kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории «Европа в IX–XI вв.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе занятия учащиеся знакомятся с масштабными набегами норманнов и венгров, анализируют их последствия для разных государств, выявляют причины укрепления королевской власти в Англии и раздробленности во Франции. Особое внимание уделяется деятельности Кирилла и Мефодия, процессу христианизации славян и венгров, а также формированию первых славянских государств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории «Европа в IX–XI вв.»»

Конспект урока по истории «Европа в IX–XI вв.»

(В. Р. Мединский, А. О. Чубарьян и др., § 4)

Аннотация к конспекту

Данный конспект урока разработан по материалам § 4 учебника «История Средних веков. 6 класс» под редакцией В. Р. Мединского и А. О. Чубарьянаи др., посвящён важному этапу европейской истории — IX–XI векам. В ходе занятия учащиеся знакомятся с масштабными набегами норманнов и венгров, анализируют их последствия для разных государств, выявляют причины укрепления королевской власти в Англии и раздробленности во Франции. Особое внимание уделяется деятельности Кирилла и Мефодия, процессу христианизации славян и венгров, а также формированию первых славянских государств.

Урок направлен на формирование исторического мышления, развитие навыков анализа источников, хронологической ориентации и понимания межкультурных связей в средневековой Европе. Материалы соответствуют требованиям ФГОС и могут быть использованы на уроках истории, при подготовке к проверочным работам, олимпиадам и проектной деятельности.

I. Цель и задачи урока:

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о политических, культурных и религиозных изменениях, произошедших в IX–XI веках в Европе в результате набегов норманнов и венгров, а также о значении христианизации и культурной интеграции славян.

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи:

– Выяснить причины начала «эпохи викингов» и охарактеризовать основные направления деятельности норманнов;

– Познакомиться с последствиями норманнских и венгерских набегов для европейских стран;

– Проследить особенности политического развития Англии, Франции и Священной Римской империи в IX–XI вв.;

– Узнать о формировании первых западнославянских государств и их выборе христианской традиции.

  1. Развивающие задачи:

– Развивать умение анализировать исторические процессы и устанавливать причинно-следственные связи;

– Совершенствовать навыки работы с текстом, хронологией, историческими понятиями и источниками;

– Развивать критическое мышление при сравнении различных форм государственной власти и их эволюции.

  1. Воспитательные задачи:

– Воспитывать уважение к культурному наследию славянских народов;

– Формировать осознание роли духовных и культурных связей между странами Европы;

– Подчеркнуть значение дипломатии, компромиссов и мирного сосуществования в истории.

II. Понятия и имена:

Понятие / Имя

Краткое объяснение

Этап урока, на котором вводится понятие

Норманны (викинги)

Скандинавские племена (датчане, норвежцы, шведы), совершавшие морские набеги в IX–XI вв.

Введение в тему. Рассказ о «эпохе викингов»

Кириллица

Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием на основе греческого письма

Этап изучения вопроса о деятельности Кирилла и Мефодия

Альфред Великий

Король англосаксов, укрепил оборону Англии, создал флот и армию, отразил нападения викингов

Рассмотрение событий в Англии в IX веке

Вильгельм Завоеватель

Герцог Нормандии, в 1066 г. завоевал Англию, стал её королём, усилил королевскую власть

Завершение блока о норманнских завоеваниях и «эпохе викингов»

Оттон I

Германский король, победил венгров, стал императором Священной Римской империи в 962 г.

При изучении темы о создании Священной Римской империи

Гуго Капет

Граф Парижский, избран королём Франции в 987 г., основал династию Капетингов

Рассмотрение периода раздробленности и ослабления королевской власти во Франции

Кирилл и Мефодий

Византийские миссионеры, распространившие христианство среди славян

При изучении христианизации славян и развития славянской культуры

Болеслав Храбрый

Первый польский король, получивший королевский титул в 1025 г.

Завершение изучения блока о славянских государствах

III. План:

Пункт плана

Основной акцент при изучении

1. Эпоха викингов и их деятельность

Причины набегов; направления походов; виды деятельности (грабеж, торговля, колонизация)

2. Защита и объединение Англии

Реформы Альфреда Великого; отражение датчан; победа Вильгельма Завоевателя в 1066 г.

3. Раздробленность Франции

Ослабление власти Каролингов; усиление феодалов; приход к власти Гуго Капета

4. Создание Священной Римской империи

Победа над венграми; коронация Оттона I; союз с церковью; попытка объединить христианский мир

5. Возникновение славянских государств

Крещение славян; деятельность Кирилла и Мефодия; культурные различия (латиница — кириллица)

IV. Теоретический материал:

1. Викинги и их набеги(учебная беседа с классом)

Учитель: Сегодня мы начнём разговор о викингах. Их ещё называли норманнами, то есть «северными людьми». Это были жители Скандинавии — будущие датчане, норвежцы и шведы. Скажите, пожалуйста, какие природные условия преобладают в Скандинавии? (Учащиеся: холодный климат, горы, мало плодородной земли.)

Учитель: Плодородных земель в этих краях было очень мало, а вот морей и заливов — много. Поэтому скандинавы с детства привыкали к морю: они учились строить корабли, плавать, ориентироваться по звёздам. Постепенно из мирных рыболовов и охотников они стали морскими воинамивикингами. С конца VIII века викинги начали совершать дальние походы. Как вы думаете, зачем им это было нужно? (Учащиеся: добыча, земля, слава, нужда.)

Учитель: Их влекли добыча, новые земли и слава. Вождь, собравший дружину, мог прославиться и обогатиться. Это были времена, когда каждое лето викинги выходили в море на своих быстроходных кораблях. Они двигались по рекам и морям, неожиданно появлялись у городов, грабили монастыри, уносили богатства.

Учитель показывает карту: Вот направления их набегов. Они опустошали побережья Франции, Англии, Ирландии, доходили до Парижа, Лондона, Ахена. А по рекам Восточной Европы добирались до Византии. Как назывался этот путь? (Учащиеся: путь «из варяг в греки».)

Учитель: Кроме грабежей, викинги занимались и торговлей. Они везли меха, янтарь, рабы, оружие и обменивали их на серебро, ткани, вино. А иногда они оседали в завоёванных землях. Так, например, французский король Карл Простоватый уступил часть своих земель вождю Роллону, чтобы прекратить набеги. Викинг Роллон принял христианство, стал вассалом короля и получил в управление область, которая стала называться Нормандия. (Учитель зачитывает фрагмент источника или кратко пересказывает эпизод с "поцелуем ноги".)

Учитель: Этот случай хорошо показывает, как грубые, но независимые викинги становились государственными людьми. Нормандия — это пример того, как из захватчиков норманны превращались в правителей. И, конечно, викинги прославились как открыватели новых земель. В IX веке они открыли Исландию, в X — Гренландию, а около 1000 года — и часть Северной Америки, которую назвали Винландом, то есть «Страной винограда». Кто был этим путешественником? (Учащиеся: Лейф Счастливый.)

Учитель: Да. Лейф был сыном Эрика Рыжего, основателя Гренландии. Викинги оказались первыми европейцами в Америке, на 500 лет раньше Колумба! Правда, они не смогли там закрепиться — местные племена оказались сильными, и поселение вскоре исчезло. (Учитель показывает реконструкции корабля, топора, карты.)

Учитель: Таким образом, викинги были не просто разбойниками. Они были торговцами, мореходами, переселенцами, основателями новых государств и культурных связей. Именно они сыграли важную роль в том, как менялась карта Европы в IX–XI вв.

2. Защита и объединение Англии(учебная беседа с классом)

Учитель: Мы уже говорили о викингах и их страшных набегах. Особенно сильно от них страдала Англия. Там ещё с V–VI веков существовали королевства, основанные германскими племенами — англами и саксами. Эти королевства приняли христианство, у них были свои правители, монастыри, торговля. Но всё изменилось с конца VIII века, когда на побережье начали прибывать корабли с воинами, которых англичане называли датчанами.

Учитель показывает на карте:Почти вся Англия оказалась под властью датских викингов. Грабежи, пожары, разрушения. И тогда появляется правитель, имя которого вошло в историю как имя настоящего спасителя страны — Альфред Великий. Как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы остановить викингов? (Учащиеся: построить флот, укрепить армию, создать крепости.)

Учитель: Именно так. Альфред создал флот, чтобы встречать викингов на воде. Он построил крепости вдоль границ и самое главное — реформировал армию. Теперь воевать должен был не каждый, а только один из шести, а остальные снабжали его оружием, содержали и обучали. Так появилось профессиональное войско.

Учитель: Благодаря этим мерам Альфред остановил продвижение датчан и даже освободил часть территорий. После этого он смог объединить англосаксонские королевства. Именно с него начинается история единой Англии, а сам он стал первым, кого можно назвать королём Англии. (Пауза для записи или краткого обсуждения.)

Учитель: Но викинги не оставили Англию навсегда. Последняя крупная попытка завоевания произошла в 1066 году. Сразу два претендента захотели занять английский трон:

  • один — норвежский король Харальд III Суровый,

  • второй — герцог Вильгельм Нормандский из Франции.

Сначала англосаксы победили норвежцев. Казалось, победа за ними… но тут на юг Англии высадился Вильгельм со своей армией. (Учитель показывает иллюстрацию «Битва при Гастингсе».)

В битве при Гастингсе англосаксонская армия была разбита. Последний король англосаксов Гарольд погиб. Вильгельм вступил в Лондон и был коронован как Вильгельм I Завоеватель.

Учитель: С этого момента Англия становится королевством с сильной централизованной властью. Вильгельм привёл с собой нормандскую знать, раздал им земли, ввёл новые законы. Это начало нового этапа в истории страны. Хотя викинги больше не нападали, последствия их эпохи навсегда изменили Англию — политически, культурно и языково.

3. Раздробленность Франции(учебная беседа с классом)

Учитель: Теперь давайте посмотрим, как развивалась ситуация во Франции в те же IX–XI века. Помните, что ещё недавно это было могущественное государство Карла Великого. Но после его смерти империя распалась, и на территории западной её части образовалось Западно-Франкское королевство — будущее Франция.

Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, что происходит с государством, если центральная власть ослабевает? (Учащиеся: начинается хаос, усиливаются местные правители, возникает борьба за власть.)

Учитель: Именно это и произошло. Французские короли уже не могли управлять всей страной, потому что владельцы земель — феодалы — становились всё более самостоятельными. Земли, ранее пожалованные за службу, превращались в феоды, передавались по наследству, и вассалы всё меньше зависели от короля. Они сами собирали налоги, сами вершили суд, чеканили свои монеты, строили замки и вели войны.

Учитель показывает карту: В результате страна оказалась раздроблена на множество владений. Герцоги Нормандии, графы Шампани, герцоги Бургундии были гораздо богаче и могущественнее самого короля. Он владел только узкой полоской земли с Парижем и Орлеаном — и даже там не всегда был полным хозяином.

Учитель: В конце X века, когда династия Каролингов вымерла, знать сама избрала нового короля. Им стал Гуго Капет, граф Парижский. Он был достаточно сильным, чтобы защитить страну, и достаточно удобным, чтобы не мешать знатным господам. С этого момента начинается новая королевская династия — Капетинги. (Учитель показывает миниатюру «Коронация Гуго Капета» и цитирует Данте.)

Учитель: Поэт Данте спустя три века напишет, что именно Гуго стал отцом всех будущих королей Франции: «…не один Филипп и Людовик над Францией владычил, мной рождённый». Но надо помнить: Гуго Капет был королём лишь по имени. В реальности каждый крупный феодал считал себя «первым среди равных» и не подчинялся монарху. Так начался период феодальной раздробленности, который во Франции продлится ещё несколько веков.

4. Создание Священной Римской империи(учебная беседа с классом)

Учитель: А теперь перенесёмся в Восточную часть бывшей империи Карла Великого. После её распада здесь возникло Восточно-Франкское королевство, которое стало основой для будущей Германии. В начале X века династия Каролингов там прекратила своё существование. Знать выбрала королём герцога из Саксонии, и это дало начало Германскому королевству. Один из самых известных правителей этого периода — Оттон I, король с 936 года.

Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, с какими угрозами сталкивались германские земли в это время? (Учащиеся: внешние набеги, внутренние феодальные раздоры.)

Учитель: На северо-западе продолжались набеги норманнов, а с юго-востока угрожали кочевники-венгры. Особенно опасными были именно венгры, которые жили в низовьях Дуная и устраивали молниеносные грабительские походы. Чтобы защищаться, по приказу короля стали строить крепости, создавать конное войско и обучать профессиональных воинов. Именно Оттон I сумел нанести венграм решающее поражение, после чего те прекратили набеги и вскоре перешли к оседлой жизни. Позже венгры приняли христианство и создали собственное государство — Венгрию.

Учитель: Победив внешнего врага, Оттон стал самым могущественным правителем Европы. В 962 году он отправился в Италию по приглашению папы римского, чтобы защитить его от врагов. Папа в благодарность короновал Оттона императором, и таким образом возникла Священная Римская империя. (Учитель показывает изображение короны империи.)

Почему она так называется?

  • «Римская» — потому что императоры считали себя наследниками Карла Великого и Древнего Рима,

  • «Священная» — потому что опирались на Церковь и христианскую веру.

Учитель: Империя включала в себя Германию, Северную Италию и другие земли. Каждому новому императору приходилось совершать поход в Италию, чтобы быть признанным. Чтобы укрепить свою власть, императоры щедро наделяли монастыри и епископов землями и привилегиями. Они даже назначали пап римских, что вызвало недовольство духовенства.

Учитель делает паузу и спрашивает: Можно ли одновременно быть главой государства и контролировать Церковь? (Учащиеся: возникают конфликты интересов.)

Учитель: Именно. Это и произошло. Начался конфликт между императором и папством, который в будущем перерастёт в затяжную борьбу за инвеституру — за право назначать епископов и влиять на духовные дела. Это стало важным политическим конфликтом Средневековья.

5. Возникновение славянских государств(учебная беседа с классом)

Учитель:И, наконец, давайте обсудим, что происходило в это же время у славянских народов. IX–XI века — это период, когда у славян формируются первые государства, появляются свои правители, устанавливаются международные связи, особенно через принятие христианства.

Учитель показывает карту: Славяне в это время делились на три большие группы: западные, южные и восточные. Нас сегодня особенно интересуют западные славяне — чехи и поляки. Одним из первых славянских государств стала Великая Моравия. В середине IX века её правитель принял христианство от немецких епископов, но вскоре его преемники решили избавиться от влияния Германии. И тогда они обратились за помощью к Византии. Так в 863 году в Моравию прибыли два брата из города Солуни (Фессалоники) — Кирилл и Мефодий.

Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, почему их попросили приехать? (Учащиеся: чтобы они научили славян вере, чтобы проповедовали.)

Учитель: Верно. Но они сделали нечто большее. Кирилл создал славянский алфавит, который получил название кириллица, и вместе с братом они начали переводить Библию на славянский язык. Это имело огромное значение: у славян появилась письменность, началось развитие собственной культуры, распространилось христианство.

Учитель показывает миниатюру из Радзивилловской летописи:Интересно, что их деятельность была настолько важной, что даже через несколько столетий русские летописцы поместили их изображение в свою летопись.

Учитель: После распада Великой Моравии на первое место вышли Чехия и Польша. В конце IX века чешский князь принял христианство. В X веке Чехия вошла в состав Священной Римской империи, но сохранила самостоятельность. А Польша в 966 году официально приняла христианство по римскому образцу, а в 1025 году её князь Болеслав I Храбрый стал первым польским королём.

Учитель задаёт вопрос:Почему, как вы думаете, выбор — от кого принять христианство — был таким важным?(Учащиеся: от этого зависела культура, союзники, алфавит, язык богослужения.)

Учитель:Кто принимал христианство от Рима — как Польша, Чехия, Хорватия — попал в сферу латинской письменности, под влияние папы римского и западной культуры.Кто принимал крещение из Константинополя — как Болгария, Сербия, Русь — использовал кириллицу и попал в византийскую культурную орбиту. Таким образом, религиозный выбор стал и выбором культурной модели развития.

V. Работа с источником:

Цель:

  • Научить учащихся анализировать исторические источники;

  • Показать, как личные качества и политические мотивы влияли на принятие решений в Средневековье;

  • Развить умения формулировать суждения на основе текста.

Форма работы: В зависимости от темпа изучения основного материала, работа с источником может быть: выполнена фронтально на уроке (устно или письменно) — по ходу темы о норманнах во Франции; перенесена в качестве домашнего задания, если времени на уроке не хватит.

Ход работы:

  1. Прочитать отрывки из сочинения Р. Васа (историка XII века)

– Учащиеся читают два абзаца:

А) Предложение архиепископа Роллону

Б) Эпизод с поцелуем ноги и передача земли

  1. Вопросы и ориентировочные ответы:

Вопрос

Ключевая идея ответа

Подсказка для учителя

Почему Роллон согласился отказаться от грабежа и принять христианство?

Он хотел легализовать свою власть, получить земли и доходы законным путём, обрести союзника в лице короля.

Подчеркнуть, что это было не только давление, но и прагматичный расчёт.

Почему Роллон не пожелал поцеловать ногу короля?

Он проявил гордость, отказался публично унижаться, что соответствовало воинской чести викингов.

Обратить внимание на различия культурных традиций и взглядов на подчинение.

Почему Карл Простоватый всё же согласился и передал Роллону земли?

Карл действовал прагматично: стремился к миру, защите от набегов, сохранению власти, пусть и формальной.

Объяснить, что для короля важнее был результат — прекращение грабежей.

Варианты выполнения:

На уроке:Работа в парах или группах; обсуждение с выводом на доске; индивидуальное письменное задание с последующим разбором.

Дома: письменные ответы на три вопроса (по образцу таблицы); краткое сочинение-рассуждение: «Почему Роллон — не просто завоеватель, но и политик?».

Дополнительное задание по желанию:– Нарисовать комикс или мини-иллюстрацию к сцене «поцелуя ноги» — с комментарием, кто как поступил и почему.

VI. Работа с понятиями:

Задание:Из ряда понятий выберите лишнее: викинг, сага, руны, кириллица. Обоснуйте свой выбор.

Правильный ответ: кириллица

Обоснование:

Понятие

Краткое объяснение

Культурная принадлежность

викинг

Скандинавский воин, мореплаватель и завоеватель IX–XI вв.

Элемент культуры викингов (норманнов)

сага

Скандинавское эпическое сказание о героях и подвигах

Элемент культуры викингов

руны

Древняя письменность германо-скандинавских народов

Элемент культуры викингов

кириллица

Славянский алфавит, созданный Кириллом и Мефодием

Элемент культуры славян

Вывод:Кириллица — лишняя, так как относится к культуре славян, а все остальные термины — это части скандинавской (викингской) культуры. Кроме того, викинг, сага и руны объединены тематически: они отражают военную, духовную и письменную жизнь народов Скандинавии IX–XI веков. Кириллица же связана с деятельностью Кирилла и Мефодия и распространением христианства среди славян.

Методическое замечание:

Это задание можно выполнить: на уроке, в качестве индивидуальной работы или обсуждения;дома — в виде письменного аргументированного ответа (подходит как доп. задание).

Также можно предложить учащимся составить свои ряды из четырёх слов с лишним понятием, чтобы развить навык анализа и классификации.

VII. Ответ на главный вопрос параграфа:

Вопрос:Как нападения норманнов и венгров в IX—XI вв. повлияли на развитие разных стран Европы? Какие последствия они имели для самих норманнов и венгров?

Рекомендации для учителя:Данный вопрос можно использовать: как обобщение в конце урока (в форме фронтальной беседы);как письменное домашнее задание в развернутом или тезисном виде;как задание на формирующее оценивание по итогам темы (устно или письменно).

Ориентировочный ответ (для проверки и работы с классом). Набеги норманнов и венгров в IX–XI вв. повлияли на Европу следующим образом:

  1. Способствовали укреплению некоторых государств:

  • В Англии под натиском датчан была проведена военная реформа, создан флот, объединены королевства → усиление власти (Альфред Великий);

  • В Германском королевстве для защиты от венгров была создана профессиональная конница и укреплены границы → появление сильной власти Оттона I и образование Священной Римской империи.

  1. Привели к ослаблению власти и раздробленности:

  • Во Франции королевская власть ослабла, знать усилилась, началась феодальная раздробленность. Король стал «первым среди равных» (пример: власть герцогов и графов).

  1. Поменяли статус самих завоевателей:

  • Норманны: перестали быть грабителями, приняли христианство и основали герцогство Нормандию (вождь Роллон), позже завоевали Англию (Вильгельм Завоеватель);

  • Венгры: после поражения от Оттона отказались от кочевого образа жизни, приняли христианство и основали Венгерское королевство.

Вывод:Нападения сыграли двойную роль — вызвали и разрушения, и развитие. Они ускорили централизацию власти там, где была организована защита, и усилили раздробленность там, где центральная власть была слаба. Завоеватели также встраивались в христианскую Европу как равноправные государства.

VIII. Итоги урока(фронтальный опрос — беседа с учащимися)

Учитель:Ребята, давайте вспомним, с чего мы начали наш разговор. Мы говорили о том, как викинги и венгры влияли на Европу в IX–XI веках. Теперь подведём итоги. Я буду задавать вопросы, а вы попробуйте коротко ответить.

  1. Когда и где началась «эпоха викингов»?Учащиеся: В Скандинавии, с конца VIII века.

  2. Почему викинги отправлялись в набеги? Учащиеся: Из-за нехватки плодородных земель, жажды славы и добычи.

  3. Чем, кроме грабежей, занимались викинги? Учащиеся: Торговлей, основанием поселений, открытием новых земель.

  4. Чем завершилась «эпоха викингов»?Учащиеся: Викинги основали государства и приняли христианство (пример — Нормандия, Исландия).

Учитель обобщает: Да, «эпоха викингов» завершилась образованием государств в Скандинавии и интеграцией норманнов в европейский мир.

  1. Что произошло в Англии в ответ на набеги викингов? Учащиеся: Альфред Великий провёл реформы, создал флот и объединил страну.

  2. Кто окончательно завоевал Англию в 1066 году? Учащиеся: Вильгельм Завоеватель, герцог Нормандии.

  3. А как развивалась Франция в это время? Учащиеся: Ослабла, началась феодальная раздробленность, власть перешла к Гуго Капету.

Учитель обобщает: Англия и Германия укрепились, а во Франции, наоборот, усилились феодалы, и началась раздробленность.

  1. Какие славянские государства возникли в это время? Учащиеся: Великая Моравия, Польша, Чехия, Болгария, Русь.

  2. Какую роль сыграли Кирилл и Мефодий? Учащиеся: Создали кириллицу, перевели Библию, способствовали распространению христианства.

  3. Почему принятие христианства было важным для славян?Учащиеся: Укрепляло власть князей, развивало культуру, включало в международные отношения.

Учитель завершает: Отлично. Сегодня мы увидели, как на фоне внешней угрозы — набегов норманнов и венгровЕвропа изменилась: появились новые государства, усилились одни страны, а другие ослабли, началась христианизация и культурное становление славянских народов.

IX. Вопросы и задания

(для закрепления и проверки знаний)

Форма проведения: на уроке — устно или письменно (в парах/группах/индивидуально);дома — как письменное задание по теме;можно использовать для итоговой самостоятельной работы или подготовки к проверке.

Вопрос / задание

Краткий ответ / направление мысли

1

Почему началась «эпоха викингов»?

Из-за нехватки плодородных земель, усиления власти вождей, стремления к добыче и славе.

2

Составьте схему «Виды деятельности викингов»

Набеги, торговля, колонизация (освоение Исландии, Гренландии, Винланда).

3

Какие страны страдали от набегов?

Англия, Франция, Германия, Италия.

4

Почему власть усилилась в Англии, а ослабла во Франции?

В Англии — реформы Альфреда, централизованная оборона. Во Франции — усиление феодалов, ослабление королевской власти.

5

Как сложилась судьба трёх государств после распада империи Карла Великого?

Англия — объединена, укреплена; Франция — раздроблена; Германия — образовано Германское королевство, позже — Священная Римская империя.

6

Какова была цель Оттона I? Удалось ли её достичь?

Восстановление империи, объединение христианского мира. Удалось: стал императором, победил венгров.

7

Каков вклад Кирилла и Мефодия?

Создание кириллицы, перевод Библии, христианизация славян.

8

Что повлияло на культурное разделение славян?

Разные центры крещения: Рим (латиница — Польша, Чехия) и Константинополь (кириллица — Русь, Болгария).

9

Заполните таблицу:

Пример:
• 962 г. — Священная Римская империя
• 1025 г. — Польское королевство
• IX в. — Чехия в составе империи

Методический совет:Пункты 1–4 можно использовать дляфронтальной беседы, 5–9 — для индивидуальной работы или домашнего задания.

Задание №9 можно дать в виде мини-проекта: составить хронологическую таблицу по теме «Государства Европы IX–XI вв.».

X. Домашнее задание

Обязательное задание (для всех учащихся):

Ответить письменно на вопросы 1–9 по параграфу (§4).Ответы должны быть полными, чёткими, с использованием фактов из учебника. Объём — от 1 до 3 предложений на каждый вопрос.

Дополнительное задание (по желанию ученика, на выбор): Выполняется по усмотрению учащегося. При выполнении — прибавляется до 2 бонусных баллов к общей оценке за домашнюю работу.

Варианты:

  1. Подготовить устный рассказ (или краткий письменный текст) на тему: «Поход викингов в Винланд: цели, маршрут, результаты» (по учебнику и при желании — с иллюстрацией).

  2. Нарисовать схематичную карту с маршрутами походов викингов и указанием стран, подвергшихся их набегам. (Можно использовать цветные карандаши, обозначить стрелками направления движения.)

  3. Составить сравнительную таблицу: «Франция, Англия, Германия в IX–XI вв.» (по критериям: власть, единство/раздробленность, внешний враг, результат)

Критерии оценивания:

Критерий

Баллы

1. Полнота и точность ответа

до 2 баллов

(основывается на тексте параграфа, охвачены все аспекты вопроса)


2. Использование исторических понятий и фактов

до 2 баллов

(корректное употребление терминов, имён, дат)


3. Логика и структура изложения

до 1 балла

(последовательность, связность, грамотность)


4. Творческий подход (только для доп. задания)

до 1 балла

(оригинальность, самостоятельность, аккуратность выполнения)


Максимальная оценка за домашнюю работу с выполненным дополнительным заданием — 6 баллов, без дополнительного — до 5 баллов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по истории «Европа в IX–XI вв.»

Автор: Камалова Гульзия Кадировна

Дата: 14.10.2025

Номер свидетельства: 675416


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства