Покатаева Т.Н.
учитель истории и обществознания
МКОУ «Гремяченская СОШ»
Золотухинского района
Курской области
Тема урока: «…Но я заключил доброе имя своё в славе моего Отечества…».
А.В.Суворов.
Цели урока:
-образовательная: систематизировать и углубить знания учащихся о развитии русского военного искусства во второй половине 18 века, раскрыть полководческое искусство А.В.Суворова;
- развивающая: развивать умение анализировать и систематизировать полученные знания, умение работать с дополнительной литературой;
- воспитывающая: способствовать военно-патриотическому воспитанию.
Оборудование урока: Шестаков А. История СССР в художественно-исторических образах». М.,Просвещение, 1985г., карта «Россия во второй половине 18 века», презентация, сообщения учащихся, карточки с заданиями.
Ход урока:
1.Организационное начало урока.
2.Сообщение темы и целей урока. Слайд №2.
3.Чтение стихотворения В.Кузнецова «Здесь лежит Суворов». («Шестаков А. История СССР в художественно-исторических образах». М.,Просвещение, 1985г.). Слайд №1.
Проблемное задание на урок: Почему Суворов ограничился такой записью? Достаточно ли такой записи?
4.Фронтальная повторительно-обобщающая беседа.
Вопросы:
Каковы были основные задачи внешней политики России во второй половине 18 века?
Как решалась каждая из задач?
Интересам каких классов служили войны второй половины 18 века?
Покажите на карте земли, присоединенные к России во второй половине 18 века? Каково значение их присоединения для России и для народов, вошедших в состав России?
В каких войнах и сражениях прославился полководец Суворов?
Основная часть урока. Полководческое искусство А.В.Суворова.
План:
«Возьми себе в образец героя древних времён, поравняйся с ним, обгони! Слава тебе!..» (Сообщение уч-ся). Слайд № 3.
«Будь добрым солдатом, если хочешь быть хорошим фельдмаршалом!» (Сообщение уч-ся). Слайды №4-7.
Военное искусство А.В.Суворова. Его книга «Наука побеждать». (Рассказ учителя ). Слайд №8.
Карточки для закрепления:
№1: Сформулируйте «три воинские искусства», которые легли в основу суворовской тактики:
1)Уметь воевать на любой местности, используя её особенности, умение определить. Где стоит лагерь. Где стать лагерем, где атаковать, гнать и бить противника, умение атаковать, умение разгадать и предугадать его намерения…(Ответ: глазомер).
2)Неприятель думает, что ты за сто, за двести вёрст, а ты удвой шаг богатырский, нагрянь быстро, внезапно. Неприятель поёт, гуляет. Ждёт тебя с чистого поля, а ты из-за гор крутых, из-за лесов могучих налети на него, как снег на голову, рази, тесни, опрокинь, бей, гони, не дай опомниться; кто испуган, тот побеждён наполовину…(Ответ: быстрота).
3)Атакуй неприятеля, где бы он не встретился, где тревога, туда и дорога, где «ура», туда и пора, голова хвоста не ждёт…(Ответ: натиск).
№2.Подбери краткие изречения:
Солдат не механизм, уставом предусмотренный, а человек, знающий военное дело, хорошо владеющий оружием, понимающий свою задачу в бою и умеющий упорно и настойчиво сражаться…
Надо готовить войска к тому, что придётся делать на войне…
Надо атаковывать неприятеля, где бы он не был, где бы не встретился…
Вести наступление решительно, оказывать взаимную помощь в бою, предпочтение отдавать рукопашной схватке, штыковому бою…
Негоден тот солдат, кто отвечает : «Не могу знать»…
А) Воюй не числом, а уменьем.
Б) Тяжело в ученье, легко в походе.
В) На войне деньги дороги, жизнь человеческая дороже, а время дороже всего.
Г) За учёного трёх неучёных дают.
Д) Пуля – дура, штык- молодец.
Е) Проклятый немогузнайка.
Ж) Стреляй редко, но метко, штыком коли крепко.
З) Всякий воин должен понимать свой маневр.
(Ответ: 1АГЗ, 2Б, 3В, 4Ж, 5Е).
5. Закрепление. Викторина «Знаешь ли ты?...»
Когда происходил штурм Измаила? (1790г.)
Какой почётный титул получил Суворов? (Граф Суворов-Рымникский)
Когда произошла 1-ая русско-турецкая война? (1768-1774гг.)
Когда Суворов получил звание генералиссимуса? (1799г.)
Кого Суворов называл «почетным учителем»? (П.Румянцева)
О ком говорил Суворов: «Он был на левом фланге, но был моей правой рукой!»? (о Кутузове)
Какой горный перевал Суворов назвал пригорком? (Сент-Готард)
Когда родился Суворов? (1730г.)
За что Суворов был сослан Павлом Первым? ( За критику прусских порядков).
10)Как называется книга, где полководец изложил принципы военного искусства? («Наука побеждать»)
11) Когда о Суворове говорили: «Он стоит 75тыс. неприятеля»?(Сражение у р. Рымник).
12) Какой мост в альпийском походе Суворова считался непреодолимым? (Чёртов).
13) Бывал ли Суворов в Курском крае? (сопровождение Е.Пугачёва в Москву).
14) В скольких сражениях участвовал Суворов? (71).
15) Какой полководец древности был идеалом для Суворова? (Ганнибал).
16) Каким высшим орденом наградила Суворова Екатерина Великая? (Андрея Первозванного).
17) Где похоронен Суворов) ? (В Александро-Невской лавре).
6. Обсуждение проблемного задания. Слайд №1. Дискуссия учащихся.
7. Итоги урока. Выставление оценок.
МКОУ « Гремяченская средняя общеобразовательная школа Золотухинского района»
А.В.Суворов.
/УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ/
История России
7 класс
Учитель: Покатаева Т.Н.
2011г.