Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Возникновение и распад империи Карла Великого»
История Средних веков, 6 класс
1. Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого
2. Тип, вид/форма урока: Комбинированный урок
3. - Цели урока:
-дать целостное представление об империи Карла Великого, ее возникновении и причинах распада
- Задачи
а) предметные:
-раскрыть этапы становления и развития империи
-выяснить причины распада империи Карла Великого
б) метапредметные:
-развитие умения анализировать материал, полученный из разных источников
в) личностные:
-сформировать оценочное суждение о роли личности Карла Великого
4. Оборудование: учебник: Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А. А. Сванидзе. — М. : Просвещение,. — 288 с., 2018, схема меловая на доске: Верденский раздел, фильм: «Империя Карла Великого. Видеозаписи Современный учитель истории»
5. Основные понятия, даты, персоналии урока: Карл Великий, 768-814 гг., 800 г.., 843 г., Верденский раздел
6. План:
1. Личность Карла Великого
2. Войны Карла Великого и покорение саксов
3. Создание империи Карла Великого
4. Причины распада империи Карла Великого
7. Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: добрый день, ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении, поскольку нам с вами предстоит очень сложная, но в то же время очень интересная работа, давайте начнем урок
II. Проверка домашнего задания в виде:
– фронтальный опрос
Учитель: ребята, какую тему мы изучили на прошлом занятии?
Ученики: христианская церковь в раннее Средневековье
Учитель: верно, давайте вспомним основные моменты нашего прошлого урока
-как можно охарактеризовать влияние церкви на государство и государства на церковь?
-кто из правителей франков первым принял христианство? Какова была цель этого?
-кто такие епископы, архиепископы, монахи, аббаты?
-назовите представителей церковной организации, начиная с первой ступени
-что представлял из себя монастырь?
-каким образом велось обучение в соборных школах?
III. Определение задач данного урока (путём перехода от предыдущего материала к новому – целеполагание, актуализация знаний, мотивация)
Учитель: отлично, молодцы. Итак, на прошлых занятиях мы вели речь о процессах, которые происходили на территории Европы в период раннего Средневековья, а именно образовании варварских королевств, одно из которых смогло выстоять и не распалось под влиянием каких-либо факторов, а именно государство франков. Мы рассмотрели то, как сформировалось и развивалось это государство сначала при Меровингах, а затем с приходом к власти новой династии. А как же сложилась судьба франкского государства, каким образом, а главное кто превратил его в империю, мы сегодня и выясним. Запишите тему сегодняшнего урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого»
IV. Объяснение нового материала
1. Учитель: прежде всего выясним, кто же такой Карл? И почему в дальнейшем его стали называть Великим? И заслуженно ли? Ответим на этот вопрос в конце урока. Запишем годы правления: Карл Великий 768-814 гг.
Учитель: посмотрите на слайд, где изображен потрет Карла, а в учебнике на стр. 27, прочтите первый абзац, ответьте на вопрос: каким человеком видели современники Карла?
Ученики: умным, смелым, прославляли его подвиги и справедливость
Учитель: сколько лет Карл был у власти?
Ученики: целых 46 лет
2. Учитель: прекрасно, таким образом, мы понимаем, что это был очень сильный человек, которому удалось сделать очень многое для своего государства, а что именно он сделал, мы сейчас и рассмотрим
Учитель: для укрепления мощи своего государства Карл проводил активную внешнюю политику, сейчас выполняем задание по видео: смотрим фрагмент и отвечаем на вопрос: кого и на каких территориях завоевал Карл? Обратите внимание на карту
Просмотр видео:
Ученики: Лангобарды в Италии, Авары на Дунае, много лет сражался против арабов в Испании
Учитель: а какое племя вело долгую и изнурительную борьбу, сколько лет она длилась?
Ученики: племя Саксов, борьба шла 30 лет
Учитель: верно, смотрим дальше, каким же образом ему удалось их покорить?
Ученики: он прибег к суровым мерам: взял много заложников, насильно их переселял
Учитель: верно, таким образом, к концу правления Карлу удалось добиться хотя бы внешней покорности саксов- самого непокорного для Карла племени.
3. Учитель: со временем территория государства Карла Великого значительно увеличилась в размерах. И в 800 году произошло очень знаковое событие, а какое сейчас узнаем, продолжаем просмотр.
Итак, что произошло в 800 году и где?
Ученики: в 800 году в Риме папа Лев III провозгласил Карла императором
Учитель: верно, почему этому событию придают мировое значение, говоря, что на территории Европы спустя несколько веков вновь появилась империя, о какой исчезнувшей империи здесь идет речь? Когда она распалась?
Ученики: о Западной Римской империи, она распалась в 476 году
Учитель: верно, каким же образом было построено управление в империи Карла? Продолжаем просмотр:
Вопросы: что такое «королевский двор»?
Марки-это
Маркграфы-это
Ответы учеников
Учитель: отлично, таким образом, мы можем сказать, четкой системы управления еще не сложилось, поскольку даже столица переезжала из города в город
4. Учитель: но империя просуществовала недолго, в 843 году из-за не усобиц, возникших между внуками Карла Великого, произошел раздел империи на несколько частей, который вошел в историю как Верденский раздел. Итак, запишем, что привело к феодальной раздробленности, но что это такое мы поговорим на следующем уроке:
843г.-Верденский раздел
И зарисуем схему:
Империя Карла Великого
Восточные земли Западные земли Италия
(Германия) (Франция)
Учитель: но почему так произошло? Записываем: Причины распада империи Карла Великого. Выделяем причины из видео
Разное по составу население, нет фактора объединения
Отсутствие экономических связей между частями империи
Учитель: итак, ребята изучили тему возникновения и распада империи Карла Великого, какой вопрос мы поставили в начале урока?
Ученики: можно ли назвать Карла Великим?
Учитель: да, верно, так можем ли мы так охарактеризовать Карла и почему?
Ответы учеников
VII. Подведение итогов занятия (рефлексия)
Учитель: ребята, тема сегодня была очень сложная, но вы справились, спасибо за работу!
VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Учитель: домашним заданием у вас будет: § 3 и работа с пунктом «Каролингское возрождение», можно использовать дополнительные источники, необходимо: дать характеристику этому периоду, найти несколько произведений, которые относятся к этому времени