конспект открытого урока по истории для 6 класса тема: Период раннего палеолита
Конспект открытого урока по истории для 6 класса тема: Период раннего палеолита
Урок расчитан на учащихся с высокой мотивацией обучения и в полной мере владеющие ЗУНом, так как проводится в повышенном темпе. В основном на данном уроке используются индивидуальные, самостоятельные формы работы, которые способствуют вдумчивому, кропотливому, процессу учащихся и групповая работа, заставляющая учащихся работать в команде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока по истории для 6 класса тема: Период раннего палеолита »
План – конспект урока
Период раннего палеолита (мустьерский период) (140 – 40 тыс. до н.э.)
ФИО: Ващенко Татьяна Юрьевна
Место работы
Костанайская обл., Карабалыкский район, п. Смирновка, ГУ «Смирновская средняя школа»
Должность
Учитель
Предмет
история, обществознание
Класс 6
Тема и номер урока в теме «Период раннего палеолита (мустьерский период) (140 – 40 тыс. до н.э.)» № 5
Базовый учебник
История Древнего Казахстана.Т.С.Садыков, А.Т.Тоулебаев и др.(Алматы: Атамура, 2012г.)
Предмет: история Казахстана Класс: 6 Дата:_________________
Урок № 5Тема: Период раннего палеолита (мустьерский период)
(140 – 40 тыс. до н.э.)
Цель:
-Образовательная: Выявление изменений и особенностей в жизни древнего человека, живших в эпоху раннего палеолита.
-Развивающая: Развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, составлять кластеры, развивать критическое мышление и познавательный интерес через организацию активных форм обучения, работать над развитием монологической речи, формировать прием мыслительной деятельности «сравнения», увеличить лексический запас слов, развивать навыки работы в группах.
-Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, уважения к историческому прошлому, эмоционально – ценностное отношение к истории.
Наглядность: Атласы по истории древнего Казахстана, карта наиболее известных стоянок Палеолита, презентация, включающая в себя иллюстративный, материал, карточки, учебник Т.С.Садыков и др., История древнего Казахстана, Атамура, 2011г.
Результат: Узнали об особенностях, занятиях и изменениях в общественной жизни древних людей в эпоху раннего палеолита и дали оценку необходимости и важности происходящих изменений.
План урока:
1. Климат и природа эпохи мустье
2. Использование огня.
3. Человек эпохи мустье.
4. Занятия и орудия труда.
Ход урока
УЭ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организаци-онный момент
2.Эмоциональный настрой
Разминка
«Улыбнитесь»
Приветствие. Проверка подготовленности к уроку. Вспомним предыдущий урок.
? Назовите главное отличие, которое выделило человека из мира животных (умение изготавливать орудия труда)
? А вы приготовили свои орудия труда?
Прекрасно.
- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.
Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
Теперь вы готовы к работе.
Развитие мышления, выработка организованности
Выработка коммуникативных способностей
2.Проверка домашнего задания
3.Актуализа-ция знаний
4.Слово учителя, целеполагание
5.Изучение новой темы.
Задание №1: рассказать о каменном веке по принципу «кулака». (Приложение1) – 1 ученик.
Задание № 2: ЦОР № 121 ответить на 2 задание
Задание № 3 «Горячий стул»
Кто из вас готов сесть на горячий стул и ответить на вопросы одноклассников?
Слайд № 3
1 ученик садится спиной к экрану, на котором изображена группа первобытных людей. Остальные ученики задают наводящие вопросы по иллюстрации. Задача первого ученика отгадать о чем или о ком речь.
Слайд №4
А теперь послушайте стихотворение:
«Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины, готовил дичь
И бросал он обезьянам громкий клич...»
М.Ю. Головацких
1. Кто будет объектом исследования? (человек)
2. Что мы будем исследовать? (жизнь первобытного человека)
Тема урока «Ранний палеолит мустьерского периода»
2. Исходя из строк стихотворения, что нового появилось в жизни человека? (Снег, жилье, готовил пищу)
( сотавляется кластер)
3.Что нам необходимо узнать о жизни первобытного человека.(в какое время жил, при каких обстоятельствах, чем занимался, какие орудия труда имел).
обстоятельства
время
занятия
орудия
труда
Внешний вид
В процессе урока мы должны ответить на эти вопросы и заполнить кластер
Цель урока:
? Основной вопрос на который мы должны дать ответ – это как менялся человек и мир вокруг него, какое значение для человека имели эти изменения.
Ребята, сегодня у нас будет необычный урок
Мы с вами займемся исследовательской деятельностью.
3.Какие вспомогательные исторические дисциплины могут помочь нам ответить на эти вопросы? (археология, антропология)
- Что изучают эти науки?
4. Какие ученые помогут нам в исследовательской деятельности? (историк, археолог, антрополог).
Класс делится на три группы
Заранее на край парты прикрепить картинки и на одной из парт соответствующая надпись.
1гр. – орудия труда, вещи - «ученые с лопатой»
2гр. - изображение др человека – « ученики М.М.Герасимова - антропологи»
3гр.–даты, события – « отцы истории»
Приготовились, отправляемся в экспедицию к месту исследования
Задание: - выяснить место стоянок первобытного человека в Казахстане (работа с текстом с. 16-17).
- определить на карте место стоянок.
Как всякий ученый вы должны вести дневник, делать краткие записи в ходе исследования.
Конверты с заданиями (работают с текстом §2, делают краткие записи в тетради, готовят рассказ с опорой на презентацию)
1 группа – историки (с.13-14)
Задание:определить, как называется исторический период и его хронологические рамки; узнать в каких природных условиях жили древние люди этого периода; как новые обстоятельства изменили жизнь людей и что нового появилось в их жизни.
2 группа – антропологи (с.14-15)
Задание: как называли человека периода мустье и почему; определить как он выглядел; выяснить особенности коллектива в котором он жил.
3. группа – археологи (с.15-17)
Задание: вам необходимо определить какими орудиями труда пользовались люди каменного века, для чего они предназначались. Какой была техника обработки камня.
Итог работы – выступление групп (пользуются иллюстрациями презентации, заполняют кластер)
Развитие устной речи, памяти
Работа с ИКТ
Технология критического мышления: мозговой штурм. Развития мышления, аналитических способностей, устной речи.
Анализируют стихотворение.
Применение технологий критического мышления: мозговой штурм. Развития мышления, аналитических способностей, устной речи
Наглядный метод, позволяет развивать аналитические способности у учащихся, прогностические навыки
Словесный метод- беседа, направлена на выявления остаточных знаний у учащихся по предыдущим темам
Формирование коммуникативной культуры.
Работа с картой.
Развитие навыков работы с картой, зрительной памяти
Прочитать и проанализировать материал ответить на вопросы
Частично- поисковый метод, развивает умение находить причинно-следственные связи
Развиваются умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её.
Развитие умения делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники
6.Закрепление
●Подведем итоги вашей работы как ученых - сравним жизнь человека в раннем палеолите и среднем палеолите (мустье). Что вы выяснили о жизни первобытного человека в эпоху мустье?
- Изменилась жизнь человека с предыдущим периодом?
- Почему она изменилась?
- Сумел человек приспособиться к новым обстоятельствам?
- Каким образом?
- Что было общего в жизни людей раннего и среднего палеолита?
- Что бы случилось, если бы первобытный человек не приспособился к новым условиям жизни?
Оцените изменения в жизни людей.
Слайд № 14
Что происходит с человеком? (эволюция).
Ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока?
Построение диаграммы Вена
Умение анализировать и синтезировать информацию
Проблемно-познавательная задача
Умение отстаивать свою точку зрения, убедительно излагать мысли.
7.Рефлексия
Определить отношение к уроку: на усмотрение учителя
Прием «Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаютсястикеры яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
Смайлики прикрепляют к доске.
Конкретизировать отношение к уроку
8.Домашнее задание
§ 2 (написать эссе «Жизнь первобытного человека 100 тыс. лет назад)
Развитие творческих способностей
Приложение 1
Принцип «кулака» - пальцы сжатые в кулак обозначают каменный век - это самый продолжительный период, назван так, потому что люди использовали орудия труда из камня галька и кремний.
Раскрытая ладонь обозначает три основных периода каменного века.
НИЖНИЙ,РАННИЙ
2,5млн.-140тыс.лет до н.э.
2,5млн.-12тыс.
до н.э.
ВЕРХНИЙ,ПОЗДНИЙ
40 – 12 тыс. до н.э.
ПАЛЕОЛИТ
МЕЗОЛИТ
12 – 5 тыс. н.э.
НЕОЛИТ
5 – 3тыс до н.э.
СРЕДНИЙ,МУСТЬЕ
140 – 40 тыс до н.э.
Соединив кончики большого и безымянного пальцев (обычно одето обручальное кольцо), необходимо потереть, что обозначает трение или овладение древним человеком огнем.
Пальцы обозначающие жест выстрел, говорят о том, что в эпоху мезолита человек изобрел лук и стрелы, бумеранг.
Сжатые пальцы в кулак при этом подняв большой палец в виде жеста «ок», обозначают, что у человека жизнь стала намного лучше и от присваивающего хозяйства он перешел к производящему.
Пояснительная записка
План – конспект урока представлен на конкурс……………………..
Тема урока «Период раннего палеолита (мустьерский период) (140 – 40 тыс. до н.э.)»
Урок по календарно-тематическому планированию за № 5 проводится в 6 классе. Урок рассчитан на учащихся с высокой мотивацией обучения и в полной мере владеющие ЗУНом, т. к. проводится в повышенном темпе. Из 6 учащихся 6 класса на «хорошо» занимается 4 учащихся и на «удовлетворительно» 2 ученика.
Структура урока соответствует стандартной схеме проведения уроков по истории, все этапы урока соблюдены и отвечают задуманным целям. Актуализация знаний позволяет учащимся размышлять, постановка проблемного задания заставляет учащихся сопоставлять и анализировать исторические события, при проверке знаний осуществляется контроль изученного ранее исторического материала, изучение новой темы разнообразно по форме и содержанию исторического материала, что способствует качественному усвоению исторического материала. В основном на данном уроке используются индивидуальные, самостоятельные приемы работы, которые способствует вдумчивому, кропотливому, процессу работы учащихся и групповая работа, заставляющая учащихся работать в команде, тем самым воспитывая социальные качества личности: уважение собеседника, умение прислушиваться к мнению других, воспитанность, ответственность за совместно проделанную работу.
При изучении новой темы учащиеся работают с различными источниками – это учебник, дополнительная литература в виде документов, интернет ресурсы. Данный урок - синтез работы с текстом учебника и компьютером. Почему? Во-первых, недостаточная материальная база, т.е. учащиеся не всегда могут на уроках истории пользоваться компьютерным классом и им сложно усваивать материал через цифровые образовательные ресурсы. Во – вторых, в век компьютерных технологий нельзя забывать и традиционный, и я сказала бы, классический подход к обучению – работа с текстовым материалом, как испытанный временем способ получения знаний. В тоже время ИКТ оправдывает себя во всех отношениях и позволяет сделать урок более наглядным, эмоциональным, сокращается время для контроля и проверки знаний учащихся, повышает качество знаний, вносит интерес к изучению предмета. Способы использования ИКТ на уроке: мультимедийная доска, презентация, интернет в виде ЦОР № 121.
Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий позволяет более эффективно и гибко работать с учебным материалом. Разнообразные этапы урока позволяют расширить и закрепить полученные знания, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.формируют у учащихся такие умения как выделять главное в тексте, познавать историческую карту, изучать новые термины, делать выводы и высказывать собственные суждения, излагать собственные мысли.