В ходе занятия учащиеся знакомятся с масштабными набегами норманнов и венгров, анализируют их последствия для разных государств, выявляют причины укрепления королевской власти в Англии и раздробленности во Франции. Особое внимание уделяется деятельности Кирилла и Мефодия, процессу христианизации славян и венгров, а также формированию первых славянских государств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории «Европа в IX–XI вв.»»
Конспект урока по истории «Европа в IX–XI вв.»
(В. Р. Мединский, А. О. Чубарьян и др., § 4)
Аннотация к конспекту
Данный конспект урока разработан по материалам § 4 учебника «История Средних веков. 6 класс» под редакцией В. Р. Мединского и А. О. Чубарьянаи др., посвящён важному этапу европейской истории — IX–XI векам. В ходе занятия учащиеся знакомятся с масштабными набегами норманнов и венгров, анализируют их последствия для разных государств, выявляют причины укрепления королевской власти в Англии и раздробленности во Франции. Особое внимание уделяется деятельности Кирилла и Мефодия, процессу христианизации славян и венгров, а также формированию первых славянских государств.
Урок направлен на формирование исторического мышления, развитие навыков анализа источников, хронологической ориентации и понимания межкультурных связей в средневековой Европе. Материалы соответствуют требованиям ФГОС и могут быть использованы на уроках истории, при подготовке к проверочным работам, олимпиадам и проектной деятельности.
I. Цель и задачи урока:
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о политических, культурных и религиозных изменениях, произошедших в IX–XI веках в Европе в результате набегов норманнов и венгров, а также о значении христианизации и культурной интеграции славян.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
– Выяснить причины начала «эпохи викингов» и охарактеризовать основные направления деятельности норманнов;
– Познакомиться с последствиями норманнских и венгерских набегов для европейских стран;
– Проследить особенности политического развития Англии, Франции и Священной Римской империи в IX–XI вв.;
– Узнать о формировании первых западнославянских государств и их выборе христианской традиции.
Развивающие задачи:
– Развивать умение анализировать исторические процессы и устанавливать причинно-следственные связи;
– Совершенствовать навыки работы с текстом, хронологией, историческими понятиями и источниками;
– Развивать критическое мышление при сравнении различных форм государственной власти и их эволюции.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать уважение к культурному наследию славянских народов;
– Формировать осознание роли духовных и культурных связей между странами Европы;
– Подчеркнуть значение дипломатии, компромиссов и мирного сосуществования в истории.
II. Понятия и имена:
Понятие / Имя
Краткое объяснение
Этап урока, на котором вводится понятие
Норманны (викинги)
Скандинавские племена (датчане, норвежцы, шведы), совершавшие морские набеги в IX–XI вв.
Введение в тему. Рассказ о «эпохе викингов»
Кириллица
Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием на основе греческого письма
Этап изучения вопроса о деятельности Кирилла и Мефодия
Альфред Великий
Король англосаксов, укрепил оборону Англии, создал флот и армию, отразил нападения викингов
Рассмотрение событий в Англии в IX веке
Вильгельм Завоеватель
Герцог Нормандии, в 1066 г. завоевал Англию, стал её королём, усилил королевскую власть
Завершение блока о норманнских завоеваниях и «эпохе викингов»
Оттон I
Германский король, победил венгров, стал императором Священной Римской империи в 962 г.
При изучении темы о создании Священной Римской империи
Гуго Капет
Граф Парижский, избран королём Франции в 987 г., основал династию Капетингов
Рассмотрение периода раздробленности и ослабления королевской власти во Франции
Кирилл и Мефодий
Византийские миссионеры, распространившие христианство среди славян
При изучении христианизации славян и развития славянской культуры
Болеслав Храбрый
Первый польский король, получивший королевский титул в 1025 г.
Завершение изучения блока о славянских государствах
III. План:
Пункт плана
Основной акцент при изучении
1. Эпоха викингов и их деятельность
Причины набегов; направления походов; виды деятельности (грабеж, торговля, колонизация)
2. Защита и объединение Англии
Реформы Альфреда Великого; отражение датчан; победа Вильгельма Завоевателя в 1066 г.
3. Раздробленность Франции
Ослабление власти Каролингов; усиление феодалов; приход к власти Гуго Капета
4. Создание Священной Римской империи
Победа над венграми; коронация Оттона I; союз с церковью; попытка объединить христианский мир
5. Возникновение славянских государств
Крещение славян; деятельность Кирилла и Мефодия; культурные различия (латиница — кириллица)
IV. Теоретический материал:
1. Викинги и их набеги(учебная беседа с классом)
Учитель: Сегодня мы начнём разговор о викингах. Их ещё называли норманнами, то есть «северными людьми». Это были жители Скандинавии — будущие датчане, норвежцы и шведы. Скажите, пожалуйста, какие природные условия преобладают в Скандинавии? (Учащиеся: холодный климат, горы, мало плодородной земли.)
Учитель: Плодородных земель в этих краях было очень мало, а вот морей и заливов — много. Поэтому скандинавы с детства привыкали к морю: они учились строить корабли, плавать, ориентироваться по звёздам. Постепенно из мирных рыболовов и охотников они стали морскими воинами — викингами. С конца VIII века викинги начали совершать дальние походы. Как вы думаете, зачем им это было нужно? (Учащиеся: добыча, земля, слава, нужда.)
Учитель: Их влекли добыча, новые земли и слава. Вождь, собравший дружину, мог прославиться и обогатиться. Это были времена, когда каждое лето викинги выходили в море на своих быстроходных кораблях. Они двигались по рекам и морям, неожиданно появлялись у городов, грабили монастыри, уносили богатства.
Учитель показывает карту: Вот направления их набегов. Они опустошали побережья Франции, Англии, Ирландии, доходили до Парижа, Лондона, Ахена. А по рекам Восточной Европы добирались до Византии. Как назывался этот путь? (Учащиеся: путь «из варяг в греки».)
Учитель: Кроме грабежей, викинги занимались и торговлей. Они везли меха, янтарь, рабы, оружие и обменивали их на серебро, ткани, вино. А иногда они оседали в завоёванных землях. Так, например, французский король Карл Простоватый уступил часть своих земель вождю Роллону, чтобы прекратить набеги. Викинг Роллон принял христианство, стал вассалом короля и получил в управление область, которая стала называться Нормандия. (Учитель зачитывает фрагмент источника или кратко пересказывает эпизод с "поцелуем ноги".)
Учитель: Этот случай хорошо показывает, как грубые, но независимые викинги становились государственными людьми. Нормандия — это пример того, как из захватчиков норманны превращались в правителей. И, конечно, викинги прославились как открыватели новых земель. В IX веке они открыли Исландию, в X — Гренландию, а около 1000 года — и часть Северной Америки, которую назвали Винландом, то есть «Страной винограда». Кто был этим путешественником? (Учащиеся: Лейф Счастливый.)
Учитель: Да. Лейф был сыном Эрика Рыжего, основателя Гренландии. Викинги оказались первыми европейцами в Америке, на 500 лет раньше Колумба! Правда, они не смогли там закрепиться — местные племена оказались сильными, и поселение вскоре исчезло. (Учитель показывает реконструкции корабля, топора, карты.)
Учитель: Таким образом, викинги были не просто разбойниками. Они были торговцами, мореходами, переселенцами, основателями новых государств и культурных связей. Именно они сыграли важную роль в том, как менялась карта Европы в IX–XI вв.
2. Защита и объединение Англии(учебная беседа с классом)
Учитель: Мы уже говорили о викингах и их страшных набегах. Особенно сильно от них страдала Англия. Там ещё с V–VI веков существовали королевства, основанные германскими племенами — англами и саксами. Эти королевства приняли христианство, у них были свои правители, монастыри, торговля. Но всё изменилось с конца VIII века, когда на побережье начали прибывать корабли с воинами, которых англичане называли датчанами.
Учитель показывает на карте:Почти вся Англия оказалась под властью датских викингов. Грабежи, пожары, разрушения. И тогда появляется правитель, имя которого вошло в историю как имя настоящего спасителя страны — Альфред Великий. Как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы остановить викингов? (Учащиеся: построить флот, укрепить армию, создать крепости.)
Учитель: Именно так. Альфред создал флот, чтобы встречать викингов на воде. Он построил крепости вдоль границ и самое главное — реформировал армию. Теперь воевать должен был не каждый, а только один из шести, а остальные снабжали его оружием, содержали и обучали. Так появилось профессиональное войско.
Учитель: Благодаря этим мерам Альфред остановил продвижение датчан и даже освободил часть территорий. После этого он смог объединить англосаксонские королевства. Именно с него начинается история единой Англии, а сам он стал первым, кого можно назвать королём Англии. (Пауза для записи или краткого обсуждения.)
Учитель: Но викинги не оставили Англию навсегда. Последняя крупная попытка завоевания произошла в 1066 году. Сразу два претендента захотели занять английский трон:
один — норвежский король Харальд III Суровый,
второй — герцог Вильгельм Нормандский из Франции.
Сначала англосаксы победили норвежцев. Казалось, победа за ними… но тут на юг Англии высадился Вильгельм со своей армией. (Учитель показывает иллюстрацию «Битва при Гастингсе».)
В битве при Гастингсе англосаксонская армия была разбита. Последний король англосаксов Гарольд погиб. Вильгельм вступил в Лондон и был коронован как Вильгельм I Завоеватель.
Учитель: С этого момента Англия становится королевством с сильной централизованной властью. Вильгельм привёл с собой нормандскую знать, раздал им земли, ввёл новые законы. Это начало нового этапа в истории страны. Хотя викинги больше не нападали, последствия их эпохи навсегда изменили Англию — политически, культурно и языково.
3. Раздробленность Франции(учебная беседа с классом)
Учитель: Теперь давайте посмотрим, как развивалась ситуация во Франции в те же IX–XI века. Помните, что ещё недавно это было могущественное государство Карла Великого. Но после его смерти империя распалась, и на территории западной её части образовалось Западно-Франкское королевство — будущее Франция.
Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, что происходит с государством, если центральная власть ослабевает? (Учащиеся: начинается хаос, усиливаются местные правители, возникает борьба за власть.)
Учитель: Именно это и произошло. Французские короли уже не могли управлять всей страной, потому что владельцы земель — феодалы — становились всё более самостоятельными. Земли, ранее пожалованные за службу, превращались в феоды, передавались по наследству, и вассалы всё меньше зависели от короля. Они сами собирали налоги, сами вершили суд, чеканили свои монеты, строили замки и вели войны.
Учитель показывает карту: В результате страна оказалась раздроблена на множество владений. Герцоги Нормандии, графы Шампани, герцоги Бургундии были гораздо богаче и могущественнее самого короля. Он владел только узкой полоской земли с Парижем и Орлеаном — и даже там не всегда был полным хозяином.
Учитель: В конце X века, когда династия Каролингов вымерла, знать сама избрала нового короля. Им стал Гуго Капет, граф Парижский. Он был достаточно сильным, чтобы защитить страну, и достаточно удобным, чтобы не мешать знатным господам. С этого момента начинается новая королевская династия — Капетинги. (Учитель показывает миниатюру «Коронация Гуго Капета» и цитирует Данте.)
Учитель: Поэт Данте спустя три века напишет, что именно Гуго стал отцом всех будущих королей Франции: «…не один Филипп и Людовик над Францией владычил, мной рождённый». Но надо помнить: Гуго Капет был королём лишь по имени. В реальности каждый крупный феодал считал себя «первым среди равных» и не подчинялся монарху. Так начался период феодальной раздробленности, который во Франции продлится ещё несколько веков.
4. Создание Священной Римской империи(учебная беседа с классом)
Учитель: А теперь перенесёмся в Восточную часть бывшей империи Карла Великого. После её распада здесь возникло Восточно-Франкское королевство, которое стало основой для будущей Германии. В начале X века династия Каролингов там прекратила своё существование. Знать выбрала королём герцога из Саксонии, и это дало начало Германскому королевству. Один из самых известных правителей этого периода — Оттон I, король с 936 года.
Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, с какими угрозами сталкивались германские земли в это время? (Учащиеся: внешние набеги, внутренние феодальные раздоры.)
Учитель: На северо-западе продолжались набеги норманнов, а с юго-востока угрожали кочевники-венгры. Особенно опасными были именно венгры, которые жили в низовьях Дуная и устраивали молниеносные грабительские походы. Чтобы защищаться, по приказу короля стали строить крепости, создавать конное войско и обучать профессиональных воинов. Именно Оттон I сумел нанести венграм решающее поражение, после чего те прекратили набеги и вскоре перешли к оседлой жизни. Позже венгры приняли христианство и создали собственное государство — Венгрию.
Учитель: Победив внешнего врага, Оттон стал самым могущественным правителем Европы. В 962 году он отправился в Италию по приглашению папы римского, чтобы защитить его от врагов. Папа в благодарность короновал Оттона императором, и таким образом возникла Священная Римская империя. (Учитель показывает изображение короны империи.)
Почему она так называется?
«Римская» — потому что императоры считали себя наследниками Карла Великого и Древнего Рима,
«Священная» — потому что опирались на Церковь и христианскую веру.
Учитель: Империя включала в себя Германию, Северную Италию и другие земли. Каждому новому императору приходилось совершать поход в Италию, чтобы быть признанным. Чтобы укрепить свою власть, императоры щедро наделяли монастыри и епископов землями и привилегиями. Они даже назначали пап римских, что вызвало недовольство духовенства.
Учитель делает паузу и спрашивает: Можно ли одновременно быть главой государства и контролировать Церковь? (Учащиеся: возникают конфликты интересов.)
Учитель: Именно. Это и произошло. Начался конфликт между императором и папством, который в будущем перерастёт в затяжную борьбу за инвеституру — за право назначать епископов и влиять на духовные дела. Это стало важным политическим конфликтом Средневековья.
5. Возникновение славянских государств(учебная беседа с классом)
Учитель:И, наконец, давайте обсудим, что происходило в это же время у славянских народов. IX–XI века — это период, когда у славян формируются первые государства, появляются свои правители, устанавливаются международные связи, особенно через принятие христианства.
Учитель показывает карту: Славяне в это время делились на три большие группы: западные, южные и восточные. Нас сегодня особенно интересуют западные славяне — чехи и поляки. Одним из первых славянских государств стала Великая Моравия. В середине IX века её правитель принял христианство от немецких епископов, но вскоре его преемники решили избавиться от влияния Германии. И тогда они обратились за помощью к Византии. Так в 863 году в Моравию прибыли два брата из города Солуни (Фессалоники) — Кирилл и Мефодий.
Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, почему их попросили приехать? (Учащиеся: чтобы они научили славян вере, чтобы проповедовали.)
Учитель: Верно. Но они сделали нечто большее. Кирилл создал славянский алфавит, который получил название кириллица, и вместе с братом они начали переводить Библию на славянский язык. Это имело огромное значение: у славян появилась письменность, началось развитие собственной культуры, распространилось христианство.
Учитель показывает миниатюру из Радзивилловской летописи:Интересно, что их деятельность была настолько важной, что даже через несколько столетий русские летописцы поместили их изображение в свою летопись.
Учитель: После распада Великой Моравии на первое место вышли Чехия и Польша. В конце IX века чешский князь принял христианство. В X веке Чехия вошла в состав Священной Римской империи, но сохранила самостоятельность. А Польша в 966 году официально приняла христианство по римскому образцу, а в 1025 году её князь Болеслав I Храбрый стал первым польским королём.
Учитель задаёт вопрос:Почему, как вы думаете, выбор — от кого принять христианство — был таким важным?(Учащиеся: от этого зависела культура, союзники, алфавит, язык богослужения.)
Учитель:Кто принимал христианство от Рима — как Польша, Чехия, Хорватия — попал в сферу латинской письменности, под влияние папы римского и западной культуры.Кто принимал крещение из Константинополя — как Болгария, Сербия, Русь — использовал кириллицу и попал в византийскую культурную орбиту. Таким образом, религиозный выбор стал и выбором культурной модели развития.
V. Работа с источником:
Цель:
Научить учащихся анализировать исторические источники;
Показать, как личные качества и политические мотивы влияли на принятие решений в Средневековье;
Развить умения формулировать суждения на основе текста.
Форма работы: В зависимости от темпа изучения основного материала, работа с источником может быть: выполнена фронтально на уроке (устно или письменно) — по ходу темы о норманнах во Франции; перенесена в качестве домашнего задания, если времени на уроке не хватит.
Ход работы:
Прочитать отрывки из сочинения Р. Васа (историка XII века)
– Учащиеся читают два абзаца:
А) Предложение архиепископа Роллону
Б) Эпизод с поцелуем ноги и передача земли
Вопросы и ориентировочные ответы:
Вопрос
Ключевая идея ответа
Подсказка для учителя
Почему Роллон согласился отказаться от грабежа и принять христианство?
Он хотел легализовать свою власть, получить земли и доходы законным путём, обрести союзника в лице короля.
Подчеркнуть, что это было не только давление, но и прагматичный расчёт.
Почему Роллон не пожелал поцеловать ногу короля?
Он проявил гордость, отказался публично унижаться, что соответствовало воинской чести викингов.
Обратить внимание на различия культурных традиций и взглядов на подчинение.
Почему Карл Простоватый всё же согласился и передал Роллону земли?
Карл действовал прагматично: стремился к миру, защите от набегов, сохранению власти, пусть и формальной.
Объяснить, что для короля важнее был результат — прекращение грабежей.
Варианты выполнения:
На уроке:Работа в парах или группах; обсуждение с выводом на доске; индивидуальное письменное задание с последующим разбором.
Дома: письменные ответы на три вопроса (по образцу таблицы); краткое сочинение-рассуждение: «Почему Роллон — не просто завоеватель, но и политик?».
Дополнительное задание по желанию:– Нарисовать комикс или мини-иллюстрацию к сцене «поцелуя ноги» — с комментарием, кто как поступил и почему.
VI. Работа с понятиями:
Задание:Из ряда понятий выберите лишнее: викинг, сага, руны, кириллица. Обоснуйте свой выбор.
Правильный ответ: кириллица
Обоснование:
Понятие
Краткое объяснение
Культурная принадлежность
викинг
Скандинавский воин, мореплаватель и завоеватель IX–XI вв.
Элемент культуры викингов (норманнов)
сага
Скандинавское эпическое сказание о героях и подвигах
Элемент культуры викингов
руны
Древняя письменность германо-скандинавских народов
Элемент культуры викингов
кириллица
Славянский алфавит, созданный Кириллом и Мефодием
Элемент культуры славян
Вывод:Кириллица — лишняя, так как относится к культуре славян, а все остальные термины — это части скандинавской (викингской) культуры. Кроме того, викинг, сага и руны объединены тематически: они отражают военную, духовную и письменную жизнь народов Скандинавии IX–XI веков. Кириллица же связана с деятельностью Кирилла и Мефодия и распространением христианства среди славян.
Методическое замечание:
Это задание можно выполнить: на уроке, в качестве индивидуальной работы или обсуждения;дома — в виде письменного аргументированного ответа (подходит как доп. задание).
Также можно предложить учащимся составить свои ряды из четырёх слов с лишним понятием, чтобы развить навык анализа и классификации.
VII. Ответ на главный вопрос параграфа:
Вопрос:Как нападения норманнов и венгров в IX—XI вв. повлияли на развитие разных стран Европы? Какие последствия они имели для самих норманнов и венгров?
Рекомендации для учителя:Данный вопрос можно использовать: как обобщение в конце урока (в форме фронтальной беседы);как письменное домашнее задание в развернутом или тезисном виде;как задание на формирующее оценивание по итогам темы (устно или письменно).
Ориентировочный ответ (для проверки и работы с классом). Набеги норманнов и венгров в IX–XI вв. повлияли на Европу следующим образом:
Способствовали укреплению некоторых государств:
В Англии под натиском датчан была проведена военная реформа, создан флот, объединены королевства → усиление власти (Альфред Великий);
В Германском королевстве для защиты от венгров была создана профессиональная конница и укреплены границы → появление сильной власти Оттона I и образование Священной Римской империи.
Привели к ослаблению власти и раздробленности:
Во Франции королевская власть ослабла, знать усилилась, началась феодальная раздробленность. Король стал «первым среди равных» (пример: власть герцогов и графов).
Поменяли статус самих завоевателей:
Норманны: перестали быть грабителями, приняли христианство и основали герцогство Нормандию (вождь Роллон), позже завоевали Англию (Вильгельм Завоеватель);
Венгры: после поражения от Оттона отказались от кочевого образа жизни, приняли христианство и основали Венгерское королевство.
Вывод:Нападения сыграли двойную роль — вызвали и разрушения, и развитие. Они ускорили централизацию власти там, где была организована защита, и усилили раздробленность там, где центральная власть была слаба. Завоеватели также встраивались в христианскую Европу как равноправные государства.
VIII. Итоги урока(фронтальный опрос — беседа с учащимися)
Учитель:Ребята, давайте вспомним, с чего мы начали наш разговор. Мы говорили о том, как викинги и венгры влияли на Европу в IX–XI веках. Теперь подведём итоги. Я буду задавать вопросы, а вы попробуйте коротко ответить.
Когда и где началась «эпоха викингов»?Учащиеся: В Скандинавии, с конца VIII века.
Почему викинги отправлялись в набеги? Учащиеся: Из-за нехватки плодородных земель, жажды славы и добычи.
Чем, кроме грабежей, занимались викинги? Учащиеся: Торговлей, основанием поселений, открытием новых земель.
Чем завершилась «эпоха викингов»?Учащиеся: Викинги основали государства и приняли христианство (пример — Нормандия, Исландия).
Учитель обобщает: Да, «эпоха викингов» завершилась образованием государств в Скандинавии и интеграцией норманнов в европейский мир.
Что произошло в Англии в ответ на набеги викингов? Учащиеся: Альфред Великий провёл реформы, создал флот и объединил страну.
Кто окончательно завоевал Англию в 1066 году? Учащиеся: Вильгельм Завоеватель, герцог Нормандии.
А как развивалась Франция в это время? Учащиеся: Ослабла, началась феодальная раздробленность, власть перешла к Гуго Капету.
Учитель обобщает: Англия и Германия укрепились, а во Франции, наоборот, усилились феодалы, и началась раздробленность.
Какие славянские государства возникли в это время? Учащиеся: Великая Моравия, Польша, Чехия, Болгария, Русь.
Какую роль сыграли Кирилл и Мефодий? Учащиеся: Создали кириллицу, перевели Библию, способствовали распространению христианства.
Почему принятие христианства было важным для славян?Учащиеся: Укрепляло власть князей, развивало культуру, включало в международные отношения.
Учитель завершает: Отлично. Сегодня мы увидели, как на фоне внешней угрозы — набегов норманнов и венгров — Европа изменилась: появились новые государства, усилились одни страны, а другие ослабли, началась христианизация и культурное становление славянских народов.
IX. Вопросы и задания
(для закрепления и проверки знаний)
Форма проведения: на уроке — устно или письменно (в парах/группах/индивидуально);дома — как письменное задание по теме;можно использовать для итоговой самостоятельной работы или подготовки к проверке.
№
Вопрос / задание
Краткий ответ / направление мысли
1
Почему началась «эпоха викингов»?
Из-за нехватки плодородных земель, усиления власти вождей, стремления к добыче и славе.
Почему власть усилилась в Англии, а ослабла во Франции?
В Англии — реформы Альфреда, централизованная оборона. Во Франции — усиление феодалов, ослабление королевской власти.
5
Как сложилась судьба трёх государств после распада империи Карла Великого?
Англия — объединена, укреплена; Франция — раздроблена; Германия — образовано Германское королевство, позже — Священная Римская империя.
6
Какова была цель Оттона I? Удалось ли её достичь?
Восстановление империи, объединение христианского мира. Удалось: стал императором, победил венгров.
7
Каков вклад Кирилла и Мефодия?
Создание кириллицы, перевод Библии, христианизация славян.
8
Что повлияло на культурное разделение славян?
Разные центры крещения: Рим (латиница — Польша, Чехия) и Константинополь (кириллица — Русь, Болгария).
9
Заполните таблицу:
Пример: • 962 г. — Священная Римская империя • 1025 г. — Польское королевство • IX в. — Чехия в составе империи
Методический совет:Пункты 1–4 можно использовать дляфронтальной беседы, 5–9 — для индивидуальной работы или домашнего задания.
Задание №9 можно дать в виде мини-проекта: составить хронологическую таблицу по теме «Государства Европы IX–XI вв.».
X. Домашнее задание
Обязательное задание (для всех учащихся):
Ответить письменно на вопросы 1–9 по параграфу (§4).Ответы должны быть полными, чёткими, с использованием фактов из учебника. Объём — от 1 до 3 предложений на каждый вопрос.
Дополнительное задание (по желанию ученика, на выбор): Выполняется по усмотрению учащегося. При выполнении — прибавляется до 2 бонусных баллов к общей оценке за домашнюю работу.
Варианты:
Подготовить устный рассказ (или краткий письменный текст) на тему: «Поход викингов в Винланд: цели, маршрут, результаты» (по учебнику и при желании — с иллюстрацией).
Нарисовать схематичную карту с маршрутами походов викингов и указанием стран, подвергшихся их набегам. (Можно использовать цветные карандаши, обозначить стрелками направления движения.)
Составить сравнительную таблицу: «Франция, Англия, Германия в IX–XI вв.» (по критериям: власть, единство/раздробленность, внешний враг, результат)
Критерии оценивания:
Критерий
Баллы
1. Полнота и точность ответа
до 2 баллов
(основывается на тексте параграфа, охвачены все аспекты вопроса)