kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории в 6 классе адаптивной школы на тему "О древних предках славян в родовом строе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

при изучении данной темы учащиеся узнают историю развития славян

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории в 6 классе адаптивной школы на тему "О древних предках славян в родовом строе"»

Открытый урок по миру истории для обучающихся с ОВЗ (вариант 1) в 6 классе. Тема: О далёких предках – славянах и родовом строе. Подготовил учитель истории Бондарь С.М. декабрь 2024г.



Цель:

Познакомить учащихся с восточными славянами – предками русских людей и с их жизнью. Задачи:

Образовательные: формировать у учащихся представления о жизни наших предков – восточных славян; о родовом строе; места их расположения.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса; учить составлять полные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине и нашим предкам .

Оборудование и материалы:

Карта «Расселение древних славян». Картинки «Одежда восточных славян».

Основные знания:

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.

Основные термины и понятия:

Восточные славяне, община, вече, частокол.

Тип урока

Сообщение новых знаний.

Ход урока.

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Орг. момент

Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Психологический настрой на урок.

Приветствие.

Актуализация знаний, объявление новой темы.

1. Вводное слово учителя. Слайд 1:

- Как называется наша страна? (РФ)

Слайд 2: Вы читали и знаете о том, что наше Отечество – Россия – большое и сильное государство. На огромных пространствах нашей Родины с севера на юг, с запада на восток, в больших и маленьких городах, деревнях и сёлах проживают люди более 100 национальностей, самые многочисленные из них – русские.

- Ребята, скажите, какой сейчас век? (21-й) - А когда начался 21 век? (в 2001 году)

- Закончится 21 век в 2100 году. Слайд 3: 21 век: с 2001 года ………до 2100 года.

А в 2101году начнётся 22 век.

- Мы повернём колесо истории в глубину веков и окажемся в 5 веке на Руси. Итак, мы сегодня совершим путешествие к нашим предкам в 5 век. - Ребята, а предки это кто? (Люди от которых мы произошли.) Но чтобы туда попасть, мы должны решать следующие задания, определить век, какие года относятся к пятому веку. На доске. Устно. Заранее примеры записаны на доске. 1800 год – 18 век 1820 год – 19 век 1400 год – 14 век 1409 год – 15 век 700 год – 7 век
761 год – 8 век
401 год – 5 век
478 год – 5 век
500 год – 5 век
Слайд 4: 5 век : с 401 года ……..до 500 года

- Сколько веков прошло с тех пор? 16 веков. - Сколько это лет? (1600 лет).

2. Объявление новой темы, цели урока.

- Итак, сегодня мы будем говорить о наших предках – славянах – об их жизни, как они жили, где, в каких местах они жили, какие у них были главные занятия. Вот эта цель нашего урока.

Слайд 5: Записываем название темы в тетради: О далёких предках - славянах и родовом строе. (Стр. 168-171)




Отвечают на вопросы учителя, слушают учителя.







Отвечают на вопросы учителя, слушают учителя.





































Записывают тему урока в тетрадь.

Изучение нового материала

Рассказ учителя. Слайд 6: Древними предками русских людей были восточные славяне. Они вместе с другими племенами славян осели на землях вдоль рек Дуная и Днепра в Восточной Европе.

Слайд 7: карта расселения славян

Слайд 8: Древними предками русских людей были восточные славяне. Они вместе с другими племенами славян осели на землях вдоль рек Дуная и Днепра в Восточной Европе.

Слайд 9: Некоторые сильные и воинственные народы отвоёвывали территории у тех, кто их уже освоил. Нередко одни племена, соединяясь с другими, уходили дальше, заселяя свободные земли.

Слайд 10: Историки до сих пор точно не могут объяснить, когда и откуда появились славянские племена. Известно, что племена, пришедшие из степной и лесной полосы, перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Они сменили охотничий образ жизни на оседлый, стали использовать бронзовые и железные орудия труда.

Слайд11: Итак некоторые славяне осели западнее восточных славян Они называются западные славяне. Некоторые осели южнее – Это южные славяне. А восточные славяне остались на землях вдоль рек Дуная и Днепра в Восточной Европе. Восточные славяне – это предки русского народа. И ещё украинцев и белорусов. Запись в тетрадь: Восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов. У меня – на листочке и прикрепляю к доске.

Слайд12. Карта.

Работа с текстом учебника (Стр. 168 – последний абзац) Слайд 13: В 5 (V) веке после Рождества Христова в исторических описаниях появляются первые подробные упоминания о восточных славянах и их образе жизни. В этих описаниях говорится о том, что племена славяне многочисленны, что славяне – народ свободолюбивый, выносливый, сильный, осторожный. Ответы на вопросы учителя: - В каком веке появляются в исторических описаниях сведения о восточных славянах? - Какими были славяне? Охарактеризуйте их.

Слайд 14: Многие селились в лесах, у рек, болот и озёр, там, где другим племенам их трудно было обнаружить. У славян было много скота, проса и пшеницы. Это говорит нам о том, что основным их занятием было земледелие и скотоводство, а также рыболовство, охота, собирательство, добыча мёда диких пчёл – бортничество. Ответы на вопросы учителя: - Где селились восточные славяне? - Каковы были их занятия?

Выборочное чтение: - Ребята, найдите в тексте учебника абзац, где написано, именно вдоль каких рек они оседали?

Работа с картой: Давайте покажем на карте эти места. Слайд 15: Карта.

Рассказ учителя. А сейчас я вам расскажу как жили восточные славяне. Это текст учебника: Как жили восточные славяне. На стр. 169

Слайд 16: Как жили восточные славяне.

Слайд 17: Наиболее древним объединением людей была община, она состояла из родственных семей – родов. Прикрепляю к доске листок: рисунок РОД.

Руководили родом самые опытные и уважаемые взрослые: дед или отец, их называли старейшинами. Прикрепляю к доске листок: СТАРЕЙШИНА. Члены одной общины жили в определенном месте, вели общее хозяйство. Общими были земля, урожай, скот, добыча.

Слайд 18: Община – объединение родственных семей. Прикрепляю к доске листок: Рисунок Община – объединение родственных семей. 

Слайд 19Самые главные вопросы общины решались на народном собрании, в котором участвовали все мужчины общины. Вече – народное собрание общины, произошло от слова «вещать» (говорить). На вече обсуждались разные вопросы: о земле, о распределении скота и урожая, о ссорах и обидах между членами общины. Оно выносило общие, согласованные решения по обсуждаемым проблемам. Прикрепляю к доске слово вече.

Слайд 20: Семьи внутри общины постепенно увеличивались, поэтому некоторые из них отделялись, чтобы иметь своё хозяйство, так возникала новая община. Родственные общины говорили на одном языке, жили на одной территории, объединяясь между собой в союз одного племени.

Слайд 21: ПЛЕМЯ Прикрепляю к доске рисунки

ПЛЕМЯ 

Слайд 22: Во главе племенных союзов стояли советы старейшин и военные вожди – князья. Каждый взрослый член общины мог свободно высказываться на совете, обсуждать важные для его семьи вопросы: о земле, о распределении скота и урожая, о ссорах и обидах между членами общины, даже о неправильном поведении старейшин. Прикрепляю к доске листочки СОВЕТ СТАРЕЙШИН, КНЯЗЬ.

Слайд23:

Что такое город. 

Слайд 24: Иногда между племенами возникали ссоры и даже войны, а если в ссоре кто-нибудь погибал, то его родные должны были убить виновного, это называлось кровной местью. Месть разъединяла некогда мирных соседей, между ними начиналась вражда. Прикрепляю к доске листочек: КРОВНАЯ МЕСТЬ.

Слайд 25: Была и другая беда: не все племена занимались мирным земледелием. Севернее и южнее славянских народов жили племена-кочевники. Многие из них жили за счет грабежей и разбоев. Они приходили на чужие земли, уводили скот, грабили и убивали, захватывали в плен женщин и детей.

Слайд 26: Со временем для защиты от нападений родовые общины стали укреплять свои поселения: они огораживали жилища высоким частоколом из толстых брёвен, рыли вокруг поселений высокие рвы, ставили крепкие ворота и сторожевые башни. Такие укрепленные поселения назывались городом, от слова «огораживать»Прикрепляю к доске листочки: ЧАСТОКОЛ, ГОРОД _ «ОГОРАЖИВАТЬ».

Слайд 27: 







Слушают учителя.



















Записывают в тетрадь: Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов.

Один ученик читает указанные абзацы, остальные следят. Ученики отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста.







Ученики находят абзац в тексте учебника, читают, отвечают на вопросы, показывают на карте.
















Выполняют задание самостоятельно.


Первичное закрепление нового материала

Закрепление материала проводится по вопросам и заданиям учебника, по слайдам.

Слайд 28: Какие племена являются предками русского народа?

Слайд 29: Назовите основные занятия восточных славян.

Слайд 30: - Как называлась родственная семья восточных славян? А объединение родственных семей?

Слайд 31: - Чем совместно владели члены общины?

Слайд 32: - Где принимались важные решения для жизни славянской общины? Почему такие собрания назывались народными?

Слайд 33: - Как община защищалась от нападения врагов?

Работа на карточках по уровням. Заполнение таблицы.

1.Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.

2.Забор из заостренных бревен (колов) вокруг славянского поселения.

3.Люди, от которых мы произошли.

4. Объединение родственных семей.

5.Кто были наши предки.

6. Народное собрание общины.

Если имеются вопросы по теме, то задают их.

Участвуют во фронтальной беседе.

С помощью карты выполняют задание.







Коллективное решение кроссворда.

Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.

Слушают комментарии учителя.

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, пересказать указанные абзацы, дать ответы на вопросы.





1 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.

старейшина

Забор из заострённых брёвен (колов) вокруг славянского поселения.

частокол

Кто были наши предки?

восточные славяне

Народное собрание общины

вече







2 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.

старейшина

Люди, от которых мы произошли.

предки








































1 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.


Забор из заострённых брёвен (колов) вокруг славянского поселения.


Кто были наши предки?


Народное собрание общины








1 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.


Забор из заострённых брёвен (колов) вокруг славянского поселения.


Кто были наши предки?


Народное собрание общины








1 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.


Забор из заострённых брёвен (колов) вокруг славянского поселения.


Кто были наши предки?


Народное собрание общины








1 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.


Забор из заострённых брёвен (колов) вокруг славянского поселения.


Кто были наши предки?


Народное собрание общины





2 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.


Люди, от которых мы произошли.








2 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.


Люди, от которых мы произошли.








2 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.


Люди, от которых мы произошли.








2 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.


Люди, от которых мы произошли.











2 уровень

Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.


Люди, от которых мы произошли.








2 уровень


Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.




Люди, от которых мы произошли.



Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Психологический настрой на урок.

1. Вводное слово учителя. Слайд 1:

- Как называется наша страна? (РФ)

Слайд 2: Вы читали и знаете о том, что наше Отечество – Россия – большое и сильное государство. На огромных пространствах нашей Родины с севера на юг, с запада на восток, в больших и маленьких городах, деревнях и сёлах проживают люди более 100 национальностей, самые многочисленные из них – русские.

- Ребята, скажите, какой сейчас век? (21-й) - А когда начался 21 век? (в 2001 году)

- Закончится 21 век в 2100 году.

Слайд 3: 21 век: с 2001 года ………до 2100 года.

А в 2101году начнётся 22 век.

- Мы повернём колесо истории в глубину веков и окажемся в 5 веке на Руси. Итак, мы сегодня совершим путешествие к нашим предкам в 5 век. - Ребята, а предки это кто? (Люди от которых мы произошли.) Но чтобы туда попасть, мы должны решать следующие задания, определить век, какие года относятся к пятому веку. На доске. Устно. Заранее примеры записаны на доске.

1800 год – 18 век 1820 год – 19 век 700 год – 7 век
761 год – 8 век
401 год – 5 век
478 год – 5 век
500 год – 5 век
Слайд 4: 5 век : с 401 года ……..до 500 года

- Сколько веков прошло с тех пор? 16 веков. - Сколько это лет? (1600 лет).

2. Объявление новой темы, цели урока.

- Итак, сегодня мы будем говорить о наших предках – славянах – об их жизни, как они жили, где, в каких местах они жили, какие у них были главные занятия. Вот эта цель нашего урока.

Слайд 5: Записываем название темы в тетради: О далёких предках - славянах и родовом строе. (Стр. 168-171)

3. Изучение нового материала Рассказ учителя. Слайд 6: Древними предками русских людей были восточные славяне. Они вместе с другими племенами славян осели на землях вдоль рек Дуная и Днепра в Восточной Европе.

Слайд 7: карта расселения славян

Слайд 8: Древними предками русских людей были восточные славяне. Они вместе с другими племенами славян осели на землях вдоль рек Дуная и Днепра в Восточной Европе.

Слайд 9: Некоторые сильные и воинственные народы отвоёвывали территории у тех, кто их уже освоил. Нередко одни племена, соединяясь с другими, уходили дальше, заселяя свободные земли.

Слайд 10: Историки до сих пор точно не могут объяснить, когда и откуда появились славянские

племена. Известно, что племена, пришедшие из степной и лесной полосы, перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Они сменили охотничий образ жизни на оседлый, стали использовать бронзовые и железные орудия труда.

Слайд11: Итак некоторые славяне осели западнее восточных славян Они называются западные славяне. Некоторые осели южнее – Это южные славяне. А восточные славяне остались на землях вдоль рек Дуная и Днепра в Восточной Европе. Восточные славяне – это предки русского народа. И ещё украинцев и белорусов. Запись в тетрадь: Восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов. У меня – на листочке и прикрепляю к доске.

Слайд12. Карта.

Работа с текстом учебника (Стр. 168 – последний абзац) Слайд 13: В 5 (V) веке после Рождества Христова в исторических описаниях появляются первые подробные упоминания о восточных славянах и их образе жизни. В этих описаниях говорится о том, что племена славяне многочисленны, что славяне – народ свободолюбивый, выносливый, сильный, осторожный. Ответы на вопросы учителя: - В каком веке появляются в исторических описаниях сведения о восточных славянах? - Какими были славяне? Охарактеризуйте их.

Слайд 14: Многие селились в лесах, у рек, болот и озёр, там, где другим племенам их трудно было обнаружить. У славян было много скота, проса и пшеницы. Это говорит нам о том, что основным их занятием было земледелие и скотоводство, а также рыболовство, охота, собирательство, добыча мёда диких пчёл – бортничество. Ответы на вопросы учителя: - Где селились восточные славяне? - Каковы были их занятия?

Выборочное чтение: - Ребята, найдите в тексте учебника абзац, где написано, именно вдоль каких рек они оседали?

Работа с картой: Давайте покажем на карте эти места. Слайд 15: Карта.

Рассказ учителя. А сейчас я вам расскажу как жили восточные славяне. Это текст учебника: Как жили восточные славяне. На стр. 169

Слайд 16: Как жили восточные славяне.

Слайд 17: Наиболее древним объединением людей была община, она состояла из родственных семей – родов. Прикрепляю к доске листок: рисунок РОД.

Руководили родом самые опытные и уважаемые взрослые: дед или отец, их называли старейшинами. Прикрепляю к доске листок: СТАРЕЙШИНА. Члены одной общины жили в определенном месте, вели общее хозяйство. Общими были земля, урожай, скот, добыча.

Слайд 18: Община – объединение родственных семей. Прикрепляю к доске листок: Рисунок Община – объединение родственных семей. 

Слайд 19Самые главные вопросы общины решались на народном собрании, в котором участвовали все мужчины общины. Вече – народное собрание общины, произошло от слова «вещать» (говорить). На вече обсуждались разные вопросы: о земле, о распределении скота и урожая, о ссорах и обидах между членами общины. Оно выносило общие, согласованные решения по обсуждаемым проблемам. Прикрепляю к доске слово вече.

Слайд 20: Семьи внутри общины постепенно увеличивались, поэтому некоторые из них отделялись, чтобы иметь своё хозяйство, так возникала новая община. Родственные общины говорили на одном языке, жили на одной территории, объединяясь между собой в союз одного племени.

Слайд 21: ПЛЕМЯ Прикрепляю к доске рисунки

ПЛЕМЯ 

Слайд 22: Во главе племенных союзов стояли советы старейшин и военные вожди – князья. Каждый взрослый член общины мог свободно высказываться на совете, обсуждать важные для его семьи вопросы: о земле, о распределении скота и урожая, о ссорах и обидах между членами общины, даже о неправильном поведении старейшин. Прикрепляю к доске листочки СОВЕТ СТАРЕЙШИН, КНЯЗЬ.

Слайд23:

Что такое город. 

Слайд 24: Иногда между племенами возникали ссоры и даже войны, а если в ссоре кто-нибудь погибал, то его родные должны были убить виновного, это называлось кровной местью. Месть разъединяла некогда мирных соседей, между ними начиналась вражда. Прикрепляю к доске листочек: КРОВНАЯ МЕСТЬ.

Слайд 25: Была и другая беда: не все племена занимались мирным земледелием. Севернее и южнее славянских народов жили племена-кочевники. Многие из них жили за счет грабежей и разбоев. Они приходили на чужие земли, уводили скот, грабили и убивали, захватывали в плен женщин и детей.

Слайд 26: Со временем для защиты от нападений родовые общины стали укреплять свои поселения: они огораживали жилища высоким частоколом из толстых брёвен, рыли вокруг поселений высокие рвы, ставили крепкие ворота и сторожевые башни. Такие укрепленные поселения назывались городом, от слова «огораживать»Прикрепляю к доске листочки: ЧАСТОКОЛ, ГОРОД _ «ОГОРАЖИВАТЬ».

Слайд 27: 

4. Закрепление материала проводится по вопросам и заданиям учебника, по слайдам.

Слайд 28: Какие племена являются предками русского народа?

Слайд 29: Назовите основные занятия восточных славян.

Слайд 30: - Как называлась родственная семья восточных славян? А объединение родственных семей?

Слайд 31: - Чем совместно владели члены общины?

Слайд 32: - Где принимались важные решения для жизни славянской общины? Почему такие собрания назывались народными?

Слайд 33: - Как община защищалась от нападения врагов?

Работа на карточках по уровням. Заполнение таблицы.

1.Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.

2.Забор из заостренных бревен (колов) вокруг славянского поселения.

3.Люди, от которых мы произошли.

4. Объединение родственных семей.

5.Кто были наши предки.

6. Народное собрание общины.

Работа в рабочих тетрадях – стр.53

Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.

Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, пересказать указанные абзацы, дать ответы на вопросы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Бондарь Сергей Михайлович

Дата: 08.12.2024

Номер свидетельства: 661134


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства