kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме:"Трудные времена на древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии со ФГОС 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме:"Трудные времена на древней Руси"»



Класс: 4.

Предмет:окружающий мир, технология.

Автор УМК:А.А.Плешаков.

Тип урока:урок «открытия»нового

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Специальность:44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Технологическая карта урока по окружающему миру (4 «Б» класс)



Тема: «Трудные времена на русской земле»




Выполнила:

студентка 4 курса группы «В»

________________Суслова А.С

Проверил:

Преподаватель(методист)

________________ Ванюшина Е. Е.

Учитель начальных классов

______________Юровских Л.И

_________________Оценка за урок




Астрахань, 2020



Тема урока:

«Во времена Древней Руси»


Цель:

Познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра Невского





Задачи:

Обучающие: прослеживать на карте нашествие Батыя на Русь, обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия, описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов, рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника, находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Развивающие: способствовать развитию: логического мышления, памяти, воображения, наблюдательности, устной речи; умению работать с картой и датой; расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные: прививать интерес к истории Отечества, воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, гордость за его великие достижения

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания

Методы и формы работы:

Словесный, объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, групповая.


Предметные:

- развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи

- научаться анализировать битвы

- познакомятся с исторической личностью Александром Невским


Метапредметные:




Понимать учебную задачу, выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения, формулировать ответы на вопросы.


Личностные

- воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории

- формировать коммуникативные способности и умение вести диалог




Оборудование:

учебник «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация



























Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анастасия Сергеевна.




-Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее».

-Помня об этих словах, давайте проверим, как мы изучили страницы истории Древней Руси.


Приветствуют учителя.

Наводят порядок.

Настраиваются на урок.

Личностные: правильная посадка за партой, умение настраиваться на урок, контролировать свое поведение

2. Актуализация знаний.

















Формулировка темы и цели урока

-Ребята, а теперь послушайте, я вам прочитаю стихотворение.

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

-Это стихотворение «Русь» написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин. 

- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?  

-Никитин говорит о том что «недруги» нападали на родину, что хотел сказать автор этими словами?

- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?  



- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? 

-Итак, тема урока «Трудные времена на русской земле»


-Давайте сформулируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.

А цель урока такова:

  1. мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества,

  2. узнаем, как Русь отстаивала свою независимость и познакомимся с выдающимся полководцем.







































-О том как необъятна и красива наша страна.  





-Тяжелые, ужасные, голодные.



-Да




















Регулятивные: определить цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельности учащихся. Коммуникативные: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями общения.



3. Работа по теме урока.

Решение учебной задачи.






































































































































































-Сегодня мы окажемся в 13 веке, в котором наступили трудные времена для русского народа. В 13 веке наша Русь-Матушка подверглась множеству нападений со стороны врагов. Территории были разграблены, постройки разрушены, сожжены.

-Открываем учебник на странице 59. ( читаем каждое предложение по цепочке).


-В каком веке на Русь обрушились тяжелые испытания?

Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

Монголо-татары жили на территории степей, межу Великой Китайской стеной и озером Байкал.

Пасли скот, переезжали с места на место в поисках еды для скота. Жили монголы в юртах лёгких домах из жердей и войлока, которые при переезде разбирались и грузились в повозки. Были прекрасными наездниками, с 3-х лет мальчики и девочки были в седле.

Конница – главная военная сила монгол. До прихода на Русь завоевали огромные территории в Средней Азии, Закавказье.

В 1237 г. монгольские войска под предводительством хана Батыя оказались близ границ русских земель.

Между русскими князьями в это время не было согласия, они враждовали друг с другом и не понимали, какая страшная беда пришла на их земли

-то возглавлял поход на Русь?

Хан – правитель Золотой Орды.

Давайте проследим по карте, как монголы вели свое завоевание русских земель.

(работа с текстом учебника, картой в учебнике и на доске



- Какой город первый встретил удар монголов и потерпел поражение? В каком году?

- Давайте посмотрим на карту и найдем, как хан Батый напал на Русь. (можно анимацию сделать Введу указкой по карте, чтобы показать наглядно всему классу путь врага)



-Какой второй город   был захвачен? В каком году? (Введу указкой по карте, чтобы показать наглядно всему классу путь врага)


-Почему захватчики вели себя так жестоко?




-А как вы думаете почему хан Батый не повел своё войско в Великий Новгород? Почему они не дошли и повернули обратно?

Новгород. Однако из-за

весенней распутицы сильно поредевшее войско Батыя вынуждено было повернуть назад и возвратиться

в южные степи, не дойдя до Новгорода. Отходя на юг, монголо-татары разорили окраины Черниговского

и Смоленского княжеств; особое мужество проявили жители маленького городка Козельска, семь недель

отбивавшие штурм монгольских войск, – не случайно Батый назвал Козельск «злым городом».


- В 1240 году какой город был захвачен и разрушен?

(Показываю на карте)

-Посмотрите на слайд. Перед вами карточки с названиями городов и даты их завоевания монголами. Вам нужно сопоставить город с датой завоевания.


Рязань

1237

Владимир

1238

Киев

1240

- В каком году монголо-татары стояли 7 недель?


-Смогли подчинить монголы себе европейские города? Найдите в тексте на странице 60.








-Давайте сравним  вооружение русского дружинника и монгольского воина.









Золотая Орда – государство, созданное монголо-татарами после завоевания Руси.

-Русь была покорна за короткий срок- с 1237 по 1240г.

Установилось монголо-татарское иго, которое было свергнуто только в 1480 году.
Между тем, монголы не стремились уничтожать Русь и её население. Их целью было использовать материальный потенциал Руси в целях усиления и процветания Золотой орды.











-Откройте учебник на стр.62. и прочитайте заголовок.

Рыцарь – конный воин, защищённый доспехами. Крестоносцами их прозвали потому,

что на их одежде и доспехах

был изображён крест.



Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

-Обратите внимание, на их одежде и вооружении был изображен крест, поэтому их называли крестоносцами.

В 1240 году на Русь обрушились шведы, чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор.





-Вспомните! Какой город не пострадал от нашествия хана Батыя? Какой он был?(На карте)

- Прочитайте второй абзац на стр.62































- Какие цели преследовали шведы?




- Почему именно это время они выбрали для наступления?

-Кто взял на себя организацию защиты Новгорода?

-Ребята, давайте дадим описание князю Александру Ярославовичу, посмотрите на портрет.



-Какое название получила эта битва?



- А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы?

-Правильно, два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.



-В бою рыцари строились клином. Его удар был так силён, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они довершали разгром противника. Зная об этом приёме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре — бойцов, вооружённых луками, топорами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей.

Учитель демонстрирует схему «Битва на Чудском озере 5 апреля 1242 года»:

Битва началась 5 апреля 1242 года. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали лёгкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. И здесь начал трескаться лёд. Многие рыцари из-за тяжёлых доспехов утонули в озере.

Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

- Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал?

-Как построили свои войска крестоносцы?

-Как построил свои войска Александр?

-Чем закончилось сражение?












В 13 веке

























Хан Батый







Рязань.1237 год








в 1238 году сожгли Владимир.







Потому что хотели подчинить себе русский народ.



































Город Киев





















Козельск





В борьбе с Русью силы монголов ослабли. Подчинить себе всю Европу они не смогли.













-Вооружение монголов превосходно: луки и стрелы, щиты и мечи; они самые

лучшие лучники из всех народов.





-Снаряжение русских воинов в середине XIII века мало изменилось - шлемы,

щиты, копья, сабли и мечи по-прежнему составляли его основу.
















































-Новгород. Этот город был богатым.

-Первый удар нанесли шведы. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр Ярославич с дружиной. Застигнутые врасплох, шведы были разбиты наголову 15 июля 1240 года. За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского.

ахват территории и обогащение.

-Русь была ослаблена нашествием монголо-татар

-Александр Невский.

Он стоит и зорко смотрит, откуда появится враг. Опирается на большой меч.

-Невская битва

-2 года.

















































Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательных действий.

Личностные: умение делать нравственный выбор.

Познавательные: структурирование знаний.































  1. Закрепление изученного.























Игра «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

  1. Кто напал на Русь в 13 веке? (монголо-татары)

  2. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)

  3. Перечислите в правильном порядке русские города, которые завоевали монголы ? (Рязань…..)

  4. Как стало называться государство монголо-татар ? (Золотая Орда)

  5. Какой город хотели захватить шведы? (Великий Новгород)

  6. Кто возглавил русскую дружину в битве на Неве? (Александр Ярославович)

  7. Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище)

  8. В каком году произошло Ледовое побоище?

Дом задание: учебник, стр. ____ читать и пересказывать. (можно нарисовать русского дружинника) Сделать карточки с датами



Регулятивные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции.

6. Подведение итогов.

Рефлексия.










-Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

-Какую тему мы сегодня повторяли?

- Так скажите, почему 13 век считается трудным временем для Руси?

1.На уроке я работал

Активно

Пассивно

2. Своей работай на уроке

Довольно

Недоволен

3.Урок показался мне

Коротким

Длинным

4. За урок я

Устал

Не устал

5. Мое настроение стало

Лучше

Хуже







Регулятивные: понимание причин успеха в учёбе

Регулятивные:

-сравнение результата



с заданным эталоном



-оценка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме:"Трудные времена на древней Руси"

Автор: Суслова Анастасия Сергеевна Методист: Ванюшина Елена Евгеньевна

Дата: 20.12.2020

Номер свидетельства: 567859


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства