Интегрированный урок по литературе и истории, 11 класс
ТЕМА УРОКА: ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И СЛОВО ПОЭТА
(Октябрьская революция 1917 года и её отражение в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина»)
Цель: сопоставить объективность исторической обстановки в стране с субъективным восприятием событий поэтом.
Задачи:
Знать хронику исторических событий, факты биографии поэта и содержание поэмы.
Уметь детализировать ход исторического процесса на конкретном факте и примере из текста художественного произведения.
Находить в документальной и художественной литературе аргументы в защиту собственной позиции.
Оборудование: мультимедиа, слайдовая презентация.
Ход урока
I .Организационный момент
Революция — сверкающая прекрасная молния, революция — божественно красивое лицо, озарённое гневом Рока, революция — ослепительно яркая ракета, взлетевшая радугой среди сырого мрака!..
Похоже на эти сверкающие образы то, что сейчас происходит?
Скажу в защиту революции более того — рождение революции прекрасно, как появление на свет ребёнка, его первая бессмысленная улыбка, его первые невнятные слова, трогательно умилительные, когда они произносятся с трудом лепечущим, неуверенным в себе розовым язычком...
Но когда ребёнку уже чевёртый год, а он торчит в той же колыбельке, когда он четвёртый год сосёт свою всунутую с самого начала в рот ножку, превратившуюся уже в лапу довольно порядочного размера, когда он четвёртый год лепечет те же невнятные, невразумительые слова, вроде: «совнархоз», «уеземельком», «совбур» и «реввоенком» — так это уже не умилительный, ласкающий глаз младенец, а, простите меня, довольно порядочный детина, впавший в тихий идиотизм. (Аркадий Аверченко)
1.(На фоне первого слайда с темой урока) Определение целей урока, обоснование формы урока и формирования групп учащихся.
Уже из высказывания Аркадия Аверченко вы поняли, насколько сложно и неоднозначно воспринималась революция. Такую же противоречивость мы видим и во взглядах Есенина.
Просмотр слайдов №2
Я тем завидую,
Кто жизнь провел в бою,
Кто защищал великую идею…
«ТОЛЬКО ЗА ГРАНИЦЕЙ Я ПОНЯЛ СОВЕРШЕННО ЯСНО, КАК ВЕЛИКА ЗАСЛУГА РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, СПАСШЕЙ МИР ОТ БЕЗНАДЕЖНОГО МЕЩАНСТВА… Я ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВЛЮБИЛСЯ В КОММУНИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО».
(Письмо из Америки)
и слайд №3
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
(1924 г. «Письме к женщине») (См. «Кирилл и Мефодий»)
Революция 17 года… Как же её воспринимали, как оценивали её роль для страны, видели в ней позитивное движение вперёд или разрушительную силу? На этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить.
II. Основное содержание урока.
1.Ситуация в стране накануне революции и роль в ней различных социальных слоёв.
-Охарактеризуйте жизнь рабочего класса накануне революции и его роль в революции.
- Охарактеризуйте жизнь крестьянства накануне революции и его роль в революции.
-Охарактеризуйте положение интеллигенции накануне революции и её роль в революции.
2) Выступление эксперта – историка (с использованием слайда №4) Подводит итог сказанному.
Вывод: большинство населения России, вне зависимости от социальной принадлежности ждало революцию. Исключение составляли те, чьи интересы, взгляды непосредственно были связаны с самодержавием и дворянством.
5) Обратимся к первой части текста произведения. Как в поэме передаётся предреволюционная атмосфера?
а) Определите время действия (лето 1917 года)
б) Что и из чьих слов узнаём мы о жизни деревни в этот период?
в) Что переживает лирический герой?
«первый в стране дезертир»: дезертир в общественных «неурядах»: «война всю душу изъела» снова «игрушкой» не хочет быть
«чужой интерес» «ехал …отдохнуть»
нежелание быть «игрушкой»
г) О чём свидетельствует диалог между героем и возницей при расплате за проезд?
Изменились отношения меду людьми: став «гражданами», теряют «душу», требуя друг с друга «без излишка».
д) Добавление эксперта – цитата из второй части поэмы о жизни крестьян.
2. Образ Ленина в документах и в произведении. (слайд №5)
1)Говоря о революции нельзя не обратиться к образу Ленина.
Что вы, ребята, можете сказать о том, как относились к Ленину различные социальные слои и насколько их представление об этом человеке соответствовало реальному облику.
Выступление эксперта – историка. Подводит итог сказанному.
2) Лирический герой поэмы на вопрос «Кто такое Ленин?» говорит: «Он – вы». Почему? Обратите внимание на то, в чём суть беседы мужиков (часть вторая поэмы). (слайд №6)
- «новые законы»
- «цены на скот и рожь»
- «за что …на фронте мы губим себя…»
- «отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ».
2) Добавление эксперта : уверенный в этом, Прон Оглоблин едет к Снегиной отнимать угодья.
3. Насколько готов оказался народ к власти, которую он получил? (слайд №7)
1) Что вы можете по этому поводу сказать. (Ответы учащихся).
2)Встречаемся ли мы в поэме с подобными фактами?
- «хуторской разор»
- эмиграция Снегиной
- жизнь криушан в годы гражданской войны
(«Нищета ведет к революции, революция – к нищете». Виктор Гюго)
3)Дайте портретную зарисовку представителей власти – героев поэмы.
4) Добавление эксперта : дано сатирическое изображение Прона Оглоблина и Лабути.
III Диагностика.
В ходе сегодняшнего урока мы остановились на трёх основных вопросах –
- Ситуация в стране накануне революции и роль в ней различных социальных слоёв.
- Образ Ленина в документах и в произведении.
- Готовность народа к власти, которую он получил.
Сейчас нам предстоит подвести итог нашей беседы, выявив ваше восприятие темы в необычной форме.
Синквейн
Слово экспертов.
Изменился ли ваш взгляд на революцию?
Подсчёт накопительных карточек.
Творческое домашнее задание: мини сочинение «Что ещё я мог бы сказать на уроке…»