kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории Тема: «Жизненный уклад древнерусских крестьян» 7 класс. (с применением исследовательской технологии)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в историческом образовании возрастает интерес к формам и методам, ориентирующим, обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованными становятся те из них, которые способствуют развитию у школьников исследовательских навыков. В данном докладе рассматриваются последовательность хода научного исследования, этапы работы ученика в процессе исследования, порядок оформления работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории Тема: «Жизненный уклад древнерусских крестьян» 7 класс. (с применением исследовательской технологии)»















Конспект урока истории

Тема: «Жизненный уклад древнерусских крестьян» 7 класс.

(с применением исследовательской технологии)









Выполнил: Немтина Н.В.,

учитель истории, МБ ОУ «СОШ № 36»





















Новокузнецк, 2018 г

Исследовательская деятельность на уроках истории

Всякое учение - это деятельность. И эта деятельность должна быть активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельностью. Через такую деятельность можно воспитать активную личность. Исследовательская деятельность на уроках истории - это путь к знанию через собственный творческий исследовательский поиск.

Психологи утверждают, что возникновение мыслительной деятельности учеников во время объяснения учителя недостаточно, осознание материала не происходит. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30% - что наблюдали, 50% - что видели и слышали, 70% - что высказывали и обсуждали. Значит, главная моя задача - научить разумно учиться, сформировать привычку размышлять. Следовательно, уроки должны носить практическую направленность, поисковый, исследовательский характер.

В современной педагогике выделяются три уровня реализации исследовательского обучения:

· педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения. А само решение предстоит найти учащимся самостоятельно;

· педагог ставит проблему, сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

· на третьем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

Исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными слушателями, ведь мыслить ученик начинает тогда, когда у него возникает потребность узнать.

На уроках истории я предлагаю учащимся исследовательские задачи, которые предполагают самостоятельность поиска ответов.

Реализация принципа проблемности ведет к изменению роли ученика. Учитель не дает готовые знания, а поощряет исследовательскую активность, что способствует лучшему усвоению материала, повышает интерес к предмету, развивает навыки самостоятельной работы.

В последнее время в историческом образовании возрастает интерес к формам и методам, ориентирующим, обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованными становятся те из них, которые способствуют развитию у школьников исследовательских навыков. В данном докладе рассматриваются последовательность хода научного исследования, этапы работы ученика в процессе исследования, порядок оформления работы.

Практика проведения учебных исследований со школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

На данном уроке было опережающее задание: ученики готовили доклады на тему «Деревенская изба», «Основная пища крестьян», «Обувь крестьян».

7 класс. Тема: Жизненный уклад древнерусских крестьян

Цель: пробуждение интереса к жизненному укладу многонационального российского народа.

Задачи:

1) познакомить школьников с элементами культуры и быта русских крестьян;

2) формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, развивать мыслительные способности, умения решать творческие задачи;

3) способствовать воспитанию позитивной этнической идентичности и гражданско-патриотических позиций обучающихся

Формирование УУД:

личностные: положительное отношение к процессу познания, применять правила сотрудничества;

регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать свою деятельность.

познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказываться о своём желании, обсуждать проблемные вопросы;

коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, сотрудничать в совместном решении проблемы и строить небольшие монологические высказывания.

Методы: диалоговая беседа, дискуссия, выполнение проблемных заданий, применение элементов игры.

Оборудование и материалы: предметы быта, элементы одежды и обуви, продукты питания, иллюстрации, книги, компьютер, проектор.

Оборудование: предметы быта, элементы одежды и обуви, продукты питания, книги, рисунки, компьютер, проектор.

План:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Крестьянские поселения и постройки.

  3. Семейные традиции.

  4. Щи да каша пища наша.

  5. Предметы быта.

  6. Одежда и обувь крестьян.

  7. Как говорили в старину.

  8. Старинные меры длины.

  9. Заключение.

Ход урока:

1. Орг. момент

В начале урока звучит тихая русская мелодия.

2. Изучение новой темы

Постановка цели урока.

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Не зная истории человечества, невозможно понять настоящего. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, кто лишён исторической памяти. Истинная любовь к Родине немыслима без знания её великого трагического и прекрасного прошлого, без знания истории жизни её великого труженика - простого русского крестьянина - землепашца.

На уроке через создание атмосферы времени, используя предметы обихода, одежды, описание занятий, традиций и образа жизни крестьян, мы попробуем погрузиться в мир прошлого.

  1. Крестьянские постройки и поселения.

Задания: «Четвёртый лишний». Найдите лишнее.

1. Деревня, село, починок, посад. (Посад - нижняя часть города, где жили торговцы и ремесленники).

2. Изба, клеть, сени, сарай. (Сарай не является жилым помещением).

3. Овин, житница, хлев, амбар. (Хлев - помещение для скота).

Вопросы:

1. Какие постройки ещё могли быть в крестьянском хозяйстве? (погреб, сенник, баня).

2. Объяснить слова: клеть, сени, овин, житница. (Клеть и сени - не отапливаемые помещения, сени соединяли избу с клетью, где летом жили и спали, а зимой хранили запасы и вещи. Овин - место сушки хлебных снопов перед обмолотом. Житница - место хранения не обмолоченного зерна).

3. Что такое курная изба? (Изба с печкой без дымохода и трубы, дым выходил в отверстие под потолком, задвигаемое досками).

(Показ презентации, подготовленной ученицей «Деревенская изба»)

Задания: в ходе просмотра попробуйте подготовить вопросы друг другу, проверим насколько внимательны вы были во время просмотра.

  1. Семейные традиции.

Рассказ учителя с элементами беседы

В крестьянских семьях обычно насчитывали от 3-4 человек до 7-8, состоящий чаще всего из супругов с неженатыми детьми. Больших семей на Руси как правило не было. Как вы думаете, почему детей в крестьянских семьях было мало? (Высокий уровень смертности детей, хотя детей в семьях рождалось много).

Как вы думаете, во сколько лет тогда наступало совершеннолетие? Сейчас когда оно наступает?

С 15 лет наступало совершеннолетие и с этого времени начинали нести повинности и платить налоги, тянуть тягло. Мальчиков уже с 7-8 лет приучали выполнять все мужские обязанности по хозяйству: ухаживать за скотом, пахать, косить, ворошить и копнить сено, плотничать, заниматься несложными видами ремесла.

Девочки с 10 - 12 лет уже делали почти все работы по дому: готовили обед, убирались по дому, стирали, занимались рукоделием, пряли, ткали. Более того, в 12-13 лет их могли выдать замуж. Стоглавый церковный собор 1551 года вынужден был предписать священникам не венчать девушек раньше 15 лет. После свадьбы молодые стремились завести собственное хозяйство, то есть отделиться от отца. Делили при свидетелях всё: избы, хозяйственные постройки, скот, одежду, а главное - землю. Отделившаяся семья начинала самостоятельно тянуть тягло. Можно задать вопрос для закрепления понятия.

  1. Щи да каша пища наша.

Задание:

На столе разложены продукты - хлеб, чай, кофе, сахар, пиво, горох, гречка. рис, перец, макароны, рыба, морковь, огурцы, семечки, картофель, свекла, крупа. Участник должен выбрать то, что ели и пили крестьяне в старину. Остальным можно загадать загадки:

1. Красненьки сапожки в земле и лукошке. Свекла

2. Красна, да не девка, хвостата, да не мышь. Морковь.

3. Промеж грядок лежит, гусь гладок. Огурец.

4. В воде родится, воды боится. Соль.

5. На тычине городок в нём семьсот воевод. Мак.

6. Красненька матрёшка, беленько сердечко. Малина.

7. Заплата на заплате, иголка не была.

8. Чиста да не вода, клейка да не смола, бела да не снег. От рогатого берут и живулькам дают. Молоко.

  1. Выступление ученика «Основная пища крестьян»

Основной пищей крестьян был хлеб, особенно ржаной и ячменный. Пшеничный хлеб в основном пекли в городах. Ели крестьяне и пироги с разными начинками: с капустой, грибами, маком, ягодами. Весьма распространённой пищей были каши: ячменная, пшённая, овсяная, реже гречневая, а также ели овсяной и гороховый кисели. Щи считались роскошным кушаньем. Из мяса употребляли говядину, телятину, баранину, свинину, домашнюю и дикую птицу. Вопрос: почему конину почти не ели? Лошадь имела важное значение в хозяйстве и военных делах. Любили «уху с курей» - это суп из лапши с курицей. В старину любой суп называли ухой.

Крестьяне гораздо чаще мяса ели рыбу, это поощрялось церковными правилами. Рыбу солили, вялили, сушили, также ели икру.

Яйца и молочные продукты не были редкостью для крестьян.

Широко употребляли овощи и яблоки, груши, вишни, сливы, даже арбуз и дыню. Англичанин Флетчер в 16 веке, посетивший Россию, писал с удивлением о дыне: «Плоды похожие на тыкву, но слаще намного».

Использовались пряности: лаврушка, перец, чеснок, укроп при засолке овощей. Подсолнечного масла не знали, использовали льняное и конопляное.

Вместо сахара использовали мёд, в основном для приготовления сладостей и хмельных напитков. В медовом сиропе хранили вишни, сливы, редьку. Ни чая, ни кофе, ни заморских вин простолюдины не знали. Доступными напитками были медовуха, водка, настойки, наливки, квас малиновый и грушевый, клюквенный морс, ячменное пиво.

  1. Предметы быта.

Задания:

1. На столе лежат черпак и туесок. Один из ребят должен объяснить, что это за предметы и для чего их использовали.

После того как ребята покажут:

Черпак - это большая деревянная ложка, которой на пирах разливали хмельные напитки. Просуществовал до начала 20 века.

Туес - цилиндрический берестяной короб, куда наливали квас или мёд.

2. Вещи из сказок. На столе разложены разные предметы, которые встречаются в русских народных сказках. Объяснить в чём их чудодейственная сила. Клубок указывал дорогу, пояс или полотенце превращались в реку, ковёр - самолёт, расчёска или гребень превращались в реку, шапка - невидимка, скатерть - самобранка.

3. Обереги. В старину некоторым предметам присваивали чудодейственную силу: гребень защищал от болезней, ложка - символ сытости, ключ - символ богатства.

  1. Одежда и обувь крестьян.

Задание в учебнике: Найти сведения об элементах одежды, обуви, головного убора мужчин и женщин. После проверки этого задания, дается следующее: Перед вами куски ткани, объясните, как из них сшить рубашку

Известно, что в старину основной одеждой мужчин и женщин были рубахи. Рубаху шили довольно простым способом: кусок ткани складывали пополам, на месте сгиба вырезали ворот, боковые швы сшивали, а в оставленные в верхней части отверстия вшивали рукава. Женские рубахи нередко дополняли вставками под мышками, а чтобы расширить рубашку к подолу в её боковины вшивали косые клинья. Рубахи были нижние и верхние, более плотные. Рубаха в тёплое время года иногда была единственной одеждой.

Постепенно одежда мужчин и женщин стала меняться. Замужние женщины поверх рубашки, которая доходила до икр или щиколоток, стали носить понёву.

Задания: Как вы думаете что это?

1. На представленном рисунке показать понёву.

2. Показать различные способы завязывания платка. (Можно показать на Слайде).



3. «Четвёртый лишний»: лён, конопля, хлопок, шерсть (крестьяне хлопок не использовали для одежды);

4. гачи, ноговицы, порты, брюкиш (брюкиш, так в старину называли один из сортов сукна).

5. Вопрос: власяница – что это? - это рубаха из шерстяной ткани или длинные волосы.

Подведение итогов: Постепенно одежда мужчин и женщин стала меняться. Замужние женщины поверх рубашки, которая доходила до икр или щиколоток, стали носить понёву. Языковеды возводят это слово к древнерусским глаголам - натягивать, надевать. Историки же считают, что понёва первоначально означала полотенце, пелена или завеса.

Понёва - это два куска клетчатой ткани, которые крепились на талии поясом. Куски ткани не сшивались, и между ними был виден вышитый подол рубахи. Позднее понёву стали одевать и девушки.

С 15 века у русских женщин появился сарафан. Хотя в 14 веке сарафан считался длинной распашной мужской одеждой.

Мужская одежда в древности называлась гачи, ноговицы или порты. В 16-17 веках порты были нижние и верхние, более плотные, чаще всего из сукна.

Один из сортов сукна назывался брюкиш, видимо от него и получились брюки.

Головные уборы были женские и девичьи - это венчики, венцы, повязки, кики, повои, плачеи.

Платки повязывали женщины всех возрастов в холодное время года. Завязывались платки, охватывая подбородок и шею, а узел завязывался высоко на макушке.

Рассказ ученика. Обувь

Обувь была разная - это лапти, поршни, башмаки, сапоги, различные виды кожаной обуви.

Лапти назывались по-разному - лыченицы, лычаки. Хотя плели их не только из лыка, но из бересты, даже из кожаных ремешков. Плетение лаптей считалось лёгким и недорогим делом. Но они быстро изнашивались: зимой - за десять дней, летом, в страду - за три дня. Собираясь в дорогу брали несколько пар лаптей. Но, всё - таки основная часть населения ходила от снега до снега босиком.

Лапти, конечно же, одевались не на босу ногу. Чаще всего это были онучи - длинные широкие полосы холщовой или шерстяной ткани, по-нашему портянки. Мужчины носили онучи поверх штанов, а женщины - на голую ногу. Красивой считалась та женщина, у которой были полные ноги, поэтому наматывали даже две пары онучей.

  1. Как говорили в старину.

Задания:

1. Перевести отрывок из древнерусского произведения 17 века Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских». Что делать ребёнку, если он встретит на пути уважаемого человека. (лежит на столах)

«С пути уступити, шапку честно снятии, аще же славный человек или достоинства яковаго будут имать, тому поклонитися.

Како беседовати детище с большими? Яко с равными любезно и дружески глаголати имать, тако с большими честно и кротко: титлу достоинства им приличную часто имать усугубляти, и не имать отити от них, дондеже отпущение возмёт или от них будет отпущен».

Перевод: «уступить дорогу, шапку прилежно снять, если же человек известный или высокого чина, то поклониться

Как беседовать ребёнку с взрослым? Как со сверстниками любезно и дружески разговаривает, так и с взрослыми честно и кротко: наименование чина часто не употреблять и не отходить, пока не получит разрешения или будет отпущен».

2. Объяснить смысл пословиц:

- холоду, голоду, амбары полны;

- крестьянскими мозолями бары сыто живут;

- нужда учит, барщина мучит;

- утиного зоба не накормишь, господского кармана не наполнишь;

- перед богом ставь свечку, перед судьёю - мешок;

- богу - слава, а попу - каравай сала;

- хвали рожь в стогу, а боярина в гробу;

- плох овёс - наглотаешься слёз;

- князья в платье, бояре в платье, будет платье и на нашей братье.

  1. Старинные меры длины.

Задание: измерить стол по старинным мерам длины.

Вершок - 4,45 см (сначала равнялся длине фаланги указательного пальца).

Пядь - 17,75 см (расстояние между концами разведённых указательного и большого пальцев).

Локоть - 38-46 см (не имел точной цифровой величины).

Аршин - 71,12 см (слово тюркского происхождения, видимо пришло с Востока).

Сажень - 2,134 м (расстояние между вытянутыми в сторону руками).

Верста - 2,16 км.

Закрепление изученного материала. Проверка записей в тетрадях.

3. Закрепление изученного материала

Проверка записей в тетрадях

4. Домашнее задание

Через различные дополнительные источники подготовьте сообщения или компьютерную презентацию о культуре и быте крестьян, можете затронуть быт марийских крестьян. Тему выберите сами.

5. Рефлексия

- Понравился ли вам урок?

- Трудным ли был материал урока для понимания?

- Какие чувства у вас появились в ходе урока?

- Хочется ли вам пополнить свои знания о жизни нашего народа?

- Попробуйте дать оценку, вашей работы на уроке?

Общая оценка работы класса на уроке.

  1. Заключительное слово учителя.

Наш урок подошёл к концу. Надеюсь, он вам понравился и у вас появился ещё больший интерес к изучению прошлого нашего народа. Человек не может не задаваться вопросами: кто я? Откуда я? Не зная истории человечества, не возможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных народов, проникнуть в суть событий. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но прежде всего самих себя. Ибо, чтобы идти вперёд, часто оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно идти.

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Немтина Наталья Валерьевна

Дата: 06.12.2018

Номер свидетельства: 489214


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства