместе. У каждой группы-таблички с условными названиями: “Эксперты”, “Историки”, “Литературоведы”.



Эпиграф к уроку:

Пусть палача кровавая рука

Отрезала тебе дорогу к дому,

Ты с нами, друг Муса, и на века

Среди живых шагать тебе живому.


Ход урока.

Парты расставляются так, чтобы учащиеся могли работать вместе. У каждой группы-таблички с условными названиями: “Эксперты”, “Историки”, “Литературоведы”.


Вступительное слово учителя:

Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем значительнее предстаёт в нашем сознании подвиг народа, спасшего мир от фашизма. К таким относится подвиг татарского поэта и воина Мусы Джалиля.

Жизнь поэта была подвигом. Подвигом было его творчество, навеки сохранившее живой огонь борьбы. Имя Мусы Джалиля стало символом героизма, стойкости, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу. Когда-то Джалиль сказал: “Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать”. Его стихи живы и будут жить вечно. И пусть сегодняшний наш урок будет лучшей памятью о поэте и о тех, кто отдал жизнь за нас.

Цель нашей конференции - расширить и углубить знания о жизни и творчестве М. Джалиля во время Великой Отечественной войны, рассказать в каких условиях появились на свет «Моабитские тетради» и познакомить с некоторыми стихами из этого сборника, показать жестокость фашизма.

В процессе подготовки к конференции учащиеся были поделены на группы, каждая группа проводила сбор информации по своей направленности. Сегодня мы попытаемся восстановить хронологию судьбы поэта - героя во время войны.

С именем Мусы Джалиля вы все знакомы. Знаете, что Джалиль - национальный герой татарского народа, но, наверняка, не все знаете, как Джалиль пришёл к бессмертию.



Слово имеет группа историков.

22 июня 1941 года мирный труд советских людей был прерван внезапным вторжением фашистких войск на территорию Советского Союза.

Буквально на следующий день Джалиль отнес заявление в военкомат с просьбой отправить его на фронт. 13 июля получил повестку и стал рядовым артиллерийского полка. Однако, узнав, что Муса Джалиль поэт и бывший председатель Союза писателей, его хотели или демобилизовать, или оставить в тылу. Тогда Джалиль воспротивился: "Поймите, я поэт! Не могу же я, отсиживаясь в тылу, призывать к защите Родины. Мое место среди борцов». Джалиля направили на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага».

Летом 1942 года фашистам удалось окружить вторую ударную армию, в рядах которой сражался Джалиль, и отрезать её от основных сил советских войск. Больше двух месяцев бойцы вели в окружении ожесточённые бои с немецко-фашистскими захватчиками. Много дней и ночей ползли они по болотам, укрываясь в глубоких воронках, принимая неравные бои. Кончились продукты, не хватало снарядов и патронов. Никто не думал сдаваться фашистам. Но вырваться из вражеского окружения им не удалось… 26 июля Муса с группой бойцов на машине пытался проскочить к своим. Но посыпались мины. От прямого попадания машина взлетела на воздух, шестеро бойцов погибли. А тяжело раненный, потерявший сознание старший политрук Муса Джалиль взрывной волной был отброшен в сторону… Он пришёл в себя уже в плену.

ЛИТЕРАТОРЫ. В своем стихотворении «Прости, Родина!» он излил своё первое горе, желание отомстить врагу, желание помочь родине в её схватке с фашистами.


Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.


Кто посмеет сказать, что я тебя предал?

Кто хоть в чем-нибудь бросит упрек?

Волхов - свидетель: я не струсил,

Пылинку жизни моей не берег.

В последней строфе звучит тоска о том, что пистолет дал осечку и он, раненый, попал в руки врагов.


Что делать?

Отказался от слова,

От последнего слова друг-пистолет.

Враг мне сковал полумертвые руки,

Пыль занесла мой кровавый след...


В основе стихотворения лежит мысль о непокорённости, о несокрушимом мужестве, о верности родным, народу, родине.


УЧИТЕЛЬ: С этого момента, до 25 августа 1944 года, когда над его головой сверкнул нож фашистской гильотины, прошел 791 день… 791 день лицом к лицу со смертью… 791 день унижений, изматывающих допросов в гестаповских застенках и не прекращающейся ни на день, ни на час, борьбы… Перестали приходить его письма родным и знакомым, перестали поступать в редакцию газет и журналов его стихи. Джалиль пропал без вести.

Теперь мы можем довольно точно проследить путь Джалиля с того момента, когда он, попав в окружение на Волховском фронте, казалось бы, надолго был вычеркнут из списков активных борцов с фашизмом. Но на деле все произошло не так. Муса был жив и, значит, не покорен.

Раненого поэта бросили в Холмский лагерь. Оттуда его перевели в Демблин, потом в лагерь под Вустрау, а весной 1943 года Джалиль попал в Радомский лагерь. Здесь он вошел в подпольную организацию советских военнопленных.




Слово имеет группа экспертов.

После поражения на Волге в 1942году фашисты пытались сформировать из военнопленных нерусских национальностей легионы, чтобы отправить их на фронт против советских войск. По всем концлагерям насильно вербовали узников в легион «Идель-Урал».

Подробнее о легионе Идель - Урал

В приказе от 15 августа 1942 года указывается:

1. Создать легион из татар, башкир и говорящих по-татарски народов Поволжья.

2. Татар, приписанных к Туркестанскому легиону, перевести в Волго-татарский легион.

3. Военнопленных татар срочно отделять от остальных и направлять в лагерь Седльце.

4. Созданный легион использовать, прежде всего, в борьбе против партизан.


Командиром Волго-татарского легиона был назначен майор Оскар фон Зеккендорф.

Фашисты вели идеологическую обработку пленных в антисоветском духе, чтобы использовать их в военных действиях против советской армии.

Джалилю предлагали работать в бюро пропаганды комитета “Идель-Урал”. Гитлеровцы надеялись на успех, если в формировании легионов будет участвовать известный татарский поэт. Джалиль принял смелое решение - после долгих раздумий он согласился и, пользуясь свободой, стал разъезжать по лагерям, организуя людей на борьбу. Но следует заметить, что подпольная работа в Татаро-башкирском легионе началась задолго до того, как Джалиль получил возможность к ней подключиться.

В очерках об одном из джалильцев - Ахмете Симаеве - многие исследователи признают: это был профессиональный журналист, подготовленный разведшколой для деятельности в тылу врага, заброшенный через линию фронта еще в феврале 1942 года. Есть предположение, что и в комитет "Идель-Урал" А. Симаев был внедрен для ведения подрывной работы уже в конце 1942 года. Именно под его руководством осуществлялся набор военнопленных татар и башкир в тот самый батальон, что восстал против немцев. Именно Симаев руководил изданием и распространением патриотических листовок по лагерям. Он же, по свидетельству многих легионеров - в частности, Салиха Ганеева, - нашел Джалиля в лагере для военнопленных и разъяснил возможность подпольной работы в легионе. Именно под его ответственность военнопленного Джалиля перевели в комитет "Идель -Урал".

Известно, что Ахмет Симаев поручил Джалилю сформировать группу для связи с Красной Армией. Именно за эту связь (по рации или через посыльных) немцы впоследствии приговорили Симаева к смертной казни в одном списке с Джалилем. Наконец, известно и то, что Симаев сам писал стихи и переводил на русский язык стихи Джалиля.

Таким путем Муса Джалиль создает широко разветвленную подпольную антифашистскую организацию, в которую вовлекает наиболее стойких и смелых патриотов для срыва замысла фашистов. Муса Джалиль в плену числился как Гумеров, он занимался "культурным обслуживанием" военнопленных. Но для Мусы это был только повод связаться с людьми, вести агитационную работу, поддерживать боевой дух в советских воинах, попавших в неволю.



Они делали листовки и редактировали газету "Идел-Урал". Выступали на концертах с народными песнями, песнями татарских композиторов, читали стихи Тукая, Такташа. И на этих концертах у людей пробуждалось чувство патриотизма, гордости за свою культуру и народ, и тем сильнее рождалось чувство ненависти к захватчикам.

Одна из последних официальных версий роли Джалиля в судьбе легиона "Идель - Урал" подана Р. Бикмухаметовым в 1989 году. Суть ее коротко состоит в следующем. Основываясь на воспоминаниях самих легионеров, автор не раз подчеркивает: "Деятельность подпольной организации сводилась к тому, чтобы готовить батальоны к выступлению против гитлеровцев на фронте. Джалиль был как бы душой организации, самым любимым и уважаемым человеком... Его называли орлом. Если Абдулла Алиш был его правым крылом, то Гайнан Курмаш был левым". Джалиль и его соратники делают все для того, чтобы сорвать преступные планы немцев. Легион находился недалеко от станции Едльня, в Радоме (Польша). Их было двенадцать.

Когда вступали в подполье, люди произносили примерно следующую клятву: «Вступая в подпольную организацию, я обязуюсь бороться с врагом до последнего дыхания, беспрекословно выполнять все задания старшего группы, всемерно помогать родной Отчизне. Даю слово, что, если потребуется, я без колебаний отдам жизнь для блага Родины. Клянусь, что если буду схвачен врагом, то, несмотря ни на какие муки и страдания, не скажу о подпольной организации, о друзьях ни слова. Если же я нарушу эту торжественную клятву, считайте меня врагом Родины, лакеем фашистов». И они не нарушали верность, не изменяли Родине и боролись.


Слово имеет группа историков.

В легионе "Идель-Урал" было несколько батальонов, самый известный из них 825. В конце февраля 1943 г. близ Витебска батальон численностью около 900 человек почти в полном составе перешел на сторону одного из отрядов Первой витебской партизанской бригады. После этого гитлеровцы не решались отправлять другие батальоны на фронт. И это заставило подпольную организацию менять тактику борьбы. Велась тщательная подготовка к вооруженному восстанию. Был намечен день восстания, установлены связи с украинскими и польскими партизанами. В начале августа 1943 года Муса Джалиль лично вел переговоры с польскими партизанами. На 14 августа 1943 года было назначено восстание в легионе. До счастливого боевого дня осталось четыре дня. Но... 10 августа 1943 года Мусу Джалиля арестовали гестаповцы. Среди джалильцев оказался предатель - бывший студент Султан, подпольщик, перешедший на сторону нацистов. Именно он написал донос на Мусу Джалиля (после ареста поэта, студента наградили немецкой медалью). Муса был заточен в Моабитскую тюрьму.


Тянулись долгие месяцы следствия, допросов, пыток. Джалиль и его соратники подверглись нечеловеческим пыткам. Их били нещадно, пытали голодом, но самым горьким было то, что фашисты грозили Джалилю распустить слухи, что он является немецким подручным, что он предатель. До Казани дошли страшные слухи о том, что Джалиль предал Родину.





ЛИТЕРАТОРЫ. Ничто не могло сломить воли поэта и его сподвижников. Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека.


Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут: «Устал он, отстал он, упал»,-

Не верь дорогая! Слово такое

Не скажут друзья, если верят в меня.


Кровью со знамени клятва зовет:

Силу дает мне, движет вперед.

Так вправе ли я устать и отстать,

Так вправе ли я упасть и не встать?


Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут: «Изменник он! Родину предал»,-

Не верь, дорогая! Слово такое

Не скажут друзья, если любят меня.


Слово имеет группа историков.

Тюрьма Моабит среди фашистских заведений подобного рода выделяется тем, что за все годы ее существования отсюда не совершено ни одного побега. И усиленная охрана, и сложная система сигнализации, и строгий тюремный распорядок - все было направлено на то, чтобы в зародыше растоптать в узнике мысль о возможности спасения.

В таких условиях могли сломиться физически и морально даже сильные люди. Татарский поэт верит, что его смерть будет способствовать продолжению жизни! Ведь длительность жизни измеряется не числом прожитых лет, а тем, что ты сделал для Родины, для народа.Сидя в немецких застенках, Джалиль верил в победу нашей Родины, в победу над фашизмом.


Литераторы.

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья,

Колена преклонив, у родины моей.


Суд над группой Джалиля состоялся в марте 1944 года. Однако почти полгода томились они еще в камерах смертников, с часу на час ожидая казни. Джалиль писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к Родине. Слово поэта он всегда считал оружием борьбы, оружием победы.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Человеколюбивая поэзия Джалиля - обвинение фашизму, его варварству, бесчеловечности. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.


Слово имеет группа историков.

Жизнь Мусы Джалиля и его товарищей оборвалась 25 августа 1944 года: одиннадцать советских антифашистов были гильотинированы в берлинской тюрьме Плетцензее. В шесть часов утра немецкая стража распахнула дверь камеры. Жандармы вызвали приговоренных по фамилиям и потребовали, чтобы они вышли.

В 8 часов утра 25 августа приговоренных к смерти привезли в тюрьму Плетцензее и поместили в отдельное крыло – так называемый Дом смерти. Затем им связали руки за спиной и зачитали приговор. Согласно правилам немецкой юстиции, накануне казни прокурор в присутствии стражников объявлял осужденному о предстоящей казни. После этого им дали возможность встретиться с мусульманским священником.

В назначенное время заключенных выводили из Дома смерти и приводили в барак для казней. Сама гильотина была скрыта от взоров черным плотном занавесом. Стражники хватали заключенных по одному и бросали на гильотину. Остро отточенный топор весом в 75 килограммов отсекал голову практически мгновенно. После этого тело отбрасывали в сторону, а на гильотину кидали новую жертву.

Казни заключенных проводились обычно в первой половине дня. Джалильцев казнили с 12 часов 06 минут до 12 часов 36 минут 25 августа 1944 года. Казни следовали одна за другой с интервалом в 3 минуты. Вместе с Джалилем под нож гильотины попали: детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, учитель Гайнап Курмаш, финансовый работник Гариф Шабаев, журналист Ахмет Симаев, рядовой Красной Армии Абдулла Баттал, товаровед Зиннат Хасанов, бухгалтер Фуат Сайфельмулюков, Ахат Аднашев, Салим Бухаров.


ЛИТЕРАТОРЫ.

ОСУЖДЕННЫЙ

Приговор сегодня объявили:

К смертной казни он приговорен.

Только слезы, что в груди кипели,

Все иссякли... И не плачет он.

Тихо в камере... С ночного неба

Полная луна глядит, грустя.

А бедняга думает, что будет

Сиротой расти его дитя.



Слово имеет группа историков.

«Жизнь после смерти»

29 апреля 1945 года, около 11 часов утра наши войска, наступавшие на фашистский рейхстаг, ворвались во двор берлинской тюрьмы Моабит, где уже не оказалось никого... Вот здесь-то и была найдена первая весть... Сваленные в кучу, догорали какие-то папки. Один из бойцов обратил внимание на валявшийся на земле клочок бумаги, на котором было написано что-то по-русски. Боец поднял листок, разгладил и, не веря своим глазам, прочитал:«Я, татарский поэт М. Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и буду скоро расстрелян. И если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут от меня привет товарищам писателям в Москве, сообщат семье…». Сама по себе эта записка уже служила свидетельством того, что поэт и в плену не сложил оружия, остался верен своему воинскому долгу.

Бойцы переслали этот листок в Москву в Союз писателей. Так, на Родину поступила первая весть о подвиге М. Джалиля.

Слово имеет группа экспертов.

До нас дошли две маленькие, размером с детскую ладошку тетрадки с моабитскими стихами Джалиля. Первая из них содержит 62 стихотворения и два фрагмента, вторая-50 стихотворений. Двадцать из них, очевидно, те, которые поэт считал наиболее важными, повторяются в обеих тетрадках. Таким образом, моабитский цикл содержит 92 стихотворения и два отрывка. Первую тетрадь вынес из Моабитской тюрьмы бывший узник этой тюрьмы, советский военнопленный Габбас Шарияов. В лагере Ле-Пюи во Франции он передал тетрадку военнопленному Нигмату Терегулову.

Габбас Шарипов поплатился за это десятью годами заключения в бериевских лагерях. Бывший военнопленный Н. Терегулов был арестован, получил срок и погиб в тех же лагерях.


Бельгийский патриот Андре Тиммерманс, сосед Мусы Джалиля по камере с немалым риском для себя вынес из Моабитской тюрьмы вторую тетрадь поэта. После войны он долго болел, лежал в больнице. Но попросил друга передать эту тетрадку в советское консульство в Брюсселе. По его словам, он тогда даже не знал, выживет ли. Но счёл своим человеческим долгом выполнить последнюю волю поэта. Эта тетрадь заполнялась позднее. Последнее помещенное здесь стихотворение - "Новогодние пожелания" - написано 1 января 1944 г. В тетрадке есть адрес Джалиля и краткие сведения о нем для тех, кто обнаружит тетрадку: "Муса Джалиль - известный татарский поэт, заключенный и осужденный к смерти за политику в Германии. Тюрьма. М. Джалиль". Слова эти написаны по-русски (на случай, если тетрадь попадёт в руки тех, кто не умеет читать по-татарски). Джалиль выражался осторожно; "за политику", то есть по обвинению в политической деятельности против фашизма.

Вторая тетрадка тоньше первой. Сшитая часть содержит всего 33 стихотворения, после которых поэт оставил горькую надпись: "В плену и в заточении-1942.9-1943.11 - написал сто двадцать пять стихотворений и одну поэму. Но куда писать? Умирают вместе со мной". Стихи из этих блокнотов получили широкую известность под именем «Моабитские тетради».


Бывшего военнопленного из киргизского города Ош Рушата Хисамутдинова, также арестованного после войны, не раз допрашивали в подвалах Чёрного озера. Расспрашивали и о Джалиле. И каждый раз он отвечал, что Джалиль – поэт-патриот, член подпольной антифашистской группы. И умер – как герой. Его прерывали, не давали договорить, били, орали на него, что Джалиль – предатель, изменник Родины. А он повторял своё и следил, чтобы в протокол заносили его показания без искажений…


Выяснилось, что ещё в феврале 1946 года бывший военнопленный Я. Шамбазов дал показания, что Муса Джалиль остался жив и скрывается на нелегальном положении где-то в Западной Германии. На основании этого показания четвёртый отдел МГБ СССР 18 ноября 1946 года завёл разыскное дело на Залилова Мусу Мустафовича (Мусу Джалиля). Он обвинялся в измене Родине, пособничестве врагу и других смертных грехах. К розыску «опасного преступника» была подключена широко разветвлённая агентурная сеть.


В те же годы своё параллельное расследование проводил и друг поэта, критик и литературовед Гази Кашшаф. Он встречался с бывшими военнопленными, записывал их показания и скреплял их личной подписью.

Очень большой вклад в изучении жизненной и творческой судьбы поэта-героя Мусы Джалиля внёс писатель-зеляк Рафаэль Ахметович Мустафин. Им обнаружено много новых фактов и документов о героической борьбе поэта и его соратников в условиях фашистской неволи. Р. Мустафин издал около десятка книг о М. Джалиле, среди которых наиболее значительные: «Муса Джалиль», «Джалиловцы», «По следам оборванной песни». За цикл исследований о М. Джалиле Р. Мустафин в 1976 году был удостоен республиканской молодежной премии имени М. Джалиля.

До самой смерти Сталина имя Джалиля в Татарстане по-прежнему оставалось под запретом.

Первой нарушила заговор молчания «Литературная газета», опубликовавшая 25 апреля 1953 года первую подборку моабитских стихов М. Джалиля. С этого и началось триумфальное возвращение творчества Мусы Джалиля.


Слово имеет группа историков.

Так мы узнали о жизни, творчестве и борьбе поэта в фашистских застенках. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году Комитет по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР присудил Мусе Джалилю - первому среди поэтов - Ленинскую премию за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”.

Надо отметить, что Джалиль был и остается единственным писателем в нашей стране, удостоенным этих двух высших правительственных наград.


Вместе с моабитскими тетрадями сохранилась записка: «Другу, который умеет читать по-татарски и прочтёт эту тетрадку. Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху 40 смертей, был привезён в Берлин. Здесь он был обвинён в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды… и заключён в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрёт. Но у него останется 115 стихотворений, написанных в заточении. Он беспокоится за них… если эта книжка попадёт в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Это – моё завещание. Муса Джалиль. 1943г. Декабрь»

В данное время в Берлинском музее сопротивления фашизму, расположенном в самом центре Берлина и здании бывшего военного ведомства фашистской Германии в конференц-зале на самом видном месте установлена мемориальная доска, посвященная подвигу 12 татар.

Из слов директора Мемориального комплекса Сопротивления фашизму Иогансса Тухеля: «Говорят, что каждый умирает в одиночку. В большинстве случаев так оно и было. Но что касается группы Джалиля-Курмаша, то они до последней минуты держались исключительно дружно. Вместе сражались с фашизмом, вместе переносили все тяготы неволи, вместе шли на казнь. Даже для такой большой тюрьмы, как Плётцензее, где казнено 2889 человек, это – случай исключительный. Вот почему мы с уважением преклоняем голову перед памятью татарских борцов Сопротивления».


Учитель.

Джалиль всем своим существом ненавидел фашизм. Строки его стихов потрясают, правда в них оплачена самой дорогой ценой - жизнью. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СТИХ ВАРВАРСТВО


Тюрьма Плётзенцее была лишь одной из четырех берлинских тюрем, где совершались массовые казни. Всего к весне 1945 года число осужденных на смертную казнь достигло 16560 человек. Но и это, конечно, только малая часть гитлеровских жертв. Миллионы людей были уничтожены без всякого суда и следствия. Сотни тысяч погибли в концлагерях, умерли от голода или тифа в лагерях для военнопленных, сожжены в газовых камерах.


Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 000 000 человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших — 5 млн граждан СССР. Каждый пятый узник был ребёнком.


Учитель подводит итоги. В Казани, неподалеку от знаменитого Кремля, воздвигнут памятник Мусе Джалилю. Поэт, окутанный колючей проволокой, гордо поднял голову, его дух необорим... Знаменитая “Моабитская тетрадь” - еще один памятник: и памятник себе, созданный самим поэтом-героем, и памятник всем погибшим в великой войне с фашизмом.


Мы все в долгу перед теми, кто не вернулся с войны, кто отдал жизнь за то, чтобы жила Родина. Чем можно отплатить этот долг? Только памятью о тех, кто остался на полях сражений. Наш долг - передать память и уважение к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству следующим поколениям. … Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Джалиль писал, что надо "жить, так, чтобы и после смерти не умирать". Жить не ради жизненного соблазна, славы или богатства, а ради правды и свободы, ради справедливости.




Помните!
Через века, через года –
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните!
Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –
Помните!
(Р. Рождественский )

Просмотр содержимого презентации
«pril1»

«Жизнь, отданная борьбе» Пусть палача кровавая рука Отрезала тебе дорогу к дому, Ты с нами, друг Муса, и на века Среди живых шагать тебе живому.

«Жизнь, отданная борьбе»

Пусть палача кровавая рука

Отрезала тебе дорогу к дому,

Ты с нами, друг Муса,

и на века

Среди живых шагать тебе живому.

Имя Мусы Джалиля - символ героизма, стойкости, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу.

Имя Мусы Джалиля - символ героизма, стойкости, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу.

22 июня 1941 года - внезапное вторжение фашистких войск на территорию Советского Союза.

22 июня 1941 года - внезапное вторжение фашистких войск на территорию Советского Союза.

"Поймите, я поэт!

Не могу же я, отсиживаясь в тылу, призывать к защите Родины.

Мое место среди борцов».

Муса Джалиль в первый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии.

Летом 1942 года фашистам удалось окружить вторую ударную армию, в рядах которой сражался Джалиль, и отрезать её от основных сил советских войск. Больше двух месяцев бойцы вели в окружении ожесточённые бои с немецко-фашистскими захватчиками.

Летом 1942 года фашистам удалось окружить вторую ударную армию, в рядах которой сражался Джалиль, и отрезать её от основных сил советских войск. Больше двух месяцев бойцы вели в окружении ожесточённые бои с немецко-фашистскими захватчиками.

26 июля Муса с группой бойцов на машине пытался проскочить к своим. От прямого попадания мины машина взлетела на воздух, шестеро бойцов погибли.

26 июля Муса с группой бойцов на машине пытался проскочить к своим. От прямого попадания мины машина взлетела на воздух, шестеро бойцов погибли.

Тяжело раненный, потерявший сознание старший политрук Муса Джалиль взрывной волной был отброшен в сторону… Он пришёл в себя уже в плену.

Тяжело раненный, потерявший сознание старший политрук Муса Джалиль взрывной волной был отброшен в сторону…

Он пришёл в себя уже в плену.

В плену…

В плену…

Что делать? Отказался от слова,  От последнего слова друг-пистолет.  Враг мне сковал полумёртвые руки  Пыль замела мой кровавый след.

Что делать? Отказался от слова,

От последнего слова друг-пистолет.

Враг мне сковал полумёртвые руки

Пыль замела мой кровавый след.

Легион « Идель-Урал » .  Фашисты вели идеологическую обработку пленных в антисоветском духе, чтобы использовать их в военных действиях против советской армии.  Джалилю предлагали работать в бюро пропаганды комитета “ Идель-Урал ” . Гитлеровцы надеялись на успех, если в формировании легионов будет участвовать известный татарский поэт. Джалиль принял смелое решение - после долгих раздумий он согласился и, пользуясь свободой, стал разъезжать по лагерям, организуя людей на борьбу.

Легион « Идель-Урал » .

Фашисты вели идеологическую обработку пленных в антисоветском духе, чтобы использовать их в военных действиях против советской армии.

Джалилю предлагали работать в бюро пропаганды комитета “ Идель-Урал ” . Гитлеровцы надеялись на успех, если в формировании легионов будет участвовать известный татарский поэт. Джалиль принял смелое решение - после долгих раздумий он согласился и, пользуясь свободой, стал разъезжать по лагерям, организуя людей на борьбу.

Муса Джалиль в плену числился как Гумеров, он занимался

Муса Джалиль в плену числился как Гумеров, он занимался "культурным обслуживанием" военнопленных. Но для Мусы это был только повод связаться с людьми, вести агитационную работу, поддерживать боевой дух в советских воинах, попавших в неволю.

10 августа 1943 года Мусу Джалиля арестовали гестаповцы. Он был заточен в Моабитскую тюрьму.

10 августа 1943 года Мусу Джалиля арестовали гестаповцы. Он был заточен в Моабитскую тюрьму.

Коль обо мне тебе весть принесут,  Скажут: « Устал он, отстал он, упал » ,-  Не верь дорогая! Слово такое  Не скажут друзья, если верят в меня.  Кровью со знамени клятва зовет:  Силу дает мне, движет вперед.  Так вправе ли я устать и отстать,  Так вправе ли я упасть  и не встать?  Коль обо мне тебе весть принесут,  Скажут: « Изменник он! Родину предал » ,-  Не верь, дорогая! Слово такое  Не скажут друзья, если любят меня.

Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут:

« Устал он, отстал он, упал » ,-

Не верь дорогая! Слово такое

Не скажут друзья,

если верят в меня.

Кровью со знамени клятва зовет:

Силу дает мне, движет вперед.

Так вправе ли я устать и отстать,

Так вправе ли я упасть

и не встать?

Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут:

« Изменник он! Родину предал » ,-

Не верь, дорогая!

Слово такое

Не скажут друзья,

если любят меня.

От декабря 1943 года до марта 1944 года Муса Джалиль был заключен в камере вместе с бельгийским борцом Сопротивления Андре Тиммермансом.

От декабря 1943 года до марта 1944 года Муса Джалиль

был заключен в камере вместе с бельгийским борцом

Сопротивления Андре Тиммермансом.

Не преклоню колен,палач, перед тобою, Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придёт мой час – умру. Но знай:умру я стоя, Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.  Муса Джалиль

Не преклоню колен,палач,

перед тобою,

Хотя я узник твой,

я раб в тюрьме твоей.

Придёт мой час – умру.

Но знай:умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Муса Джалиль

Муса Джалиль Салим Бохаров Ахмет Симаев Фуат Сайфельмулюков

Муса Джалиль

Салим Бохаров

Ахмет Симаев

Фуат Сайфельмулюков

Гариф Шабаев Абдулла Баттал  Зиннат Хасанов

Гариф Шабаев

Абдулла Баттал

Зиннат Хасанов

Гайнап Курмаш  Әхәт Аднашев  Фуат Булатов Абдулла Алиш

Гайнап Курмаш

Әхәт Аднашев

Фуат Булатов

Абдулла Алиш

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза.

Название улицы утверждено 19 марта 1976 года в память о татарском советском поэте Мусе Мустафовиче Джалиле

Название улицы утверждено 19 марта 1976 года в память о татарском советском поэте Мусе Мустафовиче Джалиле

Вечная память героям Великой Отечественной войны

Вечная память героям Великой Отечественной войны


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока и презентация «Жизнь, отданная борьбе»

Автор: Саедгазина Гузель Расимовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация и конспект урока «Жизнь, отданная борьбе» "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-zhizn-otdannaia-bor-bie"
    ["file_id"] => string(6) "126808"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415213056"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства