kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока по истории и литературе, 11 класс.Тема: "Историческое время и слово поэта".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и истории, 11 класс

          ТЕМА УРОКА: ИСТОРИЧЕСКОЕ  ВРЕМЯ  И СЛОВО ПОЭТА

 (Октябрьская революция 1917 года и её отражение в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина»)

Цель: сопоставить объективность исторической обстановки в стране с субъективным восприятием событий поэтом.

Задачи:

  1. Знать хронику исторических событий, факты биографии поэта  и содержание поэмы.
  2. Уметь детализировать ход исторического процесса на конкретном факте и примере из текста художественного произведения.
  3. Находить в документальной и художественной литературе аргументы в защиту собственной позиции.
  4. Оборудование: мультимедиа, слайдовая презентация. 

  5. Ход урока

  6. I .Организационный момент
  7.  Революция — сверкающая прекрасная молния, революция — божественно красивое лицо, озарённое гневом Рока, революция — ослепительно яркая ракета, взлетевшая радугой среди сырого мрака!..
    Похоже на эти сверкающие образы то, что сейчас происходит?
  8. .(На фоне первого слайда с темой урока) Определение целей урока, обоснование формы урока и формирования групп учащихся.

  9. Революция 17 года… Как же её воспринимали, как оценивали её роль для страны, видели в ней позитивное движение вперёд или разрушительную силу? На этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить.
  10. Вывод: большинство населения России, вне зависимости от социальной принадлежности ждало революцию. Исключение составляли те, чьи интересы, взгляды  непосредственно были связаны с самодержавием и дворянством.

  11. Сейчас нам предстоит подвести итог нашей беседы, выявив ваше восприятие темы в необычной форме.

  12. Синквейн
  13. Слово экспертов.
  14. Изменился ли ваш взгляд на революцию?
  15. Подсчёт накопительных карточек.
  16.  

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И СЛОВО ПОЭТА»



Интегрированный урок по литературе и истории, 11 класс

ТЕМА УРОКА: ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И СЛОВО ПОЭТА

(Октябрьская революция 1917 года и её отражение в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина»)

Цель: сопоставить объективность исторической обстановки в стране с субъективным восприятием событий поэтом.

Задачи:

  1. Знать хронику исторических событий, факты биографии поэта и содержание поэмы.

  2. Уметь детализировать ход исторического процесса на конкретном факте и примере из текста художественного произведения.

  3. Находить в документальной и художественной литературе аргументы в защиту собственной позиции.

Оборудование: мультимедиа, слайдовая презентация.

Ход урока

  • I .Организационный момент

  • Революция — сверкающая прекрасная молния, революция — божественно красивое лицо, озарённое гневом Рока, революция — ослепительно яркая ракета, взлетевшая радугой среди сырого мрака!..
    Похоже на эти сверкающие образы то, что сейчас происходит?
    Скажу в защиту революции более того — рождение революции прекрасно, как появление на свет ребёнка, его первая бессмысленная улыбка, его первые невнятные слова, трогательно умилительные, когда они произносятся с трудом лепечущим, неуверенным в себе розовым язычком...
    Но когда ребёнку уже чевёртый год, а он торчит в той же колыбельке, когда он четвёртый год сосёт свою всунутую с самого начала в рот ножку, превратившуюся уже в лапу довольно порядочного размера, когда он четвёртый год лепечет те же невнятные, невразумительые слова, вроде: «совнархоз», «уеземельком», «совбур» и «реввоенком» — так это уже не умилительный, ласкающий глаз младенец, а, простите меня, довольно порядочный детина, впавший в тихий идиотизм. (Аркадий Аверченко)

1.(На фоне первого слайда с темой урока) Определение целей урока, обоснование формы урока и формирования групп учащихся.

Уже из высказывания Аркадия Аверченко вы поняли, насколько сложно и неоднозначно воспринималась революция. Такую же противоречивость мы видим и во взглядах Есенина.

  1. Просмотр слайдов №2
    Я тем завидую,
    Кто жизнь провел в бою,
    Кто защищал великую идею…

«ТОЛЬКО ЗА ГРАНИЦЕЙ Я ПОНЯЛ СОВЕРШЕННО ЯСНО, КАК ВЕЛИКА ЗАСЛУГА РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, СПАСШЕЙ МИР ОТ БЕЗНАДЕЖНОГО МЕЩАНСТВА… Я ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВЛЮБИЛСЯ В КОММУНИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО».

(Письмо из Америки)
и слайд №3

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.

(1924 г. «Письме к женщине») (См. «Кирилл и Мефодий»)

  1. Революция 17 года… Как же её воспринимали, как оценивали её роль для страны, видели в ней позитивное движение вперёд или разрушительную силу? На этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить.

II. Основное содержание урока.

1.Ситуация в стране накануне революции и роль в ней различных социальных слоёв.

  1. -Охарактеризуйте жизнь рабочего класса накануне революции и его роль в революции.

- Охарактеризуйте жизнь крестьянства накануне революции и его роль в революции.

-Охарактеризуйте положение интеллигенции накануне революции и её роль в революции.

2) Выступление эксперта – историка (с использованием слайда №4) Подводит итог сказанному.

Вывод: большинство населения России, вне зависимости от социальной принадлежности ждало революцию. Исключение составляли те, чьи интересы, взгляды непосредственно были связаны с самодержавием и дворянством.

5) Обратимся к первой части текста произведения. Как в поэме передаётся предреволюционная атмосфера?

а) Определите время действия (лето 1917 года)

б) Что и из чьих слов узнаём мы о жизни деревни в этот период?

в) Что переживает лирический герой?

«первый в стране дезертир»: дезертир в общественных «неурядах»: «война всю душу изъела» снова «игрушкой» не хочет быть

«чужой интерес» «ехал …отдохнуть»

нежелание быть «игрушкой»

г) О чём свидетельствует диалог между героем и возницей при расплате за проезд?

Изменились отношения меду людьми: став «гражданами», теряют «душу», требуя друг с друга «без излишка».

д) Добавление эксперта – цитата из второй части поэмы о жизни крестьян.

2. Образ Ленина в документах и в произведении. (слайд №5)

1)Говоря о революции нельзя не обратиться к образу Ленина.

Что вы, ребята, можете сказать о том, как относились к Ленину различные социальные слои и насколько их представление об этом человеке соответствовало реальному облику.

Выступление эксперта – историка. Подводит итог сказанному.



2) Лирический герой поэмы на вопрос «Кто такое Ленин?» говорит: «Он – вы». Почему? Обратите внимание на то, в чём суть беседы мужиков (часть вторая поэмы). (слайд №6)

- «новые законы»

- «цены на скот и рожь»

- «за что …на фронте мы губим себя…»

- «отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ».

2) Добавление эксперта : уверенный в этом, Прон Оглоблин едет к Снегиной отнимать угодья.

3. Насколько готов оказался народ к власти, которую он получил? (слайд №7)

1) Что вы можете по этому поводу сказать. (Ответы учащихся).

2)Встречаемся ли мы в поэме с подобными фактами?

- «хуторской разор»

- эмиграция Снегиной

- жизнь криушан в годы гражданской войны

(«Нищета ведет к революции, революция – к нищете». Виктор Гюго)

3)Дайте портретную зарисовку представителей власти – героев поэмы.

4) Добавление эксперта : дано сатирическое изображение Прона Оглоблина и Лабути.

III Диагностика.

В ходе сегодняшнего урока мы остановились на трёх основных вопросах

- Ситуация в стране накануне революции и роль в ней различных социальных слоёв.

- Образ Ленина в документах и в произведении.

- Готовность народа к власти, которую он получил.

Сейчас нам предстоит подвести итог нашей беседы, выявив ваше восприятие темы в необычной форме.

  1. Синквейн

  2. Слово экспертов.

  3. Изменился ли ваш взгляд на революцию?

  4. Подсчёт накопительных карточек.

  1. Творческое домашнее задание: мини сочинение «Что ещё я мог бы сказать на уроке…»

Просмотр содержимого презентации
«Есенин. Открытый урок»

Историческое время и слово поэта Октябрьская революция 1917 года и её отражение в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»

Историческое время и слово поэта

Октябрьская революция 1917 года и её отражение в поэме С.А. Есенина

«Анна Снегина»

Я тем завидую,  Кто жизнь провел в бою,  Кто защищал великую идею… «ТОЛЬКО ЗА ГРАНИЦЕЙ Я ПОНЯЛ СОВЕРШЕННО ЯСНО, КАК ВЕЛИКА ЗАСЛУГА РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, СПАСШЕЙ МИР ОТ БЕЗНАДЕЖНОГО МЕЩАНСТВА… Я ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВЛЮБИЛСЯ В КОММУНИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО».
  • Я тем завидую, Кто жизнь провел в бою, Кто защищал великую идею…
  • «ТОЛЬКО ЗА ГРАНИЦЕЙ Я ПОНЯЛ СОВЕРШЕННО ЯСНО, КАК ВЕЛИКА ЗАСЛУГА РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, СПАСШЕЙ МИР ОТ БЕЗНАДЕЖНОГО МЕЩАНСТВА… Я ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВЛЮБИЛСЯ В КОММУНИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО».

(Письмо из Америки)

Не знали вы,  Что я в сплошном дыму,  В развороченном бурей быте  С того и мучаюсь, что не пойму -  Куда несет нас рок событий.
  • Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму - Куда несет нас рок событий.

(1924 г. «Письмо к женщине»)

Рабочий класс 70% Движущая сила революции «Крестьянство - класс-амфибия. Оно колеблется между реакцией и революцией, между пролетариатом и буржуазией». Александр Воронский, редактор журнала 20-х гг. «Красная новь» Крестьянство 27.8% Интеллигенция 2.2% Сословие, чуждое политики

Рабочий класс 70%

Движущая сила революции

«Крестьянство - класс-амфибия.

Оно колеблется между реакцией и революцией, между пролетариатом и буржуазией».

Александр Воронский, редактор журнала 20-х гг. «Красная новь»

Крестьянство 27.8%

Интеллигенция 2.2%

Сословие, чуждое политики

«Кто такое Ленин?» «Он – вы».
  • «Кто такое Ленин?»
  • «Он – вы».
Насколько готов оказался народ к власти, которую он получил?

Насколько готов оказался народ к власти, которую он получил?

Синквейн:

Синквейн:

  • 5 существительных
  • 4 прилагательных
  • 3 глагола
  • Фраза 5-6 слов
  • Эмоциональное отношение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Коршунова Елена Александровна

Дата: 11.07.2014

Номер свидетельства: 109848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства