kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока по теме"Взаимоотношения личности и власти в 60-80гг. ХХ века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока посвещена борьбе с инокомыслием, на примере творчества Высоцкого В.С.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории России 11 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №38»

«38 №-а шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

(МАОУ «СОШ №38»)









Методическая разработка урока по истории России в 11 классе

на тему: Взаимоотношения личности и власти в 60-80гг. ХХ века

на примере В.С. Высоцкого «Бег мой назван иноходью…»


2 урока.






Разработала: учитель истории

Опаницына М.А.

МАОУ «СОШ №38»

г. Сыктывкара, Республики Коми.


















Сыктывкар 2018

Конспект урока на тему:

Взаимоотношения личности

и власти в 60-80гг. ХХ века

на образе В.С. Высоцкого

«Бег мой назван иноходью…»


11 класс, 2 урока.


Обоснование выбора темы:


В исторической науке тема духовной культуры периода II половины 1960 – начала 1980 гг. всегда остаётся дискуссионной.

Авторы школьных учебников правдиво и честно показали «послеоттепельный» период развития культуры яркими событиями, показаны все плюсы и минусы культурной жизни страны этого периода. Содержание главы периода II половины 1960 – начала 1980 гг.

впечатлило, по объему и содержанию. В своей работе я рационально выбираю способы и приемы обучения, использую современные технологии. Много лет в работе использую исследовательскую и проектную технологии в обучении истории, но при разработке данного урока выбор пал на проблемный метод обучения. И уже из названия урока «Бег мой назван иноходью…» мы определили проблемный вопрос.

Так началась подготовка к уроку.

Учащимся было дано задание по отдельным вопросам для раскрытия будущей темы урока.

Методическая цель: активизация познавательной деятельности учащихся на уроке через технологии проблемного обучения, критического мышления.

Тип урока комбинированный - решается несколько дидактических задач: повторение пройденного, проверка домашнего задания, изучение новых знаний, с использованием проблемных ситуаций, закрепление новых знаний. 

Технологии обучения: проблемного обучения, критического мышления.

Методы организации и осуществления учебных действий: проблемно – исследовательские (наглядные – работа с презентацией, практические – работа с источниками).

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа в группах, коллективное обсуждение проблемного вопроса, дискуссия.


Оборудование:средства наглядности и их носители.

  1. Изобразительные (изобразительные, портреты, их репродукции, фотографии.)

  2. ЭОР – мультимедиа проектор, презентация, видеофильм «Служение народу», аудиозаписи песни, «Кони привередливые», «Товарищи ученые», «Козел отпущения», «Песня о поэтах», «Поговори хоть ты со мной…» и т.д.


Содержание урока:


  1. Повторение темы «Социально-экономическое и политическое развитие общества в 60-80 гг. ХХ века». Просмотр видеофильма «Служение народу»- об эпохе Брежнева.

  2. Обобщение учителя.

  3. Изучение новой темы «Духовная жизнь общества».

  4. Заключение. Анализ анкетирования учащихся.


План изучения нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Основные черты и особенности духовной жизни общества в изучаемых периодах.

  3. Проблема взаимоотношений В.С. Высоцкого с властью на примере его творчества.

  4. Презентация «Бег мой назван иноходью…»

  5. Заключение. Вывод по уроку.


Задачи

на основе уже имеющихся знаний, чтения исторической, публицистической литературы, углубить понимание учащимися проблемы противостояния личности, общества и власти;


- доказать на образе В.С. Высоцкого, что личность в любом демократическом обществе желает быть свободной.

- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся.


Учитель: На предыдущих уроках мы с Вами начали рассматривать 60-80 гг. XXв , который вошел в историю как этап развитого социализма или эпоха «застоя»»). А теперь давайте посмотрим отрывок из документального фильма советской эпохи «Служение народу».

Просмотр отрывка из фильма.

Учитель: Попытаемся кратко дать характеристику тех подсистем общества, которые мы рассмотрели: экономическую, политическую, социальную. Сама эпоха очень сложная и неоднозначно оценивается в исторической литературе.

Ученик: В 60-е – начале 80-х гг. и без того огромная роль КПСС в жизни общества еще более усилилась. В 1977 г. она была закреплена в новой конституции, где впервые законодательно закреплялась «руководящая и направляющая роль» КПСС. В основе конституции лежала концепция развитого социализма. В ней окончательно было закреплено господство одной партии, единой идеологии, централизованной плановой экономики. В эпоху Брежнева начинает реализовываться реформа промышленности, основным содержанием которой стало усиление экономического стимулирования и относительная демократизация условий планирования. Но несмотря на высокие показатели, реформа уже через несколько лет начала постепенно терять обороты. Увеличиваются доходы от продажи нефти и газа на Запад. Приток этих средств использовался в большинстве случаев нерационально и в основном для развития военно-промышленного комплекса. В результате промышленность оказалась в тяжелом положении. Снизилась эффективность общественного производства. В сельское хозяйство было вложено около 450 млрд. рублей, но отдача от аграрного сектора снижалась год из года. Была сделана попытка укрупнить колхозы, но она не принесла положительных результатов. Также в это время идет негативная тенденция к преобразованию колхозов в совхозы, что являлось курсом по огосударствлению аграрного сектора. Но снабжение населения продуктами питания от этого лучше не стало. В 60-80 гг. идет бурное развитие теневой экономики. Главной причиной этого состояла в том, что по советскому законодательству всякая частная производственная, финансовая и торговая деятельность, предусматривающая получение доходов, была запрещена. Поэтому нечестные люди, имеющие доступ к материальным ценностям, занимались незаконной продажей или производством, наживая на этом огромные состояния. Социальная сфера также имела особенности. Средства на социальные потребности выделялись лишь из остатков, которые оставались после чисто производственных затрат.

Учитель: Считается, что брежневская эпоха - это стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Я герой того времени. Если под стабильностью понимать устойчивое поступательное развитие общества, то его не было. Было другое - изначальное лукавство; ведь будущее, которое людям обещалось, было окрашено в материальный цвет, коммунизм рисовался обществом, где производительность труда и уровень благосостояния будет несопоставимо выше, чем при капитализме. Во власти были сохранены традиционные, но все более отживающие формы управления и планирования, отсутствовала необходимая смена кадров, особенно высшего звена («геронтократия» - старение политической элиты), окостенение, неподвижность общественной мысли, «чистота марксизма-ленинизма». Именно это трактовалось как стабильность. В перестроечной системе (с 1985г И.С. Горбачев) стабильность превращалась в застой. Однако миллионы простых людей не вникали в разницу между стабильностью и застоем. При Брежневе они регулярно получали зарплату (пусть мизерную), на которую можно было жить (хоть и скудно). Им была гарантирована работа. Государство обеспечивало личную безопасность. Партия и профсоюзы худо-бедно, но держали в узде армию чиновников. Ясли, детсады, школы, пионерлагеря, вузы - все это было доступно (бесплатно). Всё это называлось социализмом. И все это казалось незыблемым. Отсюда и уверенность завтрашнем дне! Но я как учитель обществознания выражу мнение свое, оно не навязчиво, и, думаю, вы наверняка меня поддержите! Постсоветский человек - это мы сегодня! Мы не хотим быть бедными, мы хотим зажиточной жизни. Но и духовно мы хотим быть богатыми!

Ученик: Вы выразили только положительные моменты, но ведь минусов же гораздо больше.

Учитель: Вот сейчас эти минусы мы и рассмотрим на уроке! Все эти минусы будут проходить красной нитью в течение урока. Переходим к изучению новой сложной и большой темы урока «Культура во II половине 1960-нач 1980гг.». Но жизнь не стоит на месте. Духовный климат - стал теплее климата в предыдущую эпоху. Что входит в понятие духовная жизнь общества, что входит в это понятие?

Ученик: Духовная жизнь общества включает в себя культуру: искусство, религию, образованность и др.

Учитель: Слово культура включает в себя все: идеологию, теории, мысли, искусство. Это и отражается в духовной жизни общества. Со второй половины 1960–х гг. наметились перемены в духовной жизни советского общества. После судебных процессов над диссидентами Бродским, Синявским, Даниэлем (о которых мы уже говорили) в обществе начались выступления интеллигенции, в первую очередь писателей, в их защиту. Хочется отметить следующие особенности духовной жизни, т.е. ее положительные моменты.

1. стремление среди творческой интеллигенции к свободе творчества;

2. во главу своего творчества писатели и поэты стали выдвигать проблему гражданской ответственности; проблему нравственного развития личности;

  1. писатели и поэты показывали в своих работах критическое отношение к существующему режиму;

  2. уважение к отечественной истории, стремление вернуться к национальным корням, которые выразились в успехах движения в защиту памятников истории и культуры (в Москве клуб «Родина», в Ленинграде «Россия»);

  3. Самые читаемые писатели – классики – Горький, Маяковский, Толстой, Шолохов, Паустовский;

  4. Небольшими тиражам издавали стихи Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, проза – Булгакова, Зощенко , Платонова и др.;

  5. Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало кино - центральной фигурой кино был мир человека; проблемы ответственности и морали.

  6. Огромный резонанс вызвали произведения, без прикрас, трезво рисующие нелегкую жизнь советской деревни – Белов, Шукшин, Астафьев, Распутин, Абрамов и др.;

  7. Сфера самиздата продолжала расширяться, для некоторых представителей творческой интеллигенции. Она стала единственной возможностью контакта с читательской аудиторией.

Вот здесь мы перейдём к образу Владимира Высоцкого - носителя открытого несогласия с режимом:

а) отношение власти к интеллигенции;

1) власть проявляла неспособность и нежелание вести открытый диалог с интеллигенцией о путях дальнейшего развития;

Вспомните, какие минусы проявлялись в литературе, вспомните из уроков, каково отношение было власти к литературе.

Ученик: Основной минус в советской литературе – пропаганда социалистического строя.

Учитель: Власть действительно не вела диалог с литературой, не принимала мнения авторов. Нажим на главных редакторов весьма значительных журналов «Октябрь», «Новый мир» ибо оба журнала отражали идеологию правящей элиты, за что подвергались критике (но были популярны). Власть стремилась возродить единомыслие. Она определяла жесткие цензурные определения; из-за этих побуждений ряд известных советских писателей не печатались в СССР и были вынуждены под нажимом властей уехать за границу. В 1974 г. из СССР был выслан выступающий с открытой критикой власти А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г. В Нобелевской лекции Солженицын выразил значимость творческой деятельности писателей и поэтов: «Писатель – не посторонний судья своим соотечественникам, он совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом». За рубежом оказались такие писатели как Аксенов, Синявский, Войнович, Довлатов, поэты Галич и Бродский. В стране существовал настоящий «голод» на хорошую книгу. Ежедневно выходило 4,3 млн. экземпляров книг (более 1,5 млрд. в год по данным 1971 г.). Число наименований к концу десятилетия достигло 85 тысяч. Но большую часть составляла общественно-политическая литература – произведения Маркса, Энгельса, Ленина, выступления руководителей КПСС (их изучали в школах и вузах).

Учитель: Какие еще минусы можно отметить, которые показывают отношение власти к интеллигенции?

Ученик: Власть ставит на первое место не личность, а партию.

Учитель: Итак, мы подходим к выводу, что тоталитаризм не исчез, он приобретает легкую форму, исчезают репрессии, но давление сверху преобладает. Мы попытаемся рассмотреть духовную сферу на примере образа В.Высоцкого. Итак, наша презентация называется «Бег мой назван иноходью…»

Звучит песня «Бег иноходца»

Учитель: Вся презентация построена таким же образом, как и план урока: биография, творчество, отношение с властью, с семьей, с друзьями. Необходимо проследить его жизненный путь и ответить на проблемный вопрос: почему свой жизненный путь В.Высоцкий называет «иноходью»?

Обратите внимание на его фотографию в детстве.

Ученик: «Родился 25 января 1938 года в городе Москве в семье служащего. В 1947 году отец, находящийся на военной службе, был направлен в ГДР в город Оберсвальд. Его мать вспоминала: «Он не был паинькой, был живым мальчиком. Как и все послевоенные дети, возился в Германии с патронами… Я боялась за него. Когда вернулись в Москву, в нашем доме на Большом Каретном он подружился со многими молодыми людьми, которые потом стали его друзьями».

Сам Высоцкий писал о себе: «Когда я начинал писать свои стихи, никогда не рассчитывал на то, что у меня будет такая аудитория: залы, дворцы, стадионы, и не только здесь, но и в других странах. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих самых близких друзей».

Когда Володя окончил десятый класс, он довольно решительно заявил: хочу в театральный. Но родители были против, и он поступил в Инженерно-строительный институт. Недолго поучился там- всего полгода. А в 1961-м он окончил Школу-студию МХАТ в Москве и стал актером Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова.

Высоцкий любил концерты и встречи с публикой и даже подумывал уйти из театра. Несмотря на то, что именно поэтом-то его не признавали официально. Его стихи не печатались. Зато они использовались в кино. Он пел перед студентами, рабочими – самой разной аудиторией. Он пел на сцене и на экране. «Моя песня – это почти крик», «Я не люблю легких песен»,- говорил он. И все же его огромная популярность существовала благодаря тому, что он писал замечательные, очень сильные тексты. И, конечно, передавала их в своей оригинальной манере. Из записи выступления сына. Высоцкий был самобытен. Но нельзя сказать, что ему давалось все просто. Он много работал – днем и ночью. Он был работяга. Любое выступление - это тоже огромный труд, физический и душевный. Как оказалось спустя годы, Высоцкий действительно многое предвидел…О смерти его узнали утром. Шла московская Олимпиада. Ни пресса, ни радио ничего не сообщили. Проводы были стихийными. На этих проводах людское море раскинулось на километры, а над толпой звучал магнитофонный голос Высоцкого.

Учитель: 28 июня 1980 году В.Высоцкий заполнил небольшую анкету:

1. самый любимый писатель – Булгаков

2. самый любимый актер – Яншин

3. самый любимый фильм – «Огни большого города»

4. самый любимый режиссер – Ч. Чаплин

5. самый любимый афоризм и его автор – «Разберемся», автор он сам

6. кого можно назвать настоящим другом – того, кому можно рассказать про себя самое отвратительное

7. отвратительные качества человека – глупость, серость, гнусь

8. хочешь ли ты стать великим – хочу и буду.

Продолжаем рассмотрение презентации. Чтобы раскрыть образ Высоцкого, мы взяли два символа, которые ярко отражают творчество поэта: конь и гитара. Давайте подумаем, с чем ассоциируются эти два символа?

Ученик: Высоцкий – свободолюбивый, волевой человек. Конь – ретивый свободолюбивы, необузданный.

Ученик: Конь – это красивое, статное животное, Высоцкий - тоже!

Учитель: А гитара?

Ученик: Гитара – это лучший друг.

Ученик: Гитара – способ передачи своей души.

Ученик: Гитара никогда не предаст, ей можно довериться.

Учитель: А теперь послушаем песни «Кони привередливые», «Поговори хоть ты со мной, гитара семиструнная…»

Звучат названные композиции.

Учитель: Переходим к следующему слайду. Итак, мы переходим к творчеству В.С.Высоцкого.

Ученик: в творчестве Владимира Высоцкого есть тема, которая отражена лишь в нескольких его произведениях – это тема политики, отношение самого Высоцкого к политическим событиям того времени. Сейчас я исполню песню Высоцкого «Письмо тамбовских рабочих к китайскому руководству».

Исполнение под гитару песни «Письмо тамбовских рабочих к китайскому руководству".

Ученик (продолжает): Я хочу объяснить смысл этой песни. Здесь Высоцкий выступает ни как критик режима, а как патриот своей страны. Эта песня была написана в 1968 г. ООН предложила всем государствам подписать договор о нераспространении ядерного оружия. Но Китай игнорирует эту инициативу и заключает соглашение с Францией о совместной разработке атомной бомбы. В это же время обострились отношения между СССР и КНР по идеологическим и территориальным вопросам. В этой песне автор обращается к факту, когда глава советского государства, выступая в ООН, использовал некорректное выражение, жесты и угрозы в адрес империалистов США, за что был оштрафован на 10 тыс. долларов. Но если в первом случае об этом говорилось с долей иронии, то во втором – едва ли не с гордостью. Безусловно, политические песни Высоцкого можно отнести к наилучшим его произведениям, так как в них он выражал свое отношение к политике, которая складывалась в той эпохе, и только он мог сказать свое особое мнение от имени народа.

Учитель: Спасибо, а сейчас посмотрим следующий слайд. Здесь прослеживается тема социальной несправедливости, он передает это в своих стихах, песнях.

Звучит песня «Товарищи ученые».

Учитель: В этой песни хорошо прослеживается тема на злобу дня.

Следующий слайд. Здесь показаны портреты его супруг: Иза Высоцкая, Людмила Абрамова, Марина Влади. Фотографии его сыновей: Аркадий и Никита – это дети от второго брака Владимира Высоцкого с Людмилой Абрамовой.

У нас есть сообщение о взаимоотношениях Высоцкого с первой женой – Изольдой Константиновной Высоцкой.

Ученик: Я прочитала интервью с ней. Первая жена Высоцкого Иза Константиновна оставила его фамилию и любовь к нему в сердце. О ней почти ничего неизвестно, она не появляется на вечеринках в память велико поэта и в столице бывает очень редко. Народная артистка Иза Высоцкая уже почти 40 лет живет в Нижнем Тагиле, работает в Нижнетагильском драматическом театре и не старается привлечь к себе внимание именем знаменитого мужа. Она рассказывает, что очень сильно его любила, но весной 1962 г. ей позвонила подруга и сообщила, что Абрамова ждет от Высоцкого ребенка. Затем последовал звонок Владимира, который убедительно врал и сказал, что завтра прилетит. Но Иза решительно ответила: «Как прилетишь, так и улетишь» - и этим поставила точку в их отношениях. Даты их брака лукавы: Иза долго жила с Владимиром, не оформляя развода с первым мужем, а когда рассталась с Высоцким, еще долго она официально считалась его женой. О Высоцком она говорит: «Актер всю жизнь примеряет чужие лица. Через много лет становится сложно понять, кто он есть на самом деле. Но я понимаю, что тогда мы с Володей были по-настоящему счастливы, и не о чем не жалею. Я его и сейчас люблю». Она сказала ему об этом в одну из последних встреч, когда он уже был всемирно признанным. Он ответил ей: «Я всегда помню о тебе, Иза».

Учитель: Спасибо. А кто знает о Марине Влади?

Ученик: Я знаю, что Марина Влади написала целую книгу, посвященную Владимиру Высоцкому.

Учитель: Теперь рассмотрим его взаимоотношения с друзьями. При жизни его официально никогда не печатали – огромный самиздат не в счет. Полузапретная личность. Почти всю жизнь без нормального дома. Собственную квартиру Высоцкий купил только в 1975 г., за 5 лет до смерти. А сегодня у него наибольшая среди всех бардов фонотека записей. О нем издано огромное количество воспоминаний и книг. Двухтомник собрания сочинений Высоцкого переиздавался в России уже 16 раз. Четкое определение личности Высоцкого дал А. Дидуров: «Бард – это талантливый поющий сам себя». О цели его жизни хорошо сказал Ю. Карякин, его друг: «Все мы видели: словно кто-то запустил его живым метеором, выстрелил им, и он пронесся по нашему небу, прогудел и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно желая одного-единственного: не взять – отдать, дарить…». Его песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры.

Как вы считаете, легко ли говорить правду Высоцкому?

Ученик: Не легко. Ему постоянно мешали выразиться, он говорил то, что считалось запретным.

Учитель: Но ведь власти примирились с его правдой, но своеобразно. Высоцкий в определенном смысле был особенным человеком: не будучи диссидентом, он был автором уникального многомиллионного самиздата, т.е. его песни исполняли многочисленные исполнители, они раньше тиражировались в виде популярных магнитофонных записей. Люди не считали коллекционирование его песен опасным, потому что оно не преследовалось. По каким вопросам Высоцкий расходился с властями: в песнях было неприятие той жизни и тех условий, в которых жил советский человек; но не было открытого политического протеста. Власти примирились с Высоцким и его правдой, но очень своеобразно. Его песни слушала и пела вся страна, но официально такого поэта и певца не существовало; был актер Высоцкий, о его игре в театре можно было писать рецензии, а песен его не было – ни по радио, ни по телевидению они не звучали, в газетах о них тем более не писали. Встает вопрос: почему правда Высоцкого была дозволена?

Ученик: Думаю, не только потому, что прямо она политику и социологию не затрагивала, как правда Сахарова и Солженицына. Дело в том, что Высоцкий был народным певцом в самом строгом смысле, это и делало его более защищенным, чем других. Советская власть долгое время обладала монопольным правом создавать славу и отнимать ее. Но где-то с 60-х гг. XX в. начали появляться люди, которые создали себе славу сами, вопреки власти: те же Сахаров и Солженицын, все бардовское движение. Слава и популярность Высоцкого были «самые-самые». Его песни стали частью нашего повседневного быта. Перед такой славой власть оказалась бессильной.

Учитель: Вопрос: а легко ли сегодня говорить правду?

Ученик: Да, намного легче.

Ученик: Я думаю, также тяжело, просто сейчас много людей, кто говорит правду вслух, давление на них оказывается более тайно.

Учитель: Легче правду было говорить в 70-80 гг. Тогда вся правда сводилась к разоблачению отрицательной неправды. Сегодня правду говорить сложнее, но не потому что ее запрещают, а потому что труднее различить, где правда и где неправда. Сегодня о чем бы мы не говорили, мы добавляем «как бы». Что за эти стоит? Нынешнюю реальность очень трудно выразить какими-то словами более-менее однозначно. Это не тоталитаризм, но и не супердемократия,не плановая экономика, но и еще не развитый рынок. «Как бы» - это символ неопределенности нынешней реальности, а неопределенность – одно из самых тяжелых состояний.

Песня: «Козел отпущения».

Учитель: У кого-то есть еще сообщения об отношении власти к Высоцкому?

Ученик: Вокруг имени Высоцкого ходило много слухов и легенд. Зрителям и слушателям было трудно поверить, что сам он никогда не воевал, не летал в космос, не был шахтером или не сидел в тюрьме,- ведь все, о чем он пел, было так убедительно, как будто автор все это пережил сам. При жизни о Высоцком писали мало. Но теперь критики вспоминают: «Когда он пел или играл, всегда казалось, что идет какой-то бой. В этом голосе можно было расслышать лязг металла, скрежет тормозов, торжественный трубный звук и предсмертный стон – все в этом бою звучит вокруг человека и внутри его. Этот бой, эта сверхнапряженная, непрекращающаяся работа над собой и была главной тайной человеческого излучения Высоцкого». И вот такие его песни стали у нас в стране опасны. Во всяком случае так считали люди у власти. Высоцкому не разрешали устраивать вечера в больших залах, и он пел в небольших аудиториях научно-исследовательских институтов, в расположенных на окраинах Домах культуры. Но люди как-то узнавали о его выступлениях и шли. Часто он пел по несколько часов непереставая, так как зрители требовали еще и еще песен. Он пел, стараясь не смотреть на первые ряды, где, как правило, сидели сотрудники органов госбезопасности. Поразительно, но те люди, которых обязывали надзирать за певцом, сами были большими его поклонниками, и, формально выполняя свой служебный долг, они имели записи его песен, знали их наизусть и пели их среди своих, старательно копируя его неповторимый голос. Конечно, такая жизнь в «подполье» угнетала артиста. Он чувствовал, что может сделать еще больше, чем делал в театре, в кино, в песенном творчестве, но приходилось постоянно буквально прорываться сквозь запреты, доказывать право художника работать в полную силу своего таланта. Он этого права так и не получил. Наблюдая за его борьбой, люди судачили о том, что Высоцкий много пьет, что у него несдержанный характер, что он озлобился. У него действительно был непростой характер. У него действительно были запои. Но на это были и причины. У него была сложная личная жизнь.

Ученик: У меня есть дополнения. Высоцкий был для власти, особенно в первые годы, автором подпольных полублатных песен. С ним можно было сделать что угодно. Вплоть до запрета на профессию. Как это было с Галичем, известным, общепризнанным драматургом и киносценаристом, членом Союза писателей и Союза кинематографистов.

Официальный брак с иностранной гражданкой переводил Высоцкого в иной статус. Тем более брак со знаменитой французской актрисой. Марина Влади вступает в Коммунистическую партию Франции. Абсолютно невыездному Высоцкому дают разрешение на поездки за границы СССР. Суть не в том, чтобы повидать Европу, мир. Высоцкого давно признали народ, улица. Одно дело - роли в театре и кино, песни на магнитофоне и даже на маленькой пластинке. И совсем другое – диск-гигант, вышедший не где-нибудь, а в Париже!

Тогдашняя верховная власть не терпела, отторгала Высоцкого. Казалось бы, ведь не диссидент, не правозащитник и что в нем может быть опасного? Ан, нет. В условиях, когда монополией на истину обладает по определению только один институт-государство, то есть власть, художник такого масштаба и дарования становится опасней всех диссидентов и правозащитников вместе взятых. Они-то воздействуют на узкий слой и не так мощно, а он- на все общество, обучая граждан мыслить самостоятельно. А тогда летит к чертям проект «О введении единомыслия». Ясно, что верховные жрецы в то время допустить этого не могли. «Как это кому-то неизвестно откуда взявшемуся Высоцкому, который не заслуженный, не народный и, вообще, неизвестно кто люди верят и доверяют больше чем нам?!» Отсюда многочисленные запреты на выступления, неутверждения на главные роли в кино…Но запретить ему писать песни, петь их и записывать на магнитофон они были на в состоянии. А магнитофонные записи распространялись со скоростью эпидемии как природное явление, хоть и рукотворное, то есть, физически, как Всемирная Сеть или Мобильная Телефонная связь в наше время. Здесь нет и не может быть эффективного противодействия или запрета, как невозможно запретить любить.

Учитель: перед вами стихотворения, которые были потом положены в основу его песен.

Ученик: Жил-был один чудак,-

Он как-то раз, весной,

Сказал чуть-чуть не так -

И стал невыездной.


А, может, что-то спел не то

По молодости лет.

А, может, выпил два по сто

С кем выпивать не след.

Учитель: Как вы понимаете эти строки?

Ученик: Суть в том, что в те времена, прежде чем что-либо сказать, нужно несколько раз подумать, потому что лишнее слово, которое власть могла понять не так, повлекло бы собой негативные последствия.

Ученик: Когда я об стену разбил лицо и члены

И все, что только было можно, произнес,

Вдруг сзади тихое шептанье раздалось:

- Я умоляю вас, пока не трожьте вены.


При ваших нервах и при вашей худобе

Не лучше ль чаю? Или огненный напиток?

Чем учинять членовредительство себе,

Оставьте что-нибудь нетронутым для пыток. -

…Он попросил: - Не трожьте грязное белье.

Я сам к палачеству пристрастья не питаю.

Но вы войдите в положение мое -

Я здесь на службе состою, я здесь пытаю.


Он был обсыпан белой перхотью, как содой,

Он говорил, сморкаясь в старое пальто:

- Приговоренный обладает, как никто,

Свободой слова, то есть подлинной свободой.

Учитель: давайте разберем эти строки.

Ученик: Высоцкий хотел высказать свое мнение о свободе человека, как человек, который был недавно на службе, мог стать врагом народа.

Ученик: Я думаю, в этом стихотворении два героя. Один из них служит в КГБ (это мое мнение), а второй – обвиненный. Даже служащий КГБ признает, что обвиненный имеет право на свободу самовыражения и правду.

Ученик: Мажорный светофор, трехцветье, трио,

Палитро-палитура цвето-нот.

Но где же он, мой "голубой период"?

Мой "голубой период" не придет!


…И только красный, желтый цвет - бесспорны,

Зеленый - тоже: зелень в хлорофилле,-

Поэтому трехцветны светофоры

Для всех - кто пеш и кто в автомобиле.


Три этих цвета - в каждом организме,

В любом мозгу, как яркий отпечаток,-

Есть, правда, отклоненье в дальтонизме,

Но дальтонизм - порок и недостаток.


...Все в трех цветах нашло отображенье -

Лишь изредка меняется порядок.

Три цвета избавляют от броженья -

Незыблемы, как три ряда трехрядок.

Учитель: Главная мысль?

Ученик: Светофор ассоциируется с общественными правилами, которое устанавливало государство. И тот, кто страдал дальтонизмом, как говорил Высоцкий, то есть он видел эти правила по-другому и даже нарушал их, являлся неприемлемым для общества и власти.

Учитель: То есть инакомыслящий. Перейдем к заключению.

Следующий слайд - изображение памятника, установленного на его могиле. Что изображено на памятнике?

Ученик: Высоцкий с гитарой.

Учитель: Памятник изображен в виде самого образа Высоцкого и его символа, который идет с ним по всей жизни – гитара.

Высоцкий умер 25 июня 1980 г. 28 июня состоялись похороны. Как и во всех больших городах, в Москве больше не хоронят на центральных кладбищах. Воспоминания Марины Влади в книге «Чтобы помнили»: «Власти хотели похоронить моего мужа далеко за городом. Мои друзья и я считали, что его могила должна находиться в самом центре города, где он родился. Мы направляемся целой делегацией к директору Ваганьковского кладбища. Оно находится в нескольких шагах от нашего дома. Приезжает Иосиф Кобзон. Как только директор пускает его к себе в кабинет, он говорит: «Нужно место для Высоцкого», - и протягивает ему пачку сторублевок, целое состояние. «Как вы могли подумать, что я возьму эти деньги! Ведь я любил его!» - ответил директор. Он уже приготовил лучшее место, этот добрый человек даже не мог себе представить, насколько удачно он выбрал место, в сердце площадки, около красивой старой церкви. Вот уже много лет поток людей идет к могиле. Всегда на его могиле лежит много цветов. Директор потерял свое место. Власти не простили ему, что могила поэта Владимира Высоцкого находится в самом центре Москвы (станция метро – улица 1905 года). Она стала местом паломничества миллионов советских, а сегодня и российских граждан. На могиле Высоцкого 12 октября 1985 г. был поставлен памятник (скульптор А. Рукавишников, архитектор И. Воскресенский).

Давайте подведем итог деятельности Высоцкого.

Ученик: Официальное признание к Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги. В 1981 г. был опубликован первый сборник его произведений «Нерв». В 1986 г. Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В 1987 г. посмертно присуждена Государственная премия СССР. Затем поток стал набирать силу. В честь Высоцкого был назван астероид. На всей территории СССР было установлено больше 20 памятников. 4 памятника поэту стоят зарубежом. Имя Высоцкого носит более 30 улиц, почти 20 горных пиков, перевалов и речных порогов, каньонов и ледников. Его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная земля. Именем Высоцкого названы театры, корабли и самолеты. В 1987 г. вышел первый фильм о нем «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Количество книг о нем растет постоянно: о нем пишут жены, друзья, исследователи его творчества.

Учитель: Спасибо. Мы сейчас посмотрим, как мы справились с проблемным вопросом. Давайте попробуем все-таки ответить на него.

Как звучал этот вопрос?

Ученик: «Почему свой жизненный путь Высоцкий называл иноходью?»

Учитель: Что он понимал под словами «бег иноходца»?

Ученик: Он считал бегом свою жизнь. Он был творческим, талантливым человеком, который везде и во всем участвовал, был очень энергичным. Под словом «иноходец» он подразумевал то, что он думал не как все, шел вразрез с устоями власти.

Учитель: В книге «О времени и о себе» Высоцкий дает наказ. Он пишет: «Спрашивают, каких недостатков я не прощаю. Их много, не хочу перечислять. Но жадность…и отсутствие твердой позиции у человека, что ведет за собой очень много других пороков, когда он сам не знает не только того, что он хочет от жизни, а когда он не имеет своего мнения или не может самостоятельно рассудить о людях, о смысле жизни; когда он повторяет то, что ему когда-то понравилось, чему его научили либо когда он просто неспособен к самостоятельному мышлению. В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума. Когда я подписываю фотографии пацанам, подростка и даже детям – обязательно пишу ему: «Вырасти сильным, умным и добрым». А женщине я написал бы: «Будь умной, красивой и доброй».

В качестве обобщения я расскажу о результатах анкетирования, проведенного в школе среди 9-11 классов на тему «Чей кумир В. Высоцкий?». В анкете было три вопроса:

  1. Чей он кумир?

  2. Какие из его песен и фильмов ты знаешь?

  3. Если бы он жил сегодня, о чем бы он писал и пел?

Наши респонденты отвечали на первый вопрос: «не знаю», «не мой», «моих бабушек и дедушек», «родителей», «он был кумиром своего поколения» (2 ответа), «нам он нужен как поэт, но его песни и стихи не всегда нам понятны».

На второй вопрос: фильм «Вертикаль», песня «Если друг оказался вдруг», «На братских могилах не ставят крестов», его песни к сказке «Алиса в Стране чудес», роль Гамлета. Из киногероев – роль Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». (1987 г. – присуждена Государственная премия за образ Жеглова).

На третий вопрос: «о наркотиках», «о Чечне», «о слоях общества, не защищенных властью»; «наверно о том, что наболело».

На доске вы видите страницы популярного в то время журнала «Огонек», где перечислены фильмы, в которых снимался Владимир Высоцкий.

Высоцкий после себя оставил огромное наследие. Это не только песни и стихи. Высоцкий снялся в 24 фильмах, в 12 из них – в главной роли, к 10 из них написал песни.

А теперь мы можем подвести итог и ответить на вопрос: был ли Высоцкий диссидентом?

Ученик: Его нельзя назвать диссидентом. Высоцкий никогда не скрывал своего мнения, всегда говорил правду, но не призывал к решительным действиям против власти.

Учитель: Правильно. Современные социологи и большинство историков не относят его к диссидентам. Это отдельный человек, отдельный образ.


Спасибо всем за внимание и за участие. Всего хорошего!






Список использованной литературы


1. Анчаров М. Сочинения / Сост.В. Юровский. - М., 2001. - С.37

2. Берестов В. Высоцкий в прошлом, будущем, настоящем // Вопросы литературы, № 2, 1995, с 3-27

3. Владимир Высоцкий "Я, конечно, вернусь…", "Книга" 1988 г.

4.Власть и оппозиция. М., 1996.

5.Высоцкий В.С. О времени и о себе. М., 1978.

6. Георгиев Л. Владимир Высоцкий: знакомый и незнакомый М., 1989

7.Лукин Ю.А. Сопротивление тоталитаризму в СССР. М., 1991

8. Демидова А. Владимир Высоцкий каким знаю и люблю, М, 1989

9. Марина Влади "Владимир, или прерванный полёт", Москва "Прогресс", Москва "Советский писатель" 1989 г.

10. Новиков В.И. Высоцкий. Издательство: Молодая гвардия. Серия: Жизнь замечательных людей, твёрдый переплёт, 512 с., тираж: 5000 экз., ISBN 978-5-235-03353-5 2010 г.

11. Новиков В.И. Высоцкий. Издательство: Молодая гвардия. Серия: Жизнь замечательных людей, твёрдый переплёт, 474 с., тираж: 5000 экз. 2002 г.

12. Новиков В.И. Высоцкий. Издательство: Молодая гвардия. Серия: Жизнь замечательных людей, твёрдый переплёт, 416 с., тираж: 10000 экз., ISBN 5-235-02922-4 2008 г.

13. Новиков В.И. Высоцкий. Издательство: Молодая гвардия. Серия: Жизнь замечательных людей, твёрдый переплёт, 413 с., тираж: 10000 экз., ISBN 5-235-02541-5 2005 г.

12



Просмотр содержимого презентации
«Мет разработка урока 11 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №38» «38 №-а шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение (МАОУ «СОШ №38»)  Методическая разработка урока по истории России в 11 классе на тему:  Взаимоотношения личности и власти в 60-80гг. ХХ века, на примере В.С. Высоцкого «Бег мой назван иноходью…»  Выполнил а : учитель истории МАОУ «СОШ №38» г.Сыктывкара, Республики Коми. Опаницын а  М .А. г. Сыктывкар, 201 8 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38»

«38 №-а шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

(МАОУ «СОШ №38»)

Методическая разработка урока по истории России

в 11 классе на тему:

Взаимоотношения личности и власти в 60-80гг. ХХ века, на примере В.С. Высоцкого «Бег мой назван иноходью…»

Выполнил а : учитель истории

МАОУ «СОШ №38»

г.Сыктывкара, Республики Коми.

Опаницын а М .А.

г. Сыктывкар,

201 8 г.

Владимир Семёнович Высоцкий -  советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен»). Место работы: Московский драматический театр имени А. С. Пушкина Театр на Таганке Высшее образование: Школа-студия МХАТ (1960) Московский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева Награды и премии:   Подпись: 25 января 1938 — 25 июля 1980

Владимир Семёнович Высоцкий -  советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен»).

Место работы:

  • Московский драматический театр имени А. С. Пушкина
  • Театр на Таганке

Высшее образование:

  • Школа-студия МХАТ (1960)
  • Московский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева

Награды и премии:

 

Подпись:

25 января 1938 — 25 июля 1980

«Когда я начинал писать свои стихи, никогда не рассчитывал на то, что у меня будет такая аудитория: залы, дворцы, стадионы, и не только здесь, но и в других странах. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих самых близких друзей». В. Высоцкий

«Когда я начинал писать свои стихи, никогда не рассчитывал на то, что у меня будет такая аудитория: залы, дворцы, стадионы, и не только здесь, но и в других странах. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих самых близких друзей».

В. Высоцкий

«Письмо тамбовских рабочих к китайскому руководству».

В Пекине очень мрачная погода, У нас в Тамбове на заводе перекур, - Мы пишем вам с тамбовского завода, Любители опасных авантюр! Тем, что вы договор не подписали, Вы причинили всем народам боль И, извращая факты, доказали, Что вам дороже генерал Де Голь. Нам каждый день насущный мил и дорог, - Но если даже вспомнить старину, То это ж вы изобретали порох И строили Китайскую стену. Мы понимаем - вас совсем немало, Чтоб триста миллионов погубить, - Но мы уверены, что сам товарищ Мао, Ей-Богу, очень-очень хочет жить. Когда вы рис водою запивали - Мы проявляли интернационализм, - Небось, когда вы русский хлеб жевали, Не говорили про оппортунизм!

Боитесь вы, что - реваншисты в Бонне, Что - Вашингтон грозится перегнать, - Но сам Хрущев сказал еще в ООНе, Что мы покажем кузькину им мать! Вам не нужны ни бомбы ни снаряды - Не раздувайте вы войны пожар, - Мы нанесем им, если будет надо, Ответный термоядерный удар. А если зуд - без дела не страдайте, - У вас еще достаточно делов : Давите мух, рождаемость снижайте, Уничтожайте ваших воробьев! И не интересуйтесь нашим бытом - Мы сами знаем, где у нас чего. Так наш ЦК писал в письме открытом, - Мы одобряем линию его!

«Товарищи ученые»

Товарищи ученые, доценты с кандидатами. Замучились вы с иксами, запутались в нулях. Сидите, разлагаете молекулы на атомы, Забыв, что разлагается картофель на полях. Из гнили да из плесени бальзам извлечь пытаетесь И корни извлекаете по десять раз на дню. Ох, вы там добалуетесь. Ох, вы доизвлекаетесь, Пока сгниет, заплеснеет картофель на корню. Автобусом до Сходни доезжаем, А там - рысцой. И не стонать! Небось картошку все мы уважаем, Когда с сальцой ее помять. Вы можете прославиться почти на всю Европу, коль С лопатами проявите здесь свой патриотизм. А то вы всем кагалом там набросились на опухоль, Собак ножами режете, а это - бандитизм. Товарищи ученые, кончайте поножовщину. Бросайте ваши опыты, гидрид и ангидрид. Садитесь на автобусы, валяйте к нам в Тамбовщину, А гамма-излучение денек повременит.

Автобусом к Тамбову подъезжаем, А там - рысцой. И не стонать! Небось картошку все мы уважаем, Когда с сальцой ее помять.

К нам можно даже с семьями, с друзьями и знакомыми. Все ловко здесь разместимся, сами скажете потом, Что бог мол с ними с генами, бог с ними с хромосомами Мы славно поработали и славно отдохнем. Товарищи ученые, Эйнштейны драгоценные, Ньютоны ненаглядные, любимые до слез. Ведь лягут в землю общую остатки наши бренные, Земле ведь все едино - апатиты и навоз. Накроем стол скатеркою. Валяйте, ешьте пальцами. Хоть вы там создаете синтетический белок. Но он такой невкусный. Мы ж вас накормим яйцами, Дадим с собой картофеля, хоть сумку, хоть мешок. Для вас тот день покажется и каторжный и адовый, Сырой картофель в грядках у ученых не в чести. Зато впервые сможете повкалывать наглядно вы И пользу ощутимую народу принести. Так приезжайте, милые, рядами и колоннами. Хотя вы все там химики и нет на вас креста, Но вы ж там все задохнетесь, за синхрофазотронами, А здесь места отличные, воздушные места. Товарищи ученые. Не сумневайтесь, милые, Коль, что у вас не ладится, ну там не тот эффект, Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами, Денечек покумекаем и выправим дефект.

Марина Влади Иза Высоцкая Людмила Абрамова

Марина Влади

Иза Высоцкая

Людмила Абрамова

В. Высоцкий и друзья

В. Высоцкий и друзья


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по теме"Взаимоотношения личности и власти в 60-80гг. ХХ века"

Автор: Опаницына Марина Александровна

Дата: 06.09.2018

Номер свидетельства: 477224

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства