kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Условия жизни в воюющих странах. Человек и война: единство фронта и тыла. 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления нравственного опыта людей в прошлом; воспитание чувства долга и ответственности перед старшим поколением, чувства единства с жизнью предшествующих поколений; понимание бесчеловечности войн и их непригодности в качестве средства для разрешения конфликтов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Условия жизни в воюющих странах. Человек и война: единство фронта и тыла. 10 класс»

Конспект уроков. Условия жизни в воюющих странах. Человек и война: единство фронта и тыла.

Дата:

Класс: 10

Цели урока:

образовательная:

актуализация знаний учащихся по теме «Великая Отечественная война», углубление источниковедческих знаний учащихся, расширение и углубление знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны;

развивающая:

развитие учебно-информационных умений (анализа исторических источников, аргументации, развитие умения самостоятельно готовить сообщение по теме), учебно-коммуникативных умений (предъявлять результаты своей деятельности, развитие навыка групповой работы);

воспитательная:

формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления нравственного опыта людей в прошлом; воспитание чувства долга и ответственности перед старшим поколением, чувства единства с жизнью предшествующих поколений; понимание бесчеловечности войн и их непригодности в качестве средства для разрешения конфликтов.

Формы и методы урока:

практическая работа с историческими источниками, частично-поисковый метод, групповая и индивидуальная формы работы.

Ход урока.

Организационный момент.

Блиц-опрос

1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны?

2. Кто первым принял  удар фашистов на границе  в первый день Великой Отечественной войны?

3. Почему  война вошла в историю нашего народа как «Великая Отечественная война»?

4. Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война?

5. Почему Сталин считал, что фашистская Германия не нападёт на СССР в ближайшее время?

6. Как назывался  немецкий план «молниеносной войны»?

7. Назовите причины неудач Красной Армии в начальный период войны?

8. Кто стал Верховным Главнокомандующим Красной Армии  с самого начала войны?

9. Назовите выдающихся советских полководцев периода Великой Отечественной войны?

10. Какая героическая битва Красной Армии, окончательно похоронила  фашистский план «молниеносной войны»?

11.Что означал приказ Сталина № 000 от 01.01.01г «Ни шагу назад!»

Изучение нового  материала (Мозговой штурм)

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. Но воюют прежде всего люди. В который раз попытаемся понять их. И не только маршалов и генералов, но и простых солдат, мирных граждан. Потому что война – это не только военные действия, поражения и победы на поле боя, но и экономика, дипломатия, национальные традиции амбиции вождей – без них мы вряд ли поймём: что, как и почему происходило. И на протяжении всей войны люди пытались приспособиться, жить и выжить. Как им это удалось? Это сегодня нам и предстоит выяснить.

Эпиграфом к этому уроку очень подходит высказывание легендарного полководца маршала Победы: «Тыл-это половина Победы, даже больше».

Давайте поразмышляем, что и кого мы называем «Тылом».

Почему Жуков называет тыл - половиной Победы?

В этом высказывании, на мой взгляд, кроется проблемный вопрос, который мы должны решить сегодня на уроке.

Прежде чем мы начнём урок-давайте выясним значение слова-«Тыл»..

Тыл - территория позади фронта, за боевой линией

План урока

1.      Введение.

2.      Военное хозяйство.

3.      Перенос промышленности.

4.      Личная ответственность.

5.      Добровольцы.

6.      Массовый героизм.

7.      Сотни тысяч орденоносцев.

8.      Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом.

9.      Культурное пространство войны.

10.  Военные будни и праздники

11.  Летопись культурных утрат

12.  Итоги.

Аудио речи Сталина 3 июля 1941г

ы прослушали отрывок  из речи И. Сталина.

-Почему Сталин обращается в речи « братья и сестры»?

- Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?

-Как оценил Сталин характер войны?

-К чему призывает Сталин в своём обращении?

Учитель: Начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Работа со словарём

Эвакуация - организованный вывоз населения, учреждений, имущества, оборудования и т. п.из местности, находящейся под угрозой вражеского  нападения // Место такого пребывания.

Вопросы учителя: Назовите причины, по которым предстояло эвакуировать население, предприятия и стратегические объекты?

Быстрое продвижение врага вглубь советской территории. Реальный захват фашистами городов, военных и промышленных объектов противником. (Чтобы не потерять экономический и военный потенциал страны) Для оказания военного сопротивления Германии. Красная Армия остро нуждалась на фронтах в военной технике и снаряжении.

Предстояло в короткий срок под налётами авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики мировая история ещё не знала. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых в восточные районы страны более 2 тысячи крупных предприятий и свыше 12 млн. человек.

 

Порой станки и оборудование монтировались прямо под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых фронту оружия и боеприпасов

Героические усилия советских людей не пропали даром.

Работа со словарём

Бронь - освобождение от призыва в армию, льгота, даваемая высшим должностным лицам, а также выдающимся деятелям науки, культуры и искусства, а также гарантия сохранения определенного имущества, например, жилья, со стороны государства.

Вопрос: Всегда ли удавалось вывести и эвакуировать? Нет невсегда.

К середине 1942 года завершился переход экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский.

Удалось стабилизировать карточное снабжение продовольствием не только армии, но  и городского населения страны. И это всё при-том, что под оккупацией находилась территория, дававшая  до войны почти 40 % зерна и 84% сахара.

-Кого мы можем назвать труженики тыла?

Вся тяжесть в эти грозные годы легла на плечи женщин и детей, стариков. Их труд  золотыми буквами вписан в героическую летопись нашей истории

К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин, встали женщины и дети. Работали дети 12 – 13 лет по 12- 14 часов в сутки. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики

Огромная опасность, возникшая в июне 1941 г. в связи с нападением нацистской Германии, заставила руководство СССР, все общество искать выход из критического положения, пути к спасению Отечества. Чрезвычайные обстоятельства вызвали глубокие изменения в содержании, формах и методах решения политических, идеологических и социально-экономических проблем, во взаимоотношениях государства и общества, власти и народа.

Источник победы – высокий моральный дух и патриотизм советских людей.

Огромная опасность, возникшая в июне 1941 г. в связи с нападением нацистской Германии, заставила руководство СССР, все общество искать выход из критического положения, пути к спасению Отечества. Чрезвычайные обстоятельства вызвали глубокие изменения в содержании, формах и методах решения политических, идеологических и социально-экономических проблем, во взаимоотношениях государства и общества, власти и народа.

Объективный научный анализ исторического опыта деятельности государства и его связи с народом в чрезвычайных условиях особенно актуален в настоящее время, когда в нашем Отечестве решаются многочисленные весьма сложные политические, социально-экономические и духовно-культурные задачи. Вместе с тем решение данной научной проблемы - это дань нашего уважения к воинам и труженикам тыла, к памяти павших. Выявление поучительных уроков из успехов и поражений, бесчисленных фактов мужества, героизма и любви к Отечеству, усвоение этих уроков - обязательное условие формирования у нынешних поколений россиян осознанного стремления самоотверженно служить Родине.

Великая Отечественная война велась не только Вооруженными Силами. Она была войной всего советского народа, всего советского общества, политической и экономической системы СССР. Ядро политической системы представляла собой Коммунистическая партия как руководящая и направляющая сила. Важными звеньями данной системы являлись советское государство, профсоюзы и другие общественные организации, трудовые коллективы. Созданному в предвоенные годы громоздкому, многоступенчатому, приспособленному главным образом к выполнению директив управленческому аппарату и всему хозяйственному механизму страны с началом войны пришлось действовать в экстремальных условиях. Высший эшелон государственной власти сумел сам быстро перестроиться, найти наиболее действенные формы и методы управления сражающейся огромной страной.

Максимальная централизация всех ветвей власти позволила советскому руководству направить основные ресурсы страны на самые важные, решающие участки. Даже при их относительной ограниченности возможность осуществлять "принцип ударности" сыграла в годы войны чрезвычайно важную роль. Призыв "Все для фронта, все для победы!" не остался декларацией, лозунгом, а реально претворялся в жизнь. Он стал для всего народа руководством к действию.

 

ВОЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО

С первых дней войны определились основные линии создания слаженного военного хозяйства:

– эвакуация из прифронтовой зоны на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей. Тяжелая обстановка на фронтах Великой Отечественной войны вынуждала проводить массовую эвакуацию одновременно из Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии,

Северо-Западного, а позднее и Центрального промышленного районов.  Всего к концу 1941г. на восток удалось переместить оборудование 2,5 тыс. промышленных предприятий и свыше 10 млн. человек;

– перевод тысяч заводов и фабрик гражданского назначения на выпуск боевой техники и другой оборонной продукции. Так, при слиянии трех предприятий – базового Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного был создан крупнейший танкостроительный комбинат, названный в народе Танкоградом. На основе предприятий сельхозмашиностроения была создана минометная промышленность. В июне 1941 года правительство приняло решение о серийном производстве реактивных минометных установок –

знаменитых «Катюш», выпуском которых занимались 19 заводов...

– ускоренное строительство новых промышленных объектов, способных заменить утраченные в первые месяцы войны . Только за первый год войны было возведено 850 заводов разного профиля, шахт и рудников, электростанций, домен и мартеновских печей, прокатных станов, проложены тысячи километров железных и шоссейных дорог;

– надежное обеспечение народного хозяйства, прежде всего промышленности, рабочими кадрами в новых чрезвычайных условиях. С 26 июня 1941г. рабочий день был удлинен до 11 часов, введены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска, что в совокупности на треть увеличило загрузку оборудования без привлечения дополнительных рабочих рук. Место ушедших на фронт в цехах, у мартенов, в забоях, на полях и фермах занимали женщины, молодежь и старики. К середине 1942г. было остановлено падение промышленного производства, вызванное потерями от оккупации. Миллионы граждан собирали средства в фонд обороны на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий, бронепоездов и других видов вооружений.

Газета «Правда» 10 июля 1941г. писала: «Промышленность – техническая и материальная база фронта. У нас не может быть теперь «мирных предприятий». Каждый завод, каждая фабрика должны работать для удовлетворения военных нужд... Каждый советский человек должен стремиться теперь работать за двоих, за троих... Убрать весь урожай в короткий срок и без потерь, обеспечить своевременное проведение всех сельскохозяйственных работ... «Все для фронта! Всю работу – на военный лад!»

4 июля 1941г. комиссия во главе с председателем Госплана Н.А. Вознесенским начинает разработку военно - хозяйственного плана, делавшего упор на использование ресурсов и предприятий на Волге, Урале и Западной Сибири. Его сложность заключалась в том, что началось перебазирова ние на восток крупнейших предприятий из прифронтовых районов. И осуществлять демонтаж, погрузку и транспортировку приходилось под ударами вражеской авиации и в очень короткие сроки. Подобных аналогов не знала история, ибо речь шла о таких гигантах как Запорожсталь, Ростсельмаш, Новокраматорский, Кировский Ижорский и харьковский заводы. Только в июле – ноябре 1941г. на восток было перемещено 1360 крупных предприятий, для чего потребовалось около полутора миллионов вагонов.

 

ПЕРЕНОС ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Не менее яркой страницей в летописи войны стал быстрый ввод в строй эвакуированных заводов – не хватало помещений, не хватало кадров, нарушались внутриэкономические связи. Так, труженики Челябинского тракторного завода, слившегося с Кировским и Харьковским, сумели во втором полугодии 1941г . увеличить выпуск танков в 2,5 раза. Авиационный завод в Поволжье выпустил первый истребитель на 14-й день после прибытия последнего эшелона, когда над цехами еще не было крыши. Так закладывался фундамент военной экономики, который вместе с первыми успехами на фронте вселял в сердца людей уверенность в победе нашего народа.

Год 1942-й стал годом слаженного военного механизма, годом мобилизации всех сил тыла – промышленности, транспорта, науки, культуры и сельского хозяйства – на подготовку коренного перелома в ходе войны. На Магнитогорском металлургическом комбинате в рекордно короткий срок, всего за восемь месяцев, была сооружена крупнейшая в СССР доменная печь No5, рассчитанная на производство 1400 тысяч тонн чугуна в сутки. Это позволило увеличить

выпуск военной продукции на Урале в 1942г. в 5 раз.

Авиаконструктор А.С. Яковлев вспоминает в книге «Цель жизни»: «В первой половине 1942г. восстановление эвакуированных авиационных заводов в основном удалось завершить... Во второй половине 1942г. промышленность работала еще увереннее. Вот данные о производстве истребителей и штурмовиков: в 1942г. истребителей ЯК-7 было выпущено 2431 против 166 в 1941г.; выпуск истребителей ЛА-5 начался с июня 1942г. и достиг 1129 машин; выпуск штурмовиков ИЛ-2 за год увел ичился в 5,7 раза... Это был подвиг – настоящий подвиг работников авиационной промышленности. И не только их, а всех тех, кто снабжал цветными и черными металлами, приборами и аппаратами, лаком и красками, вооружением и боеприпасами, – всей трудовой армии России».

Вместе с рабочим классом в трудных условиях ковали победу и труженики сельского хозяйства – под оккупацией оказались районы Украины и российского Нечерноземья, повсеместно не хватало техники и горюче-смазочных материалов , большинство мужчин ушли в

армию и основная тяжесть работы легла на плечи женщин. Так, в МТС число женщин-трактористок в 1942г. составило 40%, а шоферов – 36%. Однако полностью восстановить огромные потери посевных площадей и скота было невозможно – уменьшился сбор зерна, сахарной свеклы, льна и хлопка-сырца. Но фронт получал все необходимое в первую очередь.

В завершающем периода войны страна продолжала наращивать темпы развития своего военного потенциала, что и обеспечивало превосходство в технике и вооружении над противником как

в количественных, так и в качественных показателях.

Рост производства в СССР крупной военной техники в годы великой Отечественной войны (тыс. штук)

 

Год

Производство боевых самолетов

Производство танков

1942

21, 7

24, 4

1943

34,9

20,0

1944

40,9

29

 

Одновременно широко развертывались работы по восстановлению экономики в районах, освобожденных от немецких оккупантов, где гитлеровцы разрушили 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, 61 электростанцию, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Все это было подвигом тружеников тыла, работавших без отпусков в режиме 11-часового рабочего дня для нужд фронта. И, как и там, здесь были свои гвардейцы, свои гвардейцы, свои маяки, свои фронтовые бригады.

Знатный кузнецкий сталевар А.Я. Чалков за освоение скоростных плавок броневой стали был удостоен Государственной премии. Такую же награду вручили тагильскому фрезеровщику Д.Ф. Босому. Криворожский забойщик А.И. Семиволос разработал новый метод многозабойного бурения, а бригадир тракторной бригады из Рязанской области Д.Ф. Гармаш выступила инициатором соревнования женских тракторных бригад. Целые коллективы становились обладателями переходящих Красных знамен ГКО, а тамбовские колхозники стали инициаторами создания на собственные средства танковой колонны «тамбовский колхозник».

Таким образом, экономическая победа над фашистской Германией и ее сателлитами в решающей степени была заслугой напряженно трудившихся рабочих, крестьян, служащих – всего советского народа.

 

ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Великая Отечественная война была для советского народа и Вооруженных Сил государства самым трудным и драматическим, но вместе с тем и героическим временем. В годы жестоких военных испытаний с невиданной силой проявились веками глубоко укоренившиеся в народе чувства национальной гордости и беспредельной преданности Отчизне; сыновняя любовь к земле отцов и дедов слилась с глубоким осознанием высокой личной ответственности за ее судьбу. Высокий моральный дух и патриотизм советских людей явились решающим фактором обеспечения прочного единства фронта и тыла, ставшего одним из важнейших источников достигнутой великой победы.

Любовь к Родине, стремление отстоять независимость страны, не дать разорить свою землю, свой дом формировались веками. С началом войны патриотизм усилился. Это было вызвано тем, что большинство граждан считало естественным и законным сложившийся в стране социально-политический строй, закрепленный Конституцией СССР, были наглядны и очевидны вошедшие в быт социальные достижения: бесплатные образование, медицинское обслуживание, жилье, отсутствие безработицы, уважение к людям труда, их производственным достижениям и т. п. И, что бы ни говорили сегодня, тогда народ в массе своей поддержал партийное и государственное руководство Советского Союза. Именно в этом смысле правомерно говорить о морально-политическом единстве граждан СССР, лежавшем в основе прочного союза между фронтом и тылом, сплочения советского общества перед грозной опасностью со стороны фашистской агрессии.

Однако существует и другая точка зрения. Так, атмосфера страха в стране перед властью, широко применявшей репрессивные методы, послужила основой для формирования устойчивого стереотипного представления, отличающегося от официально тиражируемых установок, о советском обществе 30-50-х гг., как обществе бесправном, безгласном, не имеющем собственного мнения. Это, на наш взгляд, глубокое заблуждение. Каждый политический режим, даже диктаторский, не может существовать без поддержки общественного мнения. Сталинский тоже весьма эффективно использовал различные механизмы воздействия на сознание граждан - от пропаганды до террора, чтобы сформировать в обществе соответствующие настроения, работающие на поддержание авторитета режима. Но возникает вопрос: можно ли считать эти настроения общественным мнением?

Чтобы ответить на него, необходимо определиться, какой смысл мы вкладываем в само понятие "общество" и каким оно было в советский период.

Общество - это сложное и масштабное явление, многоплановое по содержанию своего понятия. В широком смысле оно представляет собой совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей - экономических, социальных, политических, духовных. В более узком смысле общество понимается как совокупность разнообразных союзов людей, организованных сознательно (государство, армия, церковь, национальности, классы и др.) или возникших стихийно (митинги, различные собрания и т. д.). Общеизвестно и определение общества как совокупности всех социальных союзов (кроме государства), по Гегелю - "гражданского общества". Марксизм-ленинизм рассматривает общество как определенный тип общественно-экономической формации, общественно-классовых отношений.

Таким образом, во всех существующих толкованиях общества так или иначе просматривается, что по сути оно представляет собой совокупность различных исторически утвердившихся объединений людей в таких сферах (областях) их жизнедеятельности, как экономическая, социальная, политическая и духовная. С этой точки зрения представляется необоснованной позиция тех исследователей истории советского общества, которые, ссылаясь на тоталитарный характер сталинского режима, делают вывод о том, что в этих условиях настоящего общества по существу не было и быть не могло. Была якобы лишь видимость его.

В этой связи представляется убедительным следующий контраргумент: своеобразие явления, его непохожесть на то, что считается общепринятым и устоявшимся, отнюдь не означает отсутствия самого явления. Советское общество не было ни "молчаливым", ни абсолютно "верноподданным". Оно, по словам Е. Зубковой, "имело свое лицо и свой мир мнений". Эти качества характеризовали общественное мнение и в период Великой Отечественной войны. Восприятие людьми происходивших на фронте и в тылу событий, их оценка зачастую отличались от оценок в официальной пропаганде. Мнение общества не было статичным. Оно определялось жизненными перипетиями того драматического времени, уровнем политической и общей культуры, а также житейским опытом наиболее активных граждан, делающих так или иначе свое мнение достоянием гласности.

Как свидетельствуют документы архивов ЦК ВКП(б), ГКО, Прокуратуры СССР, имевшее место в советской историографии Великой Отечественной войны представление о тотальном монолитном сознании советских людей как признаке их морально-политического единства в военный период, привычке жить только по указке сверху не совсем верно. Простая логика подсказывает, что народ, "задавленный диктатурой" и лишенный самостоятельного мнения, активной жизненной позиции, не мог бы так героически сражаться на фронте за Родину, столь самоотверженно относиться к работе в тылу, как это делали советские люди.

В эмигрантском журнале "Новый путь", редактировавшемся бывшим активным русским меньшевиком Ф.Ю. Даном, 7 октября 1942 г. в статье "Чудо Сталинграда" говорилось: "Ничего нельзя понять в этом чуде, если закрыть глаза на тот факт, что при всех своих падениях, срывах, ошибках и даже преступлениях революция, начавшаяся четверть века назад, вошла в плоть и кровь народных масс, что при всех невзгодах, лишениях, страданиях: она дала им какие-то достижения и, быть может, еще больше - какие-то надежды, за которые массы держатся всеми фибрами души, которые в их глазах перевешивают все темные и тяжелые стороны ее, за которые они хотят идти на нечеловеческие муки, сражаться и умирать. Революция дала патриотизму народов Советского Союза новую великую идею - идею социального освобождения".

Судя по воспоминаниям людей, переживших Великую Отечественную войну, в тот ошеломивший всех день, 22 июня 1941 г., мало кто из граждан СССР ожидал, что удар агрессора будет таким мощным, что враг станет столь стремительно продвигаться в глубь советской территории, что на их плечи ляжет непомерная тяжесть ответственности за судьбу своей страны, за преодоление неотвратимо обострявшейся трагической ситуации серьезнейших поражений и отступлений Красной Армии.з

ДОБРОВОЛЬЦЫ

С первых дней войны у большинства советских людей происходила сложнейшая психологическая перестройка: рождалось высокое напряжение души, питаемое стремлением защитить Родину от нашествия иноземных захватчиков. Одно из неоспоримых свидетельств тому - длинные очереди добровольцев в военкоматах. Всего по стране заявления с просьбой о записи в народное ополчение подали свыше 4 млн. человек. Из добровольцев, отобранных для обучения, летом и осенью 1941 г. было сформировано около 60 дивизий, 200 отдельных полков, большое количество истребительных батальонов, женских авиаполков, национальных соединений, являвшихся частично добровольческими. В боях участвовало 36 ополченческих дивизий, в том числе 16 московских и 10 ленинградских. Через ополчение в действующую армию влилось около 2 млн. человек. Для создания и всестороннего обеспечения народного ополчения наряду с централизованными государственными средствами направлялись средства предприятий, общественных организаций и - в значительной степени - отдельных граждан.

Осознание справедливости, оборонительного характера войны создавало в народе, в войсках такую атмосферу, такой социально-политический, нравственный климат, при котором наиболее полно раскрывались лучшие качества и черты характера защитников Родины. Самоотверженная забота о судьбе Отечества, его настоящем и будущем способствовала формированию глубокого понимания необходимости укрепления национальной взаимопомощи, сплоченности и братской дружбы перед лицом угрозы, какую нес с собой германский нацизм. Именно здесь надо искать источник того невиданного массового героизма, который стал решающей движущей силой в войне, важнейшим фактором победы в ней. Он проявлялся в деятельности людей всех возрастов и профессий, мужчин и женщин, представителей всех наций и народностей СССР. Более 11 тыс. стали Героями Советского Союза, сотни тысяч - кавалерами орденов и медалей.

Творческая активность народа, постепенно осознавшего нависшую над Родиной смертельную опасность, сопровождалась невиданным взлетом его духовных сил на фронте и в тылу. Об этом свидетельствует беспредельная стойкость защитников Брестской крепости, военно-морской базы Лиепая, Таллина, Моонзундских островов и полуострова Ханко, Одессы и Севастополя, Ленинграда и Москвы, Сталинграда и Новороссийска, Заполярья и Кавказских перевалов. В ходе всей войны у защитников Отечества проявились огромная сила духа, высокие нравственные качества, исстари присущие народам советской страны. Это о них на бетонной мраморной плите Мамаева кургана высечены бессмертные слова: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они!". А в пантеоне, завершающем экспозицию Сталинградской битвы, написано: "Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью - Родиной".

История бережно хранит поразительные по силе своего воздействия на сознание нынешних поколений примеры верности воинскому долгу защитников Отечества. Своеобразным символом и высшим проявлением стойкости советских воинов стали подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневная оборона Дома Павлова в Сталинграде. Они сражались до последнего вздоха в невероятно тяжелых обстоятельствах. Нередко на каждого из этих героев приходились сотни килограммов вражеских снарядов и бомб, не говоря уже об автоматно-пулеметном огне. Спустя почти полвека после той войны становятся известными все новые имена героев.
МАССОВЫЙ ГЕРОИЗМ

Характерным являлся коллективный подвиг частей, соединений - на фронте, заводов, колхозов, других трудовых коллективов - в тылу. Это был героизм особого рода: длительный и самого высокого накала ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных сил, часто в условиях голода и холода.

На волне массового героизма фронтовиков родилась гвардия. Она стала олицетворением не только мужественного служения Родине, но и неуклонно растущего военного искусства. Первыми гвардейскими соединениями в боях под Ельней в 1941 г. стали 100-я , 127-я , 153-я, 161-я дивизии. Здесь, как и на других участках огромного советско-германского фронта, в оборонительных боях и в наступлении - везде героями были не одиночки, а десятки, сотни бойцов.

Массовый трудовой героизм советских людей - также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т. д. И старались произвести продукции как можно больше и как можно лучшего качества.

Патриотический порыв охватил старшее и среднее поколение советских людей, молодежь и подростков. Все стремились внести свой посильный вклад в общее дело скорейшего разгрома врага. На фабриках и заводах, на колхозных и совхозных полях, в научных институтах и лабораториях люди работали так, что, казалось, нет предела человеческим возможностям.

В самом начале войны по инициативе многих трудовых коллективов возникло движение за создание на основе добровольности фонда Обороны страны. В него вносились деньги, облигации займов, изделия из золота и серебра, другие ценные вещи. В фонд передавались крупные денежные массы, заработанные в ходе воскресников. В колхозах и совхозах специально в счет оборонного фонда засевались сверхплановые посевные площади, откармливались скот и домашняя птица.

К 21 марта 1942 г. добровольные взносы трудящихся в фонды обороны и Красной Армии составили 2282 млн. руб. деньгами, 1915 млн. - облигациями государственных займов, 7740 кг серебра и 89,1 кг - золота. Труженики села, выкроив из своих отнюдь не богатых запасов, собрали десятки тысяч тонн продовольствия.

Вместе с тем, как убедительно доказано исследователями данной проблемы, финансовая помощь населения фронту была не только патриотическим деянием, но и зачастую далеко не адекватным материальным возможностям трудящихся способом мобилизации государством денежных средств граждан в целях стабилизации финансово-экономической системы страны в военное время, борьбы с инфляцией. Контроль за ходом народных движений в помощь фронту со стороны государственных органов, а также огосударствленных общественных организаций - профсоюзов и комсомола, допускавшиеся при этом перегибы, проявлявшиеся в кампанейщине и фактах принуждения в процессе сбора средств, не умаляют значения этого в целом добровольного, благородного общенародного порыва.

Инициатива, искренность патриотических устремлений и действий проявились во многих других деяниях. Среди них - сбор и отправка на фронт теплой одежды, подарков и продуктов питания; забота общественности о семьях фронтовиков; помощь раненым и больным воинам и инвалидам войны; донорство, шефство над госпиталями; шефство трудовых коллективов над соединениями, частями и кораблями армии и флота; военно-культурное шефство работников искусств над фронтом.
СОТНИ ТЫСЯЧ ОРДЕНОНОСЦЕВ

Беспрецедентным в истории было массовое участие женщин как непосредственно в вооруженной защите Отечества, так и в оказании всесторонней помощи фронту. В рядах Красной Армии находились около 600 тыс. женщин, в том числе офицеров - более 80 тысяч. В тылу, заменив ушедших на фронт отцов и братьев, мужей и сыновей, женщины вынесли на своих плечах основную тяжесть труда в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте. Они стояли в одном боевом и трудовом строю с мужьями и сыновьями.

Особенно выдающимся был трудовой подвиг населения Одессы, Севастополя, Москвы, Сталинграда, других городов-героев и многих прифронтовых населенных пунктов. Мир был потрясен небывалым в истории подвигом ленинградцев. В условиях блокады, под постоянными обстрелами и бомбежкой, когда люди умирали тысячами, оставшиеся в живых продолжали изготовлять оружие, причем не только для Ленинградского, но и для других фронтов. Так, в начале декабря 1941 г., когда советские войска перешли в контрнаступление под Москвой, на самолетах и по ледовой "Дороге жизни" отправлялись техника и вооружение, изготовленные на ленинградских предприятиях.

За каждой тонной металла и топлива, продовольствия и сырья, за каждым орудием, танком и самолетом, за каждым центнером хлеба - героические усилия тружеников тыла. Они, без всякого сомнения, заслужили право утверждать, что советский солдат победил советским оружием. Из этого, конечно, не следует, что мы не получили значительной помощи и от наших тогдашних союзников. Ее умаление недопустимо так же, как и ее преувеличение. Отечественная промышленность превзошла по объему производства промышленность нацистской Германии - произвела для Красной Армии почти 500 тыс. орудий, более 112 тыс. самолетов, свыше 102 тыс. танков и самоходных орудий и много другой военной техники.

Сегодня выходит немало честных, взвешенных по своим оценкам книг о героях войны - фронтовиках и тружениках тыла. Их авторы рассматривают истоки и суть героического подвига, понимая под этим такой поступок человека или группы людей, когда сознательно делается шаг, выходящий за привычные нормы поведения. Героизм этот состоит в разрешении жизненного противоречия, которое в данный момент не может быть разрешено обычными, повседневными средствами. Особое значение в данном случае имеют содержание побудительного мотива поступка, его соответствие идейным убеждениям людей и требованиям обстановки.

Родина высоко оценила трудовой подвиг советских людей в тылу. За 1941-1945 гг. около 200 тыс. чел. награждены орденами и медалями; звания Героя Социалистического Труда удостоен 201 человек; сотни представителей интеллигенции, рабочего класса и колхозного крестьянства удостоены Государственной премии СССР. После войны медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." получили свыше 16 млн. человек. Орденами Союза ССР в годы войны награждены 103 предприятия промышленности, транспорта, строительных организаций и сельского хозяйства, ряд НИИ. Лучшим производственным коллективам вручались Переходящие Красные Знамена ЦК ВКП(б), ГКО, ВЦСПС.

Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для советского народа. Она потребовала огромных человеческих и материальных жертв. Погибло более 27 млн. человек, в том числе 8668,4 тыс. - военнослужащих. Советский Союз лишился около 20% всех своих богатств, до основания были разрушены 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 25 млн. человек остались без крова. Но, несмотря на огромные трудности, многонациональный советский народ вынес на своих плечах выпавшие на него тяготы и лишения. Победа в войне была достигнута благодаря высокому патриотическому подъему, массовому героизму советских воинов, партизан и подпольщиков, а также трудовому героизму людей, ковавших победу в тылу. 

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ В БОРЬБЕ С ФАШИЗМОМ

 Помощь советскому народу приходила от людей и общественных организаций со всего мира, в том числе от соотечественников за границей.

Многие русские эмигранты влились в ряды движения Сопротивления. Только во Франции в годы войны героически погибли русские подпольщики В. А. Оболенская, Б. В. Вильде, А. С. Левицкий (именно по названию издававшейся с 1940 г. Вильде и Левицким нелегальной газеты «Сопротивление» стали потом называть движение борцов с оккупантами в странах Европы), мать Мария (Е. Ю. Кузьмина-Караваева), партизанки Т. А. Волконская, А. А. Скрябина и др.

Композитор и исполнитель С. В. Рахманинов, живший в США, выступил с концертом, сборы от которого были переданы в фонд Красной Армии. При этом он сказал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Его авторитет и пример вдохновили многих на организацию помощи СССР.

В апреле 1942 г. в СССР был учреждён Еврейский антифашистский комитет. В его задачу входила организация как материальной, так и политической помощи Советскому Союзу из-за рубежа. По каналам ЕАК было собрано около 45 млн долл., организована отправка медикаментов и медицинского оборудования, вещей. ЕАК занимался также сбором свидетельств об уничтожении евреев нацистами.

С целью объединения антифашистского потенциала славянских народов в 1942 г. был создан Всеславянский комитет. В него вошли многие деятели культуры, учёные, представлявшие славянские народы, такие, как А. Н. Толстой, А. А. Фадеев, Я. Купала, Я. Колас, А. Е. Корнейчук, М. Ф. Рыльский, З. Неедлы, В. Василевская и др. Комитет издавал журнал «Славяне». Деятельность комитета демонстрировала решимость отстоять славянскую культуру от посягательств нацистских идеологов и готовила почву для будущего политического сближения славянских государств Восточной Европы

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОЙНЫ

Уже в самые первые дни войны появились произведения высокой героико-патриотической тональности, ставшие художественными символами всенародного сопротивления захватчикам. Прежде всего это песня «Священная война» (музыка А.В.Александрова, слова В.И.Лебедева-Кумача) и плакат «Родина-мать зовёт!» (художник И.М.Тоидзе). В советском изобразительном искусстве в годы Великой Отечественной войны преобладала героико-патриотическая тема. Лучшие жанровые картины пронизаны острым ощущением суровости времени («Немцы идут» («Подсолнухи») А.А.Пластова, «Бегство немцев из Новгорода» Кукрыниксов). В монументальном полотне «Оборона Севастополя» (1942) А.А.Дейнека использовал выразительные плакатные образы для решения темы смертельной схватки добра и зла.

В годы войны появился новый народный литературный герой. Ещё во время советско-финляндской войны были опубликованы первые стихи о Василии Тёркине. С 1942г. А.Т.Твардовский пишет для армейских газет небольшие стихотворные рассказы, прославлявшие героя и мученика войны – рядового солдата.

Многие писатели стали военными корреспондентами. Среди них особую известность приобрёл К. М. Симонов. В его стихах тема войны как великой трагедии переплеталась с темой любви — чувства, способного победить «всем смертям назло». Специальным корреспондентом газеты «Красная звезда» был писатель В. С. Гроссман. Его «Сталинградские очерки» стали прелюдией романа-эпопеи «Жизнь и судьба». Немало советских литераторов погибли в годы войны. В их числе — детский писатель А. П. Гайдар, один из создателей «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка» Е.Петров.

На фронт выезжали с концертами известные артисты и музыканты страны, бригады ведущих театров, ансамбли песни и пляски, группы цирковых артистов, представители эстрадных жанров. Всего за годы войны на фронте было организовано более 470 тыс. концертов.

Особой популярностью пользовалось песенное творчество, оно отвечало потребности людей в открытом, эмоциональном выражении своих чувств. Близкой каждому фронтовику стала легендарная «Тёмная ночь» (музыка Н. В. Богословского, стихи В. Г. Агатова). Любимыми всеми стали «Соловьи» (В. П. Соловьёв-Седой, А. И. Фатьянов), «В землянке» (К. Я. Листов, А. А. Сурков), «В лесу прифронтовом» (М. И. Блантер, М. В. Исаковский). За многими из созданных в эти годы песен, как и за написанной ещё до войны «Катюшей» (М. И. Блантер, М. В. Исаковский), прочно закрепилась слава народных.

Во время войны появилась целая плеяда выдающихся эстрадных исполнителей. Всенародная любовь пришла к К. И. Шульженко, а песня «Синий платочек» в её исполнении стала одним из символов военной эпохи. Только в первый год войны певица дала около 500 концертов перед бойцами Ленинградского фронта. Все советские люди любили народные песни, с которыми выступала Л. А. Русланова. Л. О. Утёсов выезжал на фронт со своим джазовым оркестром. В 1943 г. вернулся из эмиграции и начал концертную деятельность А. Н. Вертинский.

ВОЕННЫЕ БУДНИ И ПРАЗДНИКИ

Уже в первые дни войны началась эвакуация учреждений культуры и искусства. Сокровища Эрмитажа отправили в эвакуацию в Свердловск, основную часть коллекций Русского музея перевезли в Пермь (тогда Молотов). Часть экспонатов пригородных дворцов-музеев Ленинграда вывезли в Горький (Нижний Новгород), затем переправили в Новосибирск. Работа по упаковке и транспортировке грузов нередко шла под бомбёжками с риском для жизни.

Третьяковская галерея разместилась в Новосибирском театре оперы и балета. Сюда же прибыли коллекции некоторых областных музеев западных регионов СССР, которые удалось вывезти при наступлении фашистов. На восток эвакуировали театры, киностудии. Большой театр оказался в Куйбышеве, Кировский (Мариинский) театр — в Перми. Пермь после войны превратилась в третью балетную столицу страны.

В репертуаре театров военного времени были широко представлены пьесы К. М. Симонова («Русские люди», «Жди меня»), А. Е. Корнейчука («Фронт»), Л. М. Леонова («Нашествие») и др. Беспрецедентной по силе воздействия премьерой военного времени стало исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии композитора Д. Д. Шостаковича. Он работал над ней в блокадном Ленинграде, а окончил её в эвакуации. Впервые исполнили симфонию в Куйбышеве 7 марта 1942 г.

Столицей военного кинопроизводства являлась Алма-Ата. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединённая киностудия (ЦОКС). На экран вышли фильмы «Парень из нашего города» (режиссёр А. Б. Столпер), «Секретарь райкома» (режиссёр И. А. Пырьев), «Два бойца» (режиссёр Л. Д. Луков) и др.

Популярным жанром оставалась комедия, в которой военные сюжеты переплетались с темой любви, фронтовой дружбы и человеческого счастья («Жди меня», режиссёры Б. Г. Иванов, А. Б. Столпер). Вышедший на экраны страны в 1946 г. любимый всеми фильм «Небесный тихоход» режиссёра С. А. Тимошенко увековечил в главных героях те черты национального характера, которые присущи народным героям войны. Всего на базе ЦОКСа было создано 23 полнометражных фильма.

Учащимся предлагается на основе текста учебника определить вклад ученых в оборону страны и ответить на вопрос. Почему в суровые военные годы особое внимание уделялось функционированию системы образования? Задание: Заполните таблицу.

Творчество деятелей культуры в годы Великой Отечественной войны

Художественная культура

Произведения и авторы


Литература

 

Живопись

 

Музыка

 

Кинематограф

 

картины военного времени несут в себе главную тему — они воспевают мужество и стойкость воинов и обличают звериную сущность фашизма. Так, в картине А. А. Пластова «Фашист пролетел» представлена трагедия бессмысленной гибели мальчика. Мирная тишина замершей в осеннем увядании природы, шелест и шорох сухой травы, прозрачность прохладного воздуха, в котором четко и ясно прорисована каждая деталь, — все это исполнено такой глубокой печали, что вызывает не столько несправедливое негодование, сколько скорбное недоумение перед самой возможностью подобного преступления. На картине А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» предстает ожесточенная схватка советских моряков с фашистами. На фоне алого пламени, багрового неба контрастно выделяется мощная фигура матроса в белой форме. Художник писал: «Всем живописным строем я стремился убедить зрителя в непобедимости таких людей, как моряк со связкой гранат, людей, готовых на самопожертвование во имя торжества нашего дела».

Художники М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов, работавшие под псевдонимом Кукрыниксы, как только появились сообщения о трагической гибели партизанки Зои Космодемьянской, сразу же выехали в Петрищево. Разговаривая с местными жителями (свидетелями казни Зои), они начали писать эскизы. По воспоминаниям художников, сначала они хотели изобразить Зою умирающей, но затем изменили замысел картины «Таня», и в окончательном варианте главной стала тема непокоренности советского человека.

Картина С. В. Герасимова «Мать партизана» повествует о противостоянии матери, символизирующей народный гнев и презрение, и фашистского солдата, который кажется жалким по сравнению с простой русской женщиной-крестьянкой, изображенной на фоне дымного пожарища.

ЛЕТОПИСЬ КУЛЬТУРНЫХ УТРАТ

Потери отечественной культуры от гитлеровского нашествия были неисчислимы и невосполнимы. На территории СССР было уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблены или серьёзно пострадали 427 музеев, 4 тыс. библиотек (погибло 115 млн изданий), архивы 19 областей.

То, что нельзя было вывезти, захватчики уничтожали. В руины были превращены дворцовые ансамбли Петергофа, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума под Ленинградом. В Царском Селе немцы сознательно разрушили Екатерининский дворец и его фонтаны, разгромили парковый ансамбль.

Особенно ожесточённо уничтожались и осквернялись музеи, хранившие культурную память России. Разграбили музей села Михайловское и осквернили могилу А. С. Пушкина в Святогорском монастыре, разгромили музей Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и взорвали могилу писателя. Пострадали музей А. П. Чехова в Таганроге, дом П. И. Чайковского в Клину, музей А. С. Пушкина в Одессе и многие другие. Был разобран и подготовлен к отправке в Германию памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, но ворвавшиеся в город части Красной Армии сорвали этот план.

В 1944 г. накануне Нового года по советскому радио прозвучал новый Государственный гимн СССР (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана). Он заменил прежний революционный гимн «Интернационал». Сам факт появления гимна, его текст и музыкальный строй выражали патриотизм, объединение народов многонационального государства вокруг русского народа под руководством И. В. Сталина, уверенность в непобедимости армии, в грядущей победе в войне и славном будущем.

ИТОГИ

Во время Великой Отечественной войны ярко проявилась выработанная тысячелетним опытом России способность народа переносить жесточайшие лишения и тяготы. Чувство личной сопричастности к судьбе Родины и ответственности за неё проявилось в массовом героизме советских солдат на фронте и трудовых подвигах тружеников тыла. Война усилила религиозные чувства. Власти вынуждены были с этим считаться, прекратив атеистическую пропаганду и установив контакты с руководством Церкви, занявшей с первых дней войны патриотическую позицию. Огромный вклад в формирование высокой моральной атмосферы всенародного стремления к победе внесли деятели советской культуры и искусства.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Логинова Марина Алексеевна

Дата: 08.04.2021

Номер свидетельства: 577695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства