kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урок на тему: Жизнь и деятельность политического лидера казахского народа А. Букейханова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Жизнь и деятельность политического лидера казахского народа

 А. Букейханова.

   Задачи:

Образовательная: Расширить знания о жизни и деятельности  А. Букейханова

Развивающая: Развивать умение самостоятельно извлекать из предложенного материала необходимую информацию и свободно оперировать имеющими фактами в зависимости от задания учителя.

Воспитательная: Умение слушать одноклассников, общаться  друг  с другом, совершенствовать культуру речи, творчески мыслить.

На основе  примера личности А. Бокейханова воспитывать патриотов своей родины.

Форма проведения: Фронтальная, групповая.

Средства: слайды, устное слово учителя, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

2.Подготовка учащихся к активному и созидательному усвоению материала

Проверка первичных знаний учащихся

Целеполагание

Объяснение нового материала

Микроисследование

Закрепление

Повторение

Контроль знанийРефлексия

 Домашнее задание

Подведение итогов урока

Создание коллаборативной среды

Деление класса на группы.

Определение темы урока (показ слайда №1)

-Что вы знаете об А. Букейханове?

-О его творчестве, деятельности.

Заполните таблицу  ЗХУ

Определите цель нашего урока.

Краткий обзор материала (по слайдам)

У вас на столах лежит раздаточный материал. Проанализируйте его.

Задание для 1 группы.

Место рождения и дорога к знаниям А. Байтурсынова?

Задание для 2 группы.

 Политическая деятельность А. Байтурсынова.

После изучения материала создайте фишбоун « Рыбья кость».

«Щадящий опрос»

 Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает– ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают.

«Показательный ответ»

« Фактологический диктант»

1.Годы жизни А. Бокейханова?

2. Во сколько лет поступил  А Бокейханов на экономический факультет Петербургского лесотехнического института?

3.С какого года стала выходить газета « Казах»?

4. Когда была провозглашена Казахская автономия?

5.В каком городе была открыта масонская ложа?

Что нового узнали?

Что на уроке понравилось?

Что бы я хотел изменить?

Написать эссе на тему «Алихан Букейханов – борец за свободу народа.»

Оценивание работу учеников

По дереву Блума

Ледокол «Добрые пожелания»

Ответы учеников

Высказывание мнений

Заполнение таблицыЗХУ ( технология критического мышления)

Высказывание мнений по заполненной таблице. Постановка цели урока.

Слушают учителя, (просмотр презентации)

Работа с раздаточным материалом

Выполнение фишбоуна

Защита презентаций.

Рассказ  ученика

Самостоятельная работа учеников.

Взаимопроверка, оценивание.

Высказывание учеников.

Определяют свое место на дереве.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок на тему: Жизнь и деятельность политического лидера казахского народа А. Букейханова.»

Конспект урока посвященного 15 0 –летию А. Букейханова для 9 класса

Тема: Жизнь и деятельность политического лидера казахского народа

А. Букейханова.

Задачи:

Образовательная: Расширить знания о жизни и деятельности А. Букейханова

Развивающая: Развивать умение самостоятельно извлекать из предложенного материала необходимую информацию и свободно оперировать имеющими фактами в зависимости от задания учителя.

Воспитательная: Умение слушать одноклассников, общаться друг с другом, совершенствовать культуру речи, творчески мыслить.

На основе примера личности А. Бокейханова воспитывать патриотов своей родины.

Форма проведения: Фронтальная, групповая.

Средства: слайды, устное слово учителя, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент




2.Подготовка учащихся к активному и созидательному усвоению материала



Проверка первичных знаний учащихся







Целеполагание




Объяснение нового материала



Микроисследование














Закрепление













Повторение


Контроль знаний












Рефлексия




Домашнее задание



Подведение итогов урока

Создание коллаборативной среды

Деление класса на группы.



Определение темы урока (показ слайда №1)











-Что вы знаете об А. Букейханове?

-О его творчестве, деятельности.



Заполните таблицу ЗХУ







Определите цель нашего урока.





Краткий обзор материала (по слайдам)





У вас на столах лежит раздаточный материал. Проанализируйте его.

Задание для 1 группы.

Место рождения и дорога к знаниям А. Байтурсынова?

Задание для 2 группы.

Политическая деятельность А. Байтурсынова.



После изучения материала создайте фишбоун « Рыбья кость».





«Щадящий опрос»

Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает– ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают.



«Показательный ответ»



« Фактологический диктант»

1.Годы жизни А. Бокейханова?

2. Во сколько лет поступил А Бокейханов на экономический факультет Петербургского лесотехнического института?

3.С какого года стала выходить газета « Казах»?

4. Когда была провозглашена Казахская автономия?

5.В каком городе была открыта масонская ложа?



Что нового узнали?

Что на уроке понравилось?

Что бы я хотел изменить?



Написать эссе на тему «Алихан Букейханов – борец за свободу народа.»



Оценивание работу учеников

По дереву Блума


Ледокол «Добрые пожелания»



Ответы учеников







Высказывание мнений




Заполнение таблицыЗХУ ( технология критического мышления)

Высказывание мнений по заполненной таблице. Постановка цели урока.


Слушают учителя, (просмотр презентации)




Работа с раздаточным материалом






Выполнение фишбоуна


Защита презентаций.
















Рассказ ученика


Самостоятельная работа учеников.

Взаимопроверка, оценивание.








Высказывание учеников.








Определяют свое место на дереве.

















































Раздаточный материал к уроку

группа №1

Родился 5 марта 1866 года в ауле 7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области ( ныне территория Актогайского района Карагандинской области ). Алихан является потомком Букейхана, сына именитого " кокжала Барак хана ", происходившего из рода торе ( чингизид ). Букейхан один из последних казахских ханов, занимавших ханский престол. 

Учеба в Каркаралинске : В 1877 -1879 учеба в медресе муллы Зафира в Каркалинске. 1879- Начальная русско - казахская школа. Городское ремесленное училище. 

Из свидетельства об окончании ремесленного училища : " Сын султана Каркаралинского уезда Токраунской волости, Алихан Нурмухамедов... воспитывался в Каркаралинской киргизской мужской школе с 16 сентября 1879 года по 16 июня 1886 года,... по окончательном испытании учеников Каркаралинского трехклассного училища, бывшем в июне месяце 1886 года, получил аттестат об успехах в предметах курса городского училища... Во время пребывания в Киргизской школе, он, Нурмухамедов, с успехом обучался сапожному мастерству и может заниматься этим ремеслом самостоятельно ". 

Учеба в Омске : 21 августа 1886 г. Принят « пансионером » в Омское техническое училище ( ОТУ ). ОТУ был открыт в 1882 указом императора России с целью подготовки низших техн. кадров для строящейся Сибирской железной дороги. Интересы Алихана не ограничивались учебой в ОТУ. К примеру с 1889 г. Начал сотрудничать с газетой « Особое прибавление к « Акмолинским областным ведомостям » и « Дала уалаятыны газеті ». За 1889 год опубликовано на казахском и русском языках более 18 материалов. В них Букейханов критикует существующий общественный строй, проявив при этом глубокое уважение к лучшим традициям и обычаям своего народа, к его культуре и духовным ценностям. 

 Алихана Букейханова интересовало также традиционное хозяйство казахов, в частности, земледельческое, как это видно из его статьи под названием " О земледелии в Токраунской, Котан - Булакской и Западно - Балхашской волостях Каркаралинского уезда ". Интерес позже перерастет в любовь к земле предков и определит его будущую профессию. 

 Аттестат об окончании ОТУ, 14 июня 1890 год : « Аттестат. Предъявитель сего Алихан Нурмухамедов, сын султана магометанского вероисповедания, родившийся в 1870 году, окончив полный курс учения в Омском техническом училище, со званием ТЕХНИКА, при отличном поведении оказал в преподаваемых предметах следующие успехи...» «… по 10 дисциплинам из 14 - оценка «5», по остальным – «4»» 

 Оценки подтверждали высокий уровень подготовки выпускника : по русскому языку, русской истории, геометрии, алгебре, тригонометрии, физике, механике, по технологии дерева и металлов, счетоводству и строительному искусству А. Н. Букейханову были выставлены отличные отметки, а по черчению, рисованию и практическим работам в мастерских - хорошие отметки. 

Учеба в Санкт - Петербурге. После получения аттестата техника А. Н. Букейханов уезжает в Петербург, получив в канцелярии Степного генерал - губернатора рекомендательное письмо директора ОТУ Е. Н. Доброхотова на имя заместителя директора С.- Петербургского Императорского Лесного института, доктора биологических наук, профессора Бородина И. П.. 

16 По свидетельству видного государственного деятеля, ученого, профессора математики и соратника А. Н. Букейхана по движению " Алаш " Алимхана Ермекова, Алихан вместе с будущим вождем мирового пролетариата Владимиром Ульяновым - Лениным, экстерном окончил юридический факультет С.- Петербургского университета, а также свободно владел несколькими иностранными языками. В 1894 году, окончив Лесной институт по специальности " ученый - лесовед " и получив одновременно диплом юриста, Алихан возвращается в Омск
























Группа №2

 Годы пребывания А. Н. Букейханова в Санкт - Петербурге, оказали огромное влияние на формирование его общественно - политических взглядов. По архивным и иным источникам, Алихан находился в авангарде студенческого движения, был одним из организаторов и руководителей студенческих " беспорядков " в столице, участвовал в работе различных литературно - политических ячеек и кружков. 

 2. Сторонник кадетского движения. 

 А. Н. Букейханов к 1905 г. пришел к выводу, что революционное вмешательство в естественно - эволюционный путь развития казахского общества было бы пагубным для коренного населения Степного края. Именно это обстоятельство привело в ряды кадетской партии, которая, по его мнению, в наибольшей степени отражала в своих установках насущную необходимость демократических реформ, осуществленных законодательным путем. 

12-14 ноября 1905 г. Участник в организованных ЦК партии кадетов совещаниях, на которых обсуждались вопросы создания ее губернских отделов. Являясь деятельным участником кадетской организации в Омске, А. Н. Букейханов в период Первой российской революции выступил также в качестве одного из лидеров национально - освободительного движения казахского народа. Он был в числе инициаторов проведения съездов представителей пяти степных областей, состоявшихся в декабре 1905 г. в Уральске и в феврале 1906 г. в Семипалатинске. Особую значимость имели решения съезда в Семипалатинске, участники которого одобрили близкую к кадетской партии программу, включив в нее требования, направленные на защиту национальных интересов казахов : признание всех земель Казахстана собственностью коренного населения, прекращения переселения в казахскую степь крестьян из Европейской России, создания национальных образовательных учреждений и т. п. 

 В Государственной думе. 

 Важным этапом в биографии А. Н. Букейханова как общественного деятеля стало участие в избирательной кампании в I Государственную думу. Он совершал поездки в казахскую степь, проводил встречи с коренным населением Степного края, излагая свои взгляды на предстоящие выборы и те задачи, которые неотложны были для казахского народа. Кроме того, в его публикациях на страницах местной периодической печати звучали призывы к демократизации политического строя царской России. Так, в одной из статей, опубликованной в газетах " Степной край " ( Омск ) и " Семипалатинский листок ", А. Н. Букейханов называл чиновников царской администрации " могильщиками приказного строя ", превратившими казахские степи в " сатрапию ", и заявлял, что их " дни сочтены " 

На состоявшемся 15 июня 1906 г. в Семипалатинске областном собрании выборщиков он был избран депутатом I Государственной думы от казахского населения этого региона. В работе I Государственной думы А. Н. Букейханову поучаствовать практически не удалось, так как он прибыл в Санкт - Петербург незадолго до ее роспуска. В начале 1907 г., когда в Семипалатинской области развернулась кампания по выборам во II Государственную думу, А. Н. Букейханов вновь активно включился в этот процесс, но вскоре сам снял свою кандидатуру, поскольку опасался, что царская администрация в любой момент может отменить результаты выборов. 

Очерки Алихана Букейханова на страницах русской прессы 

Тема переселения в аспекте его пагубных последствий для казахского народа была поднята Букейханова на страницах русской прессы. Опубликованных в 1908-1910 годах в санкт - петербургском журнале « Сибирские вопросы »: « Киргизы на совещании Степного генерал - губернатора », « Переселенческие наделы в Акмолинской области », « Русские поселения в глубине Степного края », « Бюрократическая утопия », « Кризис канцелярского переселения », « Ничьи деньги », « Переселенцы в Тарских урманах », « Долой с дороги : идет овцевод !», « Ненужное генерал - губернаторство ». 

Газета « казах ».

Появление газеты " Казах " стало большим событием для Казахстана. Она переходила из рук в руки, кочевала из аула в аул и зачитывалась до дыр. Ее номера выписывали во всех уголках Степного и Туркестанского краев, ею зачитывалась казахская студенческая молодежь, обучающаяся в вузах Казани, Томска, Минска, Москвы, Санкт - Петербурга, Варшавы. Очень высоко оценивают газету " Казах " и зарубежные исследователи, в частности, французские, считая ее как " самую значительную из всех периодических изданий казахов " до революции, " как по качеству, так и по тиражу ". 

34 Лидер Алаш Орды 

 В 1917 году в стране назревал кризис власти, нарастало недовольство населения. И с целью недопущения краха, хаоса и большевизма в степи в июле 1917 г. А. Букейхан выступил в газете " Казах " со статьей, в которой говорилось, что ни одна из программ действующих в стране партий, в том числе и кадетской, " не соответствует целям казахского общества ". В июле же он заявил о своем выходе из партии кадетов. В другой статье под заголовком " Почему я вышел из кадетской партии " он называл три основные причины, подтолкнувшие его принять это решение. Первая из них заключалась в стремлении кадетов сохранить частную собственность на землю. Вторая - кадеты выступали против отделения церкви от государства, И третья, наиболее важная из причин, - стремление кадетов к унитарному государственному устройству и отказ в предоставлении казахскому народу национальной автономии. 

 По его инициативе на I Всеказахском съезде, состоявшемся 21 - 28 июля 1917 года в Оренбурге, было заявлено о намерении создать самостоятельную политическую партию и выдвинуто требование " территориально - национальной автономии в рамках Российской демократической федерации ". Съезд поручил группе во главе с А. Букейханом подготовить проект программы будущей партии, который вскоре был опубликован в газете " Казах ". Составители проекта предлагали назвать партию - " Алаш ". 

Стремясь оградить свой народ от большевизма, лидеры " Алаша " созвали и провели 5-13 декабря 1917 г. в Оренбурге II Всеказахский съезд, который единогласно постановил образовать территориально - национальную автономию и включить в нее все области с преобладающим казахским населением " единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка

Съезд избрал правительство - Всеказахский Народный Совет Алаш - Орды из 15 человек, и еще 10 мест были " оставлены представителям других народов " Казахстана. 40 голосами против 18 из трех выдвинутых кандидатур при тайном голосовании председателем Народного Совета Алаш - Орды избран А. Н. Букейхан. Столицей автономии временно выбрана левобережная часть Семипалатинска, переименованная в 1917 г. в гор. Алаш. 

 С утверждением большевистской власти и стремлением ее руководства в условиях нарастающей гражданской войны сохранить целостность рухнувшей империи, а также утвердить на всей ее территории власть Советов, неразрывно связана история переговоров СНК и Алаш - Орды. По имеющимся архивным материалам можно предположить, что переговоры шли достаточно успешно. Они велись также по телефону : 1 апреля по прямому проводу из СНК В. Ленин и И. Сталин обратились к руководству Алаш - Орды. Переговоры продолжались с 19 час. 45 мин. до 21 часа 30 мин., после чего А. Н. Букейхан собрал членов Народного Совета Алаш - Орды в Семипалатинске и провел совещание, на котором по его предложению было принято решение " признать центральную власть Федеративной Советской Республики " и выдвинуть ряд своих условий. 

В конце 1919 - начале 1920 года Букейханов во главе казахской делегации ездил в Москву, лично встречался с Ульяновым - Лениным и другими вождями пролетарской диктатуры. Руководил работой делегации в процессе переговоров по окончательной выработке положения об автономии Казахстана в рамках Советской федерации. В 1920 году участвовал в работе съезда Учредительного собрания, провозгласившего образование Казахской АССР в Оренбурге, съезд проводился " на условиях центра ", чем и объясняется, что в составе руководителей вновь образованной автономии его имя не значилось. Тем не менее, в 1920-1921 г. г. он работал одним из руководителей Наркомзема Казахстана. В 1921 г. уехал в родные места - в Токраунскую волость. 

 Но его нахождение в Казахстане было нежелательным и опасным для Советской власти. Осенью 1922 года он был арестован и под конвоем доставлен в столицу, где его ожидала персональная квартира в бывшем доме графа Шереметьева в центре Москвы. Несомненно, что под этим благовидным предлогом Советы скрывали свою основную цель - изолировать его от народа и держать опытного политического деятеля под контролем. 

 А. Н. Букейхан продолжал оказывать влияние на национальную интеллигенцию вплоть до 1930- х годов через прессу.

Лидеру всего казахского народа Алихану Букейхану была уготована судьба : в сентябре 1937 года был приговорен к смертной казни, расстрелян и похоронен – на Донском кладбище в Москве. 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Тупенова Кульнази Бекетовна, КГУ " Солоновская средняя школа"

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 307870

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства