kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории 7 класс "Освободительная война в Нидерландах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционный урок формирования новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории 7 класс "Освободительная война в Нидерландах"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №1 г. Смоленска







Конспект урока по истории 7 класс

Тема урока: Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций.


Методическая разработка

учителя истории

Горбачёвой Марины Владимировны




























2021




Цель урока:

-- показать пагубные последствия политики террора, проводимой Испанией в отношении Нидерландов;

-- рассмотреть причины, ход и результаты революции в Нидерландах;

Задачи урока:

Образовательная: освоение учащимися знаний о Нидерландской революции, ее причинах, ходе, итогах.

Развивающая: вырабатывать умения анализировать, сравнивать исторические факты, выяснять причинно – следственные связи.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства уважения к героической борьбе народов за свое освобождение.

Планируемые результаты:

.

Планируемые результаты

предметные

метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся определять термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.

Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.


Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

проблемный или частично поисковый метод.


Оборудование урока:

учебник, карта, компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия урока: гезы, иконоборцы, революция, уния, террор, штатгальтер.

Тип и вид урока: традиционный урок изучение нового материала, комбинированный урок.




Ход урока.

  1. Введение в тему.

  2. Добрый день. Наша жизнь устроена таким образом, что все вокруг подвергается изменениям. Недаром древние философы говорили: «Все течет, все изменяется». На протяжении многих столетий мир менялся, меняется и будет меняться в силу определенных обстоятельств. Не исключение и исторический процесс.

… А что же такое революция?


Революция это коренной переворот, перелом в жизни людей. Революции бывают в самых разных сферах жизни: в общественных отношениях, в технике, науке, культуре, сфере сознания. Революции в общественных отношениях называют социальными.


Уч. И сегодня на уроке вы должны познакомиться с тем, каковы причины революции, основные события, происходившие в этот период, и итоги революции в Нидерландах.

Открываем тетради, записываем число, тему урока. Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций.


План урока:

1. «Жемчужина в короне Габсбургов».

2. Возникновение конфликта.

3. Время террора.

4. Испано-нидерландская война.

5. Рождение республики.



При изучении данной темы нам поможет памятка-алгоритм.

  • Причины революции.

  • Задачи революции

  • Участники революции

  • Основные события.

  • Итоги.

  • Значение.


1. «Жемчужина в короне Габсбургов».

Уч. В результате ВГО на карте мира образовалось множество стран – лидеров в этой политике.

Какие страны были лидерами в колониальной политике?

Португалия, Испания и т.д.

Колониальные владения Испании как лидера в колониальной политике были действительно обширны: колониями Испании были: Италия, Новый Свет (американские колонии), Нидерланды, Австрия, Чехия, Австрия,

Естественно, возникает закономерность того, как обогащалась Испания.

Посмотрите, пожалуйста, на данные о доходах Испании и попробуйте сделать вывод о значимости территорий, находящихся под властью Испании.

Источники доходов испанского короля в 16 веке: (К)

  • Нидерланды – 2 млн. флоринов

  • Италия – 1 млн. флоринов

  • Новый Свет – ½ млн. флоринов

  • Испания – ½ млн. флоринов.


-- Скажите, какова роль этих колоний относительно пополнения казны Испании?


Как видно, Нидерланды приносили самый большой доход.

Крошечные Нидерланды стали «жемчужиной в королевстве Габсбургов» в силу богатства этой страны.

Во-первых, одним из источников богатства страны являлось выгодное географическое положение. Процветанию также способствовало развитие ремесленного и мануфактурного производства, особенно в центральных провинциях. В стране добывался каменный уголь, выплавлялся металл, строились быстроходные суда. Население занималось мореходством и рыболовством, земледелием.


Но во II половине 16 века отношения Нидерландов с Испанией обострились до предела, началась Нидерландская революция.( ещё раз определение революции)


Для того чтобы понять, из-за чего началась революция, мы с вами должны рассмотреть положение Нидерландов накануне буржуазной революции в основных сферах жизни общества: экономической, политической, религиозной.

Во второй половине XVI в. возникли из-за религиозных мотивов противоречия между Нидерландами и Испанией. Многие жители Нидерландов приняли кальвинизм. Карл V, воспринимая себя в качестве основного защитника католической веры, учредил в 1525 г. инквизиционный суд, который приговорил многих протестантов к смерти. После его смерти, дело продолжил сын Филипп II. Население при правлении Филиппа II оказалось в бедственном положении. Почему?

(Работа с учебником стр.)

Ответ: испанское правительство запретило торговать с протестантской Англией и испанскими колониями;

- резко поднялись налоги.




Положение Нидерландов накануне буржуазной революции


экономическое


политическое


религиозное



развитие капитализма



колония

Испании


распространение Реформации




Высокие налоги и пошлины, запрет на торговлю с Англией


Власть в руках испанского короля и дворян, буржуазия и нидерландская знать не принимали участие в управлении страной


Преследование кальвинистов.












-- Итак, каково же экономическое развитие страны? (развитие капитализма).

Если говорить о политическом устройстве, то Нидерланды – это колония Испании.

А религиозная жизнь Нидерландцев была проникнута идеями Реформации.






Уч. Но не смотря на развитие капитализма в стране, происходил рост национально-освободительной войны. В чем же заключались причины революции?

2. Возникновение конфликта.


Ответить на этот вопрос вам поможет текст учебника (§ 15 «Противоречия обостряются» с. 130)

(Работа с учебником.., беседа, запись в тетрадь «Причины Революции)

Исходя из указанных причин, можно сформулировать задачи, стоящие перед народом в этой революции.

(Это прежде всего самостоятельность во всех сферах жизни, особенно политической.)


Уч. Какие слои населения были заинтересованы в свержении власти испанского короля? (доска, таблица, беседа) слайд


Участники революции:

Население Нидерландов

(дворяне, предприниматели, ремесленники, наемные рабочие, матросы, крестьяне.


Испанское дворянство,

Католическая церковь







Уч. Каковы их требования?

КЛ 1) вывести испанские войска с территории их государства

2) созвать Генеральные штаты

3) отменить законы против еретиков

( сл. 16- 17) - Иконоборческое движение.

- Переговоры с властями ни к чему не привели

Уч.: В итоге недовольство политикой Филиппа II росло.

- Как вы думаете, как он решил усмирить Нидерланды? ( ввел на её территорию войска)

-К чему это привело? (к народному восстанию)

Запись в тетрадь: 1566 г. – народное движение, принявшее иконоборческое движение.

Иконоборчество – религиозное движение, направленное на уничтожение предметов культа (икон, храмов, скульптур святых и т.д.) (слайд 8)

В 1566г. на севере страны по призыву своих проповедников протестанты:

1) стали захватывать католические церкви;

2) уничтожать иконы, скульптуры святых;

3) Захваченные деньги шли на создание вооружённых отрядов

4) изгоняли католических священников и испанских чиновников

5) освобождали из тюрем кальвинистов, уничтожали документы, где были записаны их долги по налогам


Состав участников мятежа:

1) ремесленники,

2) наёмные рабочие

3) часть крестьян

4) богатое купечество и дворянство.


- Позднее дворяне и богатые горожане стали отходить от восстания, т.к. низы требовали разделить имущество богачей.

Уч. Так началась освободительная война Нидерландов против чужеземного гнёта и католической церкви, которая будет длиться 40 лет.

Недовольных возглавили дворяне: принц Оранский, граф Эгмонт и адмирал Горн. Они просили короля вывести войска, упразднить инквизиционный суд и созвать Генеральные штаты. Оппозиционеры сами называли себя «гезами», т.е. нищими, в отличие от испанского народа. Однако, испанский король Филипп II не собирался идти на уступки. В итоге в Нидерландах в 1566 году вспыхнуло народное восстание, переросшее в настоящую войну.

работа по учебнику:

Стр. 134 – 135 ( сл. 18 – 20 )


3. Время террора.

Уч. Филипп II пошел на крайние средства. На подавление восстания был

направлен суровый и беспощадный герцог Альба. В 1567 г. он занял Брюссель. Во все города были введены испанские гарнизоны. Был учрежден «Совет по делам о мятежах». За годы своей деятельности Совет вынес более 8 тыс. смертных приговоров. Среди казнённых были и граф Эгмонт, и адмирал Горн. Альба всячески поощрял доносительство, так как доносчик получал часть имущества казнённого. Правление сопровождалось тотальным ограблением провинций. Альба решил в Нидерландах установить испанскую систему налогообложению, предполагавшую резкое повышение налогов с продаж.

  • Почему эта система налогообложения привела к столь печальным последствиям для Нидерландов? (Нидерланды были регионом чрезвычайно развитой торговли, перепродажа была обычным явлением, поэтому установление такого налога грозило многократным повышением цен.)


(слайд 9)

Уч.: Тысячи людей бежали из страны, многие уходили в леса, среди низ обедневшие дворяне, их прозвали гёзы. (слайд 10)

3) самостоятельная работа учащихся:

Стр. 135 – 136 – Лесные и морские гёзы

- Кто такие гёзы? ( сл. 21)

- Какую борьбу они вели? ( уходили в лес и вели партизанскую войну)

- Кто такие морские гёзы?



4. Испано-нидерландская война.


Уч. О событиях этой войны вы прочитаете в учебниках на с. 134 (Испано-нидерландская война).

Ваша задача: выписать в тетрадь основные события этой войны.

1572,1573-1574,

(самостоятельная работа учащихся уч с запись в тетрадь, беседа )

Уч.Прочитайте текст исторического источника и ответьте, чем было вызвано нечеловечески жестокое отношение испанцев к жителям страны во время испано-нидерландской войны. (на партах листы с текстом)

Письмо герцога Альбы Филиппу II.

В середине 1573 г. после долгой осады испанскими войсками был взят город Гарлем, после чего он был отдан на разграбление солдатам. Испанцы уничтожили 2300 жителей города. Герцог Альба, однако, считал, что он поступил с Гарлемом излишне великодушно, так как те горожане, жизнь которых он пощадил, не высказали ему своей признательности. В связи с этим Альба решил отомстить «неблагодарным» нидерландцам после взятия следующего города – Алькмаара.

«Пусть ваше величество разуверится в мнении, что добротой можно что-нибудь сделать с этим народом…

Ваше величество, можете быть уверенны, что ни один человек на свете не желает больше моего идти путем милосердия, несмотря на мою собственную ненависть к еретикам и изменникам.

Но, если я возьму Алькмаар, я решился не оставить ни одного существа в живых. Нож будет всажен в каждое горло. Так как пример Гарлема оказался бесполезным, может быть, пример жестокости заставит другие города опомниться».


Уч.Тем не менее, в 1573 г. Альба был отозван: Филипп II был недоволен, что окончательной победы все не было и не было. Испанские солдаты, подолгу не получая жалованья, приступили к грабежу местного населения. Так. Был нещадно ограблен Антверпен. Число жертв среди населения достигло 7 тыс. человек. Насилие со стороны испанцев порождало ответное насилие.

    • Как Филипп II мог решить проблему взаимоотношения с нидерландскими провинциями, помимо насилия? (Он теми или иными способами мог бы привлечь аристократию Нидерландов на свою сторону.)

Отчасти Филипп II так и поступил. Ему в 1579 г. удалось добиться признания своей власти от южных провинций Нидерландов







5. Рождение республики.


Уч. В 1579 году 7 северных провинций подписали в городе Утрехте унию – договор о создании единого государства.

В 1581 году Генеральные штаты объединенных провинций объявили о низложении Филиппа II.

(Работа с историческим документом, с. 139 «Акт о низложении Филиппа II).- беседа

Главой нового государственного образования стал Вильгельм Оранский, а в 1588 году возникла республика соединенных провинций, которую чаще всего стали называть Голландией.

Государственной религией Голландии стал кальвинизм, форма правления – республиканская. Голландия чрезвычайно быстро развивалась, у нее был огромный флот. Амстердам стал финансовым и торговым центром всей Европы.

1609 г. – перемирие Испании с Республикой Соединённых провинций. (слайд 12)

Итоги национально-осво­бодительной борьбы

  • Нидерланды добились независимости;

  • Форма правления – республиканская (форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом (президент, парламент);

  • Религия кальвинизм. (слайд 13-14)

  • революция способствовала превращению Голлан­дии в самую экономически развитую страну в Европе



Го­воря о  превращении Голлан­дии в самую экономически развитую страну в Европе, учитель при наличии времени может рассказать:

«После раз­рушения испанцами Антверпена его значение перешло к Амстердаму, главному городу Голландии. В то же время голландцы продолжали тор­говать с Испанией. Даже во время войны они открыто или под чужими именами доставляли в Испанию строительный материал и паруса для ко­раблей, продавали в страны Южной Европы зерно, вывозя его из при­балтийских стран. Все больше и больше развивалось голландское рыбо­ловство, особенно ловля сельдей, которых продавали в страны Северной Европы. Из Голландии вывозились мясо, масло. Пользуясь своим положе­нием между северными и южными морями, голландцы стали посредни­ками в европейской торговле, «морскими перевозчиками». В одной только провинции Голландии торговый флот насчитывал 10 000 судов с занятыми на них250 000 человек. Голландские купцы включились в борьбу за колонии. В начале XVII в. они проникли в Африку и занялись работорговлей (черных ра­бов доставляли в Америку).

  • В начале XVII в. Голландия наряду с Англией стала ведущей страной в области производства и торговли. Одна за другой росли мануфактуры, а голландские сукна и голландское полотно считались лучшими в Евро­пе, их покупали и в России.

  • В республике установилась свобода вероисповедания. Хотя государ­ственной религией стал протестантизм, католиков не притесняли. Сво­бодой вероисповедания пользовались также и евреи. В XVII в. Голлан­дия стала прибежищем для европейских эмигрантов, вынужденных бежать из своих стран за проявление свободомыслия.

  • В Голландии печатались книги, выражающие самые разные точки зре­ния, но особенно важно отметить, что в стране стали издаваться газе­ты — новое для того времени средство общения между людьми. Печатались и памфлеты, затрагива­ющие острые вопросы европейской политики, что вызывало протесты со стороны правительств соседних государств».

Закрепление.

  • Выделите причины освободи­тельной борьбы Нидерландов против Испании

  • Форма борьбы

  • Почему национально-освободительную борьбу в Нидерландах можно назвать революцией (буржуазной революцией)

Ответим на вопросы

Слайд 19.


    1. Домашнее задание

Д/з – прочитать §15, вопрос 8,9 письменно. К\К №

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории 7 класс "Освободительная война в Нидерландах"

Автор: Горбачёва Марина Владимировна

Дата: 14.10.2023

Номер свидетельства: 637999


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства